РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математическому развитию
рабочая программа (старшая группа) по теме

Комплексная программа «Детство» под редакцией: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова 1998 г.;
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx47.09 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании педагогического                                                                                                     Утверждаю:

совета от «31» августа 2015 №1                                                                                                                  Заведующий МБДОУ

                                                                                                                                                                 Платоновского детского детского сада

                                                                                                                                                                    Е. В Матюкова____________

                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по  математическому развитию        

в группе общеразвивающей направленности

от 5 до 6 лет

  1. Хитровский филиал «Аленушка»

  2. МБДОУ Платоновского детского сада

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Комплексная программа «Детство» под редакцией: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова 1998 г.;
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. На шестом году жизни уровень умственного развития ребёнка характеризуется значительным накоплением наглядно- чувственных представлений и простейших понятий. У ребёнка активно развиваются наглядно образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщённые и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого. Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретённые ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему, ранее усвоенных.

Цель обучения математики не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

-развитие мотивационной сферы;

- интеллектуальных творческих сил;

-качества личности.

Задачи программы:

  • закреплять представления о числах в пределах 10, с цифрами; совершенствовать счетные навыки;

• представления об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка; способствовать пониманию закономерности построения числового ряда;

• закреплять представления о параметрах величины и относительности признаков; способствовать овладению способами сравнения предметов по величине путем непосредственного соизмерения, опосредованного измерения, определения результатов измерения

• Проводить классификацию и сериацию по выделенному признаку; конкретизировать понимание отношения: часть – целое, равенство – неравенство

 • Расширять представление о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах; проводить классификацию по заданному признаку

• Развивать элементарные пространственные представления, способствовать пониманию относительности пространственных характеристик; совершенствовать определение положения собственного тела относительно других предметов, описания маршрутов движения

• Расширять представления о времени, относительности временных характеристик

Для успешного математического развития детей необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов,  если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. 5-6 лет – это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию

Целевые ориентиры:

• Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления па, понимать, что часть меньше целого.

• Считать до 10.

• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько? », «Который по счёту? »

• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравные группы предметов 2 способами.

• Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения.

• Размещать предметы разной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их ширины, длины, высоты, толщины.

• Знать характерные особенности знакомых геометрических фигур (Количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон)

• Различать форму предметов: круглую, четырёхугольную, прямоугольную.

• Знать последовательность частей суток.

• Называть текущий месяц, день недели.

Режим реализации программы

Общее количество

образовательных

ситуаций в год

Количество

образовательных

ситуаций в неделю

Длительность

Образовательных

ситуаций

Форма организации образовательного процесса

36

1

25

групповая

Тематический план

Темы развивающих образовательных  ситуаций на игровой основе

Объемы учебной нагрузки (часы)

1. Количество и счет

7

2.Величина

8

3.Форма

7

    4.Геометрические фигуры

6

     5.Ориентирование в пространстве

4

    6. Ориентирование во времени

4

итого

36

Комплексно-тематическое планирование

Дата

Тема занятий

Программные

Задачи

Реализация

тем занятий в нерегламентированной и свободной деятельности

Месяц

неделя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Занятие № 1

Знакомство с понятием «точка»; закрепление представления о количественных отношениях между числами; развитие памяти, воображения, мышления.

Д/И «Чудесный мешочек»

Д/И «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур»                                                                                                                                                                                                                                                                                

2

Занятие № 2

Формирование представления о геометрических фигурах; развитие памяти, логического мышления, умение работать с карандашом и бумагой.

Игра «Сколько?»          Игра «Назови фигуры»

Игры с палочками

3

 Занятие № 3                                                                                                  

Формирование умения сосчитать предметы, рисовать точки и образующее линию множество точек; развитие памяти и логического мышления.

Игра «Уложи горошины в стручок»                          Игра с одним обручем.

4

Занятие № 4

Упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков, камешков в пределах шести); побуждение интереса к занятиям математикой; развитие творческого воображения.

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Занятие № 5

Развитие памяти, воображения, логического мышления, умение добиваться цели и доводить начатое дело до конца; закрепление счета до семи.

Игра «Дома зверей»

2

Занятие № 6

Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; формирование понятия «замкнутая кривая»; развитие памяти, мышления, сообразительности.

Игры «Сосчитай- не ошибись», «Пары слов»

3

Занятие № 7

Развитие памяти, мышления, воображения; закрепление навыков прямого и обратного счета до восьми и обратно.

Игра «Раскрась шары»      Игра «Кто больше увидит»

4

Занятие № 8

Развитие рук дошкольника, умение выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах пяти- десяти; развитие умения использовать предметы и действовать без предметов.

Сюжетно-дидактическая игра «Почта»                    Игра «Мы учимся штриховать»

5

Занятие № 9

Развитие фантазии, воображения, памяти, мышления, умение работать с линейкой и без линейки; закрепление счета до девяти и обратно.

Игра «Угадай, что придумали взрослые»    Игра «Найди цифру»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

занятие № 10

Развитие памяти, логического мышления, воображения, умение рисовать и писать; упражнение в умение решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания хода решений; закрепление счета до десяти и обратно.

Игры с палочками. Упражнение в счете от 1 до 10.

2

Занятие № 11

Развитие памяти, логического мышления, воображения, памяти; закрепление порядкового счета до десяти; обучение находить правую и левую стороны.

Игра «Живой счет»       Игра «Который по счету отсутствует»

3

 Занятии № 12

Развитие практической смекалки, памяти, логического мышления; побуждение к осознанию необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах десяти; установления связи и отношений между ними.

Игра «Закончи предложение»   Сюжетно- дидактичесая игра «Зоопарк»

4

Занятие № 13

Развитие логического мышления, памяти; формирование умения ориентироваться в пространстве и во времени; закрепление счета в пределах десяти – прямого и обратного порядкового.  

Игра «Обведи и раскрась» Игра «Когда придет мама»                                  

Д/ И «Дни недели»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

 Занятие № 14

Развитие любознательности, интереса к познанию нового, умение логически мыслить; закрепление счета в пределах десяти; сравнение множеств способом посредственного сравнения.

 Игра «Всем ли девочкам хватит конфет»

2

Занятие № 15

Развитие сообразительности, воображения; отработка умение работать с карандашом в тетради; закрепление количественного и порядкового счета в пределах десяти.

Игра «Мы учимся штриховать»                      Игра «Головоломки с палочками»

3

Занятие № 16

Развитие памяти, мышления; обработка навыка работы с карандашом и линейкой; закрепление знаний дней недели и счета в пределах десяти.

Игра «Живая неделя» Логические задачи

4

Занятие № 17

Развитие логического мышления, памяти; обучение ориентировки в окружающем; развитие умения вести счет и выполнять правила игры.

Решение логических задач П/И «Ручеек»        Упражнения в счете.

5

Занятие № 18

Развитие памяти, мышления, сообразительности, умение ориентироваться.

Игра «Найди и заполни клетку»                            Игры с палочками          Д/И «Кто, где стоит»

Я

Н

В

А

Р

Ь

1

Занятие № 19

Развитие умения ориентироваться в пространстве, вести счет, последовательно располагать в ряд элементы разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой, самый маленький…».

Игра «Путешествие по комнате»                         Игра «Найди, где спрятано»                             Игра «Полоски в ряд»

2

Занятия № 20

Формирование представления от независимости числа предметов от их величины (число предметов не зависит от их размеров и расстояния между ними).

3

Занятие № 21

Развитие умения классифицировать множества и называть цвет, форму, размер, толщину; обучение навыку последовательно расположить в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию) элементы на глаз.

Игра с двумя обручами Игра «Сложи дощечки»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

Занятие № 22

                                                                                                                                                                                                             

Развитие памяти, воображения, умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину; закрепление счета в пределах десяти, определять числа больше, меньше на один.

Игра «Найди клад»

2

Занятие № 23

Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать, работать с кодовыми карточками.

 «Вьетнамская игра»     Игра «Какого котенка подарили Кате?»

3

Занятие № 24

Развитие памяти, логического мышления, умение самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.

С/Д игра «Цирк»

4

Занятие № 25

Развитие логического мышления, памяти; закрепление знания счета в пределах десяти; закрепление знания чисел больше, меньше на один; развитие умения проводить опосредованное упорядочивание и счет пар.

Игра «Сколько пар перчаток?»                       Словесная игра «Бывает – не бывает»                     Игра «Нарисуй и заштрихуй»

М

А

Р

Т

1

 Занятие № 26                                                      

 Развитие творческого воображения, умение анализировать, сравнивать, обобщать; закрепление счета до десяти.

 Решение логических задач                                     Игра «Раскрась штрихами домик»

2

 Занятие № 27

Развития воображения, памяти, конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.

Игра «Заполни пустые клетки»

3

Занятие № 28

Развитие пространственного воображения, конструктивных способностей; упражнение в устном счете, с опорой на знание цифр, сравнение чисел; обучение определению связей и отношений между числами; осознание категорий «до» и «после».

С/Д игра «Бензозаправочная станция»

4

Занятие № 29

Развитие сообразительности, воображения, логического мышления, памяти; закрепление счета в пределах десяти.

Игра с палочками    

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

Занятие № 30

Развитие логического мышления, любознательности, наблюдательности; закрепление знания счета в пределах десяти; знакомство с понятием о четырехугольниках ( ромб, параллелограмм); развитие конструктивных способностей, умение преобразовывать одни математические предметы в другие.

Игра «Какой цифры не стало?»                               Игра «Что плавает, что тонет?»                                Игра «Чей, где дом?»

                                                                                                                                                                                                               

2

Занятие № 31

Развитие умений выделять свойство предметов, абстрагировать их, следовать определенным правилам при решении практических задач; самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Игра « Назови соседей»   Игра «Сварим гороховый суп»                                   Игра «Автотрасса»

3

Занятие № 32

Развитие логического мышления, памяти, воображения.

Игра «Украсить зонтик»   Игра «Кто, где живет?»

4

Занятие № 33

Закрепление умения измерять объем жидких тел с помощью условной мерки; упражнение в количественном и порядковом счете; пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине.

Игра «Поезд»                     Проблемная ситуация «Помогите доктору Айболиту»

5

Занятие № 34

Развитие способностей к анализу, абстрагированию; развитие умения строго следовать правилам при выполнения цепочки действий (разветвленный алгоритм «выращивание дерева»)

Игра «Вставь пропущенные числа»     Игра «необычные фигуры»

М

А

Й

1

Занятие № 35

Развитие логического мышления; обучение выполнению правил игры; закрепление знаний смежных чисел (каждое следующие число больше предыдущего); развитие умения сравнивать количества, умения поставить знак.

Игра «История про трамвай»                     Логическая игра «Четвертый лишний»

Игра «Сосчитай и поставь знак»

2

Занятие № 36

Развитие памяти, мышление; умения определить прямую и обратную последовательность, место чисел в натуральном чисел в натуральном ряду; умения ориентироваться в пространстве.

 Игра «Кто следует за тобой»                        Игра «Секреты»

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ

Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:

• системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений:

  • раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции;
  • организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития;
  • наблюдение за динамикой психоречевого развития;
  • сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы;
  • тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Содержание психолого–педагогической работы с детьми с ОВЗ  по  формированию познавательной деятельности:

Формирование полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность планируют на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей работы. В ходе работы применяются различные формы поощрения дошкольников. Среда, направленная на сенсорное развитие. Игра, эксперимент, опыт способствует обогащению и расширению словаря.

 1. Формировать количественные представления (выделение одного, двух, трёх предметов из множества и группировка предметов в множества)

2. Формировать представления о форме (выделение и группировка предметов по форме (шары, кубы,  круги, квадраты, треугольники) по образцу и словесной инструкции;

3. Формировать представления о величине; знакомство с величиной предметов путём сопоставления двух объектов (большой/маленький, высокий/низкий), используя приёмы наложения и приложения; раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам предметов различной величины (совместные действия, действия по подражанию);

4. Формировать пространственные представления (перемещение в пространстве различных помещений: комнаты, кабинеты и т.п. с помощь взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; выполнение различных игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд.поднять одну руку и т.п.), по подражанию, действиям взрослого, по словесной инструкции)

5. Формировать временные представления (наблюдения простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег);. узнавание и называние по наиболее характерным признакам (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинке контрастных времён года: лето и зима, весна и осень)

План работы с родителями

месяц

Формы работы

цель

Сентябрь

 Родительское собрание.

 «Занимательные формы работы при изучении математики».

 Познакомить родителей с объемом программного материала по разделу «Математика» в старшей группе и формами работы по этому разделу в учебном году.

Октябрь

Папка-передвижка «Один, два, три, четыре, пять, как научиться правильно считать» (игры и игровые упражнения на закрепление счета)

 Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета, сравнению чисел в пределах 10.

Ноябрь

 Консультация для родителей,

«Математика в гостях у семьи»

    Дать родителям рекомендации по использованию математических сказок в условиях семьи.

Декабрь

 Оформление выставки занимательного математического материала(дидактические и развивающие игры, методические пособия)

Познакомить родителей с использованием наглядного материала по математике.

Январь

Математическая игра для детей и взрослых.

«Приключения в стране Математики»

Показать родителям знания, умения детей по математике через участие в математической игре. Привлечь родителей к участию в жизни группы.                                                                                                            

Февраль

  Конкурс  «Веселые геометрики»

( изготовление «смешного человечка» из бросового материала)

 Привлечь родителей к участию в жизни группы.

 Дать рекомендации по формированию и закреплению представлений об объемных геометрических телах.

Март

  Папка-передвижка.

«Сверху – снизу, слева – справа, чтобы это мне узнать, с мамой надо поиграть» ( игры и упражнения) .

  Дать советы родителям по закреплению умений детей ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, «читать» пространственные схемы.

Апрель

 «День открытых дверей».

Открытое занятие по математике.

 

  Показать родителям, чему дети научились за год.

Май

  Групповое родительское собрание.

«Папа, мама посмотри, что уже умею я»

  Познакомить родителей с результатами диагностики и дать рекомендации по закреплению знаний.

Учебно-методическое сопровождение

1.        Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм

2.        Дидактические и наглядные материалы по сопровождению познавательной деятельности

3         Схемы, алгоритмы.

        

Предметно-развивающая образовательная среда

Математическая зона

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр для магнитной доски.

3.Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5.Рабочие тетради по математике.

6.Наборы геометрических фигур для магнитной доски.

8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9.Счеты настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки, ростомер для детей и кукол.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-8).

21.Разнообразные дидактические игры.

Литература.

  1. Волина В.В. Праздник числа. М., 1997.
  2. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. СПб, 2000.
  3.  Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. -  СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011;
  4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994.
  5. Колесникова Е.В. Математика математического мышления у детей 5-7 лет. М., 1996.
  6. Кочина Л.П. Комплект картин «Число, форма, цвет». Киев, 1990.
  7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985.
  8. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. М., 1996.
  9. Петерсон Л.Г. Игралочка. М.,1997.
  10. Смоленцева А.А. Математика для школы. СПб, 1998.
  11. Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1987.
  12. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1997.
  13. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.
  14. Тарабарина Т.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.
  15. ФидлерМ. Математика уже в детском саду. М., 1981.
  16. Юдин Г.Н. Заниматика. М., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

    Рабочая  программа по развитию детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...