Картотека наблюдений ЛЕТО
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Л-1 Наступило долгожданное лето, на улице ярко светит солнце, тепло. Ярко солнце светит В воздухе тепло, И, куда ни взглянешь Все кругом светло. И.Суриков | Л-2 Загадать детям загадку: «От цветка к цветку порхает. Утомится - отдыхает.» (Бабочка) после отгадки понаблюдать за бабочкой. Обратить внимание на красивую расцветку крыльев, на передвижение по растению, на то, как она, раскрывая крылья летит, и как, садясь на цветок складывает их. |
Л-3 Продолжить наблюдение за цветением одуванчика; отметить появление белых цветков. «…Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только постарел, Вместе с ветром улетел.» | Л-4 Определить состояние погоды по определенным признакам. (Дети сняли кофточки, колготки; нагрелись скамейки, камешки; нагрелся песок, следовательно, на улице стало жарко) |
Л-5 Привлечь внимание детей к посаженным цветочным семенам на клумбах (у каждого цветка они разные), обратить внимание детей как растет цветок (из маленького семечка появляются сначала листочки (у каждого растения они разные) цветочек растет медленно). | Л-6 Продолжать наблюдать за состоянием погоды «Лето, лето к нам пришло, Стало сухо и тепло! По дорожке прямиком Ходят ножки босиком…» В. Берестов |
Л-7 Обратить внимание детей на тень, рассмотреть и сопоставить размеры тени от предметов в разное время дня. | Л-8 Понаблюдать за насекомыми. Учить отличать насекомых по внешнему виду, характерным особенностям (по цвету, величине), некоторым особенностям движений (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает). |
Л-9 Целевая прогулка в парк. Обратить внимание детей на то, что в парке много высоких деревьев, на деревьях – зеленые листья, а внизу растет трава. Предложить посмотреть наверх, как высоко растут ветки. Показать детям знакомые деревья (березку, ель, тополь), спросить, знают ли они эти деревья. В парке поискать еще знакомые деревья. «Как вы узнали, что это береза, ель, тополь?». Рассмотреть цвет стволов, листьев, форму листьев, дать потрогать ствол березы, тополя (ствол березы гладкий, тополя – шероховатый). « Береза моя березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Трава шелковистая». (Русская народная песенка) | Л-10 Послушать шум проливного дождя, как он весело стучит по крыше веранды. Рассказать детям о том, почему хорошо, когда идет дождь – не надо поливать огород и цветник, дождь необходим и растениям и животным. «Дождик, дождик пуще, Будет трава гуще. Дождик, дождик посильней. Огород ты наш полей.» (Русская народная потешка) Л-11 Прочитать детям народную пословицу «Свет на убыли, жара на прибыли". Спросить, как они её понимают. |
Л-12 В яркий солнечный день обратить внимание на небо, определить его цвет. На голубом небе нет ни облачка, ни тучки. Одно лишь солнышко светит свысока и ласкает нас своими теплыми лучиками. «Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.» Ф.Тютчев | Л-13 После дождя обратить внимание на плавающие пузыри в лужах. «К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужице – смотри, смотри! – Он пускает пузыри…» (З.Александрова.) |
Л-14 Обратить внимание на появление цветов на клумбе. «Посмотрите, какой красивый цветок. Какого он цвета? А где еще распустились цветы?» | Л-15 Целевая прогулка в парк. Показать детям лечебные травы (подорожник, лопух, крапива), объяснить почему их называют лечебными). |
Л-16 Вспомнить с детьми как на участок к ним прилетала пчелка: Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком Он поделится медком. (Пчела) предложить детям рассказать о том, как пчелы собирают нектар, для чего он нужен им. Спросите, какую пользу приносят пчелы. | Л-17 С помощью вертушки бумажных ленточек определить силу ветра. Послушать, как шелестят листья, как качаются ветки. «Кто в полях шумит пшеницей? Кто летит крылатой птицей? Ветер! Кто играет проводами, Поднимает пыль клубами? Ветер! Кто к земле деревья клонит? Кто волну морскую гонит? Ветер!
А.Бродский |
Л-18 Понаблюдать за насекомыми. Учить отличать насекомых по внешнему виду, характерным особенностям (по цвету, величине), некоторым особенностям движений (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает). | Л-19 Систематический уход за растениями. Подводить детей к тому, что их деятельность на участке связана с погодой, состоянием растений. (Летом жарко, земля высыхает, поэтому её надо поливать каждый день: в сухую погоду рыхлить палочками землю, чтобы лучше проходила вода: почву между рядами рыхлят, а возле растений – только разбивают корочку земли, чтобы не повредить их и т.д.) |
Л-20 Рассмотреть темные тучи, затянувшие небо. Туча, ты, туча, Спустися пониже! Чем туча ниже, Тем дождик ближе! Туча, ты, туча, Пролейся дождем! Мы давно его ждем!» (русская народная потешка) | Л-21 В жаркий солнечный день обратить внимание детей на кружевной узор теней, образуемых деревьями. В тени можно укрыться от жары, палящего солнца. «Храните дерево от топора; Оно высокое и вековое, Дает нам тень, Когда стоит жара, Оно чарует все живое.» |
Л-22 Полюбоваться с детьми радугой после дождя. Обратить внимание на цвета радуги, отметить, на что она похожа. «Прояснилось небо, Засияла даль. Дождик словно не был, Речка – как хрусталь. Над рекою быстрой, озарив луга, На небе повисла Радуга – дуга». (П. Образцов) | Л-23 Вынести в тазике воду. После того, как она нагреется, познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, жидкая, мокрая, чистая, на солнышке теплая, в группе – холодная; одни предметы (легкие игрушки) в ней плавают. Другие (камешки) – тонут. Воду можно наливать в посуду, из лейки поливать грядки (посмотреть, как текут струйки воды из лейки). |
Л-24 Обратить внимание на появление цветов на клумбе. «Посмотрите, какие они разные, но все красивые». Обратить внимание на распустившиеся маргаритки. | Л-25 В жаркий солнечный день обратить внимание детей на кружевной узор теней, образуемых деревьями. В тени можно укрыться от жары, палящего солнца. |
Л-26 Предложить полюбоваться плодами овощей: горох, свекла, морковь, огурец, рассказать о них в форме описания или загадок Вверху зелено, Внизу красно, В землю вросло. (свекла) Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (морковь) Летом- в огороде, Свежие, зеленые, А зимою в бочке, Желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (огурцы) В зеленой избушке Живут подружки. Словно бусинки, круглы Изумрудны и малы. (горошинки) | Л-27 Наблюдение за божьей коровкой. Рассказать детям, что божья коровка – спокойный жучок, у неё маленькая головка, усики и ножки. Понаблюдать, как ползает жук, как приподнимает и развертывает свои крылья перед полетом. Рассказать детям о том, что божья коровка – полезный жучок, он уничтожает тлю, которая наносит вред растениям. Божья коровка, черная головка, Лети, лети за море, Там тепленько, Здесь холодненько. (Потешка) |
Л-28 Рассмотреть колокольчик и ромашку. Сравнить растения по окраске, величине, форме цветов и листьев, по запаху. Отметить чем они похожи, а чем отличаются. | Л-29 Знакомство со свойствами камня: тяжелый, твердый, тонет в воде. |
Л-30 Рассказать детям о том, как в народе называли июль. Спросить как они думают почему так называли июль. (грозовиком (из-за частых гроз), жарником (от жаркого воздуха), страдником (временем уборочных работ), сенозарником (в ранние зори косят луга). | Л-31 Послушать, как шелестят листья, как качаются ветки. С помощью вертушки бумажных ленточек определить силу ветра. |
Л-32 Отмечать состояние погоды: постепенное увядание травы, цветов, исчезновение насекомых. Обращать внимание на пожелтевшие листья деревьев, хмурое небо, частые холодные дожди, отлет птиц, лето закончилось – наступила осень. | Л-33 Систематический уход за растениями. Подвести детей к того, что их деятельность на участке связана с погодой, состоянием растений. (Летом жарко, земля высыхает, поэтому её надо поливать каждый день: в сухую погоду рыхлить палочками землю, чтобы лучше проходила вода: почву между рядами рыхлят, а возле растений – только разбивают корочку земли, чтобы не повредить их и т.д.) |
Л-34 Предложить полюбоваться спелыми плодами (черника, малина, земляника), рассказать о них в форме описания или загадок | Л-35 Целевая прогулка в парк. Показать детям лечебные травы (подорожник, лопух, крапива), объяснить почему их называют лечебными). |
Л-36 Продолжать наблюдение за цветами на клумбе. «Посмотрите, какой красивый цветок. Какого он цвета? А где еще распустились цветы?» | Л-37 Обратить внимание детей на кружевной узор теней, образуемых деревьями. В тени можно укрыться от жары, палящего солнца. «Храните дерево от топора; Оно высокое и вековое, Дает нам тень, Когда стоит жара, Оно чарует все живое.» |
Л-38 Целевая прогулка. Обратить внимание детей на плодовые деревья (яблоня, вишня), вспомнить, что сначала были цветочки, а теперь маленькие плоды. | Л-39 Рассмотреть темные тучи, затянувшие небо. Туча, ты, туча, Спустися пониже! Чем туча ниже, Тем дождик ближе! Туча, ты, туча, Пролейся дождем! Мы давно его ждем!» (русская народная потешка) |
Л-40 Послушать, как шелестят листья, как качаются ветки. С помощью вертушки бумажных ленточек определить силу ветра. | Л-41 Целевая прогулка в парк. Показать детям знакомые деревья (березу, ель, тополь): «Как вы узнали, что это береза, ель, тополь?». Рассмотреть цвет стволов, листьев, форму листьев, дать потрогать ствол березы, тополя (ствол березы гладкий, тополя – шероховатый). |
Л-42 После дождя обратить внимание на плавающие пузыри в лужах. «К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужице – смотри, смотри! – Он пускает пузыри…» (З.Александрова.) | Л-43 Предложить потрогать детям камни и металлические предметы в разное время дня, уточнить, что разные предметы нагреваются по-разному. |
Л-44 Понаблюдать с детьми радугу, закреплять расположение и количество цветов. Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути! В них ни въехать, ни войти. | Л-45 Перед дождем обратить внимание детей на то, что птицы летают низко. |
Л-46 Понаблюдать за насекомыми. Учить отличать насекомых по внешнему виду, характерным особенностям (по цвету, величине), некоторым особенностям движений (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает). | Л-47 Продолжать наблюдать за цветами в цветнике, рассматривать их внешний вид, сравнивать; собрать семена цветов и сказать детям, что на следующий год мы их снова посадим, и у нас будут опять цвести цветы. |
Л-48 Послушать, как стрекочет кузнечик, рассказать детям о том, что поймать кузнечика очень трудно, так же трудно обнаружить его среди зеленой травы, т. к. он, как и трава, зеленого цвета. | Л-49 Предложить детям понаблюдать приближение грозы: темнеет небо, сверкает молния, грохочет гром. |
Л-50 Отметить с детьми, что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету. Уточнить, почему они улетают на юг. | Л-51 Предложить полюбоваться спелыми плодами (яблок, груш, вишни, сливы), рассказать о них в форме описания или загадок. На сучках висят шары, Посинели от жары. (слива) Этот плод продолговатый, Витаминами богатый. Его варят, его сушат- Называется он... (груша ) На зеленой ножке Круглые сережки. Они алы, как рубины, С косточкой посередине. (вишня) |
Л-52 Прочитать детям народную примету «Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде". Предложить проверить примету. | Л-53 Целевая прогулка в парк. Показать детям знакомые деревья (березу, ель, сосну, тополь): дать понятие о лиственных и хвойных деревьях. |
Л-54 Рассмотреть семена цветов (ноготков), вспомнить основные стадии развития растений. Л-56 Рассмотреть с детьми колоски ржи, пшеницы. Дать знания об уборке злаковых растений, роли машин и механизмов. | Л-55 Рассмотреть темные тучи, затянувшие небо. Туча, ты, туча, Спустися пониже! Чем туча ниже, Тем дождик ближе! Туча, ты, туча, Пролейся дождем! Мы давно его ждем! (русская народная потешка) |
Л-57 Обратить внимание на рябину с красными ягодами. Рассмотреть листья, ягоды рябины (форму, цвет). Спросить у детей, чем отличается данное дерево от других. Ты, рябинушка Раскудрявая, Ты когда взошла Когда выросла? Я весной взошла, По зорям цвела, Солнцем вызрела. (Русская народная песенка) | Л-58 Продолжать наблюдать за цветами в цветнике, рассматривать их внешний вид, сравнивать; собрать семена цветов и сказать детям, что на следующий год мы их снова посадим, и у нас будут опять цвести цветы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Лето, лето, лето..."
Сценарий музыкально - спортивного праздника ко Дню защиты для детей саршего дошкольного возраста....
Развлечение- «Лето, лето, сказочное лето!
«Лето, лето, сказочное лето! От чудес кружится голов...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –16.05. 2016.- 20.05..2016) Группа средняя Тема: «Лето, лето, ты какого цвета?» Цель: Формировать обобщенные представления о лете как времени года, признаках лета. Расширять и обогащать предст
Планирование работы на неделю...
Фотовыставка для родителей «Лето, лето, лето – это много света»
Оформление выставки в летний период...
Прогулка "Снег летает, летает, летает..."
Зимняя прогулка в подготовительной группе...
Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета. Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы.
Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.Предварительная...
Динамическая игра-разминка на развитие звуковысотного слуха «Лето яркое, лето теплое, лето звонкое…» (авторская разработка)
Игра разминка для детей младшего и среднего возраста...