Тема: «Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогических технологий»
план-конспект урока (младшая группа) по теме

Кравцова Ольга Михайловна

Речь ребёнка должна отвечать современным требованиям. Среди них можно выделить содержательность детской речи,точность и ясность изложений мысли, вырозительность. В связи с этим, актуальным  становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обаснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Мною было решино применить в своей работе с детьми такую технологию, как мнемотехника, использование мнемодорожки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развитие речи808 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Карамелька»

Щёлковского муниципального района Московской области

Тема: «Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогических технологий»

Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна, воспитатель,

 детский сад №2 «Карамелька»,

г. Щёлково

2015 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

1.Основная часть………………………………………………………………..5

1.1.Теоретическая часть. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа ………………………………….5

 1.2.  Практическая часть. Проект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей с использованием мнемотехники…. 9

Заключение……………………………………………………………………  13

Литература……………………………………………………………………   14


Введение.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку – одна из главных. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.  Мы всегда стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.  Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Речь ребенка должна отвечать современным требованиям. Среди них можно выделить содержательность детской речи, точность и ясность изложенной мысли, выразительность.

Для того, чтобы воспитать  физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные инновационные технологии. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.  Дошкольное образование призвано обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства.

В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – речевое развитие дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

 Предмет исследования – процесс речевого развития детей

дошкольного возраста с помощью инновационных методов и приемов.

        Цель исследования – выявить влияние методов и приемов на формирование связной речи и обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость

постановки и решения следующих задач:

 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические основы развития

 речи детей  дошкольного возраста.

 2. Определить основные методы и приемы, способствующие эффективности процесса формирования связной речи и обогащения словаря, разработать перспективный план работы с детьми

 дошкольного возраста.

3. Проанализировать результативность работы по данному направлению.

        Гипотеза исследования – целенаправленное  использование педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении способствует более эффективному формированию связной речи и обогащению словаря детей.

Планируемые результаты:

  • Формирование связной речи и обогащения  словаря детей дошкольного возраста.    
  • Раскрытие творческих способностей у детей дошкольного возраста.  
  • Родители становятся активными  участниками  образовательной деятельности своего ребенка.

1.1. Теоретическая часть. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа

Дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому в общей системе речевой работы в детском саду развитие связной речи, обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место.

Важным условием развития речи дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов. Традиционные методы развития речи, используемые  в дошкольном образовании, требуют творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

Данная тема заинтересовала меня возможностью сделать образовательный процесс более увлекательным и продуктивным в плане развития речи детей дошкольного возраста.  Мною было решено применить в своей работе с детьми по развитию связной речи  такая технология, как мнемотехника, использование мнемодорожки.

Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными предложением, речь стала более яркая и выразительная. Все это и является  результатом моей работы.

Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

        Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, использовала  прием мнемотехники. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц  в работе по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Мнемотехника -  «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы  мы использовали: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Как и любая другая деятельность, наша  работа по мнемотаблицам начиналась от простого к сложному.  Начинали мы  с простейших  мнемоквадратов и мнемодорожек -  и последовательно переходили к мнемотаблицам.

Для разучивания каждого стихотворения мы разрабатывали и составляли свою мнемотаблицу, подбирали рисунки к каждой строчке. И так, шаг за шагом создавали мнемотаблицы. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводили словарную работу по произведению, беседовали по смыслу прочитанного, и пробовали воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.

Это не только интересный, но и очень удобный, для нас педагогов, прием, т.к. использовать его можно при изучении любой темы. Мы его использовали в соответствии с тематическим планом, в основном это конечно же,  работа с литературными произведениями. В группе создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», «Новый год», «Овощи - фрукты», и многие другие, а также мнемотаблицы по сказкам «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди» и др.

Прием мнемотехники использовали для закрепления изученного материала с подгруппой детей. Детям двух подгрупп были предложены листы бумаги, на которых они рисовали один элемент мнемотаблицы на тему «Весна». Далее соединив все элементы в большую таблицу, ребята составляли свой  рассказ и представляли его друг другу. Рассказы получились объемные. Ребятам выступать было просто и интересно.

 Практика показала, что большинство детей в группе подробно пересказывают сказку, составляют содержательные рассказы, заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” их.

В детском саду мы - педагоги создаем все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Но все наши усилия не принесут положительных результатов, если родители не будут принимать активное участие в решении данной проблемы.

В своей педагогической практике большое внимание уделяю работе с родителями, используя  следующие формы взаимодействия:

- индивидуальные и фронтальные  консультации;

- открытые мероприятия с участием родители;

- совместное творчество детей и родителей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ.

Провожу собрания, беседы, предлагаю консультации по проблемам речевого развития детей.  В группе имеется подборка консультаций для родителей.

В начале года рекомендую провести для родителей собрание по теме «Что должен знать и уметь ребенок в 4 года»,  провести мастер – класс «Ловкие пальчики», где  родители увидят, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и рассказать о ее роли в развитии речи детей. Предложить родителям памятку с пальчиковыми играми.

Так же интересно и познавательно провести родительское собрание, которое будет проведено в форме семинара – практикума «Развиваем речь детей». Здесь родители смогут посмотреть и обсудить фрагмент занятия по развитию речи с использованием нетрадиционных методов в работе с детьми. Опыт показал, что в результате применения современных форм позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе по формированию речевой культуры дошкольников. Родители группы с интересом отнеслись к новинкам и стали с нами больше сотрудничать.

1.2.Практическая часть. Проект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей с использованием мнемотехники.

Тема: Пересказ рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину)

возраст детей 4-5 лет

Цель:

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием магнитная доска и графических схем.

Основные задачи:

  1. Формирование навыков фразовой речи из 3-4 слов, умение объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
  2. Упражнение в согласовании существительных  в косвенных падежах.
  3. Развитие слухового и зрительного внимания детей.  

Методические приёмы:

Отгадывание загадки, беседа, чтение: рассматривание колючих предметов, предметных картинок, графических схем;  выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматические упражнение «Закончи предложение».

Оборудование:

Магнитная доска, демонстративная картина - еж; предметные картинки, ребята, ёж, крыша дома, блюдце с молоком; набор колючих предметов: колючка , кактус, булавка.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина  «Моя первая зоология».
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рисование, ручной труд по теме «Ёж».

Непосредственно-образовательная деятельность:

  1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно-логического мышления.

Педагог: Дети, отгадайте загадку.

Шуба – иголки,

Свернется – колючки,

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж)

  1. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Рассматривание ежа (рисунок или игрушка).

-Зачем у ежа на спине иголки? (Ёжик иголками защищается от врагов.)

 -Как он спасается от врагов? (Ёж сворачивается шариком, выставляет иголки.)

- Что ест ёжик? (Ёж ест мышей, червяков , молоко…)  

- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем ещё можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом...)    

         Дети под руководством педагога рассматривают колючие предметы.

  1. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания .
  2. - Послушай те рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Ёж». По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет картинки на магнитную доску.

Слова педагога:

Ходили ребята по лесу.

Нашли под кустом ежа.

Он со страху шариком                свернулся.

Закатили ребята ежа в шапку и принеси домой.

Дали ему молока.

Развернулся ёж и начал пить молоко.

А потом удрал в лес. 

Рисунки на доске:

Появляются два мальчика, затем ёж.

Замена ежа другим  свернутым в клубок.

Появляется крыша над ребятами,

Блюдце перед ежиком.

Замена ежа.

Убирается картинка ежа.

     

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Дети отвечают полным предложением.

- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? ( Они нашли ёжика.)

- Где сидел ёжик? (Ёжик сидел под кустом.)

- Что сделал ёжик со страху? ( Он со страху шариком свернулся.)

- Куда дети принесли ёжика? ( Дети принесли ёжика домой.)

- Почему они не укололись? ( Они закатили ежа в шапку.)

- Что  было дольше? ( Ёжик развернулся начал пить молоко, потом убежал к себе в лес.)

5. Физкультминутка «Прогулка». Координация речи с движением. Педагог приглашает детей на ковёр и выполняет движения вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, пять,  (Дети стоят шеренгой хлопают,  в ладоши.)

В лес идем мы погулять. ( Шагают друг за другом.)

Землянику мы найдём (Наклоняясь  собирают ягоды.)

И братишке отнесём. ( Шагают друг за другом в обратную сторону.)

6. Повторение чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

- Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы мне помогите.

 Дети договаривают начатые педагогом фразы.

- Ходили ребята по …(лесу).

- Нашли под кустом…( ежа).

- Он со страху свернулся…(шариком).

- Закатили ребята ежа в…(шапку).

7. Составление плана – схемы содержания рассказа. Развитие словесно – логического мышления, диалогической речи.

- Посмотрите на эти необычные картинки.  Это схемы.  Давайте их разложим по порядку. С чего всё началось? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми выстраивает графическою  мнемодорожку  -  план  рассказа.

8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

- Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребёнок повторяет весь рассказ в целом.

9. Рефлексия.

-Чем занимались? Чем запомнилась? Чему вы сегодня научились?

Педагог положительно оценивает каждого ребенка.


Заключение.

Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.

Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые, яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Одним из главных критериев развития ребенка является развитие речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.

Как показывает практика работы, использование интерактивных методов, правильно организованная развивающая среда, взаимодействие со сверстниками и активная совместная деятельность детского сада с семьей способствуют становлению  опыта речевого общения детей, развитию эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта. Позволяют ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей.

Мое мнение, что успех воспитателя – это каждый хорошо проведенный день. Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От воспитателя зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать, быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. - с.27-43.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
  3. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М., 1986.
  5. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1991.
  7. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.:Просвещение,2007.
  8. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под

ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.

  1. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
  2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. –М.: Просвещение, 1988.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
  4. Савчук О.В. Синквейны в детском саду.// Ребенок в детском саду. - 2012.- № 2.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
  6. Тимофеева Л.Л. расскажем сказку интересно //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. - №11
  7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-ориентированный проект «Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий». Тема: «Птичья столовая»

Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей о мире птиц через заботливое отношение к зимующим птицам, их подкормку....

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....

Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии «Лаборатория мыльных пузырей»

На сегодняшнем этапе реализации ФГОС дошкольного образования технология «проектной деятельности»  и в частности  «метод проектов» как составная часть  познавательного развития, является...

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.

Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьясбережения в образовательной области «музыка» для старшего дошкольного возраста

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьязбережения и образовательной области  "музыка" для старшкго дошкольного возраста....

Тема: «Лаборатория мыльных пузырей» Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии

Тема:  «Лаборатория мыльных пузырей»Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии...