Картотека наблюдений ЗИМА
методическая разработка (старшая группа) на тему

Митина Ольга Николаевна

сбоник наблюдений на прогулке зимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_zima.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

З-1

Рассказать детям, что на смену дождливой осени пришла снежная зимушка- зима.

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идёт волшебница зима.»

                          (А.С.Пушкин.)

З-2

Понаблюдать, как снег падает на пальто, шапки, рукава. Как падает снег - быстро или медленно летят снежинки?  Объяснить, что снег идёт из снеговых туч.

«Снег, снег кружится

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.»

                          ( А.Барто.)

З-3

Рассмотреть с детьми дерево. Спросить у детей, где у него листочки, найти ствол, ветви. Спросить у детей: «Какое дерево большое или маленькое? Ствол у дерева толстый или тонкий? Как вы догадались?»

З-4

Рассмотреть и сравнить на участке птиц (воробья, голубя) по величине, окраске, повадкам, внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья).

З-5

После снегопада полюбоваться тем, как снег украсил деревья, кустарники, как сверкает он на солнце.

«Уж ты, зимушка-зима, Зима вьюжная была,

Всё крутила, всё мела-Примораживала» ...

(Русская народная песенка.)

З-6

Показать детям, как много выпало снега: на снегу очень хорошо видны следы. Зимой холодно, и дети и взрослые оделись в тёплую одежду.

«Белым снегом всё покрыто

И деревья и дома.

 Свищет ветер легкокрылый: «Здравствуй, зимушка - зима!»

                   (Г. Ладонищиков.)

З-7

Поймать снежинку, рассмотреть эту красивую звёздочку.

«Белая, узорная, Звездочка – малютка

Ты слети мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась звёздочка

 В воздухе немножко.

 Села и растаяла

На моей ладошке.    (Рождественская.)

З-8

Продолжать наблюдать за птицами на участке, сравнивать (воробья, голубя) по величине, окраске, повадкам, внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья).

З-9

В  сильные  морозы  привлечь  внимание детей  на оконные узоры. Рассказать детям что такое явление бывает только в морозные дни.

«На окне, серебряном от инея,

 За ночь хризантемы расцвели.

В верхних окнах- небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.»

                             (И.Бунин.)

З-10

Познакомить детей со свойствами снега: лёгкий, холодный, белый, из него можно лепить. Для того, чтобы определить лёгкость снега, предложить детям сдуть его с веточки, варежки.

«Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая...»

                    (К.Бальмонт.)

З-11

Вместе с детьми вынести на участок посуду с водой. Понаблюдать как будет замерзать вода. Спросить детей, где вода? Во что она превратилась? Почему? А что будет со льдом, если мы его принесём в группу? Внести посуду со льдом в группу и понаблюдать за его таянием.

З-12

Предложить детям сделать небольшие снежные валы. Из валов вместе с воспитателем сделать несложную постройку - дом.

«Взяли в руки

Снежный ком!

Будем строить

Снежный дом.

Мы польём его водой

Дом наш будет ледяной...»

(О. Жук.)

З-13

Наблюдение за поведением птиц в кормушке. Определить внешний вид, повадки знакомых птиц.

З-14

Понаблюдать, как снег падает на пальто, шапки, рукава. Как падает снег - быстро или медленно летят снежинки?  Вспомнить, что снег идёт из снеговых туч.

З-15

Рассмотреть на снегу следы  ног взрослых и детей (сравнить по величине, сделать узоры подошвой на снегу)

З-16

В солнечную морозную погоду обратить внимание на деревья покрытые инеем, на сверкающий под ногами снег.

«Небо ярко-синее,

Если, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами,

Эх, ребята, кто за нами?!»

(А.Введенский.)

З-17

Рассмотреть следы пробежавшей кошки или собаки, следы ног взрослых и детей, проехавших санок. Сравнить следы взрослого и ребёнка, собаки и кошки, воробья и вороны.

З-18

Провести с детьми элементарные опыты: набрать в банку снег и принести его в группу. Предложить понаблюдать, как снег будет таять. Спросить у детей, почему в группе снег растаял? Что осталось в банке вместо снега.

З-19

Наблюдение за снегом. Предложить детям посмотреть какими хлопьями падает снег, быстро покрывая землю. Обойти участок и посмотреть как всё побелело. Рассказать детям, что снег бывает разным. Сегодня он падает хлопьями, а вчера - иголочками.

З-20

Обратить внимание на ярких красивых снегирей, синичек. Рассмотреть внешний вид, сравнить их между собой.

«Скачет шустрая синичка.

Ей на месте не сидится

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.» (А. Барто.)

«На берёзах снегири

Ярче утренней зари,

Синие синички,

Снег за рукавички.»

(3. Александрова.)

        

З-21

Повторить с детьми опыт: набрать в банку снег и принести его в группу.  Понаблюдать, как снег будет таять. Спросить у детей, почему в группе снег растаял? Что осталось в банке вместо снега.

З-22

Вспомнить с детьми  свойства снега: лёгкий, холодный, белый, из него можно лепить.

«Светло-пушистая

 Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая...»

                  В. Бальмонт

З-23

Сделать небольшие горки для катания кукол.

Покатились санки вниз.  

Крепче, куколка, держись!    

Ты сиди, не упади -                

 Там канавка впереди!          

Надо ездить осторожно!      

 А не то разбиться можно!

                               (О.Высотская.)

З-24

Рассмотреть с детьми дерево. Вспомнить  с детьми, где у него листочки, найти ствол, ветви. Спросить у детей: «Какое дерево большое или маленькое? Ствол у дерева толстый или тонкий? Как вы догадались?»

З-25

В солнечную погоду показать, как можно из снега слепить снеговика. Пояснить детям, что в солнечную погоду снег подтаивает и становится липким, из него можно лепить.

Мы не ели,

Мы не пили,

Бабу снежную лепили…..

З-26

Предложить детям посмотреть в окно и сказать какая сегодня погода: как надо одеться, почему.

З-27

Вынести на участок посуду с водой, сделать цветной лёд, понаблюдать как будет замерзать вода. Спросить детей, что произошло с водой? Во что она превратилась? Почему? Украсить  участок цветными  льдинками.

З-28

Предложить детям потрогать снег рукой, подержать его в руках. Спросить детей о том, какой снег (снег холодный), что с ним происходит в руке, почему?

З-29

Провести экскурсию в ближайший парк. Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа.

З-55

Продолжать отмечать состояние погоды: утром холодно, морозит; днем пригревает солнышко — тепло. Предложить детям понаблюдать: где быстрее тает снег в солнечных местах тает снег или там, где тень.

З-30

Предложить детям в ветреную погоду понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; попросите детей повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится ещё холоднее, мороз щиплет нос, уши. «Не велик мороз — да краснеет нос». Или прочитать стихотворение:

«Такой мороз!

 Такой мороз!

Берёт за нос,

Дерёт до слёз...» 

                Н. Асеев

З-31

Обратить внимание на ёлочку. Рассмотреть её. Сравнить с каким либо деревом на участке. Спросить у детей чем отличается ёлочка от других деревьев. Дать понюхать душистую хвою ёлки, полюбоваться её красотой на фоне белого снега.

З-32

Во время снегопада рассмотреть снежинки, поймав их на рукав или рукавичку, определить форму снежинки, сосчитать лучики.

З-33

Посмотреть с детьми на сугробы снега: он засыпал площадку, дорожки.

«Снег сегодня белый-белый,

От него кругом светло.

 Рукавички я надела,

 В зимней шубке мне тепло.»

З-54

Понаблюдать за таянием снега. Обратить внимание детей на то, как уплотняется снег. Теряет свою белизну.

З-34

Провести наблюдения за воробьями. Посмотреть, как воробьи клюют зёрна, как при полёте машут крыльями, как прыгают и чирикают. Спросить у детей: «Что клюют воробьи? Чем клюют?» Предложить показать как прыгают воробьи, как чирикают, как машут крыльями.

«Я - весёлый воробьишка,

 Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив.

 И пуглив, чив-чив.

 Дни мои зимою тяжки-

Нет ни крошки, ни букашки.

Вот когда я молчалив,

Чив-чив.»

(В. Стоянов)

З-35

Сделать цветной лёд. Предложить детям рассмотреть цветные льдинки и украсить ими участок. Обратить внимание детей на льдинки, сделанные в формочках. Предложить подержать их в руках, определить свойства льда. (Лёд скользкий, выскальзывает из рук, на замёрзшей луже можно покататься.)

З-36

В группе посадить пшеницу. Вспомнить, как «растет» хлеб.

З-37

В группе посадить лук. Вести наблюдение за его ростом.

З-38

Слепить снеговика. Вспомнить с детьми, что в солнечную погоду снег подтаивает и становится липким, из него можно лепить.

З-39

Сделать цветной лёд. Предложить детям рассмотреть цветные льдинки и украсить ими участок.

З-41

Понаблюдать с детьми за вьюгой: как она метет, завывает.

З-40

В парке предложить детям найти хвойные и лиственные деревья. Спросить у детей, по каким внешним признакам отличаются они друг от друга.

Я у мальчиков спросила:

- Это что за деревце?-

Говорят они: - Осина. –

Только мне не верится…

Даже елки мы в начале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит это елочки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна

                          А. Барто

З-42

Экскурсия в ближайший парк. Полюбоваться зимним пейзажем.

«Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворах дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в окно,

А сейчас смотри, как весело

 И белым бело.»

(С. Маршак.)

З-43

Поставить в уголок природы ветки берёзы. Понаблюдать за появлением почек, листьев.

З-44

Понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится ещё холоднее, мороз щиплет нос, уши. «Не велик мороз — да краснеет нос». Или прочитать стихотворение:

«Такой мороз!

 Такой мороз!

Берёт за нос,

Дерёт до слёз...»

З-45

Продолжить наблюдение за прорастанием пшеницы. Вспомнить, что посадили маленькое зернышко, из зернышка появился росток, росток растет все больше и больше.

З-46

Наблюдение за поведением птиц в кормушке. Определить внешний вид, повадки знакомых птиц. Провести наблюдения за воронами.

З-47

На участке рассмотреть форму частей дерева: ствол прямой, внизу толстый, наверху тонкий; ветки около ствола толстые, на конце тонкие.

З-48

Срезать ветки тополя, поставить их в воду. Вести наблюдение за появлением почек, листьев.

З-49

Продолжить наблюдение за ростом лука.

З-50

Предложить детям посмотреть в окно и сказать какая сегодня погода: как надо одеться, какие игрушки можно взять на улицу.

З-51

Отметить состояние погоды: утром холодно, морозит; днем пригревает солнышко — тепло. В солнечных местах тает снег.

«Падал снег га порог,

 Кот слепил себе пирог.

Пока смазал, пока спёк,

Ручейком пирог утёк...»

(П. Воронько.)

З-52

Отметить состояние погоды: днём от яркого солнца на крышах домов начинает таять снег, начинается капель. Ночью, когда примораживает, из капели образуются сосульки.

З-53

Сравнить ветки тополя и березы (обратить внимание на их характерные признаки (окраску веток, величину, форму и запах почек). У тополя почки длинные, большие, острые, клейкие, душистые. У березы - маленькие. Воспитатель подводит детей к тому, что деревья зимой отдыхают - не растут и не цветут, но они живые. Наступит весна, оживёт вся природа, зазеленеют и деревья.

Как на нашем тополе -

 Почки быстро лопнули.

А из каждой почки

Выросли листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....