Развитие познавательных стратегий детей старшего дошкольного возраста в художественном творчестве (декоративная лепка).
материал (старшая группа) на тему
План исследовательской работы на 2014 учебный год
Ф.И.О. воспитателя Веретенник Наталья Михайловна
Название темы эксперимента: Развитие познавательных стратегий детей старшего дошкольного возраста в художественном творчестве (декоративная лепка).
Краткое обоснование актуальности темы: необходимость развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована требованиями общества к воспитанию самостоятельной, саморазвивающийся, успешной, творческой личности. Одним из средств активизации процесса детского творчества является народное декоративно-прикладное искусство.
Цель исследования и задачи:
Цель: изучение и развитие индивидуальных стратегий старших дошкольников в процессе выполнения декоративной лепки.
Задачи:
- Выявить индивидуальные стратегии по данной теме.
- Анализ индивидуальных стратегий детей.
- Подобрать методические приемы, упражнения для успешной деятельности по данной теме.
- Разработать вместе с детьми критерии оценки выполнения детских работ по декоративной лепке.
- Усовершенствовать индивидуальные стратегии в процессе декоративной лепки.
- Разработать универсальную памятку.
Сущность (гипотеза, основная идея, замысел): Развитие стратегии позволит добиться более высокого уровня в планировании своей деятельности; повысить качество детских работ по декоративной лепки (аккуратность, выразительность, красочность, самостоятельность в выборе композиционного решения).
Этапы исследования (когда и что будет сделано):
1. Изучение литературы ЦРПС. Изучение методической литературы по декоративному творчеству. (ноябрь-декабрь)
2. Диагностика по определению репрезентативных систем у детей по тестовым методикам А.А. Плигина, А.В. Герасимова. (декабрь)
3. Разработка листа анализа. (январь)
4. Выявление и анализ индивидуальных стратегий детей старшего дошкольного возраста в декоративной лепке. (январь)
5. Подбор методических приемов, упражнений для успешной деятельности и по данной теме. (февраль)
6. Разработка критериев оценки выполнения детских работ.(февраль)
7. Усовершенствование индивидуальных стратегий. (март)
8. Разработка универсальной памятки по выполнению декоративной лепки. (апрель)
9. Диагностика развития качества художественного творчества по технологии А.Н. Малышевой, А.И. Ермольниковой. (декабрь, апрель)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областная итоговая конференция по программе
"Целенаправленное развитие познавательных стратегий дошкольников"
Тема: Развитие познавательных стратегий детей старшего дошкольного возраста в художественном творчестве (декоративная лепка).
Воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 9"
г. Владимира
Веретенник Н.М.
12.04.2014г.
План исследовательской работы на 2014 учебный год
Ф.И.О. воспитателя Веретенник Наталья Михайловна
Название темы эксперимента: Развитие познавательных стратегий детей старшего дошкольного возраста в художественном творчестве (декоративная лепка).
Краткое обоснование актуальности темы: необходимость развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована требованиями общества к воспитанию самостоятельной, саморазвивающийся, успешной, творческой личности. Одним из средств активизации процесса детского творчества является народное декоративно-прикладное искусство.
Цель исследования и задачи:
Цель: изучение и развитие индивидуальных стратегий старших дошкольников в процессе выполнения декоративной лепки.
Задачи:
- Выявить индивидуальные стратегии по данной теме.
- Анализ индивидуальных стратегий детей.
- Подобрать методические приемы, упражнения для успешной деятельности по данной теме.
- Разработать вместе с детьми критерии оценки выполнения детских работ по декоративной лепке.
- Усовершенствовать индивидуальные стратегии в процессе декоративной лепки.
- Разработать универсальную памятку.
Сущность (гипотеза, основная идея, замысел): Развитие стратегии позволит добиться более высокого уровня в планировании своей деятельности; повысить качество детских работ по декоративной лепки (аккуратность, выразительность, красочность, самостоятельность в выборе композиционного решения).
Этапы исследования (когда и что будет сделано):
- Изучение литературы ЦРПС. Изучение методической литературы по декоративному творчеству. (ноябрь-декабрь)
- Диагностика по определению репрезентативных систем у детей по тестовым методикам А.А. Плигина, А.В. Герасимова. (декабрь)
- Разработка листа анализа. (январь)
- Выявление и анализ индивидуальных стратегий детей старшего дошкольного возраста в декоративной лепке. (январь)
- Подбор методических приемов, упражнений для успешной деятельности и по данной теме. (февраль)
- Разработка критериев оценки выполнения детских работ.(февраль)
- Усовершенствование индивидуальных стратегий. (март)
- Разработка универсальной памятки по выполнению декоративной лепки. (апрель)
- Диагностика развития качества художественного творчества по технологии А.Н. Малышевой, А.И. Ермольниковой. (декабрь, апрель)
Экспериментальная база (вся школа, параллель, один класс, группа детей и т.п. – указать сколько человек): группа детей детского сада, 10 человек.
Форма представления результатов (письменный отчет, конспекты уроков и методические материалы, статья в журнале, видеозаписи уроков и их письменный анализ и т.п.): письменный отчет.
Н.М. Веретенник, воспитатель
МБДУ д/с№ 9 г.Владимира
Развитие познавательных стратегий детей старшего дошкольного возраста в художественном творчестве (декоративная аппликация).
Необходимость целенаправленного развития познавательных стратегий дошкольников продиктована требованиями современного общества. В настоящее время недостаточно воспитать всесторонне развитую личность. Нашему обществу необходимы самостоятельные, саморазвивающиеся, успешные личности, знающие истоки своей культуры, умеющие ценить и уважать прошлое и настоящее своей страны. Целенаправленное развитие познавательных стратегий детей в художественном творчестве, а именно, в декоративной аппликации будет способствовать формированию такой личности. Приобщение детей к декоративному творчеству способствует формирование мировоззрения, творческому развитию личности. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, а так же эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности быта, которые передаются из поколения в поколение. В процессе знакомства детей с произведениями декоративного искусства разных народностей нашей страны воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы, украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие световые сопоставления. Красиво изображенная цветовая гамма узора является важнейшим средством эстетического воспитания ребенка. Следовательно, необходимо целенаправленно формировать у ребенка чувство цвета и ритма.
Дети нашей группы с большим интересом знакомятся, изучают народное декоративно-прикладное искусство. При этом испытывают определенные трудности при подборе цветовой гаммы, составлении композиции декоративных росписей. Так же есть проблема в вырезывании сложных элементов композиции. Поэтому целью моей исследовательской деятельности является: выявление и развитие познавательных стратегий дошкольников в процессе выполнения декоративной аппликации.
Для достижения данной цели, решались следующие задачи:
- выявление индивидуальных стратегий по данной теме;
- анализ индивидуальных стратегий детей;
- подбор методических приемов, упражнений для успешной деятельности по данной теме;
- развитие индивидуальных стратегий в процессе декоративной аппликации;
- разработка универсальной памятки.
На основание этого была выдвинута гипотеза исследования: развитие стратегии позволит добиться повышения уровня планирования детьми своей деятельности; повысить качество выполнения детьми работ по декоративной аппликации (аккуратность, выразительность, красочность, самостоятельность в выборе цветовой гаммы, композиционного решения); улучшить эмоциональное отношение к выполняемой деятельности.
Исследовательская деятельность проводилась с подгруппой детей старшего дошкольного возраста группы "Неболейки" МБДОУ д/с № 9 г. Владимира. В подгруппу входило 10 дошкольников (возраст 5-6 лет). Исследовательская деятельность проводилась поэтапно.
На подготовительном этапе изучалась психолого-педагогическая, методическая и учебная литература по данной теме. Особое внимание было уделено методической литературе по ЦРПС. Изучение наработок и практического опыта педагогов позволило мне более успешно организовать и провести свою исследовательскую деятельность с дошкольниками.
На диагностическом этапе были выявлены ведущие репрезентативные системы у детей по методикам А.А. Плигина, А.В. Герасимова. Дополнительно была проведена работа с родителями по выявлению ведущих систем восприятия детей. Родителям был предложен вопросник "Кто ваш ребенок" (журнал "Ребенок в детском саду", № 5 2012г.). Результаты данного тестирования подтвердили выявленные данные по тестовым методикам. Результаты представлены в таблице.
Таблица данных выявления ведущих репрезентативных систем
у дошкольников группы "Неболейки"
Система восприятия | К | ВК | В | А |
Количество человек (%) | 5ч.-50% | 2ч.-20% | 2ч.-20% | 1ч.-10% |
Из полученных данных можно сделать вывод, что у детей данной группы преобладает кинестетическая система восприятия (К), которая составляет 50%, визуальная (в) 20%, аудиальная (а) 10%, визуально-кинестетическая (ВК) 20%.
Совместно с педагогом-психологом проводилась диагностика эмоционального самочувствия детей во время аппликации (по методике А.Н. Лутошкина "Эмоциональная цветопись"). Данные диагностики представлены в диаграмме "Эмоциональное самочувствие дошкольников старшей группы "Неболейки" во время аппликации".
На этом же этапе проведена диагностика развития качества художественного творчества дошкольников по аппликации (по технологии А.Н. Малышевой, А.И. Ермольниковой). Полученные результаты диагностики показали не очень высокий уровень развития дошкольников в художественном творчестве (аппликации). Что еще раз подтверждает правильный выбор темы исследования.
На практическом этапе исследования апробировано проведение организованной деятельности дошкольников по аппликации с применением личностно-ориентированных технологий.
На этом этапе разрабатывался вопросник для выявления стратегии выполнения декоративной аппликации по модели Т.О.Т.Е. В начале дошкольникам был предложен первоначальный вариант вопросника. Многие дошкольники затруднялись отвечать на вопросы. В связи с этим вопросник был доработан и разукрупнен с учетом ответов дошкольников. В результате получился лист анализа.
Лист анализа для выявления индивидуальной
стратегии выполнения декоративной аппликации
1. Почему ты решил выполнять данное задание?
а) дали задание;
б) интересно, что получится;
в) захотел сам, потому что люблю вырезать;
г) хочу порадовать маму;
д) другое.
2. Для чего мне нужно выполнять это задание?
а) узнаю что-то новое;
б) буду лучше выполнять это задание;
в) чтобы подарить;
г) задание буду выполнять быстрее;
д) другое.
3. Как ты думаешь, какая у тебя получится аппликация?
а) будет похожа на дымковскую игрушку;
б) получится яркая, нарядная;
в) поделка будет выполнена правильно (цвет, элементы, композиция соответствуют росписи;
г) поделка будет похожа на образец;
д) другое.
4. С чего ты начнешь выполнять свою работу?
а) представлю, как я буду украшать свою поделку;
б) подумаю, вспомню, что мне нужно для этого;
в) посмотрю на образец;
г) выберу материал для поделки;
д) другое.
5. Что является наиболее важным при выполнении данной работы?
а) подобрать соответствующий данной росписи материал;
б) правильно составить композицию;
в) ровно вырезать элементы росписи;
г) другое.
6. Что ты делаешь во-первых, во-вторых и т.д.?
1) беру лист бумаги (белой, цветной; альбомный лист, картон, ткань);
2) накладываю трафарет, обвожу карандашом (фломастером, ручкой);
3) вырезаю по контуру ножницами;
4) для вырезания элементов узора выбираю заготовки (квадраты, прямоугольники, полоски);
5) вырезаю один элемент (вырезаю несколько одновременно из бумаги сложенной гармошкой);
6) вырезаю элементы разного цвета;
7) располагаю элементы по своей поделке - составляю композицию;
8) беру одну деталь, кладу на клеенку и мажу клеем;
9) приклеиваю на то же место, где взял;
10) убираю лишний клей салфеткой;
11) так же приклеиваю другие детали.
7. Во время выполнения аппликации, что ты чувствовал, видел, слышал?
а) чувство радости, удовлетворения;
б) видел, что получится красивая поделка;
в) представил, что получится лучше всех;
г) другое.
8. Какие трудности были при выполнении аппликации? Что ты делаешь, если не получается?
а) обращаюсь за помощью к воспитателю;
б) переделываю еще раз;
в) обращаюсь за помощью к соседу;
г) еще раз рассматриваю образец;
д) другое.
9. Как ты понял, что все получилось?
а) похвалил воспитатель;
б) соответствует образцу;
в) получилось красиво и аккуратно;
г) поделка соответствует росписи по цвету, форме, композиции;
д) могу помочь выполнить аппликацию соседу;
е) другое.
10. Чем завершил свою работу?
а) доделал, что не успел;
б) придумал название;
в) другое.
11. Понравилась ли тебе твоя работа? Доволен ли ты собой?
а) понравилась;
б) очень понравилось;
в) не очень понравилась;
г) в следующий раз постараюсь сделать лучше;
д) да, моя работа лучше всех;
е) другое.
12. Что понравилось в твоей работе, что хотел бы изменить?
а) аппликация выполнена аккуратно;
б) аппликация красивая, цвет, форма и композиция соответствует данной росписи;
в) расположил бы элементы композиции по-другому, подобрал бы другие цвета;
г) другое.
13. Понравится ли твоя работа друзьям, родителям?
а) понравится;
б) моим родителям всегда нравится;
в) самая хорошая аппликация;
г) мою аппликацию поместят на выставку;
д) другое.
Работа по выявлению стратегий проводилась индивидуально с каждым дошкольником и записывалась с его слов. Примеры индивидуальных стратегий.
Стратегии выполнения декоративной аппликации
на тему "Дымковская лошадка"
1. Почему ты решил выполнять данное задание? | |
Стратегия №1 (Т) | Стратегия №2 (Д) |
Захотелось самому украсить лошадку. (Мотивация) | Сказали украшать лошадку. (Принятие задания) |
2. Для чего мне нужно выполнять это задание? | |
Повесим на выставку в детский сад, украсим веранду. (Мотивация, операции чувственного познания - представление образов) | Украсим комнату. (Мотивация, операции чувственного познания - представление образов) |
3. Как ты думаешь, какая у тебя получится аппликация? | |
Лошадка получится яркая, хорошая. (Операции чувственного познания – ощущение, восприятие) | Красивая лошадка. (Операции чувственного познания – ощущение, восприятие) |
4. С чего ты начал выполнять свою работу? | |
Взял красную и желтую полоски. (Предметные действия) | Взял трафарет лошадки и начал его обводить. (Предметные действия) |
5. Что является наиболее важным при выполнении данной работы? | |
Важно правильно обвести лошадку, чтобы получились ровные линии. (Критерии) | Не знаю. |
6. Что ты делал во первых, во вторых и т. д.? | |
1) На лист положил трафарет лошади. 2) Обвел трафарет по контуру. 3) Дорисовали копыта, хвост, гриву. 4) Выбрал полоски красные и зеленый. 5) Сложил полоску гармошкой. 6) Вырезал кружки. 7) Затем разложил на лошадку. 8) Приклеил кружки аккуратно. 9) Вырезал лошадку по контуру. 10) Раскрасил гриву, хвост, копыта черным цветом (Предметные действия) | 1) Обвел лошадку по трафарету. 2) Взял полоски, сложил. 3) Вырезал кружок. 6) Нарезал кружки из всех полосок. 7) Разложил по лошадке. 8) Приклеил. 9) Вырезал лошадку. 10) Раскрасил. (Предметные действия) |
7. Во время выполнения аппликации, что ты чувствовал, видел, слышал? | |
Представил, что она живая. (Операция чувственного познания – представление образов) | Чувствовал, что получится красивая лошадка. (Операции чувственного познания - ощущение, восприятие) |
8. Какие трудности были при выполнении аппликации ? Что ты делаешь, если не получается? | |
Трудно было обвести по трафарету. Обвожу еще раз. (Управленческий акт-контроль, коррекция) | Ни с какими. |
9. Как ты понял, что все получилось? | |
Мне понравилась моя лошадка. (Рефлексия) | Похвалил воспитатель. |
10. Что понравилось в твоей работе, что хотел бы изменить? | |
Понравилось вырезать лошадку. (Рефлексия) | Понравилось все. (Рефлексия) |
11. Чем завершил свою работу? | |
Украсил лошадку точками. (Предметные действия) | Раскрасил. (Предметные действия) |
12. Понравилась ли тебе твоя работа? Доволен ли ты собой? | |
Моя лошадка нравится мне, воспитателю. Я доволен. (Личная рефлексия) | Мне очень понравилась моя лошадка. (Рефлексия) |
13. Понравится ли твоя работа друзьям, родителям? | |
Маме нравится всегда. Друзья похвалят. | Понравится маме и папе. |
1. Почему ты решил выполнять данное задание? | |
Стратегия №3 (Д) | Стратегия №4 (Н) |
Решил, потому что нравится украшать лошадку. (Мотивация) | Потому что идет год лошади. (Мотивация) |
2. Для чего мне нужно выполнять это задание? | |
Для года лошади украсить комнату. (Мотивация) | Можно украсить группу. (Мотивация) |
3. Как ты думаешь, какая у тебя получится аппликация? | |
Лошадка будет яркая и интересная. (Операция чувственного познания – ощущение, восприятие) | Чтобы была красивая, аккуратная. (Операция чувственного познания – ощущение, восприятие) |
4. С чего ты начнешь выполнять свою работу? | |
Выбираю цветную бумагу, чтобы хватило на всю лошадку. (Управленческий акт – принятие решения) | Обведу по трафарету. (Предметные действия) |
5. Что является наиболее важным при выполнении данной работы? | |
Разложить кружочки правильно. (Операция чувственного познания – ощущение) | Правильно вырезать кружочки, аккуратно их наклеить. (Операция чувственного познания – ощущение, восприятие) |
6. Что ты делал во первых, во вторых и т.д.? | |
1) На белый лист положил трафарет, обвел карандашом. 2) Взял две полоски цветной бумаги, красную и желтую. 3) Сложил полоски несколько раз. 4) Потом вырезал из них кружочки. 5) Разложил кружочки по лошадке. 6) Взял кружок намазал клеем, приклеил на лошадку. 7) Вырезал лошадку. 8) Раскрасил. (Предметные действия) | 1) Взяла трафарет, обвела черным карандашом. 2) Выбрала цветные полоски. 3) Сложила полоски пополам, еще раз пополам. 4) Обрезала уголки, получились кружочки. 5) Разложила кружочки на одинаковом расстоянии по лошадке. 6) Брала по кружку и приклеивала. 7) Вырезала лошадку по контуру. 8) Раскрасила гриву, хвост, копыта. (Предметные действия) |
7. Во время выполнения аппликации, что ты чувствовал, видел, слышал? | |
Я представлял, что у меня получится хорошая лошадка. (Операция чувственного познания – представление, ощущение, восприятие) | Я чувствовала волнение. Слышала шум за окном. (Операция чувственного познания – ощущение, восприятия) |
8. Какие трудности были при выполнении аппликации ? Что ты делаешь, если не получается? | |
Трудно было вырезать. (Управленческий акт – контроль) | Было трудно правильно разложить кружки и аккуратно их наклеить. (Управленческий акт – контроль) |
9. Как ты понял, что все получилось? | |
Моя лошадка понравилась мне и соседу. (Рефлексия) | Похвалил воспитатель. (Рефлексия) |
10. Чем завершил свою работу? | |
Убрал свое место. (Предметное действие) | Я украсила лошадку точками. (Предметное действие) |
11. Понравилась ли тебе твоя работа? Доволен ли ты собой? | |
Я доволен собой. (Личная рефлексия) | Моя лошадка самая лучшая. Я умница. (Рефлексия) |
12. Что понравилось в твоей работе, что хотел бы изменить? | |
Понравилось вырезать лошадку. (Рефлексия) | Понравились кружки. (Рефлексия) Ничего. |
13. Понравится ли твоя работа друзьям, родителям? | |
Понравилась моему соседу. | Мама похвалила меня. |
Анализ стратегии №1(Т)
- По модели Т.О.Т.Е. в стратегии присутствует мотивация; есть критерии; действия не очень разнообразны, выполняются не совсем качественно; есть контроль и небольшая коррекция. В стратегии есть рефлексия.
- По сенсорным предпочтениям стратегия визуально - кинестетическая.
- Из интеллектуальных операций присутствует операция чувственного познания (восприятия, ощущения, представление); есть управленческий акт (контроль, коррекция). В стратегии преобладают предметные действия.
Анализ стратегии №2 (Д)
- По модели Т.О.Т.Е. в стратегии присутствует мотивация; критериев нет; действия не разнообразны, выполняются не качественно; нет контроля, коррекции; рефлексия присутствует. Стратегия не соответствует модели Т.О.Т.Е.
- По сенсорным предпочтениям стратегия кинестетическая.
- Из интеллектуальных операций есть операции чувственного познания (восприятие, ощущение). В стратегии преобладают предметные действия.
Анализ стратегий №3(Д)
1. По модели Т.О.Т.Е. присутствует мотивация; есть критерии; действия недостаточно разнообразны; качество выполнения не на должном уровне; в стратегии есть контроль качества; присутствует рефлексия.
2. По сенсорным предпочтениям стратегия визуальная.
3. По интеллектуальным действиям и операциям преобладают операции чувственного познания (ощущение, восприятие); есть управленческие акты (принятие решения, контроль).
Анализ стратегии №4 (Н)
- По модели Т.О.Т.Е. присутствует мотивация, есть критерии; действия недостаточно разнообразны; в стратегии есть контроль качества; рефлексия.
- По сенсорным предпочтениям стратегия визуально – кинестетическая.
- По интеллектуальным действиям и операциям преобладают операции чувственного познания (ощущение, восприятие); есть управленческий акт (контроль). В стратегии наблюдается преобладание предметных действий.
Проанализировав данные стратегии, можно сделать вывод о том, что при проведении организованной деятельности по аппликации необходимо задействовать все каналы восприятия дошкольников. Для этого мы используем такие формы работы, как экскурсии в музей по народному творчеству, тематические выставки. В нашем детском саду "Ручеек" воспитателями и родителями организован музей народного искусства "Горенка". В музеи дошкольники совсем по-другому видят произведения народного искусства. У них формируется национальный отклик, радость от их восприятия, гордость за свой народ. Дошкольники являются не только пассивными посетителями музея, они активно участвуют в создании поделок для него. Совместно с музыкальным руководителем, С.А. Беловой, проводим в музеи организованную деятельность в форме кружка "Лапоточки".
Для дальнейшего развития стратегий по данной теме используем такие приемы и методы:
- рассматривание иллюстраций, демонстрационных материалов, предметов быта с элементами декоративных узоров;
- создание игровой ситуации;
- сравнение нескольких элементов узора;
- прорисовывание элементов декоративных узоров в воздухе;
- показ создания новых элементов;
- использование разной интонации голоса;
- взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации;
- обсуждение критериев оценки выполненных детских работ;
- анализ детских работ в соответствии с разработанными критериями.
Совместно с детьми разработали критерии оценки выполнения детских работ по декоративной аппликации.
Критерии.
- Правильный выбор изделия для украшения данной росписью.
- Правильный выбор цветовой гаммы.
- Соответствие выбранных элементов данной росписи.
- Соответствие расположения элементов композиции данной росписи.
- Аккуратность (чистая, нет лишнего клея и краски).
- Элементы росписи не выходят за края аппликации.
- Аппликация похожа на образец данной росписи.
- Оригинальность в создании своей аппликации.
Для улучшения техники вырезания используем такие приемы:
- прорисовывание линий для ровного вырезания круглых форм;
- вырезание круга из квадрата сложенного пополам;
- вырезание круга из бумаги сложенной гармошкой;
- показ направления линий по которым нужно резать в воздухе;
- обращение внимания на плавный поворот листа бумаги и не резкое сжатие ножниц для получения плавных линий.
Для повышения интереса детей к декоративному творчеству изготовили дидактические игры:
- "Собери узор";
- "Декоративное лото";
- "Собери картинку".
Использование данных приемов, упражнений, игр способствовало успешному развитию стратегий дошкольников по выполнению декоративной аппликации. Примеры усовершенствованных стратегий дошкольников.
Стратегии выполнения декоративной аппликации
на тему "Дымковская барышня"
1. Почему ты решил выполнять данное задание? | |
Стратегия №1 (Д) | Стратегия №2 (Т) |
Мне интересно, что у меня получится. Хочу, чтобы юбка была похожа на образец. (Мотивация, целеполагание) | Сказали, что будем украшать юбку для барышни. Мне нравится выполнять такие задания. (Принятие задания, мотивация) |
2. Для чего тебе нужно выполнять это задание? | |
Чтобы лучше выполнять роспись. (Управленческий акт - целеполагание) | Чтобы лучше научиться вырезать. (Управленческий акт - целеполагание) |
3. Как ты думаешь, какая у тебя получится аппликация? | |
Получится нарядная, яркая, настоящая барышня. (Операция чувственного познания-ощущения, восприятия; критерии) | Юбка будет похожая на образец. (Аналитико-синтетический акт-сравнение; критерии) |
4. С чего ты начал выполнять свою работу? | |
Представлял, какого цвета будет юбка и круги на ней. (Операция чувственного познания-представление) | Выбрал материал для юбки. (Управленческий акт-принятие решения) |
5. Что является наиболее важным при выполнении данной работы? | |
Чтобы кружки были ровные, без углов. (Операция чувственного познания – восприятие формы) | Расположить элементы узора так же как на образце. ( Аналитико – синтетический акт – аналогии) ) |
6. Что ты делал во первых, во вторых и т.д.? | |
1)Сложил лист пополам и срезал угол. 2)Взял белую полоску, сложил два раза. 3)Развернул и разрезал по линиям сгибов, получились квадраты. 4)Сложил желтую полоску четыре раза, вырезал один кружок, а получилось восемь. 5)Разложил квадраты на юбку, затем их приклеил. 6)Намазал клеем кружочки и приклеил на квадраты. 7)Отсчитал восемь черных точек и приклеил их на кружки в центр. 8)Нарисовал черные точки на юбке. (Предметные действия) | 1)Сложил пополам прямоугольник, отогнул угол и срезал его. 2)Белую полоску сложил гармошкой. 3)Развернул, разрезал по сгибам. 4)Разложил на юбку квадраты: два на верху, три в середине, три в низу. 5)Затем сложил синюю полоску гармошкой. 6)Вырезал из нее кружок. Получилось несколько кружков. 7)Приклеил кружки на квадраты. 8)Разложил их на юбку. 9)Приклеивал на то же место, где взял. 10)В центр кружков наклеил черные точки. 11)Украсил юбку точками. (Предметные действия) |
7. Во время выполнения аппликации, что ты чувствовал, видел, слышал? | |
Представлял барышню в юбке. (Операция чувственного познания – представление образов) | Слышал, как разговаривают дети. Смотрел на аппликацию соседа. (Операция чувственного познания – ощущение, восприятие) |
8. Какие трудности были при выполнении аппликации ? Что ты делаешь, если не получается? | |
Трудно было приклеивать маленькие кружочки, вырезать кружки. Если не получалось, то мазал их еще раз клеем и приклеивал. Кружки вырезал снова. (Управленческий акт – контроль, коррекция) | Трудно было разложить квадраты. Если не получалось, раскладывал иначе. Трудно было вырезать кружки. Если они получались не ровные, то срезал уголки. (Управленческий акт – контроль, коррекция) |
9. Как ты понял, что все получилось? | |
Посмотрел на образец. Моя юбка похожа на юбку на образце. (Аналитико – синтетический акт – сравнение по сходству; управленческий акт – фиксация результата) | Узор на юбке похож на узор дымковской росписи. (Аналитико – синтетический акт – сравнение по сходству; управленческий акт фиксация результата) |
10. Чем завершил свою работу? | |
Украсил юбку точками. (Предметные действия) | Черной гуашью украсил узор на юбке. (Предметные действия) |
11. Понравилась ли тебе твоя работа? Доволен ли ты собой? | |
Я очень доволен собой. Юбка мне нравится. (Рефлексия) | Моя юбка лучше, чем у соседа. Я рад. (Рефлексия) |
12. Что понравилось в твоей работе, что хотел бы изменить? | |
Понравилось украшать юбку. Ровнее вырезать юбку. (Рефлексия, управленческий акт – коррекция) | Понравился узор на юбке. Изменить цвет кружков. (Рефлексия, управленческий акт – коррекция) |
13. Понравится ли твоя работа друзьям, родителям? | |
Друзьям понравится моя аппликация. | Маме понравится эта юбка и она себе такую же захочет. |
Анализ стратегии №1 (Д)
1. По модели Т.О.Т.Е. в стратегии присутствует мотивация; есть критерии; действия разнообразны, выполняются с должным качеством; в стратегии есть контроль качества и коррекция деятельности; есть фиксация результата.
2 . По сенсорным предпочтениям стратегия визуальная.
3. По интеллектуальным действиям и операциям небольшое преимущество операций чувственного познания (восприятие, ощущение, представление), но уже появились аналитико – синтетические акты(сравнение по сходству); есть управленческие акты (целеполагание, принятие решений, контроль качества, коррекция действий).
Анализ стратегии №2 (Т)
1. По модели Т.О.Т.Е. в стратегии присутствует мотивация; есть критерии; действия разнообразны, выполняются в оптимальной последовательности; в стратегии есть контроль качества и коррекция действий; есть фиксация результата.
2. По сенсорным предпочтениям стратегия кинестетическая.
3. По интеллектуальным действиям и операциям преобладают управленческие акты (целеполагание, принятие решений, контроль, коррекция); есть операции чувственного познания (восприятие, ощущение); присутствует аналитико – синтетический акт (сравнение).
Стратегии выполнения декоративной аппликации
на тему "Украшение дымковского индюка"
1. Почему ты решил выполнять данное задание? | |
Стратегия №1 (Н) | Стратегия №2 (Д) |
Хочу научиться украшать дымковские игрушки. (Управленческий акт – целеполагание) | Понравилась игрушка индюка. Хочу сделать такую же. (Мотивация, целеполагание) |
2. Для чего тебе нужно выполнять это задание? | |
Чтобы порадовать всю семью. (Мотивация) | Украсить свою комнату. (Мотивация) |
3. Как ты думаешь, какая у тебя получится аппликация? | |
Будет похожа на дымковскую игрушку. Подберу цвет, равномерно разложу кружки. (Аналитико – синтетический акт – сравнение; операция чувственного познания – ощущение, восприятие) | Будет похожа на образец. Кружки ровные, на одинаковом расстоянии друг от друга. (Аналитико – синтетический акт – сравнение, операция чувственного познания – ощущение, восприятие) |
4. С чего ты начнешь выполнять свою работу? | |
Подберу нужный материал. Придумаю узор. (Управленческий акт – принятие решения, планирование) | Выберу цвета для поделки, полоски, квадраты. Подумаю, что буду делать. (Управленческий акт – принятие решения, планирование) |
5. Что является наиболее важным при выполнении данной работы? | |
Чтобы была похожа на индюка. (Аналитико – синтетический акт – сравнение) | Правильно расположить элементы росписи. (Операция чувственного познания – ощущение, восприятие) |
6. Что ты делал во первых, во вторых и т.д.? | |
1) Подобрала нужный мне материал. 2) На белый лист положила трафарет индюка и обвела его карандашом. 3) Затем вырезала его по линии контура. 4) Сложила полоски гармошкой. 5) Затем вырезала из них кружочки. 6) Разложила сначала красные кружочки по хвосту. 7) Приклеила их на тоже место, где взяла. 8) Разложила зеленые кружочки на красные и приклеила их. 9) Вырезала украшения в виде цветка, приклеила их по центру хвоста. 10)Такие же цветы вырезала для крыла, приклеила на крыло. 11)Раскрасила хвост индюка гуашью (точками, полосками). (Предметные действия) | 1) Взял трафарет, обвел его и вырезал хвост для индюка. 2) Полоски сложил несколько раз пополам, вырезал кружочки. 3) Отсчитал столько же кружков, сколько на образце. 4) Разложил их по хвосту. Сначала желтые, а на них зеленые. 5) Вырезал из квадрата цветок, который обвел по образцу (желтый, зеленый). 6) Приклеил цветки по средине хвоста. 7) Приклеил кружки на тоже место, где брал. 8) Вырезал украшения для хвоста и приклеил их. 9) Гуашью расставил точки по кружочкам. (Предметные действия) |
7. Во время выполнения аппликации, что ты чувствовал, видел, слышал? | |
Чувствовала радость. Представляла какой получится индюк. (Операция чувственного познания – восприятие, ощущение) | Смотрел на образец и на свою поделку. Видел индюка, гуляющего по двору. (Операция чувственного познания – восприятие, ощущение) |
8. Какие трудности были при выполнении аппликации ? Что ты делаешь, если не получается? | |
Сложно было составить свой узор. Если не получалось, то раскладывала по другому. (Управленческий акт – контроль, коррекция) | Трудно было вырезать ровные круги и разложить их точно так, как на образце. Если не получалось, то вырезал кружки еще раз и раскладывал по другому. (Управленческий акт – контроль, коррекция) |
9. Как ты понял, что все получилось? | |
Мой индюк не такой как у всех, но похож на дымковскую игрушку. (Аналитико - синтетический акт – сравнение по сходству) | Сравнил с образцом. Получилось очень похоже. (Аналитико – синтетический акт – сравнение по сходству) |
10. Чем завершил свою работу? | |
Приклеила хвост к индюку. (Предметные действия) | Подкрасил бородку индюку. (Предметные действия) |
11. Понравилась ли тебе твоя работа? Доволен ли ты собой? | |
Получилось здорово. (Рефлексия) | Я молодец. У меня получилось лучше всех. (Рефлексия) |
12. Что понравилось в твоей работе, что хотел бы изменить? | |
Как подобраны цвета, узор. Все нравится. (Рефлексия) | Что мой индюк похож на образец. (Рефлексия) |
13. Понравится ли твоя работа друзьям, родителям? | |
Очень понравится. | Скажут, что мой индюк самый лучший. |
Анализ стратегий №1(Н)
1. По модели Т.О.ТЕ. в стратегии присутствует мотивация, есть критерии достижения цели; действия и операции разнообразны; выполняются качественно и последовательно; в стратегии есть контроль и коррекция деятельности; осуществляется выход из процесса. Присутствует рефлексия.
2. По сенсорным предпочтениям стратегия визуально – кинестетическая.
3. Из интеллектуальных действий и операций преобладают управленческие акты (целеполагание, принятие решений, контроль и коррекция); есть аналитико – синтетические акты (сравнение по сходству); есть операции чувственного познания (восприятия, ощущения).
Анализ стратегии №2 (Д)
1. По модели Т.О.Т.Е. в стратегии присутствует мотивация, есть критерии; действия и операции разнообразны, выполняются последовательно; в стратегии есть контроль, коррекция деятельности; осуществляется выход из процесса; присутствует рефлексия.
2. По сенсорным предпочтениям стратегия визуальная.
3. По интеллектуальным операциям особых преимуществ не наблюдается; есть управленческие акты (целеполагание, принятие решения, контроль и коррекция); появилось планирование деятельности; присутствуют аналитико – синтетические акты (сравнение по сходству); есть операции чувственного познания (восприятие, ощущение).
В результате проведенной работы в стратегиях стали более осмысленными действие и рассуждения, стали выделяться управленческие акты (принятие решения, планирование, коррекция), появились аналитико-синтетические операции (сравнение).
Совместно с детьми была создана универсальная памятка.
Универсальная памятка по созданию декоративной
аппликации "Дымковская лошадка".
(для детей средней группы "Почемучки")
- Настройся на работу.
- Представь, как будет выглядеть твоя лошадка.
- Выбери трафарет для своей лошадки.
- Расположи трафарет на листе так, чтобы он не выходил за край листа.
- Одной рукой держи трафарет, чтобы он не двигался, а другой обводи.
- Представь какие цвета подойдут твоей лошадке.
- Выбери материал для украшения лошадки.
- Сложи полоски цветной бумаги гармошкой столько раз, сколько нужно тебе кружков.
- Вырежи кружок один раз и получишь нужное количество кружков.
- Разложи кружки одного цвета по всей лошадке.
- Кружки другого цвета разложи между ними.
- Возьми один кружок, намажь его клеем с обратной стороны.
- Приклей кружок на тоже место, где взял.
- Так же приклей остальные кружки.
- Вырежи лошадку по контору.
- Раскрась черной гуашью лошадке сначала гриву, хвост, а затем копыта.
- Когда высохнет краска, укрась лошадку черными точками, обведи по контору.
- Сравни свою работу с образцом.
- Твоя лошадка похожа на дымковскую игрушку. Ты справился, ты молодец!
Таким образом, подводя итоги проведенной исследовательской деятельности, можно сделать следующие выводы:
- у дошкольников стало вырабатываться осознанное отношение к выборы деятельности, ее проведению и результату этой деятельности;
- дошкольники начали использовать в своей деятельности такие интеллектуальные акты, как принятие решения, контроль, коррекция своих действий и операций;
- у дошкольников наблюдается динамика в развитии уровня планирования своей деятельности;
- повысилось качество выполнения работ в художественном творчестве, они стали более выразительными, яркими, аккуратными, оригинальными;
- дошкольники научились правильно вырезать фигуры геометрической формы, подбирать цветовую гамму, составлять интересные композиционные решения декоративных узоров;
- приобретенный опыт дошкольники применяют в других видах продуктивной деятельности;
- улучшился эмоциональный климат при проведение художественной деятельности, возросло количество детей, испытывающих чувство радости от художественного творчества, дети стали более открытыми и жизнерадостными, проявляют познавательную и творческую инициативу.
Динамика развития способности детей в художественном творчестве (аппликация)
в подгруппе детей старшего возраста
(по технологии А.Н. Малышевой, Н.В. Ермолаевой)
Критерии оценки аппликации | Уровни развития аппликации в % | |||||
Высокий | Средний | Ниже среднего | ||||
До ЦРПС | После ЦРПС | До ЦРПС | После ЦРПС | До ЦРПС | После ЦРПС | |
Актуальность исполнения | 20% | 70% | 50% | 20% | 30% | 10% |
Самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения | 20% | 80% | 30% | 20% | 50% | 0% |
Оригинальность замысла, фантазия | 10% | 50% | 40% | 30% | 50% | 10% |
Составление сюжетных аппликаций по образцу | 30% | 80% | 50% | 20% | 20% | 0% |
Вырезание сложных форм | 10% | 80% | 30% | 20% | 60% | 0% |
Владение различными аппликативными техниками | 10% | 70% | 40% | 30% | 60% | 0% |
Уровень усвоения (среднее значение) | 14% | 70% | 38% | 23% | 45% | 3% |
Сравнивая результаты детей по уровню развития аппликативной деятельности до применения ЦРПС и после, можно сделать вывод, что наблюдаются позитивные изменения:
- на 50% выросло количество детей с высоким уровнем развития, за счет чего снизилось количество детей со средним уровнем на 15%, а с низким на 35%.
Таким образом, целенаправленное развитие стратегий позволило добиться улучшения качества выполнения детьми работ по выполнению декоративной аппликации.
Мониторинг эмоционального самочувствия детей старшей группы во время аппликации
( по методике А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".
Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему: Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...
Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества
Выявить педагогические условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством художестноо-творческой деятельности в условиях ДОУ....
Знакомство с музыкальными инструментами детей старшего дошкольного возраста через художественное творчество, сотрудничество педагогов, детей и родителей.
АктуальностьМузыкальные инструменты для детей всегда –чудесные, необыкновенно притягательные предметы.Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, а тот, кто играет на нем - почти волшебник...
Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...
Инженерно-техническое творчество как инструмент развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти з...
«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
laquo;Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по художественному творчеству. Нетрадиционные техники рисования "Космические дали"
Создание яркого космического рисунка с помощью соли и красок....