Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника
статья на тему

Корчигина Нина Александровна

Дошкольное детство - это тот период, где происходит становление и развитие личности, формирование его характера. Сказка для ребёнка является не просто фантазией, но и особой реальностью, где ребёнок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях,  возникающих у человека в жизни, и как выходить из этих трудных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazka_-kak_sredstvo_vospitaniya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Корчигина Н.А., воспитатель

 ГБДОУ № 53 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников

Обучение нравственности - основа любой системы воспитания и образования. Обращение к сказке необходимо, потому что нравственный и творческий потенциал необходим для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, который закладывается с детства. Мы сосредоточиваем усилия на развитие в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении.

Дошкольное детство — это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формирование его характера.

Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь оттуда такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие др. вероятно, но необходимо иметь свой "ключик" к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, "заражения" чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство. Один из путей такого "вмешательства" лежит через сказку.

Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия.

При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д.

Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного, младшего и др. возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во - первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во - вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Рассматривая иллюстрации к народным и литературным сказкам, обращаясь к ним на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении, сравнивая героев сказок и героев, созданных разными художниками. Дошкольники учатся видеть, какие средства те используют, чтобы передать особенности характера и настроения персонажей, понимают, как можно изобразительными средствами (колорит, композиция и т.д.) передать свое отношение к событиям сказки и ее действующим лицам, а значит, получают не только знания, необходимые для изобразительной деятельности, но и вырабатывают нравственные ориентиры, столь нужные для формирования «растущей души».

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и

даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его. Но нереальным мир кажется только взрослым, ребенок же все воспринимает как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задание, чем просто Петей, Машей и т.д. Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнер...

консультация Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и...

Консультация для родителей "Сказка-как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника"

Именно  сказка  открывает  перед  ребёнком   мир  идеалов  и  ценностей  традиционной  культуры....

Доклад: «СКАЗКА –КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

laquo;СКАЗКА –КАК  СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ  НРАВСТВЕННЫХ  КАЧЕСТВ В  ЛИЧНОСТИ  РЕБЁНКА»Дошкольный  возраст - возраст  сказки....