Проектная деятельность как средство познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Программа профессионального саморазвития педагога.
Сроки реализации программы 2020-2021 учебный год.
«Проектная деятельность как средство познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста»
Разработала Морозова Мария Игоревна
Воспитатель средней группы «Сказка»
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы:
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с введением методов проекта как средства развития познавательной активности ребёнка.
Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. В качестве основных методов соответствующих данному требованию является проектный метод. По сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, в нем можно выделить следующие его особенности:
развитие социальных навыков дошкольников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
высокую степень самостоятельности, инициативности детей и их познавательной мотивированности;
В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектная деятельность расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями: несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.
Основываясь на данном противоречии, считаю, что актуальность исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы развития проектной деятельности на дошкольном этапе развития детей. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов развития принесет желаемый результат в формировании познавательной сферы ребенка.
Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для развития познавательной активности детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада.
Цель: внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
испытать проектную технологию, как средство формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить сущность понятия проектная деятельность;
2) определить особенности формирования познавательной активности в рамках организации проектной деятельности;
3) Определить сущность технологии проектной деятельности как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
4) Описать и испытать практическую работу по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Работа воспитателя:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
- Создать современную предметно- пространственную среду в группе;
- Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах.
Работа с родителями:
- Изучить, насколько готовы родители к сотрудничеству по данной теме Анкетирование «Патриотическое воспитание ребенка»
- заинтересовать в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
- Вовлечь и заинтересовать родителей к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы.
Ожидаемый результат самообразования:
- У меня, как педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
- умение активизировать творческие способности и применять полученные знания на практике;
- пополнение копилки профессиональных достижений.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 учебный год
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 учебного года
2020-2021 учебный год
Месяц, тема проекта | Цель | Результат | Продукт |
Сентябрь, | Изучение литературы по выбранной теме | Составление перспективного плана | |
Октябрь | внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности. испытать проектную технологию, как средство формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. | Создание банка проектов | |
Ноябрь, Проект на тему «Мой любимый город Дзержинск» | Цель: уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о родном крае. Анкетирование для родителей «Патриотическое воспитание ребенка» | Беседа «Что мы знаем о Дзержинске» | • Конструирование моделей «Дома моего города» • Лото «Наш город» • Аппликация «Дом, в котором я живу» • Беседа + рассматривание альбомов «Животные родного края» • Беседа + рассматривание альбомов «Растения родного края» • Чтение В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом»; Н. Забила «Путями-дорогами». • Игры с лепбуком «Мой родной город» |
Декабрь, Длительный проект на тему «Зимушка-зима» | Цель: Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь, наблюдательность. Оформление папок-передвижек для родителей: 1.«Зима пришла», «Игры на прогулке», «Давайте поиграем», «Развиваемся играя», «Читаем дома вместе», «Учимся наблюдать». 2. Мастер класс для родителей «Рисуем зимний лес» (свеча и гуашь). 3. Консультация «Одеваем детей по сезону». 4. Изготовление кормушек для птиц. | Беседы: «Первый снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери и птицы зимой», «Зимние игры и забавы». Загадки о зиме:Лечу, кручу, на весь мир ворчу (метель). Он всегда на что-то злится и всегда, когда сердит, детворе румянит лица, а всех старых- молодит (Мороз) Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? | Чтение сказок: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка», «Снегурочка», «Рукавичка». Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Зимушка хрустальная», «Пришла зима», «Едут санки». Разучивание стихотворений: «Птичьи гнезда опустели», «Если снег идет». |
Январь | |||
Февраль | |||
Март, Мини-проект на тему «8 марта» | Цель: Расширить знания детей о празднике 8 Марта, воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку, произведения изобразительного искусства. Привлечь детей к совместному изготовлению подарков самым близким людям – мамам и бабушкам. | Беседа о маме: «8 Марта – Международный женский день»; «Женщина – труженица»; «Семейные традиции»; «Моя любимая мама»; «Мамы разные важны, мамы всякие нужны»; рассматривание альбома «Наши мамы»; «Кем работает моя мама»; «Что ты делаешь, когда огорчается мама?» | Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные) Слушание детских песен о маме. «Пусть всегда будет солнце» А. Островский, Л. Ошанин, З. Петрова, С. Богомазов, В. Вайнович. |
Список используемой литературы:
- Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
- Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.2012 г.-120 с.
- Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
- Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с.
- Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2008. – 128 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
- Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
- Федеральные Государственные Общеобразовательные Стандарты.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»
Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Животные Севера»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Животные Севера»Цель: • Обобщать знания детей о животных Севера.• Развивать у дете...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"
Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…» Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Знакомимся с улицей»
Данный материал направлен на углубление знаний детей о правилах дорожного движения, содержит моделирование ситуаций на дороге....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" для детей среднего дошкольного возраста "Чей голос?"
Цель НОД: формирование первичного представления о звуке. Образовательные задачи: закрепить представления детей об органах чувств человека, их назначении; о материалах и приемах взаимодействия с окружа...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста Тема:«Волшебный цветной мир»
Данный материал позволит воспитателю помочь детям в обретение нового сенсорного опыта, расширении представления о цветах света. Чтобы подобрать нужные материалы, взрослый сам сначала дложен погрузитьс...
«Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста».
laquo;Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста»....