«Развитие мышления и воображения у обучающихся СПО».
методическая разработка

мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_dlya_attestatsii.docx169.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и проведению

практических занятий по учебной дисциплине

 «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Разработчик –Миронова Елена Сергеевна, преподаватель СГБПОУ «ХПЛ СПб имени Карла Фаберже».  

Развитие мышления и воображения у обучающихся СПО.

    Настоящие методические указания предназначены для обучающихся по специальностям СПО.

      Цель практических занятий - практическая отработка обучающимися навыков работы с информационными источниками, отработка навыков обобщения информации, умение применять полученные теоретические знания на практике, разрешение конкретных жизненных ситуаций, используя теоретические знания.

Цель данных методических указаний:

•        Способствовать формированию навыков культуры общения в деловой сфере

•        Способствовать освоению профессиональных и общих компетенций по профессии

      Подготовка к проведению практических занятий включает подготовку преподавателя, обучающихся и помещения кабинета.

     Подготовка преподавателя состоит из анализа форм и методов проведения данной работы и подготовки заданий для учащихся.

    Подготовка учащихся состоит в ознакомлении с теоретическим материалом по теме, работой с конспектами уроков-лекций, подготовки необходимого информационного материала, выполнении индивидуальных заданий.

   Кабинет должен быть оснащен необходимыми ТСО, иметь индивидуальный раздаточный материал для работы обучающихся над темой занятия.

    Оценка за практическую работу выставляется на основании результатов работы, в соответствии с требованиями и критериями оценивания.

    Практические занятия способствуют формированию компетенций, предусмотренных ФГОС по профессиям СПО по дисциплине МДК 04.02 «Психология и этика профессиональной деятельности».

Практическая работа№ 7.

Тема: «Определение особенностей мышления».

Цель:

систематизировать материал, полученный на теоретических занятиях, по разделу «Психика человека. Психические познавательные процессы и состояния»;

усвоить понятия: мышление, его виды, основные процессы и операции;

проанализировать свойства своего мышления.

Ход работы:

1.Тест Липпмана 
«Логические закономерности»
Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения.

 Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.
ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ: 
1) 2, 3, 4, 5, 6, 7 
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21
3) 1, 2, 4, 8, 16, 32
4) 4, 5, 8, 9, 12, 13
5) 19, 16, 14, 11, 9, 6
6) 29, 28, 26, 23, 19, 14
7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5
8) 1, 4, 9, 16, 25, 36
9) 21, 18, 16, 15, 12, 10
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36

Ключ с правильными ответами:
1) 8; 9   2) 24; 27  3) 64; 128  4) 16; 17  5) 4; 1  6) 8; 1  7) 0,25; 0,125
8) 49; 64  9) 9; 6   10)38; 76

Оценка результатов с помощью табл. 1.



https://xn--80ahc0abogjs.com/files/uch_group39/uch_pgroup51/uch_uch633/image/19580.png



2. Методика: « Исследования гибкости мышления»
Данная методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе. 
Ход выполнения задания. 
Исследуемому предъявляется бланк с записанными анаграммами (наборами букв). В течение 3 мин. они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными. 
Обработка результатов. 
Подсчитать количество верно составленных слов в течение 3 мин. 

Количество составленных слов - показатель гибкости мышления.

Высокий – 26, средний – 21-25, низкий 11-20.

Образец бланка

Образец бланка

3.Методика «Тип мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной)

Шкалы: типы мышления - предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое).

Инструкция к тесту: У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

ТЕСТ

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я понимаю красоту природы и искусства.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Мне нравится работа, требующая физической активности.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Ключ к тесту

№    Тип мышления                         Вопросы

1     Предметно-действенное         1    6    11    16    21    26    31    36

2     Абстрактно-символическое    2    7    12    17    22    27    32    37

3     Словесно-логическое            3    8    13    18    23    28    33    38

4     Наглядно-образное                4    9    14    19    24    29    34    39

5     Креативность (творческое)     5    10   15    20    25    30    35    40

Обработка результатов теста

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

•    0-2 – низкий,

•    3-5 – средний,

•    6-8 – высокий.

Интерпретация результатов теста

   1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

   2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

    3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

   4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

   5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

    В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

   Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

Практическая работа№ 8.

Тема: «Определение особенностей воображения»

Цель: систематизировать материал, полученный на теоретических занятиях

по теме: «Познавательные процессы», проанализировать особенности своего воображения. Содержание работы: обучающиеся выполняют упражнения, тестовые задания на определение уровня и свойств своего мышления. №8. Определение особенностей воображения

Ход работы:

Тест: Уровень воображения

С помощью этого теста можно выявить возможности свои и своих друзей в области творческих профессий.

Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет». Ответу «да» соответствует первая цифра в скобках, ответу «нет» – вторая.

1. Вам интересна живопись? (2, 1)

2. Временами вы очень скучаете? (1, 2)

3. Пересказывая какие-либо истории, имеете ли вы привычку добавлять что-то от себя – приукрашивать их яркими деталями? (1, 0)

4. Вы проявляете инициативу на работе? (2, 1).

5. Когда вы пишите на бумаге, строчки занимают много места? (1, 0)

6. Выбирая одежду, вы руководствуетесь в первую очередь собственными предпочтениями, а уж затем – модой? (2, 1)

7. Имеете ли вы привычку рисовать во время собраний или лекций одни и те же фигурки на бумаге? (0, 1)

8. Возникают ли в вашем воображении какие-то образы, когда вы слушаете музыку? (1, 0)

9. Нравится ли вам писать длинные письма? (2, 1)

10. Временами вы видите цветные сны? (1, 0)

11. Нравится ли вам мысленно посещать те места, которые вы знаете лишь по рассказам? (1, 0)

12. Вы способны растрогаться и заплакать, когда смотрите кино? (1, 0)

От 14 до 17 баллов. Вы обладаете богатым воображением. Если вы сможете реализовать его, то наверняка добьетесь творческих успехов.

От 9 до 13 баллов. Воображение у вас, как и у большинства людей, на среднем уровне, но, если захотите, вы сможете развить его.

От 5 до 8 баллов. Вы относитесь к разряду людей, которые смотрят на все с позиции реализма. И все же немного больше фантазии – ивы добьетесь большего.

Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

https://www.b17.ru/foto/uploaded/520e7b31a19268973ba03498cf69516d.jpg

Практическая работа№ 9.

Тема: «Развитие творческого мышления».

Цель: систематизировать материал, полученный на теоретических занятиях

по теме: «Познавательные процессы», проанализировать свойства своего мышления, узнать способы развития творческого мышления.

Содержание работы: обучающиеся выполняют упражнения, тестовые задания на определение уровня и свойств своего мышления. Записывают рекомендации для развития мышления, выполняют тренировочные задания.

Упражнения.

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом?

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Упражнение «Сочинитель»

Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение «Найди пару»

Ход упражнения: Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Что общего между кофе и жителями Лапландии?

Что общего между шнурками для обуви и поездами?

Что общего между горой и шоколадом?

Что общего между ходьбой и говорением?

Упражнение «Прочти текст»

Предлагается читать связный текст с пропусками букв. Вначале в тексте пропадает по одной букве, потом по две, далее по три...

Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.

Упражнение «Поставь точку»

Цель: проба на оригинальность мышления.

Задание: Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).

Оценка: По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).

 Контроль: оценка устного опроса, учитывается активность работы на уроках, участие в тренировочных упражнениях, точность выполнения инструкций преподавателя.

Литература:

Деловая культура и психология общения: Учебное пособие для среднего профессионального образования.        Шеламова Г.М.        М., «Академия»,2014.

Деловая культура взаимодействия        . Шеламова Г.М.        М., «Академия»,2013.

Деловая психология.        Морозов А.В.        С-ПБ: "Союз", 2012.

Деловое общение        . Поваляева М.А.        Ростов-на-Дону»: «Феникс», 2014.

Психология деловых отношений: Учебное пособие для среднего профессионального образования.        Столяренко Л.Д.        Ростов н/Д: «Феникс», 2013.

Основы этики и психологии профессиональной деятельности: учебник для средних профессиональных учебных заведений.-3-е изд., стереотипное. Шеламова Г.М.        М., «Академия»,2015.

Психология и этика делового общения: Учебник для ввузов – 4-е изд., перераб. и доп. Лавриненко В.А.        М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 386 с.

Этика и психология в профессиональной деятельности: методические рекомендации по проведению практических занятий        Кулябкина А.В.Волгоград: Изд-во НОУ ВПО ВИБ, 2013.

Этикет деловых отношений: Учебное пособие для НПО.-5-е изд, стереотипное. Шеламова Г.М.        М., «Академия»,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие мышления, внимания, воображения

Путешествовать с ребёнком интересно, но бывают моменты, когда он просто устаёт, или его нужно отвлечь от монотонности дороги. Или просто унять его непомерную, по мнению взрослых, резвость. Сделать это...

Слушание музыки для развития мышления и воображения. Выступление на открытом родительском собрании

Слушание музыки наиболее сложный раздел музыкального занятия в детском саду.  Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает ча...

Развитие мышления и воображения у ребёнка.

Одним из важных аспектов воспитания детей является развитие мышления и воображения....

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и мир природы, чувств и взаимоотношений и способсмтвует развитию мышления, воображения ребенка, обогащают эмоции....

Подборка заданий из интернета на развитие мышления, внимания, воображения.

С весёлым снеговичком через разнообразные игры и задания дети смогут закрепить умения рисовать, лепить. Проводить дорожки, штриховки, вписывать слова. Составлять пазлы, вписывать цифры....

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...