Картотека наблюдений ВЕСНА
методическая разработка (старшая группа) на тему

Митина Ольга Николаевна

сбоник наблюдений на прогулке весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_vesna_s.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

В-1

Рассказать детям, что на смену зиме пришла весна. Ярче стало светить солнышко, греть сильнее. Предложить потрогать скамейку, рукава пальто – они нагреты солнцем. Убедить детей в том, что нагретая лучами солнца скамейка, рукава пальто – тёплые. 

«Полно беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время беленький снежочек,

Время таять – пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!»

(Русская народная песенка)

В-2

Понаблюдать за полетом воробьев; предложить послушать, как они оживленно чирикают.

Воробей с березы

на дорогу – прыг!

Больше нет мороза,

Чик – чирик!»

М. Клокова 

В-5

Рассмотреть распустившиеся цветы в группе.

В-3

Показать детям сосульки, какие они прозрачные и красивые. На солнце  сосульки блестят и переливаются.

В-4

Продолжать наблюдать за ветками тополя и березы.

Как на нашем тополе,

Почки быстро лопнули,

А из каждой почки

Выросли листочки.

В-7

Продолжить наблюдение за ростом лука.

В-8

Предложить детям посмотреть  в окно и обратить внимание на то, как одеты люди, предложить сравнить одежду людей зимой и ранней весной

В-6

Обратить внимание детей на первые признаки весны: «Солнышко ярко светит и греет. Потяните руки к солнышку и погрейте их». Спросить у детей, что ярко светит и греет?

«Приди, приди, солнышко.

Под мое оконышко,

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее…»

(Украинская народная песенка.)

В-9

Обратить внимание детей на те явления весенней природы, которые развиваются неизменно (Удлинение дня, Увеличение света и тепла).

В-10

Понаблюдать за состоянием погоды: солнышко пригревает, снег стал темным. Под лучами солнца снег тает быстрее, чем в тени.

В-11

Понаблюдать, как капают капли с сосулек. Спросить, почему они капают. Послушать звон капели.

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

На солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет.

В-12

Обратить внимание детей на сосульки, рассказать детям о том, что с давних времен люди наблюдали за природой, её явлениями, улавливали и запоминали закономерности, последовательность природных изменений. Прочитать детям весеннюю примету:

«Длинные сосульки  к долгой весне»

На Руси 13 марта справлялись капельники.

В-13

С наступлением весны, теплых дней понаблюдать за поведением ворон и галок.

«Вот ворона на крыше покатой,

Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе - вешние звоны.

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком…»

(А. Блок

В-14

С наступлением весны, теплых дней понаблюдать за поведением ворон и галок.

«Все галчата черные

Быстрые, проворные,

С черными носами,

С черными глазами.

Поднимают ссору,

Распушили спинки,

Скачут по забору,

Точно на пружинке.»

(М. Клокова

В-15

Отметить состояние погоды: утром холодно, морозит; днем пригревает солнышко — тепло. В солнечных местах тает снег.

«Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог.

Пока смазал, пока спёк,

Ручейком пирог утёк...»

(П. Воронько.)

В-16

Прочитать детям стихотворение: о каком времени года говориться? Отметить, что 21 марта, в день весеннего равноденствия

Что ни сутки,

По минутке

День длинней,

Короче ночь.

Потихоньку,

Полегоньку

Прогоняем зиму

Прочь.

В-17

Целевая прогулка в сквер. Предложить детям найти знакомые деревья. Поиграть в игру «Кто быстрее к дереву.»

«Её узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей её на свете!»

(И. Воробьева)

«На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идет апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна».

(З. Александрова.)

В-18

Рассказать детям о том, что весной комнатные растения нуждаются  в особенно тщательном уходе (у растений появляются новые побеги, листья, цветы, т. е. усиленно растут, их надо поливать, удалять сухие листья, стебли )

В-19

Продолжать наблюдать за состоянием погоды: солнышко пригревает, снег стал темным. Обращать внимание где снег растаял быстрее: где солнце или тень.

В-20

Пойти посмотреть, как тает снег на снежной горке. Где недавно еще катались на санках: как осела снежная баба, которую слепили дети.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед,

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.»

Г. Ладонщиков

В-21

Привлечь внимание детей к таянию снега, изменению снежного покрова. Спросить у детей почему появились лужи, текут ручьи

В-22

Пускание корабликов в лужах. Понаблюдать, как кораблики плывут по течению, а при ветре движутся быстрее.

В-23

Предложить детям посмотреть  в окно и обратить внимание на то, как одеты люди, предложить сравнить одежду людей зимой и весной.

В-24

Продолжать наблюдать за состоянием погоды: солнышко пригревает, снег стал темным.

Солнце ласково сеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

В-25

Предложить послушать, как звенит капель, журчат ручьи. Спросить у детей: «Откуда появились ручьи? Быстро они текут или медленно?

 Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.»

                 (А.Плещеев.)

В-26

По мере таяния снегового покрова обратить внимание детей на появление проталин. Снег растаял, видна земля.

В-27

Отметить  состояние погоды: ярко светит солнышко, на улице с каждым днем становится теплее. «Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.»

В-28

Прочитать детям народную примету «Апрель с водою – май с травою!». Спросить, как они её понимают.

В-29

Целевая прогулка в сквер. Предложить детям найти знакомые деревья. Поиграть в игру «Кто быстрее к дереву.»

В-32

Рассмотреть бабочку. Отметить, что у нее красивые крылышки, посмотреть, как она летает.

В-30

На участке наблюдение за набуханием почек, появлением сережек на березе, тополе. Объяснить детям, что почки нежные, их трогать нельзя, что из почек скоро появятся молодые листочки.

«Таял снег в лугах, полях,

Голубели ночки.

На прибрежных тополях набухали почки…»

А.Прокофьев

В-31

Понаблюдать за солнечным лучом; посмотреть, как солнечный луч отражается на стене, стеклах. Рассказать о солнце как источнике света и тепла, которые необходимы для существования всего живого на земле.

В-32

Продолжать обращать  внимание детей на то, что  темнеет позже, светлеет раньше. Понаблюдать за солнечным лучом; посмотреть, как солнечный луч отражается на стене, стеклах.

В-33

Загадать детям загадки, спросить почему они так решили. 

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает –

Когда это бывает?

Что вниз вершиной растет?

Без рук, без топоренка построена избенка

В-34

Понаблюдать за воробьями. вспомнить о характерных внешних признаках птицы. (Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает, клюёт зёрна, хлебные крошки.)

В-35

Обратить внимание на каких деревьях, кустарниках раньше и быстрее появляются молодые листочки, какого они цвета.

В-36

Понаблюдать за цветением первых весенних цветов мать-и-мачехи. Предложить детям найти стебель, листья, цветок данного растения.

В-37

Обратить внимание на дождь; послушать, как он стучит по крыше; посмотреть на лужи и образовавшиеся от дождя пузыри (чем сильнее дождь – тем больше пузырей).

Дождик,

Веселей,

Капай,

Капай,

Не жалей!

Только нас

Не замочи! Зря в окошко

Не стучи –

Брызни

В поле

Пуще:

Станет

Трава

Гуще!»

                           (Народная потешка

В-38

Прочитать детям народную примету  «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени».  Спросить, почему так говорят. 

В-39

Продолжать обращать внимание детей на каких деревьях, кустарниках раньше и быстрее появляются молодые листочки, какого они цвета.

В-40

Целевая прогулка в парк. Предложить послушать звуки весеннего парка. Спросить у детей, почему так весело  в парке, какие звуки они слышат (щебетание птиц, журчание ручейков…)

…Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня- прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

                                          Я. Аким

В-41

Вместе с детьми посеять семена цветов (бархатцы, ноготки, георгины) в горшки на окне: обратить внимание, что у каждого растения свои семена и они все разные. Рассказать детям, что взрослые сажают цветы, траву, чтобы наш город был зеленым и красивым, поэтому нельзя рвать цветы и затаптывать газоны.

В-42

Наблюдение за появившейся травкой; предложить поискать где еще она выросла.

С теплым ветром, травушка,

Подружилась,

Золотому солнышку

Поклонилась.

                  В. Лодыжец

В-43

Обратить внимание детей на те явления весенней природы, которые развиваются неизменно (Удлинение дня, Увеличение света и тепла).

Что ни сутки,

По минутке

День длинней.

Короче ночь.

Потихоньку,

Полегоньку

Прогоняем зиму

Прочь.

               В. Берестов

В-44

Прочитать стихотворение «Муравей» В. Пальчинскайте. Рассказать где живут муравьи, что такое муравейник, чем занимаются муравьи в муравейнике, рассказать о пользе муравьев.

По тропе лесной, неровной

Листик тащит муравей,

В десять раз себя огромней!

Тащит, тащит работяга,

Хоть ему и не легко,

Хоть совсем устал бедняга –

Муравейник далеко…

По тропе лесной, неровной

Листик тащит муравей,

В десять раз себя огромней,

Помоги ему скорей!

В-45

Понаблюдать за насекомыми. Учить отличать насекомых по внешнему виду, характерным особенностям (по цвету, величине), некоторым особенностям движений (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает).

В-46

Целевая прогулка в парк. Обратить внимание на зеленую траву, покрытые листьями деревья,  цветущие цветы. Послушать пение птиц.  Предложить детям найти знакомые деревья, кустарники, цветы. Загадать детям загадки:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.                 (Береза)

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.  (Дуб)

В-47

Понаблюдать за солнечным лучом; посмотреть, как солнечный луч отражается на стене, стеклах. Рассказать о солнце как источнике света и тепла, которые необходимы для существования всего живого на земле.

В-48

Высадить с детьми рассаду цветов в клумбы. Обратить внимание детей на строение цветка: корень, стебель, листья.

В-49

Загадать детям загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

(Пчела)

После отгадки предложить детям рассказать о том, как пчелы собирают нектар, для чего он нужен им. Спросите, какую пользу приносят пчелы.

В-50

Предложить детям найти цветущую черемуху. Рассмотреть цветки вдохнуть аромат

Черемуха,  черемуха,

Ты, что стоишь бела?

- Для праздника весеннего,

Для Мая расцвела…

В-51

Прочитать детям пословицу: «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», спросить детей как они её понимают.

В-52

Обратить внимание на дождь; послушать, как он стучит по крыше; посмотреть на лужи и образовавшиеся от дождя пузыри (чем сильнее дождь – тем больше пузырей).

-Дождик, дождик,

Что ты льешь,

Погулять нам не даешь?

- Я водою

Дождевою

Землю мою,

Мою грядки

И забор,

Уношу

С дорожек сор.

Мою окна,

Мою крышу,

Мою улицу

И двор.

И калитку умываю.

И деревья,

И кусты,

Чтобы были

К Первомаю

Все умыты

И чисты.              С.Погореловский

В-53

Целевая прогулка в сквер. Прочитать народную примете «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Спросить почему так говорят.

В-54

Определить состояние погоды по определенным признакам. (Дети сняли теплые куртки; нагрелись скамейки, камешки; нагрелся песок, следовательно, на улице стало теплее.)

В-55

Целевая прогулка в сквер. Понаблюдать работу взрослых по разбивке цветников, устройству клумб, посеву травы, высадке рассады в грунт. Рассказать детям, что взрослые сажают цветы, траву, чтобы наш город был зеленым и красивым, поэтому нельзя рвать цветы и затаптывать газоны.

В-56

Наблюдение за цветением одуванчика; отметить появление белых цветков.

«…Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только постарел,

Вместе с ветром улетел.»

В-57

Привлечь внимание детей к майскому жуку, поместить его в садок с зеленой веткой, понаблюдать, как он поедает листья; сделать вывод о вреде жука.

КАРТОТЕКА

НАБЛЮДЕНИЙ

В ПРИРОДЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...