З-1 Рассказать детям, что на смену дождливой осени пришла снежная зимушка- зима. «Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идёт волшебница зима.» (А.С.Пушкин.)
|
З-2 Понаблюдать, как снег падает на пальто, шапки, рукава. Как падает снег - быстро или медленно летят снежинки? Объяснить, что снег идёт из снеговых туч. «Снег, снег кружится Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок.» ( А.Барто.)
|
З-3 Рассмотреть с детьми дерево. Спросить у детей, где у него листочки, найти ствол, ветви. Спросить у детей: «Какое дерево большое или маленькое? Ствол у дерева толстый или тонкий? Как вы догадались?»
|
З-4 Рассмотреть и сравнить на участке птиц (воробья, голубя) по величине, окраске, повадкам, внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья).
|
З-5 После снегопада полюбоваться тем, как снег украсил деревья, кустарники, как сверкает он на солнце. «Уж ты, зимушка-зима, Зима вьюжная была, Всё крутила, всё мела-Примораживала» ... (Русская народная песенка.)
|
З-6 Показать детям, как много выпало снега: на снегу очень хорошо видны следы. Зимой холодно, и дети и взрослые оделись в тёплую одежду. «Белым снегом всё покрыто И деревья и дома. Свищет ветер легкокрылый: «Здравствуй, зимушка - зима!» (Г. Ладонищиков.)
|
З-7 Поймать снежинку, рассмотреть эту красивую звёздочку. «Белая, узорная, Звездочка – малютка Ты слети мне на руку, Посиди минутку. | Покружилась звёздочка В воздухе немножко. Села и растаяла На моей ладошке. (Рождественская.) |
|
З-8 Продолжать наблюдать за птицами на участке, сравнивать (воробья, голубя) по величине, окраске, повадкам, внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья).
|
З-9 В сильные морозы привлечь внимание детей на оконные узоры. Рассказать детям что такое явление бывает только в морозные дни. «На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних окнах- небо ярко-синее И застреха в снеговой пыли.» (И.Бунин.)
|
З-10 Познакомить детей со свойствами снега: лёгкий, холодный, белый, из него можно лепить. Для того, чтобы определить лёгкость снега, предложить детям сдуть его с веточки, варежки. «Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая...» (К.Бальмонт.)
|
З-11 Вместе с детьми вынести на участок посуду с водой. Понаблюдать как будет замерзать вода. Спросить детей, где вода? Во что она превратилась? Почему? А что будет со льдом, если мы его принесём в группу? Внести посуду со льдом в группу и понаблюдать за его таянием.
|
З-12 Предложить детям сделать небольшие снежные валы. Из валов вместе с воспитателем сделать несложную постройку - дом. «Взяли в руки Снежный ком! Будем строить Снежный дом. Мы польём его водой Дом наш будет ледяной...» (О. Жук.)
|
З-13 Наблюдение за поведением птиц в кормушке. Определить внешний вид, повадки знакомых птиц.
|
З-14 Понаблюдать, как снег падает на пальто, шапки, рукава. Как падает снег - быстро или медленно летят снежинки? Вспомнить, что снег идёт из снеговых туч.
|
З-15 Рассмотреть на снегу следы ног взрослых и детей (сравнить по величине, сделать узоры подошвой на снегу)
|
З-16 В солнечную морозную погоду обратить внимание на деревья покрытые инеем, на сверкающий под ногами снег. «Небо ярко-синее, Если, сосны в инее, Снег сверкает под ногами, Эх, ребята, кто за нами?!» (А.Введенский.)
|
З-17 Рассмотреть следы пробежавшей кошки или собаки, следы ног взрослых и детей, проехавших санок. Сравнить следы взрослого и ребёнка, собаки и кошки, воробья и вороны.
|
З-18 Провести с детьми элементарные опыты: набрать в банку снег и принести его в группу. Предложить понаблюдать, как снег будет таять. Спросить у детей, почему в группе снег растаял? Что осталось в банке вместо снега.
|
З-19 Наблюдение за снегом. Предложить детям посмотреть какими хлопьями падает снег, быстро покрывая землю. Обойти участок и посмотреть как всё побелело. Рассказать детям, что снег бывает разным. Сегодня он падает хлопьями, а вчера - иголочками.
|
З-20 Обратить внимание на ярких красивых снегирей, синичек. Рассмотреть внешний вид, сравнить их между собой. «Скачет шустрая синичка. Ей на месте не сидится Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок.» (А. Барто.) | «На берёзах снегири Ярче утренней зари, Синие синички, Снег за рукавички.» (3. Александрова.)
|
|
З-21 Повторить с детьми опыт: набрать в банку снег и принести его в группу. Понаблюдать, как снег будет таять. Спросить у детей, почему в группе снег растаял? Что осталось в банке вместо снега. |
З-22 Вспомнить с детьми свойства снега: лёгкий, холодный, белый, из него можно лепить. «Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая...» В. Бальмонт
|
З-23 Сделать небольшие горки для катания кукол. Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади - Там канавка впереди! Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно! (О.Высотская.)
|
З-24 Рассмотреть с детьми дерево. Вспомнить с детьми, где у него листочки, найти ствол, ветви. Спросить у детей: «Какое дерево большое или маленькое? Ствол у дерева толстый или тонкий? Как вы догадались?» |
З-25 В солнечную погоду показать, как можно из снега слепить снеговика. Пояснить детям, что в солнечную погоду снег подтаивает и становится липким, из него можно лепить. Мы не ели, Мы не пили, Бабу снежную лепили…..
|
З-26 Предложить детям посмотреть в окно и сказать какая сегодня погода: как надо одеться, почему.
|
З-27 Вынести на участок посуду с водой, сделать цветной лёд, понаблюдать как будет замерзать вода. Спросить детей, что произошло с водой? Во что она превратилась? Почему? Украсить участок цветными льдинками.
|
З-28 Предложить детям потрогать снег рукой, подержать его в руках. Спросить детей о том, какой снег (снег холодный), что с ним происходит в руке, почему? |
З-29 Провести экскурсию в ближайший парк. Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа.
З-55 Продолжать отмечать состояние погоды: утром холодно, морозит; днем пригревает солнышко — тепло. Предложить детям понаблюдать: где быстрее тает снег в солнечных местах тает снег или там, где тень. |
З-30 Предложить детям в ветреную погоду понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; попросите детей повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится ещё холоднее, мороз щиплет нос, уши. «Не велик мороз — да краснеет нос». Или прочитать стихотворение: «Такой мороз! Такой мороз! Берёт за нос, Дерёт до слёз...» Н. Асеев
|
З-31 Обратить внимание на ёлочку. Рассмотреть её. Сравнить с каким либо деревом на участке. Спросить у детей чем отличается ёлочка от других деревьев. Дать понюхать душистую хвою ёлки, полюбоваться её красотой на фоне белого снега.
|
З-32 Во время снегопада рассмотреть снежинки, поймав их на рукав или рукавичку, определить форму снежинки, сосчитать лучики. |
З-33 Посмотреть с детьми на сугробы снега: он засыпал площадку, дорожки. «Снег сегодня белый-белый, От него кругом светло. Рукавички я надела, В зимней шубке мне тепло.»
З-54 Понаблюдать за таянием снега. Обратить внимание детей на то, как уплотняется снег. Теряет свою белизну.
|
З-34 Провести наблюдения за воробьями. Посмотреть, как воробьи клюют зёрна, как при полёте машут крыльями, как прыгают и чирикают. Спросить у детей: «Что клюют воробьи? Чем клюют?» Предложить показать как прыгают воробьи, как чирикают, как машут крыльями. «Я - весёлый воробьишка, Серый маленький воришка. Я беспечен и болтлив. И пуглив, чив-чив. Дни мои зимою тяжки- Нет ни крошки, ни букашки. Вот когда я молчалив, Чив-чив.» (В. Стоянов)
|
З-35 Сделать цветной лёд. Предложить детям рассмотреть цветные льдинки и украсить ими участок. Обратить внимание детей на льдинки, сделанные в формочках. Предложить подержать их в руках, определить свойства льда. (Лёд скользкий, выскальзывает из рук, на замёрзшей луже можно покататься.) |
З-36 В группе посадить пшеницу. Вспомнить, как «растет» хлеб.
З-37 В группе посадить лук. Вести наблюдение за его ростом.
З-38 Слепить снеговика. Вспомнить с детьми, что в солнечную погоду снег подтаивает и становится липким, из него можно лепить.
|
З-39 Сделать цветной лёд. Предложить детям рассмотреть цветные льдинки и украсить ими участок.
З-41 Понаблюдать с детьми за вьюгой: как она метет, завывает. |
З-40 В парке предложить детям найти хвойные и лиственные деревья. Спросить у детей, по каким внешним признакам отличаются они друг от друга. Я у мальчиков спросила: - Это что за деревце?- Говорят они: - Осина. – Только мне не верится… Даже елки мы в начале От сосны не отличали: Раз торчат иголочки, Значит это елочки. А когда на ветку ели Мы получше поглядели, Оказалось, что она Не такая, как сосна А. Барто
|
З-42 Экскурсия в ближайший парк. Полюбоваться зимним пейзажем. «Сыплет, сыплет снег охапками На поля зима. До бровей накрылись шапками Во дворах дома. Ночью вьюга куролесила, Снег стучал в окно, А сейчас смотри, как весело И белым бело.» (С. Маршак.)
|
З-43 Поставить в уголок природы ветки берёзы. Понаблюдать за появлением почек, листьев.
|
З-44 Понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится ещё холоднее, мороз щиплет нос, уши. «Не велик мороз — да краснеет нос». Или прочитать стихотворение: «Такой мороз! Такой мороз! Берёт за нос, Дерёт до слёз...»
|
З-45 Продолжить наблюдение за прорастанием пшеницы. Вспомнить, что посадили маленькое зернышко, из зернышка появился росток, росток растет все больше и больше. |
З-46 Наблюдение за поведением птиц в кормушке. Определить внешний вид, повадки знакомых птиц. Провести наблюдения за воронами. |
З-47 На участке рассмотреть форму частей дерева: ствол прямой, внизу толстый, наверху тонкий; ветки около ствола толстые, на конце тонкие.
|
З-48 Срезать ветки тополя, поставить их в воду. Вести наблюдение за появлением почек, листьев.
|
З-49 Продолжить наблюдение за ростом лука. |
З-50 Предложить детям посмотреть в окно и сказать какая сегодня погода: как надо одеться, какие игрушки можно взять на улицу. |
З-51 Отметить состояние погоды: утром холодно, морозит; днем пригревает солнышко — тепло. В солнечных местах тает снег. «Падал снег га порог, Кот слепил себе пирог. Пока смазал, пока спёк, Ручейком пирог утёк...» (П. Воронько.)
|
З-52 Отметить состояние погоды: днём от яркого солнца на крышах домов начинает таять снег, начинается капель. Ночью, когда примораживает, из капели образуются сосульки.
|
З-53 Сравнить ветки тополя и березы (обратить внимание на их характерные признаки (окраску веток, величину, форму и запах почек). У тополя почки длинные, большие, острые, клейкие, душистые. У березы - маленькие. Воспитатель подводит детей к тому, что деревья зимой отдыхают - не растут и не цветут, но они живые. Наступит весна, оживёт вся природа, зазеленеют и деревья. Как на нашем тополе - Почки быстро лопнули. А из каждой почки Выросли листочки.
|