Игры с дидактическим пособием "Тучка"
учебно-методическое пособие на тему
Дидактическое пособие "Тучка" поможет изучению методов и приемов ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_posobiem_tuchka.docx | 102.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ
С ДИДАКТИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ
«ТУЧКА»
«Тучка»
Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам, качеству, местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам и по роду деятельности и т.д.
Обучение выявлению имени признака, развитие умения задавать вопрос от имени признака, сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, описательные рассказы, лимерики, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам.
Игровое действие: дети стоят по кругу, ведущий в середине круга и говорит:
«Тучка в небе загрустила.
И ребяток попросила:
«Поиграйте вы со мной,
очень скучно мне одной»
Дети: «Тучка, тучка, не зевай, а с кем хочешь, поиграй, расскажи нам, с каким объектом ты хочешь поиграть, какой он?»
Например: тучка (примерное описание объектов при помощи капелек — имён-признаков)
Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться.
Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир.
Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.
Мой объект смелый, спасает людей, носит форму, управляет сложной техникой и т.д.
С тем из детей, кто первый дает название объекта, тучка кружится.
«Капелька за капелькой»
Ведущий называет объект, первый ребёнок снимает капельку с признаком и называет – его свойство, второй – объект с названным свойством, третий снимает следующий признак – другое свойство нового объекта и т.д. до тех пор, пока не кончатся капельки. Игру пожеланию можно продолжить в другом направлении.
Например:
1. Тарелка.
2. Тарелка круглая.
3. Круглым бывает колесо.
4. Колесо резиновое.
5. Резиновым бывает мяч и т.д.
Игра «Противоположности»
Цель: научить детей называть антонимическую пару свойств объекта.
Материал: капельки-признаки.
Ход игры: Дети ходят по помещению и произносят слова:
Мы ходили, мы гуляли.
Себе парочку искали.
Будешь – лето, я – зима,
Мы с тобой дружны всегда.
По окончании слов дети по желанию становятся в пары. Ведущий показывает капельку-признак. Дети в парах договариваются и называют противоположное значение данного признака. Например, капелька – цвет: цветной - бесцветный, чёрный – белый и т.п. В конце игры подводиться итог: чья пара дала больше ответов. Для подсчета можно использовать фишки.
«Про что спрашивает тучка?»
Цель: учить детей определять значения имен признаков объектов, сравнивать их между собой. Сначала воспитатель задает вопрос от имени тучки, затем дети учатся сами задавать вопросы и отвечать на них (работа детей в парах: вопрос – ответ).
«Скажи наоборот»
Цель: упражнять в подборе слов – антонимов. Например, объект по цвету бывает яркий и бледный, темный и светлый; по температуре – горячий и холодный; по весу – тяжелый и легкий, по влажности – сухой и мокрый, по рельефу – гладкий и шероховатый и т.п.
«Назови объект такой же, как…»
(по цвету как помидор, по весу как слон, по форме как треугольник и т.п.).
Цель: упражнять в подборе объектов по сходным значениям имен признаков
«Определи имя признака»
Цель: учить детей выделять из текста (стихотворения, сказки, любого предложения) имя признака и находить его схематическое изображение. Например, «На лесной опушке (место) в маленькой (размер) избушке (место) жила-была (действие) коза с козлятами (количество)».
«Расскажи тучке об объекте»
Цель: учить составлять описательные рассказы об объектах с помощью значков имен признаков. Ребенку предлагается составить описательный рассказ по какому-либо объекту по тем именам признаков, которые «открыла» тучка.
«Исправь ошибку»
Вата легкая, а гиря черная. (Перепутаны имена признаков «цвет» и «вес»). Надо сказать: «Вата легкая, а гиря тяжелая (вес)». Или «Вата белая, а гиря черная (цвет)».
«Холодильник белый, а ковер пушистый» (цвет и рельеф).
«У гуся шея длинная, а цыпленок пищит» (Размер части и звук) и т.д.
- «Что лишнее, и по какому признаку»
-Снег, мак, халат врача, вата (По цвету все белое, кроме мака).
-Сосулька, мороженое, только что сваренный суп, снег (по температуре все холодное, а суп горячий).
-Вата, гиря, перышко, снежинка (по весу все легкое, а гиря тяжелая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культурно-гигиенических навыков и правил поведения за столом у детей дошкольного возраста Игры- ситуации, дидактические и пальчиковые игры.
В играх дети с удовольствием осваивают и изучают важные жизненые правила. Все начинается с игры......
" Учимся играть в дидактические игры"
Родительское собрание...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Конструктор технологической карты для дидактической игры. Пример дидактической игры "Звуковозик"
Краткий и понятный конструктор технологической карты для описания дидактической игры. И пример заполнения карты по дидактической словесной игре "Звуковозик"...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...
Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз»
Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз» Задачи приоритетной образовательной области: Со...