Проектная деятельность «Былины и былинные богатыри» с детьми старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему

Таланова Людмила Александровна

Проект дает возможность детям  больше узнать о былинах, их происхождении, былинных героях - образцах для подражания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_byliny_i_bylinnye_bogatyri.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                           детский сад № 14 «Незабудка»

Проектная деятельность «Былины и былинные богатыри»                                                  с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                 Разработала: Таланова Людмила Александровна,                                          воспитатель

Саров,

2016

Авторы проекта:

ФИО

Таланова Людмила Александровна, воспитатель

Регион

Нижегородская область

Населенный пункт, в котором находиться ОУ

г. Саров

Название проекта  «Былины и былинные богатыри»

Актуальность проекта

    Любовь к Родине - это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе и верности русского народа своему Отечеству.

Краткое содержание проекта

  Проект дает возможность детям  больше узнать о былинах, их происхождении, былинных героях - образцах для подражания.

Образовательные области:

- «Познавательное развитие»;

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

-  «Физическое развитие».

Виды деятельности:

- познавательно – исследовательская;

- игровая;

- коммуникативная;

- музыкальная;

- продуктивная;

- двигательная;

- трудовая.

Возраст: данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Приблизительная продолжительность проекта:  4  недели, групповой, познавательно-творческий.

Образовательная цель: воспитание любви к Родине, воспитание интереса к  истории своей страны, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Образовательные задачи: сформировать у детей представление о былине, как жанре устного народного творчества; об образе былинного богатыря как главного защитника  земли Русской.

Развивающая цель:  развитие у детей интереса к изучению устного народного творчества и истории родной страны;  интереса к чтению как способу познания и развития.

 Развивающие задачи:   

- развивать у детей познавательный интерес, желание получать  новые знания из книг, видеофильмов, от взрослых;

- побуждать дошкольников отражать полученные впечатления   в  изобразительной, музыкально – ритмической и  театрализованной деятельности;

- развивать у детей творческие способности;

- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать свою точку зрения.

Воспитательная цель: воспитание чувства гордости за национальных исторических и литературных героев, изображённых в былинных произведениях.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, оказывать помощь тем, кто нуждается в защите;

- поддерживать в детях желание быть похожими на русских былинных богатырей;

- воспитывать любовь к  Родине.

Ожидаемые результаты:

- у детей сформируются представления об образе былинного богатыря как защитника земли Русской, о былине, как о жанре устного народного творчества;                                           - развитие у детей интереса к поисковой деятельности;                                                                         - вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в проектную деятельность.

Вопросы, направляющие проект

- Кто такие богатыри?

- Есть ли богатыри сегодня?

- Каких русских богатырей вы знаете?

- С кем они сражались?

- Кого защищали?

- Какое оружие у них было?

- Как стать богатырем?

- В чем кроется секрет силушки богатырской?
- Что такое былины?

- Как появились былины?

Образовательная деятельность в режимных моментах

Социально-коммуникативное развитие: беседы-рассуждения «Как жили  наши предки», «Кто такой   русский богатырь?», «Подвиги русских богатырей», «Как стать богатырем?»

Познавательное развитие:

- просмотр презентации «В мире русских былин»;

- просмотр мультипликационных фильмов  о былинах и богатырях;

- коллекционирование иллюстраций к былинам;

- моделирование макета «Былинные богатыри».

Речевое  развитие:

- рассматривание картин: В.М. Васнецов «Богатыри», «Гусляры»,  «Богатырь», «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец»;

- составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри»;

- составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем»;

- придумывание сказок о богатырях;

- знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках;

- рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций;

- рассказ воспитателя с показом иллюстраций "Былины - кладезь народной мудрости»,

Чтение художественной литертуры:

- И. Карноухова  «Русские богатыри»,

- «Былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче», «Ставр Годинович», «Добрыня и Змей», «Садко», «Илья Муромец и соловей разбойник» и т.д.

- энциклопедия «Моя Родина Россия»;

- загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости русских богатырей.

Игровая деятельность:

- сюжетно-ролевые игры: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Три богатыря», «Богатыри охраняют землю русскую», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»;

- настольно-печатная игра   «Три богатыря»;

- дидактические игры: «Что нужно богатырю?» «Угадай, о ком говорю», «Было - не было», «Узнай по описанию», «Помоги богатырю собраться в путь», «Герои русских былин»,  «С кем бились богатыри»,  «Богатыри земли русской».

Художественно-эстетическое развитие:

- рисование:  «Богатырь», «Богатырь на коне»;

- раскраски: «Богатыри», «Предводитель дружины»;

- лепка «Богатырский  конь»;

- слушание звучания гуслей, былин в исполнении профессиональных артистов.

Физическое развитие: 

- подвижные игры: «Поймай  хвост Змея Горыныча»,  «Перетягивание каната»;

- эстафеты: «Кто быстрее проскачет на коне»,  «Меткий богатырь», «Дорога препятствий»;

- праздник  посвященный Дню защитника Отечества;

- разучивание русской народной подвижной игры «Петушиные бои».

Взаимодействие с родителями:    

- чтение  детям энциклопедий и книг по данной теме;

- поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;

- подбор  пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;

- изготовление богатырей;

- просмотр вместе с детьми  мультипликационных фильмов о богатырях;

- праздник с папами «Богатырские потехи»;

- изготовление макета «Богатыри»;

- подбор познавательной информации, аудио, видеоматериалов, презентаций по теме проекта.

Итоговое мероприятие с детьми: презентация макета «Богатыри».

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование , фотоаппарат, лазерный диск,  компьютер, принтер, проекционная система, видео-, DVD-проигрыватель, сканер,  телевизор.

Программное обеспечение:  программы обработки изображения, тестовые редакторы, другие справочники на СD-ROM

Литература: 

 1. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009.

2. «Русское народное поэтическое творчество»,Ю.Г.Круглов, Москва «Высшая школа»,1986.

3. «Былины», М.:изд. «Художественная литература»,1986.

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,О.Л.Князева,М.Д.Маханева, Санкт-Петербург«Детство-пресс»,1999.

5. « Пословицы русского народа»,В.Даль, Москва,1984

6. Художественно-познавательная литература, энциклопедии, методические пособия, хрестоматии, справочные материалы.

Интернет-ресурсы: 

http://www.wikipedia.ru/ - сетевая библиотека;

http://google.com/ - сетевой ресурс.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B8 – википедия о богатырях

http://wee14.narod.ru/Rus/Byliny.html - художественные тексты былин

http://3bogatirya.ru/personazhi/ - мультипликационный сайт о современных «мультяшных» богатырях

http://www.byliny.ru/ - Сайт для детей «Русские былины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

17.02.2019 «Метод проектной деятельности в ДОУ в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

laquo;Метод проектной деятельности в ДОУв работе с детьми младшего дошкольного возраста»С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Сам...

Проектная работа по теме: "Дары осени" с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Проектная работа по теме: "Дары осени" или "Загадываем загадки и рассказываем об овощах и фруктах, грибах и ягодах, а потом рисуем,лепим ..." с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно - речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»...