Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации
методическая разработка на тему

Иванова Ольга Николаевна

Расстройство психологического развития является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx407.33 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей

Расстройство психологического развития является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают  разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
Структурно-функциональная модель работы мозга (А.Р. Лурия)
Первый – энергетический блок, отвечает за регуляцию уровняактивности мозга           
Второй блок – отвечает за прием,переработку и хранениеэкстероцептивной (исходящей из внешней среды) информации: зрительной, слуховой,кожно-кинестетической
Третий структурно-функциональныйблок мозга отвечает за программирование,регуляцию и контроль за протеканием психической  деятельности

Коррекционная работа по развитию слухомоторной координации направлена на развитие:

сенсорных функций: зрительного восприятия, слухо-пространственного гнозиса, тембрового, динамического, ритмического, звуковысотного слуха, памяти;
психомоторных функций координации общих движений тонкой произвольной моторики и мимики, регуляции мышечного тонуса на уровне микро и макродвижений, артикуляционной моторики, неречевого дыхания;
развитие коммуникативно-речевой деятельности импрессивной, экспрессивной речи, коммуникативной компетентности.
Упражнения направленные на развитие слухомоторной координации
Основные формы и методы проведения образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию на основе интеграции образовательных областей 
Коррекционные  и образовательные задачи детализируются, согласовываются и распределяются между всеми педагогами с учетом их специализации.
при развитии двигательной сферы задача развития общей моторики решается на образовательной деятельности по физической культуре;
артикуляционной и ручной моторики на образовательной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя;
мимической выразительности у педагога-психолога;
развитие музыкально-ритмических способностей и слухомоторной координации на образовательной деятельности по музыке, коррекционной ритмики. 
Коррекционная ритмика
Коррекционная ритмика имеет широкие возможности для развития слухо-двигательных связей, поскольку в их содержании используется не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой темп и ритм, а также эмоциональная включенность  ребенка позволяют достичь общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиться осознанности кинестетического контроля.

«Музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» - В.А. Гринер

Образовательная деятельность по коррекционной ритмике составлена с опорой на лексические темы. Многократное повторение изученного материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание образовательной деятельности изменяется по мере поэтапного  усложнения речевого материала.

Структура коррекционной ритмики: 
I Вводная часть – двигательная разминка включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.
II Основная часть состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей. Включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания.
III Заключительная часть включает в себя подвижную или речевую игру (зависит от двигательной нагрузки основной части) и обязательную релаксационную фазу.


рекомендуется проводить коррекционную ритмику  один раз в неделю. 
при организации образовательной деятельности необходима тесная взаимосвязь в работе музыкального руководителя, учителя-дефектолога и воспитателя. 
чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы используются на всех видах образовательной деятельности. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на образовательной деятельности по музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей

Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областейРасстройство психологического развития является сложным полиморфным нарушением,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возрастасредствами игровой  деятельности...

Формирование познавательно – речевой деятельности у детей с ТНР средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.

В своей статье я освещаю работу с неговорящими детьми по развитию речи с использованием средства альтернативной и дополнительной коммуникации, которые стимулируют появление речи и помогает её развитию...