Тема: «Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогических технологий»
план-конспект урока (младшая группа) по теме
Речь ребёнка должна отвечать современным требованиям. Среди них можно выделить содержательность детской речи,точность и ясность изложений мысли, вырозительность. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обаснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Мною было решино применить в своей работе с детьми такую технологию, как мнемотехника, использование мнемодорожки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи | 808 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Карамелька»
Щёлковского муниципального района Московской области
Тема: «Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогических технологий»
Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна, воспитатель,
детский сад №2 «Карамелька»,
г. Щёлково
2015 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
1.Основная часть………………………………………………………………..5
1.1.Теоретическая часть. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа ………………………………….5
1.2. Практическая часть. Проект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей с использованием мнемотехники…. 9
Заключение…………………………………………………………………… 13
Литература…………………………………………………………………… 14
Введение.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку – одна из главных. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Мы всегда стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Речь ребенка должна отвечать современным требованиям. Среди них можно выделить содержательность детской речи, точность и ясность изложенной мысли, выразительность.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные инновационные технологии. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Дошкольное образование призвано обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – речевое развитие дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – процесс речевого развития детей
дошкольного возраста с помощью инновационных методов и приемов.
Цель исследования – выявить влияние методов и приемов на формирование связной речи и обогащение словаря детей дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость
постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические основы развития
речи детей дошкольного возраста.
2. Определить основные методы и приемы, способствующие эффективности процесса формирования связной речи и обогащения словаря, разработать перспективный план работы с детьми
дошкольного возраста.
3. Проанализировать результативность работы по данному направлению.
Гипотеза исследования – целенаправленное использование педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении способствует более эффективному формированию связной речи и обогащению словаря детей.
Планируемые результаты:
- Формирование связной речи и обогащения словаря детей дошкольного возраста.
- Раскрытие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
- Родители становятся активными участниками образовательной деятельности своего ребенка.
1.1. Теоретическая часть. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа
Дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому в общей системе речевой работы в детском саду развитие связной речи, обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место.
Важным условием развития речи дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов. Традиционные методы развития речи, используемые в дошкольном образовании, требуют творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
Данная тема заинтересовала меня возможностью сделать образовательный процесс более увлекательным и продуктивным в плане развития речи детей дошкольного возраста. Мною было решено применить в своей работе с детьми по развитию связной речи такая технология, как мнемотехника, использование мнемодорожки.
Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными предложением, речь стала более яркая и выразительная. Все это и является результатом моей работы.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, использовала прием мнемотехники. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в работе по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Мнемотехника - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы мы использовали: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Как и любая другая деятельность, наша работа по мнемотаблицам начиналась от простого к сложному. Начинали мы с простейших мнемоквадратов и мнемодорожек - и последовательно переходили к мнемотаблицам.
Для разучивания каждого стихотворения мы разрабатывали и составляли свою мнемотаблицу, подбирали рисунки к каждой строчке. И так, шаг за шагом создавали мнемотаблицы. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводили словарную работу по произведению, беседовали по смыслу прочитанного, и пробовали воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
Это не только интересный, но и очень удобный, для нас педагогов, прием, т.к. использовать его можно при изучении любой темы. Мы его использовали в соответствии с тематическим планом, в основном это конечно же, работа с литературными произведениями. В группе создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», «Новый год», «Овощи - фрукты», и многие другие, а также мнемотаблицы по сказкам «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди» и др.
Прием мнемотехники использовали для закрепления изученного материала с подгруппой детей. Детям двух подгрупп были предложены листы бумаги, на которых они рисовали один элемент мнемотаблицы на тему «Весна». Далее соединив все элементы в большую таблицу, ребята составляли свой рассказ и представляли его друг другу. Рассказы получились объемные. Ребятам выступать было просто и интересно.
Практика показала, что большинство детей в группе подробно пересказывают сказку, составляют содержательные рассказы, заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” их.
В детском саду мы - педагоги создаем все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Но все наши усилия не принесут положительных результатов, если родители не будут принимать активное участие в решении данной проблемы.
В своей педагогической практике большое внимание уделяю работе с родителями, используя следующие формы взаимодействия:
- индивидуальные и фронтальные консультации;
- открытые мероприятия с участием родители;
- совместное творчество детей и родителей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ.
Провожу собрания, беседы, предлагаю консультации по проблемам речевого развития детей. В группе имеется подборка консультаций для родителей.
В начале года рекомендую провести для родителей собрание по теме «Что должен знать и уметь ребенок в 4 года», провести мастер – класс «Ловкие пальчики», где родители увидят, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и рассказать о ее роли в развитии речи детей. Предложить родителям памятку с пальчиковыми играми.
Так же интересно и познавательно провести родительское собрание, которое будет проведено в форме семинара – практикума «Развиваем речь детей». Здесь родители смогут посмотреть и обсудить фрагмент занятия по развитию речи с использованием нетрадиционных методов в работе с детьми. Опыт показал, что в результате применения современных форм позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе по формированию речевой культуры дошкольников. Родители группы с интересом отнеслись к новинкам и стали с нами больше сотрудничать.
1.2.Практическая часть. Проект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей с использованием мнемотехники.
Тема: Пересказ рассказа «Ёж» (по Е. Чарушину)
возраст детей 4-5 лет
Цель:
Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием магнитная доска и графических схем.
Основные задачи:
- Формирование навыков фразовой речи из 3-4 слов, умение объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.
- Развитие слухового и зрительного внимания детей.
Методические приёмы:
Отгадывание загадки, беседа, чтение: рассматривание колючих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматические упражнение «Закончи предложение».
Оборудование:
Магнитная доска, демонстративная картина - еж; предметные картинки, ребята, ёж, крыша дома, блюдце с молоком; набор колючих предметов: колючка , кактус, булавка.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология».
- Изучение лексической темы «Дикие животные».
- Рисование, ручной труд по теме «Ёж».
Непосредственно-образовательная деятельность:
- Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно-логического мышления.
Педагог: Дети, отгадайте загадку.
Свернется – колючки,
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Ёж)
- Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Рассматривание ежа (рисунок или игрушка).
-Зачем у ежа на спине иголки? (Ёжик иголками защищается от врагов.)
-Как он спасается от врагов? (Ёж сворачивается шариком, выставляет иголки.)
- Что ест ёжик? (Ёж ест мышей, червяков , молоко…)
- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем ещё можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом...)
Дети под руководством педагога рассматривают колючие предметы.
- Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания .
- - Послушай те рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Ёж». По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет картинки на магнитную доску.
Слова педагога: Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и принеси домой. Дали ему молока. Развернулся ёж и начал пить молоко. А потом удрал в лес. | Рисунки на доске: Появляются два мальчика, затем ёж. Замена ежа другим свернутым в клубок. Появляется крыша над ребятами, Блюдце перед ежиком. Замена ежа. Убирается картинка ежа. |
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением.
- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)
- Кого они нашли? ( Они нашли ёжика.)
- Где сидел ёжик? (Ёжик сидел под кустом.)
- Что сделал ёжик со страху? ( Он со страху шариком свернулся.)
- Куда дети принесли ёжика? ( Дети принесли ёжика домой.)
- Почему они не укололись? ( Они закатили ежа в шапку.)
- Что было дольше? ( Ёжик развернулся начал пить молоко, потом убежал к себе в лес.)
5. Физкультминутка «Прогулка». Координация речи с движением. Педагог приглашает детей на ковёр и выполняет движения вместе с ними.
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети стоят шеренгой хлопают, в ладоши.)
В лес идем мы погулять. ( Шагают друг за другом.)
Землянику мы найдём (Наклоняясь собирают ягоды.)
И братишке отнесём. ( Шагают друг за другом в обратную сторону.)
6. Повторение чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.
- Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы мне помогите.
Дети договаривают начатые педагогом фразы.
- Ходили ребята по …(лесу).
- Нашли под кустом…( ежа).
- Он со страху свернулся…(шариком).
- Закатили ребята ежа в…(шапку).
7. Составление плана – схемы содержания рассказа. Развитие словесно – логического мышления, диалогической речи.
- Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего всё началось? Что было дальше?
Педагог вместе с детьми выстраивает графическою мнемодорожку - план рассказа.
8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.
Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребёнок повторяет весь рассказ в целом.
9. Рефлексия.
-Чем занимались? Чем запомнилась? Чему вы сегодня научились?
Педагог положительно оценивает каждого ребенка.
Заключение.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.
Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые, яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Одним из главных критериев развития ребенка является развитие речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.
Как показывает практика работы, использование интерактивных методов, правильно организованная развивающая среда, взаимодействие со сверстниками и активная совместная деятельность детского сада с семьей способствуют становлению опыта речевого общения детей, развитию эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта. Позволяют ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей.
Мое мнение, что успех воспитателя – это каждый хорошо проведенный день. Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От воспитателя зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать, быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.
Список использованной литературы:
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. - с.27-43.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
- Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М., 1986.
- Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1991.
- Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.:Просвещение,2007.
- Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под
ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. –М.: Просвещение, 1988.
- Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
- Савчук О.В. Синквейны в детском саду.// Ребенок в детском саду. - 2012.- № 2.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
- Тимофеева Л.Л. расскажем сказку интересно //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. - №11
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект-Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий
Проект о том,как в образовательной деятельности используются инновационные педагогические технологии...
Итоговый практико-ориентированный проект «Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий». Тема: «Птичья столовая»
Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей о мире птиц через заботливое отношение к зимующим птицам, их подкормку....
Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...
Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.
Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....
Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии «Лаборатория мыльных пузырей»
На сегодняшнем этапе реализации ФГОС дошкольного образования технология «проектной деятельности» и в частности «метод проектов» как составная часть познавательного развития, является...
Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий.
Проект на тему: "Проект непосредственно-образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий....
Тема: «Лаборатория мыльных пузырей» Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии
Тема: «Лаборатория мыльных пузырей»Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием проектной технологии...