Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии «Лаборатория мыльных пузырей»
проект (подготовительная группа) на тему

Борисова Алла Михайловна

На сегодняшнем этапе реализации ФГОС дошкольного образования технология «проектной деятельности»  и в частности  «метод проектов» как составная часть  познавательного развития, является актуальным  способом реализации одного из принципов дошкольного образования: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии

 «Лаборатория мыльных пузырей»

 (в подготовительной к школе группе)  

Цель: содействовать развитию  проектной деятельности  исследовательского типа.

Задачи:

- развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений (гипотез), выборе способов действия, проверки достижений результата;

 - формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развивать  любознательность и наблюдательность;

- формировать интерес к причинно-следственным связям;

- поддерживать  и развивать интерес к экспериментированию;

- обучать умению определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

-  развивать умение договариваться;

- учить заботится о младших, формировать  сочувствие и отзывчивость.

Материалы: пластиковые и бумажные стаканы, пластиковые ложечки, бутылки с  теплой и холодной водой, трубочки для коктейлей, веера из бумаги,  пищевые красители, ножницы, листы бумаги, мыло (детское), терка, ножи (стеки), средство для мытья посуды «Ушастый нянь» (детское), шампунь «Ушастый нянь» (детский), гель для стирки «Ушастый нянь» (детский), халаты, бейджики «Ученый», «Профессор», музыкальный носитель, плакат с надписью «Научая лаборатория мыльных пузырей».

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что у меня в руках.

Дети:  Письмо, записка,  конверт.

Воспитатель: Правильно. Сегодня утром я получила письмо от воспитателя и ребят младшей группы нашего сада. Наши малыши очень активные, веселые, подвижные любят бегать и играть. Сегодня воспитательница  приготовила для них сюрприз – игру с мыльными пузырями, да вот беда – дети нечаянно опрокинули на пол баночку с  раствором для пузырей. Игра теперь не получиться, все очень огорчены. То же делать? (постановка  проблемы).

Дети: Надо успокоить малышей, развеселить, помочь им…

Воспитатель: А как мы можем помочь?

Дети: Давайте их развеселим, давайте поиграем с ними, сделаем им игрушки, сделаем  для них пузыри…

Воспитатель: Сделаем пузыри, а мы сможем?

Дети: Да, сможем, сделаем.

Воспитатель: А как же, мы их сделаем, из чего? Кто знает - из чего делают пузыри? (побуждение к размышлению)

Дети: Из воды, из мыла, из пены…

Воспитатель: А может кто-то из вас дома с родителями или друзьями уже делал пузыри? Знает, как это сделать? (обращение к жизненному опыту детей).

Дети: Нужно сделать пену. Пузыри, как пена…

Воспитатель: А как вы думаете, как сделать пену, как она образуется?

Дети: Мама голову мне моет и у меня в ванной получаются пузыри…

Воспитатель: Правильно ты вспомнил. А чем моют  голову?

Дети: Шампунем  и водой…

Воспитатель: Молодцы, верно.  Еще как можно увидеть пену?

Дети: В стиральной машине бывает пена, там  порошок и вода.

Воспитатель: Правильно, стиральный порошок или гель для стирки перемешивается с водой в машине и отстирывает белье. А еще где мы недавно видели  пузыри, когда наводили порядок в кукольном уголке? (напоминание ранее произведенных действий)

Дети: Мы стирали в тазике одежду для кукол и видели пузыри…

Воспитатель: А чем мы стирали одежду?

Дети: Мылом.

Воспитатель: Точно вспомнили, умницы. А где мы можем увидеть пену дома на кухне?

Дети: Я бабушке помогала мыть посуду, и на тарелках были  пузыри и пена.

Воспитатель: правильно, а чем вы мыли посуду?

Дети: Средством для мытья посуды, оно  как шампунь…

Воспитатель: Да, верно, они похожи. Давайте с вами вспомним, все, что мы сказали, из чего получаются пузыри? (обобщение сказанного)

Дети: из воды и мыла, шампуня, средства для мытья посуды и геля и порошка для стирки …

Воспитатель: Очень хорошо. Значит любое  из этих средств нужно перемешать с водой.  А как вы думаете, воду нужно взять теплую или холодную, с какой водой  получатся самые лучшие пузыри?

Дети: С холодной, с теплой, с горячей…

Воспитатель:  Как же нам это проверить?

Дети: Мы  сами сделаем пузыри…

Воспитатель:  Сделаем все вместе, дружно. Узнаем сами, из чего получаются самые красивые пузыри и подарим их нашим малышам! (напоминание цели деятельности). А скажите мне, как называют людей, которые  много знают, любят читать, делают опыты в лабораториях, исследуют новые вещества, изучать их свойства?

Дети: Это ученые, профессора,  исследователи…

Воспитатель: Верно. Это исследователи, испытатели, ученые. В своих  лабораториях они проводят интересные опыты, для того чтобы решить научные задачи и свои знания принести людям. А давайте мы с вами превратимся  в настоящих ученых и исследователей. Становитесь в круг, возьмитесь за руки, давайте все вместе скажем волшебные слова и превратимся в ученых.

«Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Девиз простой «Хочу все знать!»

Закройте глаза, прислушайтесь, что бы слышите? (развитие познавательных  психических процессов: активизация внимания, развитие слухового восприятия).

Дети: Играет музыка…

Воспитатель: Звучит волшебная мелодия, она поможет нам оказаться  в настоящей  научной лаборатории.  Давайте скажем наши волшебные слова и  превратимся в ученых. (Дети вместе с воспитателем произносят слова, помощник воспитателя вешает на доску плакат с надписью  «Научная лаборатория мыльных пузырей»).

Воспитатель: открывайте глаза, я приглашаю вас в нашу лабораторию мыльных пузырей! (дети надевают халаты, проходят за столы, садятся на места).

Воспитатель: Уважаемые коллеги-ученые. Мы сегодня собрались в нашей лаборатории, чтобы решить важный вопрос, какой? (побуждение к высказываниям, речевой активности). А зачем нам нужно это узнать? Кому мы хотим помочь? Почему  нужно помогать людям? Давайте вспомним, из чего можно сделать мыльные пузыри?

Дети: Из воды, мыла, шампуня, средства для мытья посуды, порошка для стирки…

Воспитатель: Вы все правильно вспомнили, но вот вопрос – сколько налить воды, сколько добавить порошка или шампуня, в какой воде лучше и быстрее растворится мыло, что сделать для того, чтобы  твердое мыло быстрее растворилось, из какого раствора будут получаться самые красивые пузыри, а что еще можно с пузырями делать, кроме того, что пускать их по ветру? Вот сколько у нас вопросов, сколько научных опытов нам нужно провести. Как же нам все успеть?

Дети: надо быстро начинать,  нужно дружно работать, надо друг другу помогать…

Воспитатель: Давайте разделимся на команды,  и каждая команда будет экспериментировать со своим веществом и отвечать на вопросы.

Я загадаю вам загадки, кто отгадает - станет профессором и наберет свою  научную команду.  Слушайте первую загадку:

Загадки:

Моет голову нам мама;

Я  твержу сестре упрямо;

Ты не плачь, здесь нету нюнь

Ведь без слез у нас … (шампунь)

Гладко, душисто, моет все чисто.

Нужно, чтоб у каждого непременно было

Для рук и для тела – душистое … (мыло)

Я мыть тарелки с папой буду

Средством для мытья …(посуды)

Загудела, зажужжала —

Постирала и отжала.

Все отстирает точно в срок

Наш стиральный …(порошок)

Ребенок, отгадавший загадку, получает бейджик - «Профессор» и  берет себе в команду троих друзей - «Ученые» (наблюдение за взаимовыборами детей, мониторинг взаимоотношений в детском коллективе).) Дети садятся за столы. На столах подносы с материалами для опытов. Дети сами решают, сколько  воды налить в стаканчик, сколько ложечек средства добавить, как долго перемешивать. Вместе с воспитателем выясняют, в какой воде все быстрее растворяется, в холодной или теплой. Выдвигаются  предположения (гипотезы), которые  проверяются на практике опытным путем в каждой команде. В процессе детской деятельности воспитатель  переходит от одной команды к другой, контролируя ход опытов, помогает при обращении к нему за помощью, ободряет, напоминает о цели занятия, задает наводящие вопросы в решении трудных ситуаций.

Затем, каждая из команд представляет свой лучший рецепт по смешиванию пузырей.

Воспитатель: А сейчас коллеги, мы с вами возьмем у каждой команды ее лучший  рецепт и проверим, из какого раствора получатся самые лучшие пузыри, которые порадуют наших малышей.

От каждой команды выходит один ребенок и представляет свой раствор: что было смешано с водой, сколько ложечек  средства было добавлено, в какое количество воды, воды холодной или теплой, долго ли перемешивали, растворяли  и т.д. (презентация результата). Затем выходят следующие представители  команд (участие каждого ребенка в том или ином  этапе представления результата труда)  и становятся в ряд.  По сигналу воспитателя  они одновременно выдувают пузыри из состава, сделанного своей командой. Результаты  фиксируются, совместно обсуждаются. Воспитатель создает условия совместного эмоционального проживания  детьми  радости  по итогам своего труда.  Дети радуются  своему успеху, поддерживают и подбадривают друзей в ситуации неудачи (ситуация со-переживания  и  со-радования). Далее проводится награждение каждой команды в своей номинации: за самые большие пузыри, за самые красивые пузыри, за самые летучие пузыри, за самые «живучие»  пузыри.

Воспитатель: Молодцы. Все команды  провели интересные опыты и определили,  из чего получаются лучшие пузыри. А теперь мы немножко отдохнем.

Игра  "Надуйся пузырь!»

Надуйся пузырь                                Дети, взявшись за руки, идут из круга

Раздувайся большой                                на последних словах хлопают в ладоши

Оставайся такой        и разбегаются по группе.

И не лопайся

Игра «Повтори  чистоговорку»  (с движением)

Мыла Мила Мишку мылом,                                  Дети  растирают ладошки
Мила мыло уронила.                               нагибаются вперед, выпрямляются,
Уронила  Мила мыло                                     движение головой вверх-вниз
Мишку мылом не домыла.                       Поворот корпуса направо и налево

Воспитатель: Да, вода и мыло – настоящие друзья. А кроме твёрдого мыла бывает ещё какое, в каком состоянии? (жидкое).

Воспитатель:  Уважаемые коллеги.  Подумайте, из чего и с помощью чего можно выдувать пузыри? (побуждение к размышлению).

Дети: Из трубочек для коктейлей, из соломинки, из трубочки для сока, из стебелька одуванчика, из пустого футляра для ручки …

Воспитатель: Правильно, а еще можно сплести колечко из тоненькой проволочки или свернуть и склеить трубочки из бумаги. Давайте сделаем трубочки из бумаги для наших малышей        .

Дети сворачивают, скручивают, склеивают трубочки.

Воспитатель:  Дорогие ученые-исследователи, а что нужно сделать, чтобы наши пузыри стали еще красивее и разноцветнее?

Дети: Нужно добавить немного краски и все перемешать.

Воспитатель: Как вы думаете, а можно ли рисовать разноцветными пузырями? давайте это проверим и потом расскажем  малышам.

Каждая команда, посовещавшись,  выбирает себе  цвет  и  окрашивает  пищевым красителем свой состав.  Затем дети  выдувают цветные пузыри на общий ватман, слегка смоченный водой. Попадая на влажную поверхность, пузыри некоторое время не лопаются, образуя  красивые сферы, а затем, лопнув, создают на ватмане причудливые разноцветные узоры. Дети наблюдают и высказывают в процессе свое отношение.

Воспитатель:  Как красиво у нас получилось. Уважаемые ученые, нам пора вернуться снова в детский сад, рассказать детям о том, что мы делали и о чем узнали и порадовать малышей  чудесными пузырями. Положите  халаты на стульчики, становитесь  в круг, возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

Простой девиз «Хочу все знать»

Он нас ведет вперед,

А опыт сделанный тобой

Нас к знаньям приведет.

Дети  в общем кругу слушают красивую   мелодию, произносят слова.

Воспитатель: Открывайте глаза, вот мы с вами снова в детском саду. Понравилось вам наше превращение в ученых и исследователей? Что интересного мы делали?  А зачем мы это делали? Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Что вы расскажите дома родителям о нашем занятии? Попробуете ли вы дома сделать такие же опыты?

Дети  говорят о прошедшем занятии, воспитатель выслушивает детей и акцентирует внимание детей на цели занятия – помощи детям младшей группы.  Затем дети вместе с воспитателем идут в гости в младшую группу, где вместе с малышами  пускают мыльные пузыри.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  Проектная  деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Дергунская В.А.  Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013.
  5. Кочкина Н.А.  Метод проектов в дошкольном образовании:  Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста «Праздник мыльных пузырей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста«Праздник мыльных пузырей»...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста "Праздник мыльных пузырей"

Развивать познавательную деятельность детей раннего возраста, совершенствовать умения и навыки  рисования красками при помощи пальцев....

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Тема: «Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогических технологий»

Речь ребёнка должна отвечать современным требованиям. Среди них можно выделить содержательность детской речи,точность и ясность изложений мысли, вырозительность. В связи с этим, актуальным ...

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьясбережения в образовательной области «музыка» для старшего дошкольного возраста

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьязбережения и образовательной области  "музыка" для старшкго дошкольного возраста....

Тема: «Лаборатория мыльных пузырей» Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии

Тема:  «Лаборатория мыльных пузырей»Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии...