Мастер класс Использование нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню», как средства активизации мыслительной деятельности
материал (старшая группа) по теме
Представление опыта работы педагогам ДОУ города через показ приемов организации работы с детьми нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню» как средства активизации мыслительной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цыбигей Наталья Алексеевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Страна чудес»
Использование нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню», как средства активизации мыслительной деятельности
Цель
Представление опыта работы педагогам ДОУ города через показ приемов организации работы с детьми нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню» как средства активизации мыслительной деятельности.
Задачи
- Включить педагогов в совместную практическую деятельность через использование организационных и мотивационных методов и приемов.
- Показать приемы организации работы с детьми нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню» как средства активизации мыслительной деятельности.
Материал
Камушки различной формы и размера, краски, кисти, горшочки разных размеров для кактусов, игровое поле с цветами, шаблоны для рисования, маркеры, бейджи.
Ход
Художественно-эстетическая деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Творчество дошкольника неразрывно связано с практической деятельностью, работой воображения, развитием речи. Один из приемов активизации мыслительной деятельности - нетрадиционная техника рисования «Роспись по камню».
Немного истории. Камни - это величайшая природная энергия нашей планеты. Камни всегда были связаны с жизнью людей, как материал для строительства жилища, как украшение, как магический символ. Роспись камня очень древний вид искусства. Еще в первобытные времена наши предки наносили изображения животных и птиц на покатые стены пещер и отдельные камни. Например, на Востоке и в настоящее время существует очень интересная традиция дарить друг другу камушки, расписанные своими руками. Считается, что камни обладают собственной «душой», и общение с «душой камня» самая ценная часть процесса росписи.
(Демонстрация на слайде)
Для участия в мастер-классе приглашаю 6 активных участников, прошу выбрать любой камень и занять рабочее место, остальные слушатели – играют роль экспертов.
Экспертам раздаются карточки с вопросами (см. Приложение № 1) и дается инструкция, по ходу мастер-класса проанализировать содержание и ответить на вопросы. Прошу обратить внимание на глоссарий мыслительных операций, которым эксперты могут воспользоваться при ответах на вопросы по ходу мастер класса.
Как же я к пришла к росписи камней? Бывает так, что вы гуляете по берегу речки или моря и видите камушек, который хочется взять с собой? У меня такое бывает часто, и я периодически набираю несколько камушков.
(Далее по тексту курсивом выделена инструкция для активных участников и комментарии к ним)
- Подготовительный этап обучения нетрадиционной техники рисования «роспись по камню».
Возьмите в руки камушек, обследуйте его. (участники группы манипулируют с камнем) Назовите какой он? (ровный, гладкий, шероховатый, зернистый, вытянутый, заостренный)
Именно с этих шагов я и начала свою работу с детьми. Прежде чем раскрасить камень, необходимо дать ребенку с ним наиграться. Гуляя на участке детского сада, на берегу реки, в лесу сначала мы просто обращаем внимание в природе на камушек, рассматриваем, даем представление о свойствах камней, находим общее и различие.
Погрузившись в природу камней, мы решили сделать коллекцию. Камешки собирали разной величины, формы, цвета, привозили с отдыха.
(Демонстрация слайда)
Рассмотрев и обследовав камни разных форм и размеров, с различной поверхностью использую различные приемы для активизации мыслительной деятельности детей. Сериации – строим возрастающие или убывающие ряды по выбранному признаку выкладываем камушки по размеру, цвету, строим башенки, выкладываем дорожки).
Анализ – выделяем группу камней по определенному признаку («Найди все большие», «Найди все гладкие». Предлагаю участникам группы игру «Разложи камушки»
Цель игры: развитие элементарной исследовательской деятельности.
Разложите камушки в ряд, в следующем порядке:
• один большой, за ним 2 маленьких;
• один светлый, два темных.
Вопрос экспертам: Как вы думаете, на какую мыслительную операцию направлен этот прием?(сериации)
Детям, какого возраста можно предложить задание такого типа?
Далее усложняем инструкцию:
Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур. Чем похожи? Чем отличаются?
Выложите образ животного или предмета.
Вопрос экспертам: Как вы думаете, на какую мыслительную операцию направлен этот прием? (Синтез)
Также на этом этапе с детьми тонирую камушки (они могут быть одноцветные, многоцветные, с элементарным декором пятнышки, полосатые), применяю их в различных играх, используя операции анализа и синтеза, сериации, обобщения.
(В это время на слайде демонстрируются различные варианты с тонированными камнями)
- Выкладывание узоров и образов разными способами (цветы и бусы) – от центра, чередуя, рапортом. Сложность орнамента зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.
- чередование элементов по форме, по величине (большой – маленький), декору (одноцветный - с пятнышками). Постепенно усложняется алгоритм. Чередование более двух элементов в разных сочетаниях: два камешка больших – один маленький камешек.
- Выкладывание орнамента. Дети попробуют выкладывать узоры на круге, квадрате, овале. В круге основной мотив идёт по окружности, а в квадрате прежде всего выделяются уголки и центр.
- «Графический диктант» - ориентировка на плоскости
- Использование заместителей в изображении (детям предлагаю игры «Найти колесо для машины», «Укрась дерево яблочками»)
Так, рассматривая с детьми камушки, постепенно учу видеть образ. Фантазии могут быть самыми разными. Иногда рисунок подсказывает сама форма камушка.
Давайте пофантазируем. Рассмотрите внимательно камушек и расскажите, что он вам напоминает. (участники рассматривают камни с целью увидеть образ).
В таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Камешек на какое-то время теряет свою сущность как природный объект и становится тем, что в нём удалось увидеть: облаком или котёнком. Мы приходим к выводу, что важно сделать фон и детали, чтобы получился образ.
- Основной этап обучения нетрадиционной техники рисования «роспись по камню»
На этом этапе превращаем камушки в отдельные предметы, где детям предлагаю основу, и прошу превратить в образ, добавив точки, полоски.
Возьмите на выбор желтый или зеленый камень (3 желтых, 3 зеленых, камни разных размеров) и детализируйте до образа. Желтые камушки – это пчелки. Какие детали вы дорисуете? (полоски) Зеленые камушки – это кактусы. Вам необходимо дорисовать точки-иголки.
Экспертам раздаю шаблоны с изображением различной формы, предлагаю дорисовать образы. (см. Приложение № 1)
Наши камушки превратились в образы. Давайте поиграем.
«Посадим пчелку на цветочек»
Перед вами три разных цветочка. Подумайте, какой цветочек подходит для вашей пчелки и посадите пчелку на этот цветок.
«Посади кактус в горшочек»
Перед вами горшочки разной величины, посадите кактус в горшочек, который для него подойдет. В какой горшочек вы посадили этот кактус?
Вопрос экспертам: Как вы думаете, на какие мыслительные операции направлены эти игры? (сравнение)
В данных играх дети учатся выявлять сходство и различие между признаками группы предметов.
Следующий шаг – это простейшие изображения. В самостоятельной деятельности могут быть - пчелка и жучок, грибочки, дома, фрукты, овощи. (Демонстрация слайда)
Такие камни можно использовать в играх:
- на классификацию («Разложи на группы», «Найди лишний камушек», «Назови одним словом»);
- на развитие речи: найти парные картинки; составляем уменьшительно-ласкательные слова (дом - домик, гриб - грибок);
- на формирование элементарных математических представлений. Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры, считаем количество грибочков, домиков и др.
Так на основе практических действий дети учатся сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать
(Демонстрация слайда)
На завершающем этапе предполагается, что дети могут создавать сложные образы с мелкой детализацией и сюжет. (животные)
(Демонстрация слайда)
Предлагаю создать образ на камушке, который вы выбрали вначале нашего мастер класса, для этого вам понадобятся: простой карандаш для разметки и маркеры.
Экспертам проанализировав, содержание мастер класса предлагаю ответить на вопросы.
Рефлексия:
1.Рассматривание полученных образов активных участников и экспертов.
Анализируем понятность образа, вариативность и творческий подход.
2. Работа с приложением № 1. В случае затруднения задаю вопросы.
- Какие игры с камушками вы можете предложить для развития памяти?
- Какие игры с камушками вы можете предложить на формирование элементарных математических представлений?
3. По окончанию мастер-класса выдаются памятки «Технология росписи по камню» (см. Приложение № 3)
Список литературы и интернет-источников
1. Веракса Н. Галимов О. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Мозаика-Синтез, 2012г.
2. Микляева Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Сфера, 2013г.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Каро, 2010
4. Огнева Дарья. Рисуем на камнях . Аст-Пресс Книга, 2012г.
5. Рогачевски-Ногай, Розани, Фойерштайн: Расписываем камни. Работаем с проволокой. Практическое руководство. Ниола-пресс, 2011г.
6. http://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschie-igry-s-kamnjami.html
7. http://www.diets.ru/post/597280/
8. http://www.liveinternet.ru/users/olgaalexeevna42/post277375027
9. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1247767.htm
Приложение №1
- Какие игры с камушками вы можете предложить в областях:
(2-3 области на выбор)
Социально - коммуникативное развитие детей
__________________________________________________________
Познавательное развитие детей
___________________________________________________________
Речевое развитие детей
__________________________________________________________
Художественно-эстетическое развитие детей
_____________________________________________________________
Физическое развитие детей
___________________________________________________________
- Какие бы вы выделили плюсы использование нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню» в деятельности с детьми?
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 3
Памятка
Нетрадиционная техника рисования «Роспись по камню»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Чтобы начать работать, камни надо промыть пресной водой и высушить. Теперь он готов к раскрашиванию.
- Для росписи подойдут гуашевые краски. Также можно использовать и акриловые краски. Они создают боле прочное покрытие, не пачкают руки и не осыпаются со временем.
- Для работы с акриловой краской можно использовать как беличьи, так и синтетические кисти.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
1.Сначала камень тонируется, то есть весь камень покроется фоновой краской или грунтовкой (смесь клея ПВА и белой гуаши). Если ваш камень темный, покройте его слоем белой краски, таким образом, последующие цветные слои будут выглядеть более яркими. Если хотите получить более однородную окраску, нужно покрасить на 2-3 слоя. Для ровного нанесения краски используется кисть с грубым ворсом.
2. Простым карандашом делается набросок, наносим контуры рисунка.
3.Теперь можно начинать роспись по камню. Раскрашивается основа. Если после высыхания краска всё-таки выглядит тускло, то нанесите второй слой.
4. Далее тонкой кистью рисуются детали.
5. Для закрепления росписи, а также для придания глянцевого блеска камень покрывается лаком. Для этого можно использовать как акриловый, так и мебельный или паркетный лак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству"
В конспекте описан прием использования соли как одного из видов нетрадиционной техники рисования....
Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского творчества"
Мастер-класс с педагогами...
Мастер- класс:«Нетрадиционные техники рисования ,как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения
Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники рисования "Роспись по камню"
Методическая разработка для педагогов...