Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
консультация на тему
Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост много- и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления. Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации. Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего "Я", своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и у него возникают трудности - вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост много- и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления. Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации. Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего "Я", своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и у него возникают трудности - вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.
Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, обучения и т. д., которую называют Индивидуальный образовательный маршрут
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Диагностика индивидуальных особенностей детей:
- Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества. - Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке. - Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Состав медико-психолого-педагогической комиссии:
• Воспитатели группы;
• педагог-психолог;
• учитель-логопед;
• Музыкальный руководитель;
• Методист;
• Старшая медицинская сестра;
• Врач-педиатр.
Методы, используемые в работе:
- Беседы, игры, НОД, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
- Приемы арт - терапии (сказкотерапия);
- Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка
1 этап. Выбор:
Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Домашние задания
• Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика
• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ
Организация эмоционального благополучия ребенка
- «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
• «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.
• «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.
• «Предметно-развивающая среда в группе» (рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей. - Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводим:
• Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).
• Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.
• Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.
• Коллективные работы по изобразительной деятельности.
• Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).
• Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).
• Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
• Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
• Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы. - Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
• Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
• Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.
• Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
• Игры драматизации.
• Театрализованные игры.
• Просмотр спектаклей,
• Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков. - Для развития социальных навыков у ребенка мы проводим:
• Дидактические игры («Правда или нет»).
• Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»
• Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказкотерапии. - Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:
• НОД по экологии и по ОБЖ;
• чтение художественной литературы;
• дидактические игры природоведческого содержания;
• разбор ситуаций;
• просмотр спектаклей на экологические темы;
• акции (Посади дерево, покорми птиц);
• уход за растениями в уголке природы и на участке;
• трудовая деятельность (различные виды труда).
Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Педагог-психолог, учитель – логопед – представляет комплексное изучение психолого – педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Зам. зав по ВОР координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта, содержание примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана, определяет временные границы реализации индивидуальной образовательной программы.
- ПМП консилиум планирует формы работы по реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально – групповые, групповые, коллективные и другие; определяет критерии эффективности реализации индивидуальной образовательной программы, описание мониторинга коррекционной работы; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы, выбирает временной отрезок, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы; корректирует содержание индивидуальной программы, на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле – мае текущего учебного года.
- Родитель (законный представитель) – вносит предложения в индивидуальную образовательную программу по организации образовательного процесса;
- Воспитатель планирует формы работы по реализации индивидуальной образовательной программы социализации учащихся.
- Содержание деятельности прописывается с учетом ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста, определенных федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655, на основании программ, технологий, методик реализуемых образовательным учреждением.
- Обязательным является и включение родителей в педагогический процесс. Согласно Закону РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 ст. 18. именно родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы нравственного, интеллектуального и физического развития ребенка. А, следовательно, должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного малыша.
Диагностическо-результативный: отражает формы контроля и учета достижения ребенка. Содержание коррекционно-развивающей работы зависит от результатов первичного диагностирования уровня освоения программы дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями. Обязательным условием ведения ИОМ является лист динамики, где отображены результаты первичного и последующего диагностирования. Результаты диагностирования вносятся в сводную таблицу, которая ведется на протяжении всего времени пока ребенок стоит на учете в психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения и заполняется не менее двух раз в год.
Специалисты также ведут лист динамического наблюдения, в который вносятся следующие показатели:
Кто проводил наблюдение | дата | цель | Виды деятельности | результат | примечания |
Цель такого наблюдения – коррекция компонентов образовательного процесса, выбор оптимальных форм его организации.
Имея представление о желаемом результате в виде конкретных критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного обследования можно своевременно вносить изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
По итогам года собирается психолого-медико-педагогический консилиум, которые делает заключение о проделанной работе и дальнейшей ее перспективе. Обязательно на заседании консилиума приглашаются родители, которые знакомятся с результатами проведенной работы и принимают участие в ее последующем планировании.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением
Разработка индивидуальной программы обучения воспитания и развития ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...