Проект "Сказку, прозу и стихи - в музыке все слышим мы"
проект (подготовительная группа) на тему

таможникова светлана евгеньевна

Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc97.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

«Сказку, прозу и стихи – в музыке все слышим мы».

«Знакомство детей с художественной литературой

посредством музыки».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Музыка».

Музыкальный руководитель: Таможникова С.Е.

 Для детей подготовительной к школе  группы.

Актуальность:    Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.

   Искусство влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.

   Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами. И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что - либо без музыки или интонировать без слов». Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились. Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее», но в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов.

   Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.

Взаимосвязь  музыки и литературы известна с давних времен. 

   Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

   Музыка, точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Музыка способна усилить процесс воссоздания литературного образа в воображении ребенка, понять и прочувствовать его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Музыка и художественная литература во многом влияют на развитие ребенка, на формирование его личности, помогают ему духовно развиваться и совершенствоваться.

Цель: 

  1. Обогатить эмоционально-художественное восприятие детей через знакомство с  прекрасными образцами  мировой классической музыки, обращая внимание на взаимосвязь музыкальных, художественных, поэтических и театральных  образов.
  2. Создать условия для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Задачи:

Для детей:

  1. Формировать культуру слушания музыки; расширять представления детей о творчестве некоторых русских и зарубежных композиторов – классиков. (П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, Э. Григ, А. Вивальди).
  2. Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки. Раскрывать разнообразие возможностей выразительных средств при создании музыкального образа.
  3. Развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка); развивать умение сравнивать музыкальные произведения с похожими названиями.
  4. Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей. Побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям.
  5. Содействовать  творческим проявлениям в разных видах продуктивной детской деятельности – пластических импровизациях, инсценировании, рисунках, поделках.

       

Для родителей:

  1. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей эмоционально – художественного восприятия  средствами музыки, художественной литературы и изобразительного искусства.
  2. Создать условия для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности. 
  • Разработать такую форму образовательной деятельности, которая  позволит родителям познакомиться с современными формами организации педагогического  процесса и стать его полноценными участниками;
  • Разработать вспомогательный методический материал для качественного и эффективного взаимодействия педагога и  родителей (памятку «Сказка, музыка, театр», мини-сценки для родителей и детей, буклет – викторина «Загадки Василисы Премудрой»).

  1. Повысить интерес родителей к активному взаимодействию с детьми в детском саду и дома, используя различные формы и  виды музыкальной деятельности.
  • Провести акцию -  «Музыка как книга, расскажет обо всем». создание дома музыкального уголка, фонотеки классической музыки для детей.
  • Провести акцию «Просто, весело, полезно – с мамой мы играем вместе!» - активизировать совместное творческое взаимодействие детей и родителей при подготовке мини-сценок к музыкально – литературной гостиной «Любимые сказки».
  • Провести акцию «Нарисуй музыку», «Мой любимый сказочный герой».
  1. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной творческой  деятельности.

Для педагогов:

  1. Разработать содержание, методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности, способствующей развитию эмоционально-художественного восприятия детей  старшего возраста.

  1. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых для реализации проекта.
  2. Активизировать деятельность родителей при организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дома.
  3. Обеспечить реализацию проекта через образовательные области «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
  4. Использовать ИКТ технологи при разработке итогового комплексного занятия.
  5. Способствовать в процессе разработки и реализации проекта установлению партнерских взаимоотношений педагогов ДОУ, родителей.

Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой.

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагоги групп.

Срок реализации: 10.03.2016 – 01. 04. .2016

Предполагаемый результат: 

Для детей:

  • Повысится уровень понимания детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений; желание слушать классическую музыку, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться; умение вслушиваться  и различать средства музыкальной выразительности, создающие образ.
  • Расширится музыкальный кругозор и опыт музыкальной, театрально-творческой, импровизационной деятельности;
  • Обогатится словарный запас и сформируется  выразительность речи и движений, мимики, пантомимики.

Для родителей.

  • Повышение активности участия в образовательном пространстве ДОУ.
  • Повышение уровня компетентности.

Содержание проекта:

Этапы проекта

Мероприятия

Деятельность детей

Совместная деятельность

музыкального руководителя и воспитателя

Деятельность родителей

Подготовительный этап

  1. Чтение сказок, фрагментов сказок: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, «Спящая красавица» А. С.Пушкин.
  2. Чтение стихотворений великих русских поэтов о весне А. Плещеева, Е. Баратынского, А. С.Пушкина, А. Фета.
  3. Рассматривание наглядно-иллюстративного материала по сказкам,  с репродукциямивеликих художников Поленова, Шишкина, Саврасова, Левитана.
  4. Загадки о сказочных героях, природных явлениях.

1. Провести с детьми предварительные беседы о том, что музыка может передавать не только  разное настроение людей, черты характеры человека,  но и рассказывает разные истории; показывает красоту природы

1.Определение целей и задач.

2.Поиск и изучение материалов по теме проекта.

3. Поиск материалов для разработки презентации в форме музыкальной викторины «Сказка в музыке и красках».

4.Подбор музыкального материала (классической музыки) для прослушивания дома «Музыка как книга, расскажет обо всем».

5.Подбор музыкального материала для использования его как фоновой музыки при организации совместной деятельности с детьми, самостоятельной музыкальной деятельности детей –«концертов», инсценировок, «оркестров».

1. Провести акцию «Музыка, как книга расскажет обо всем» - создать дома музыкальный уголок, фонотеку классической музыки для детей.

2. Побуждать к совместному обсуждению прослушанной музыки.

3. Обратить внимание на ее изобразительность.

Основной этап

  1. НОД «Музыка» в течение указанного срока проекта согласно расписанию.

  1. Слушание музыки

«В пещере горного короля» Э. Григ;

«Море», «Белка», «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.

«Времена года. Весна» А. Вивальди, «Весна» П. И, Чайковский.

  1. Побуждение детей к активному обсуждению прослушанных произведений, их содержания, средств музыкальной выразительности; умение сравнивать два произведения с  одинаковыми названиями.
  2. Инсценирование песни «Как у наших у ворот» /р.н.п./. (танцевально-игровая деятельность); пластическая импровизация «В пещере горного короля» Э. Грига.
  3. Использование музыкально-дидактической игры «Море». Муз. Н.А. Римского – Корсакова.
  4. Озвучивание сказок, песенок  с помощью детских музыкальных инструментов в самостоятельной музыкальной деятельности.
  5. Использование презентации в форме викторины «Сказка в музыке и красках».

  1. Разработка конспектов НОД «Музыка» по теме проекта.
  2. Разработка презентации в форме музыкальной викторины «Сказка в музыке и красках».
  3. Консультация для воспитателей «Использование классической музыки на занятиях по речевому развитию»

1.Прослушивание в домашних условиях классической музыки.

2. Буклет – викторина «Загадки Василисы Премудрой».

3. Памятка «Сказка, музыка, театр».

4. Провести акцию  «Просто, весело, полезно – с мамой мы играем вместе!» - активизировать совместное творческое взаимодействие детей и родителей при подготовке мини-сценок к музыкально – литературной гостиной «Любимые сказки».

Заключительный этап

Тематическое занятие /с использованием ИКТ/.

(01. 04. 2016)

  1. Побуждение детей к активному обсуждению просмотренной презентации, к умению анализировать, различать средства музыкальной выразительности, создающие образ.
  2. Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для инсценировки, озвучивания  сказок, образов.
  3. Находить образные и танцевальные движения, передающие образ и эмоции, инсценировать предлагаемый музыкальный материал.
  4.  Исполнение песен по теме проекта.
  5. Активное участие в творческих, подвижных играх, особенно детей застенчивых, скромных.

1.Освещение материалов проекта на личном мини-сайте на nsportal.rutamoznikova-svetlana-evgenyevna- размещение практического материала.

3. Пополнение на сайте фотоальбома «Вот так мы живем».

  1. Провести акцию «Нарисуй музыку», «Мой любимый сказочный герой».
  2. Проведение музыкально-литературной гостиной «Любимые сказки» с родителями и детьми.

Интернет – источники: virtualtaganrog.ru…vlijanie-muzyki-i…literatury…;nsportal.ruВУЗ…-rabota-muzykalno;  referat.coref/387500/read


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире стихов и музыки Габдуллы Тукая

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной к школе группе «Озёрск в стихах и прозе»

Конспект НОД "Озёрск в стихах и прозе" направлен на формирование познавательного интереса детей к родному городу, желания активно изучать его историю, культуру, символику, развитие грамматическог...

Один день из жизни музыкального руководителя в фотографиях, стихах и прозе

Я на работу, как на праздник,Иду, веселая, всегда!Я- музыкант, а это значит,Ждет песня добрая меня!...

«Весенние мотивы в стихах, картинах, музыке»

laquo;Весенние мотивы в стихах, картинах, музыке»...

В стихах и музыке о маме

Музыкально-литературный час, посвященный Дню Матери...

Стихи о музыке в ДОУ

Стихи об обучении музыки в ДОУ №6 "Солнышко"...