Проектная деятельность как средство познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Морозова Мария Игоревна

самообразование педагога 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профессионального саморазвития педагога.

Сроки реализации программы 2020-2021 учебный год.

«Проектная деятельность как средство познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста»

Разработала Морозова Мария Игоревна

Воспитатель средней группы «Сказка»

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы:

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с введением методов проекта как средства развития познавательной активности ребёнка.

Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. В качестве основных методов соответствующих данному требованию является проектный метод. По сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, в нем можно выделить следующие его особенности:

развитие социальных навыков дошкольников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

высокую степень самостоятельности, инициативности детей и их познавательной мотивированности;

В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектная деятельность расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями: несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

Основываясь на данном противоречии, считаю, что актуальность исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы развития проектной деятельности на дошкольном этапе развития детей. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов развития принесет желаемый результат в формировании познавательной сферы ребенка.

Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для развития познавательной активности детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада.

Цель: внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.

испытать проектную технологию, как средство формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1) Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;

проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить сущность понятия проектная деятельность;

2) определить особенности формирования познавательной активности в рамках организации проектной деятельности;

3) Определить сущность технологии проектной деятельности как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;

4) Описать и испытать практическую работу по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Работа воспитателя:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
  • Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
  • Создать современную предметно- пространственную среду в группе;
  • Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
  • Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах.

Работа с родителями:

  • Изучить, насколько готовы родители к сотрудничеству по данной теме Анкетирование «Патриотическое воспитание ребенка»
  • заинтересовать в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
  • Вовлечь и заинтересовать родителей к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;

Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы.

Ожидаемый результат самообразования:

  • У меня, как педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
  • умение активизировать творческие способности и применять полученные знания на практике;
  • пополнение копилки профессиональных достижений.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 учебный год

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 учебного года

2020-2021 учебный год

Месяц, тема проекта

Цель

Результат

Продукт

Сентябрь,

Изучение литературы по выбранной теме

Составление перспективного плана

Октябрь

внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.

испытать проектную технологию, как средство формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Создание банка проектов

Ноябрь,

Проект на тему «Мой любимый город Дзержинск»

Цель: уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о родном крае.

Анкетирование для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»

Беседа «Что мы знаем о Дзержинске»

•        Конструирование моделей «Дома моего города»

•        Лото «Наш город»

•        Аппликация «Дом, в котором я живу»

•        Беседа + рассматривание альбомов «Животные родного края»

•        Беседа + рассматривание альбомов «Растения родного края»

•        Чтение В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом»; Н. Забила «Путями-дорогами».

•        Игры с лепбуком «Мой родной город»

Декабрь, Длительный проект на тему «Зимушка-зима»

Цель: Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь, наблюдательность.

Оформление папок-передвижек для родителей:

1.«Зима пришла», «Игры на прогулке», «Давайте поиграем», «Развиваемся играя», «Читаем дома вместе», «Учимся наблюдать».

2. Мастер класс для родителей «Рисуем зимний лес» (свеча и гуашь).

3. Консультация «Одеваем детей по сезону».

4. Изготовление кормушек для птиц.

Беседы: «Первый снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери и птицы зимой», «Зимние игры и забавы».

Загадки о зиме:Лечу, кручу, на весь мир ворчу (метель).

Он всегда на что-то злится и всегда, когда сердит,

детворе румянит лица, а всех старых- молодит (Мороз)

Снег на полях, лед на водах,

вьюга гуляет, когда это бывает?

Чтение сказок: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка», «Снегурочка», «Рукавичка».

Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Зимушка хрустальная», «Пришла зима», «Едут санки».

Разучивание стихотворений: «Птичьи гнезда опустели», «Если снег идет».

Январь

Февраль

Март,

Мини-проект на тему «8 марта»

Цель: Расширить знания детей о празднике 8 Марта, воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку, произведения изобразительного искусства. Привлечь детей к совместному изготовлению подарков самым близким людям – мамам и бабушкам.

Беседа о маме: «8 Марта – Международный женский день»; «Женщина – труженица»; «Семейные традиции»; «Моя любимая мама»; «Мамы разные важны, мамы всякие нужны»; рассматривание альбома «Наши мамы»; «Кем работает моя мама»; «Что ты делаешь, когда огорчается мама?»

Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные)

 Слушание детских песен о маме. «Пусть всегда будет солнце» А. Островский, Л. Ошанин, З. Петрова, С. Богомазов, В. Вайнович.

Список используемой литературы:

  1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
  3. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.2012 г.-120 с.
  4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  5. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с.
  6. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2008. – 128 с.
  7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
  9. Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
  11. Федеральные Государственные  Общеобразовательные Стандарты.
  12.  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»

Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Животные Севера»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Животные Севера»Цель: • Обобщать знания детей о животных Севера.• Развивать у дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"

Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…»            Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Знакомимся с улицей»

Данный материал направлен на углубление знаний детей о правилах дорожного движения, содержит моделирование ситуаций на дороге....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" для детей среднего дошкольного возраста "Чей голос?"

Цель НОД: формирование первичного представления о звуке. Образовательные задачи: закрепить представления детей об органах чувств человека, их назначении; о материалах и приемах взаимодействия с окружа...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста Тема:«Волшебный цветной мир»

Данный материал позволит воспитателю помочь детям в обретение нового сенсорного опыта, расширении представления о цветах света. Чтобы подобрать нужные материалы, взрослый сам сначала дложен погрузитьс...

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста».

laquo;Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста»....