Проект "Сказку, прозу и стихи - в музыке все слышим мы"
проект (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 97.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект
«Сказку, прозу и стихи – в музыке все слышим мы».
«Знакомство детей с художественной литературой
посредством музыки».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
«Музыка».
Музыкальный руководитель: Таможникова С.Е.
Для детей подготовительной к школе группы.
Актуальность: Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.
Искусство влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами. И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что - либо без музыки или интонировать без слов». Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились. Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее», но в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов.
Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.
Взаимосвязь музыки и литературы известна с давних времен.
Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Музыка, точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Музыка способна усилить процесс воссоздания литературного образа в воображении ребенка, понять и прочувствовать его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Музыка и художественная литература во многом влияют на развитие ребенка, на формирование его личности, помогают ему духовно развиваться и совершенствоваться.
Цель:
- Обогатить эмоционально-художественное восприятие детей через знакомство с прекрасными образцами мировой классической музыки, обращая внимание на взаимосвязь музыкальных, художественных, поэтических и театральных образов.
- Создать условия для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности.
Задачи:
Для детей:
- Формировать культуру слушания музыки; расширять представления детей о творчестве некоторых русских и зарубежных композиторов – классиков. (П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, Э. Григ, А. Вивальди).
- Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки. Раскрывать разнообразие возможностей выразительных средств при создании музыкального образа.
- Развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка); развивать умение сравнивать музыкальные произведения с похожими названиями.
- Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей. Побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям.
- Содействовать творческим проявлениям в разных видах продуктивной детской деятельности – пластических импровизациях, инсценировании, рисунках, поделках.
Для родителей:
- Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей эмоционально – художественного восприятия средствами музыки, художественной литературы и изобразительного искусства.
- Создать условия для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности.
- Разработать такую форму образовательной деятельности, которая позволит родителям познакомиться с современными формами организации педагогического процесса и стать его полноценными участниками;
- Разработать вспомогательный методический материал для качественного и эффективного взаимодействия педагога и родителей (памятку «Сказка, музыка, театр», мини-сценки для родителей и детей, буклет – викторина «Загадки Василисы Премудрой»).
- Повысить интерес родителей к активному взаимодействию с детьми в детском саду и дома, используя различные формы и виды музыкальной деятельности.
- Провести акцию - «Музыка как книга, расскажет обо всем». создание дома музыкального уголка, фонотеки классической музыки для детей.
- Провести акцию «Просто, весело, полезно – с мамой мы играем вместе!» - активизировать совместное творческое взаимодействие детей и родителей при подготовке мини-сценок к музыкально – литературной гостиной «Любимые сказки».
- Провести акцию «Нарисуй музыку», «Мой любимый сказочный герой».
- Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной творческой деятельности.
Для педагогов:
1. Разработать содержание, методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности, способствующей развитию эмоционально-художественного восприятия детей старшего возраста.
- Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых для реализации проекта.
- Активизировать деятельность родителей при организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дома.
- Обеспечить реализацию проекта через образовательные области «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
- Использовать ИКТ технологи при разработке итогового комплексного занятия.
- Способствовать в процессе разработки и реализации проекта установлению партнерских взаимоотношений педагогов ДОУ, родителей.
Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагоги групп.
Срок реализации: 10.03.2016 – 01. 04. .2016
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Повысится уровень понимания детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений; желание слушать классическую музыку, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться; умение вслушиваться и различать средства музыкальной выразительности, создающие образ.
- Расширится музыкальный кругозор и опыт музыкальной, театрально-творческой, импровизационной деятельности;
- Обогатится словарный запас и сформируется выразительность речи и движений, мимики, пантомимики.
Для родителей.
- Повышение активности участия в образовательном пространстве ДОУ.
- Повышение уровня компетентности.
Содержание проекта:
Этапы проекта | Мероприятия | Деятельность детей | Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя | Деятельность родителей |
Подготовительный этап |
| 1. Провести с детьми предварительные беседы о том, что музыка может передавать не только разное настроение людей, черты характеры человека, но и рассказывает разные истории; показывает красоту природы | 1.Определение целей и задач. 2.Поиск и изучение материалов по теме проекта. 3. Поиск материалов для разработки презентации в форме музыкальной викторины «Сказка в музыке и красках». 4.Подбор музыкального материала (классической музыки) для прослушивания дома «Музыка как книга, расскажет обо всем». 5.Подбор музыкального материала для использования его как фоновой музыки при организации совместной деятельности с детьми, самостоятельной музыкальной деятельности детей –«концертов», инсценировок, «оркестров». | 1. Провести акцию «Музыка, как книга расскажет обо всем» - создать дома музыкальный уголок, фонотеку классической музыки для детей. 2. Побуждать к совместному обсуждению прослушанной музыки. 3. Обратить внимание на ее изобразительность. |
Основной этап |
|
«В пещере горного короля» Э. Григ; «Море», «Белка», «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова. «Времена года. Весна» А. Вивальди, «Весна» П. И, Чайковский.
|
| 1.Прослушивание в домашних условиях классической музыки. 2. Буклет – викторина «Загадки Василисы Премудрой». 3. Памятка «Сказка, музыка, театр». 4. Провести акцию «Просто, весело, полезно – с мамой мы играем вместе!» - активизировать совместное творческое взаимодействие детей и родителей при подготовке мини-сценок к музыкально – литературной гостиной «Любимые сказки». |
Заключительный этап | Тематическое занятие /с использованием ИКТ/. (01. 04. 2016) |
| 1.Освещение материалов проекта на личном мини-сайте на nsportal.ru›tamoznikova-svetlana-evgenyevna- размещение практического материала. 3. Пополнение на сайте фотоальбома «Вот так мы живем». |
|
Интернет – источники: virtualtaganrog.ru›…vlijanie-muzyki-i…literatury…;nsportal.ru›ВУЗ›…-rabota-muzykalno; referat.co›ref/387500/read
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире стихов и музыки Габдуллы Тукая
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной к школе группе «Озёрск в стихах и прозе»
Конспект НОД "Озёрск в стихах и прозе" направлен на формирование познавательного интереса детей к родному городу, желания активно изучать его историю, культуру, символику, развитие грамматическог...
«Весенние мотивы в стихах, картинах, музыке»
laquo;Весенние мотивы в стихах, картинах, музыке»...
В стихах и музыке о маме
Музыкально-литературный час, посвященный Дню Матери...
Стихи о музыке в ДОУ
Стихи об обучении музыки в ДОУ №6 "Солнышко"...
Осень в стихах и музыке. Использование QR-кода.
Осень в стихах и музыке. Использование QR-кода в работе музыкального руководителя, воспитателя, педагога. данный материал может использоваться для оформления тематических стендов....