Сказка - как средства воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников
статья

Трофимовская Илона Николаевна

Консультация для воспитателей и логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_-_kak_sredstvo.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка - как средства воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников

Дошкольное детство — это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формирование его характера. Говоря о воспитании характера, многие психологи имеют в виду главным образом волевую сторону его устойчивость, определенность. твердость. Но с понятием характера связывают ещё другую, очень важную черту, имеющую решающее значение выявления ценности всей личности человека. Именно на нравственную сторону указывает Е А Аркин. "Ни крепкая воля и твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа". Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь от туда такие качества как справедливость. отзывчивость. доброжелательность, милосердие преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность. взаимовыручка, патриотизм, честность и многие др. вероятно, но необходимо иметь свой "ключик" к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не ТОЛЬКО на основе пассивного непроизвольного подражания, "заражения" чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство. Один из путей такого “вмешательства” лежит через сказку

Дошкольный возраст - возраст сказки И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко  всему сказочному необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев. Прекращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль. простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

При выборе сказки необходимо руководствоваться не только её занимательностью. доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и с моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия.

Многие исследователи считают, что превосходным в воспитательном отношении материалом для рассказывания детям могут служить нарядные легенды и наши русские былины. Многие педагоги не в достаточной мере оценивают способность силу детского воображения и чуткость детского сердца дошкольника прекрасной человеческой воспринимать личности. И наличие почувствовать обаяния нравственного подвига, неотразимую силу мужества и отваги. Детям чаще всего рассказывают о различных жиаотных. Ничего нельзя воззвратить против таких произведений, расширяющих детский кругозор. Но можно и должно уже к концу дошкольного возраста скрыть перед ребенком доступ в прекрасный мир отважных борцов за счастье и свободу народов. Здесь человеческий обзор или величественный героический подвиг способен возбудить в ребенке высшие чуства красоты и морали, беззаветную любовь к родине.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободну мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни,  сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребёнка “сказочной” форме постигать все взрослый мир чувств и переживаний.

Во 2, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, то есть процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образ тов. Поэтому, воспринимаю сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивать себя со сказочными героями, и это позволяет ему чувствовать и понимать, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны питаю посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагается выхода из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможности и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя положительным героем точка происходит это не потому что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях запятая а потому запятая как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него дочка на этом многократно указывал Е.А. Аркин. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. “никто не надо гасить детскую радость”,— подчёркивала А.М Виноградова. По его мнению в атмосфере радости легко а рождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательны за питаться из чего есть—, уверенность и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнер...

консультация Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и...

Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника

Дошкольное детство - это тот период, где происходит становление и развитие личности, формирование его характера. Сказка для ребёнка является не просто фантазией, но и особой реальностью, где ребёнок п...

Консультация для родителей "Сказка-как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника"

Именно  сказка  открывает  перед  ребёнком   мир  идеалов  и  ценностей  традиционной  культуры....

Доклад: «СКАЗКА –КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

laquo;СКАЗКА –КАК  СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ  НРАВСТВЕННЫХ  КАЧЕСТВ В  ЛИЧНОСТИ  РЕБЁНКА»Дошкольный  возраст - возраст  сказки....