В-1 Рассказать детям, что на смену зиме пришла весна. Ярче стало светить солнышко, греть сильнее. Предложить потрогать скамейку, рукава пальто – они нагреты солнцем. Убедить детей в том, что нагретая лучами солнца скамейка, рукава пальто – тёплые. «Полно беленький снежочек, На талой земле лежать! Время беленький снежочек, Время таять – пропадать, Во долинушку стекать И сыру землю питать!» (Русская народная песенка)
|
В-2 Понаблюдать за полетом воробьев; предложить послушать, как они оживленно чирикают. Воробей с березы на дорогу – прыг! Больше нет мороза, Чик – чирик!» М. Клокова
В-5 Рассмотреть распустившиеся цветы в группе.
|
В-3 Показать детям сосульки, какие они прозрачные и красивые. На солнце сосульки блестят и переливаются.
|
В-4 Продолжать наблюдать за ветками тополя и березы. Как на нашем тополе, Почки быстро лопнули, А из каждой почки Выросли листочки.
|
В-7 Продолжить наблюдение за ростом лука.
В-8 Предложить детям посмотреть в окно и обратить внимание на то, как одеты люди, предложить сравнить одежду людей зимой и ранней весной
|
В-6 Обратить внимание детей на первые признаки весны: «Солнышко ярко светит и греет. Потяните руки к солнышку и погрейте их». Спросить у детей, что ярко светит и греет? «Приди, приди, солнышко. Под мое оконышко, Засвети щедрее, Всех согрей скорее…» (Украинская народная песенка.)
|
В-9 Обратить внимание детей на те явления весенней природы, которые развиваются неизменно (Удлинение дня, Увеличение света и тепла).
|
В-10 Понаблюдать за состоянием погоды: солнышко пригревает, снег стал темным. Под лучами солнца снег тает быстрее, чем в тени.
|
В-11 Понаблюдать, как капают капли с сосулек. Спросить, почему они капают. Послушать звон капели. Растет она вниз головой, Не летом растет, а зимой. На солнце ее припечет- Заплачет она и умрет.
|
В-12 Обратить внимание детей на сосульки, рассказать детям о том, что с давних времен люди наблюдали за природой, её явлениями, улавливали и запоминали закономерности, последовательность природных изменений. Прочитать детям весеннюю примету: «Длинные сосульки к долгой весне» На Руси 13 марта справлялись капельники.
|
В-13 С наступлением весны, теплых дней понаблюдать за поведением ворон и галок. «Вот ворона на крыше покатой, Так с зимы и осталась лохматой… А уж в воздухе - вешние звоны. Даже дух занялся у вороны… Вдруг запрыгала в бок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком…» (А. Блок |
В-14 С наступлением весны, теплых дней понаблюдать за поведением ворон и галок. «Все галчата черные Быстрые, проворные, С черными носами, С черными глазами. Поднимают ссору, Распушили спинки, Скачут по забору, Точно на пружинке.» (М. Клокова
|
В-15 Отметить состояние погоды: утром холодно, морозит; днем пригревает солнышко — тепло. В солнечных местах тает снег. «Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог. Пока смазал, пока спёк, Ручейком пирог утёк...» (П. Воронько.)
|
В-16 Прочитать детям стихотворение: о каком времени года говориться? Отметить, что 21 марта, в день весеннего равноденствия Что ни сутки, По минутке День длинней, Короче ночь.
| Потихоньку, Полегоньку Прогоняем зиму Прочь.
|
|
В-17 Целевая прогулка в сквер. Предложить детям найти знакомые деревья. Поиграть в игру «Кто быстрее к дереву.» «Её узнаешь по простой примете: Нет деревца белей её на свете!» (И. Воробьева)
| «На солнышке согрелась ель, Подтаяла сосна, Идет апрель, звенит капель, В лесу у нас весна». (З. Александрова.) |
|
В-18 Рассказать детям о том, что весной комнатные растения нуждаются в особенно тщательном уходе (у растений появляются новые побеги, листья, цветы, т. е. усиленно растут, их надо поливать, удалять сухие листья, стебли )
|
В-19 Продолжать наблюдать за состоянием погоды: солнышко пригревает, снег стал темным. Обращать внимание где снег растаял быстрее: где солнце или тень.
|
В-20 Пойти посмотреть, как тает снег на снежной горке. Где недавно еще катались на санках: как осела снежная баба, которую слепили дети. Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед, Тает баба снеговая И ручьями слезы льет.» Г. Ладонщиков
|
В-21 Привлечь внимание детей к таянию снега, изменению снежного покрова. Спросить у детей почему появились лужи, текут ручьи
|
В-22 Пускание корабликов в лужах. Понаблюдать, как кораблики плывут по течению, а при ветре движутся быстрее. |
В-23 Предложить детям посмотреть в окно и обратить внимание на то, как одеты люди, предложить сравнить одежду людей зимой и весной.
|
В-24 Продолжать наблюдать за состоянием погоды: солнышко пригревает, снег стал темным. Солнце ласково сеется, Светит ярче, горячей. И с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей.
|
В-25 Предложить послушать, как звенит капель, журчат ручьи. Спросить у детей: «Откуда появились ручьи? Быстро они текут или медленно? Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою.» (А.Плещеев.) |
В-26 По мере таяния снегового покрова обратить внимание детей на появление проталин. Снег растаял, видна земля.
|
В-27 Отметить состояние погоды: ярко светит солнышко, на улице с каждым днем становится теплее. «Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату, Мы захлопали в ладошки, Очень рады солнышку.» |
В-28 Прочитать детям народную примету «Апрель с водою – май с травою!». Спросить, как они её понимают.
|
В-29 Целевая прогулка в сквер. Предложить детям найти знакомые деревья. Поиграть в игру «Кто быстрее к дереву.»
В-32 Рассмотреть бабочку. Отметить, что у нее красивые крылышки, посмотреть, как она летает.
|
В-30 На участке наблюдение за набуханием почек, появлением сережек на березе, тополе. Объяснить детям, что почки нежные, их трогать нельзя, что из почек скоро появятся молодые листочки. «Таял снег в лугах, полях, Голубели ночки. На прибрежных тополях набухали почки…» А.Прокофьев
|
В-31 Понаблюдать за солнечным лучом; посмотреть, как солнечный луч отражается на стене, стеклах. Рассказать о солнце как источнике света и тепла, которые необходимы для существования всего живого на земле.
|
В-32 Продолжать обращать внимание детей на то, что темнеет позже, светлеет раньше. Понаблюдать за солнечным лучом; посмотреть, как солнечный луч отражается на стене, стеклах.
|
В-33 Загадать детям загадки, спросить почему они так решили. Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает – Когда это бывает?
Что вниз вершиной растет?
Без рук, без топоренка построена избенка
|
В-34 Понаблюдать за воробьями. вспомнить о характерных внешних признаках птицы. (Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает, клюёт зёрна, хлебные крошки.)
|
В-35 Обратить внимание на каких деревьях, кустарниках раньше и быстрее появляются молодые листочки, какого они цвета.
|
В-36 Понаблюдать за цветением первых весенних цветов мать-и-мачехи. Предложить детям найти стебель, листья, цветок данного растения.
|
В-37 Обратить внимание на дождь; послушать, как он стучит по крыше; посмотреть на лужи и образовавшиеся от дождя пузыри (чем сильнее дождь – тем больше пузырей). Дождик, Веселей, Капай, Капай, Не жалей! Только нас Не замочи! Зря в окошко Не стучи – Брызни В поле Пуще: Станет Трава Гуще!» (Народная потешка
|
В-38 Прочитать детям народную примету «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени». Спросить, почему так говорят.
В-39 Продолжать обращать внимание детей на каких деревьях, кустарниках раньше и быстрее появляются молодые листочки, какого они цвета.
|
В-40 Целевая прогулка в парк. Предложить послушать звуки весеннего парка. Спросить у детей, почему так весело в парке, какие звуки они слышат (щебетание птиц, журчание ручейков…)
…Долго шла весна тайком От ветров и стужи, А сегодня- прямиком Шлепает по лужам, Гонит талые снега С гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга Бархатом зеленым. Я. Аким
|
В-41 Вместе с детьми посеять семена цветов (бархатцы, ноготки, георгины) в горшки на окне: обратить внимание, что у каждого растения свои семена и они все разные. Рассказать детям, что взрослые сажают цветы, траву, чтобы наш город был зеленым и красивым, поэтому нельзя рвать цветы и затаптывать газоны.
В-42 Наблюдение за появившейся травкой; предложить поискать где еще она выросла. С теплым ветром, травушка, Подружилась, Золотому солнышку Поклонилась. В. Лодыжец
|
В-43 Обратить внимание детей на те явления весенней природы, которые развиваются неизменно (Удлинение дня, Увеличение света и тепла).
Что ни сутки, По минутке День длинней. Короче ночь. Потихоньку, Полегоньку Прогоняем зиму Прочь. В. Берестов |
В-44 Прочитать стихотворение «Муравей» В. Пальчинскайте. Рассказать где живут муравьи, что такое муравейник, чем занимаются муравьи в муравейнике, рассказать о пользе муравьев. По тропе лесной, неровной Листик тащит муравей, В десять раз себя огромней! Тащит, тащит работяга, Хоть ему и не легко, Хоть совсем устал бедняга – Муравейник далеко… По тропе лесной, неровной Листик тащит муравей, В десять раз себя огромней, Помоги ему скорей!
|
В-45 Понаблюдать за насекомыми. Учить отличать насекомых по внешнему виду, характерным особенностям (по цвету, величине), некоторым особенностям движений (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает).
|
В-46 Целевая прогулка в парк. Обратить внимание на зеленую траву, покрытые листьями деревья, цветущие цветы. Послушать пение птиц. Предложить детям найти знакомые деревья, кустарники, цветы. Загадать детям загадки: Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза) Я из крошки – бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
|
В-47 Понаблюдать за солнечным лучом; посмотреть, как солнечный луч отражается на стене, стеклах. Рассказать о солнце как источнике света и тепла, которые необходимы для существования всего живого на земле.
|
В-48 Высадить с детьми рассаду цветов в клумбы. Обратить внимание детей на строение цветка: корень, стебель, листья.
|
В-49 Загадать детям загадку:
Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком Он поделится медком. (Пчела) После отгадки предложить детям рассказать о том, как пчелы собирают нектар, для чего он нужен им. Спросите, какую пользу приносят пчелы.
|
В-50 Предложить детям найти цветущую черемуху. Рассмотреть цветки вдохнуть аромат Черемуха, черемуха, Ты, что стоишь бела? - Для праздника весеннего, Для Мая расцвела…
|
В-51 Прочитать детям пословицу: «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», спросить детей как они её понимают.
|
В-52 Обратить внимание на дождь; послушать, как он стучит по крыше; посмотреть на лужи и образовавшиеся от дождя пузыри (чем сильнее дождь – тем больше пузырей). -Дождик, дождик, Что ты льешь, Погулять нам не даешь? - Я водою Дождевою Землю мою, Мою грядки И забор, Уношу С дорожек сор. Мою окна, Мою крышу, Мою улицу И двор. И калитку умываю. И деревья, И кусты, Чтобы были К Первомаю Все умыты И чисты. С.Погореловский
|
В-53 Целевая прогулка в сквер. Прочитать народную примете «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Спросить почему так говорят.
|
В-54 Определить состояние погоды по определенным признакам. (Дети сняли теплые куртки; нагрелись скамейки, камешки; нагрелся песок, следовательно, на улице стало теплее.)
|
В-55 Целевая прогулка в сквер. Понаблюдать работу взрослых по разбивке цветников, устройству клумб, посеву травы, высадке рассады в грунт. Рассказать детям, что взрослые сажают цветы, траву, чтобы наш город был зеленым и красивым, поэтому нельзя рвать цветы и затаптывать газоны.
|
В-56 Наблюдение за цветением одуванчика; отметить появление белых цветков. «…Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только постарел, Вместе с ветром улетел.»
|
В-57 Привлечь внимание детей к майскому жуку, поместить его в садок с зеленой веткой, понаблюдать, как он поедает листья; сделать вывод о вреде жука.
|
|