Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Зоопарк» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Татьяна Иосифовна Воробьева

I. Задачи руководства:

1)расширить представления об окружающем (с чем знакомить, какие знания           закреплять, что развивать);

     2)формировать игровую деятельность:

                   а/ развивать сюжет

б/ обучать игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры);

     3)формировать взаимоотношения (взаимопомощь, внимание, культуру общения).

II. Подготовка к игре:

         1) приемы, направленные на обогащение впечатлений;

2) составление плана-сюжета:

а/ определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)

         б/ определить сопутствующие сюжеты;

                   3) атрибуты к игре;

                   4)оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_zoopark.doc65.5 КБ
Office presentation icon priemy_rukovodstva_s-r_igroy.ppt144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации  ИОЧ

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»

на тему:

 «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми

дошкольного возраста»

«Зоопарк»

в подготовительной к школе группе

время обучения: (с 20.04.2015Г. по 24.04.2015г.)

Выполнила

Воробьева Татьяна

Иосифовна, воспитатель,

МБОУ д/с №151

« Голубка»

г.о. (Тольятти)

                                                               Тольятти, 2015

I. Задачи руководства:

1)расширить представления об окружающем (с чем знакомить, какие знания           закреплять, что развивать);

     2)формировать игровую деятельность:

                а/ развивать сюжет

б/ обучать игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры);

     3)формировать взаимоотношения (взаимопомощь, внимание, культуру общения).

II. Подготовка к игре:

        1) приемы, направленные на обогащение впечатлений;

2) составление плана-сюжета:

а/ определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)

        б/ определить сопутствующие сюжеты;

                3) атрибуты к игре;

                4)оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).

        III. Ход игры.

        1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);

2) сговор на игру:

        а/ определение плана-сюжета

        б/ планирование игры

        в/ распределение ролей

г/ создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);

3) приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;

4) приемы поддержания и развития игры:

        а/ внесение дополнительных атрибутов

        б/ участие педагога во второстепенных ролях

        в/ показ новых игровых действий

        г/ напоминание, вопросы

        д/ введение новых игровых ситуаций

        е/ оценка;

5) приемы формирования взаимоотношений в игре:

        а/ напоминания о взаимоотношениях

        б/ направление на внимание друг к другу

        в/ поощрение вежливости

         IV. Окончание игры.

  1. краткий итог работы в ролях;
  2. перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

     V. Оценка игры

                1) оценка взаимоотношения

                2) оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

 

1.Задачи:

-1) Обогащать и закреплять знания о животных у детей: об  особенностях   внешнего вида, пище, повадках животных (верблюд, обезьяна, медведь, лиса, слон, волк, лев).

-Расширять представление детей о профессиях взрослых, работающих в зоопарке: экскурсовод, ветеринар, кассир, контролёр, рабочие – служащие  зоопарка, фотограф;

-Развивать речь детей, обогащать словарный запас;

2) -Формировать умение творчески развивать сюжет игры на основе полученных знаний;

 -Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о  последовательности совместных действий;

-Обогащать содержание и диапазон сюжетов, учить усложнять сюжет с помощью расширения состава участников и ролей;

3.Воспитывать  дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов);

   -  Развивать умение самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры,        

     соотносить свои желания с интересами других людей;

 -Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим людям;

    -Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

  2.Подготовка к игре:

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

Март-

Апрель

-Изготовление билетов;

-деньги;

-Изготовление указателей;

-Изготовление таблички «Зоопарк»;

-Забор, ворота, вольеры (конструктор, строительный материал);

-Изготовление корма для животных (из пластилина, цветной бумаги);

-Беседы о диких  животных с использованием иллюстраций обитателей зоопарка;

«Волк и лиса – лесные хищники»; «Что ты знаешь о животных Африки?»;

 «Таежные

хищники»; «Где я был и что я видел?» (из опыта детей)

-Рассматривание альбома «Дикие животные»

-Рассматривание энциклопедии

«Животный мир в картинках»

-Чтение художественной литературы о животных:

С.Я. Маршак

«Детки в клетке»;

К.И.Чуковский  «Айболит»,

Л. Шевченко

«В зоопарке;

Б. Житков «Волк»;

«Как слон спас хозяина от тигра»

В. Бианки «Купание медвежат»

Чтение энциклопедической литературы на тему «Дикие животные жарких стран»;

«Моя первая зоология»

-Загадки о животных;

-Организация индивидуальных и групповых подвижных и творческих игр. Например «Медведь и пчёлы»;

-Проведение дидактических игр: «Животные и их детёныши», «Кто, где живёт?», «Зоологическое лото», «Земля и её жители», «Животные Африки», «Обитатели пустыни», «Животные жарких стран»;

-Изготовление альбома «Зоопарк», «Дикие животные»;

-Рисование и лепка на тему обитателей зоопарка.

Выставка рисунков «Наш зоопарк»;

 «Мое любимое животное»

-Показ иллюстраций фотоальбомов о людях разных профессий  («Кто работает в зоопарке?»)

-Конструирование из строительного материала «Зоопарк» (вольеры, клетки для животных).

Повторить правила поведения в общественных местах:

-Здороваться при встрече с работниками зоопарка;

- Громко не разговаривать на территории зоопарка;

- Без разрешения работников зоопарка не кормить животных;

-Соблюдать технику безопасности не заходить в вольеры к животным и не просовывать руки;

-Поблагодарить экскурсовода по окончании экскурсии;

-Дать образцы ролевых диалогов, образцы вхождения в роль: с опорой на атрибуты(изменение внешнего облика); путём вживания в роль (мимика, жесты);

-Ввести игровую атрибутику и предметы-заместители;

-Дать образец использования игровой среды (продаёт билеты, лечит животных, кормит и ухаживает за ними, проводит экскурсию, фотографирует посетителей зоопарка).

  1. Перспективный план подготовки к  игре  «Зоопарк»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Покупка и проверка билетов

Кассир

Билеты деньги

Продаёт билеты для входа в зоопарк

«Возьмите билет»;

«Вот ваша сдача»;

Контролёр

Проверяет билеты

«Покажите, пожалуйста, ваш билет»;

«Проходите»

Встречает и сопровожда-ет посетителей зоопарка

Кормление и уход за животными

Экскурсовод

Служители- рабочие зоопарка

 

Повара

Указка

Тазики, ведёрки веники

Щётки;

Посуда для приготовления пищи;

Корм для животных.

Встречает посетителей;

Предлагает купить билеты;

Напоминает о культуре поведения, о технике безопасности на территории зоопарка;

Предлагает пройти к вольерам;

Рассказывает о жизни животных

Моют вольеры, чистят клетки, кормят животных и заботятся о них

Приготавливают пищу для животных

«Я рад вас приветствовать в нашем зоопарке»

« Пройдите, купите билет в кассе»

« Я хочу напомнить вам  о правилах поведения в зоопарке»

«Пройдите, пожалуйста к этому (следующему) вольеру»

«Вольеры и клетки убраны»;

«Животные накормлены»;

 

«Корм для животных готов»;

«Начинаем кормить животных»;

«Приятного аппетита»;

Ветеринар-

ный пункт

Ветеринар (врач)

            Шприцы;              

             Пузырёчки

с            с лекарством

Лечит животных зоопарка, делает им прививки;

«Слону необходимо сделать прививку»;

«Медведь заболел его нужно показать врачу»;

3.Сопутствующие сюжеты

Фотосъёмка

Фотограф

Фотоаппарат

Фотографирует детей с понравившимся животным

«Желающие сфотографироваться на память  подходите»;

«Фотография готова, возьмите, пожалуйста»;

4. Ход игры.

Воспитатель сообщает, что к нам  в город приехал зоопарк.

Спрашивает у  детей, знают ли они что такое зоопарк?; кто работает в зоопарке?

Воспитатель предлагает детям поиграть в зоопарк.

Далее обсуждается план игры: чтобы попасть на территорию зоопарка, необходимо купить билеты в кассе. Экскурсию по зоопарку будет проводить экскурсовод. Кормить и ухаживать  за животными будут служители зоопарка. Лечить животных будет ветеринар.

Дети самостоятельно распределяют роли между собой с помощью считалок.

Воспитатель предлагает подойти к своим рабочим местам и приготовить необходимое оборудование.

Дети играют самостоятельно.

5. Окончание игры

Воспитатель сообщает об окончании экскурсии, предлагает поделиться своими впечатлениями друг с другом, поблагодарить всех сотрудников зоопарка.

6. Оценка игры

Как вы считаете, какой момент в игре был самым запоминающимся? Все ли справились со своими ролями?  Что помешало нашей игре?

Какое животное в нашем зоопарке показалось самым интересным? Почему? К какому из животных вы относились с осторожностью. Почему?

Когда вы пойдете в зоопарк, как будете вести себя? Что можно делать в зоопарке и чего нельзя? Почему?

Кто захотел работать в зоопарке? Кем бы вы могли работать в зоопарке?

Воспитатель отмечает успешность реализации в ходе игры:

- обобщения знаний о животных, о профессиях людей, работающих в зоопарке, правилах поведения в общественных местах;

- уровень коммуникативных умений дошкольников, умение выходить из конфликтных ситуаций;

- отмечает уровень умения распределить роли, согласовать действия, определить последовательность действий в ходе игры;

с целью дальнейшего усложнения сюжета, определения задач индивидуальной работы с дошкольниками, отработки навыков, полученных в ходе игры.

7. Схема игры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

Слайд 2

Обучение детей игре Обогащение детей впечатлениями Приемы побуждения к началу игры Приемы развития и поддержания игры Воспитание взаимоотношений 1. Показ игровых действий 2. Участие воспитателя в играх детей при введении новых ролей и при развитии игр 3. Обучение на занятиях с дидактической куклой 4. Перенос материала с занятия в игровой уголок 5. Драматизация, инсценировка 6. Перенос игровых действий с одних игрушек на другие 1. Экскурсия, наблюдение, чтение художественных произведений, исполнение песен 2. Рассматривание картин, фотографий, иллюстраций 3. Просмотр д/ф, к/ф, телепередач 4. Беседы 5. Рассматривание реальных предметов 6. Участие детей в процессе труда взрослых 7. Встречи с людьми разных профессий 8. Рассказы детей об играх 1. Внесение новых игрушек, атрибутов 2. Изготовление вместе с детьми (ст.в.) и в присутствии детей (мл.в.) доп. Атрибутов 3. Создание игровых ситуаций (мл.в.)стационарные атрибуты внутри (ср) частичное распол-ние внутри (ст) дети сами создают ситуацию и подбирают атрибуты 4. Рассматривание реальных предметов, совет, напоминание, сооружение построек, беседы и участие воспитателя в играх 1. Включение воспитателя в игры 2. Воздействие через роль 3. Рассказы детей об играх. Объединение детей в играх 4. Включение новых сюжетов, ситуаций 5. Обсуждение игр 6. Наблюдение игр ст. дошк-ков 7. Использ-ние предметов-заместителей 1. Участие воспитателя в игре. 2. Оценка игровой деятельности 3. Воздействие через роль 4. Переключение внимания на другой объект 5. Руководство сговором на игру 6. Планирование игр до их начала 7. Помощь в распределении ролей

Слайд 3

Перспективный план подготовки к игре «Магазин» (пример) Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты Прод. магазин Игрушки Овощной отдел Продавец Покупатель Кассир Халат, шапочка, весы, гири, упаковочный материал (пакеты, бумага), счеты Подготавливает товар к продаже; выкладывает товар на витрину, полки, прилавки; взвешивает; оценивает; упаковывает Что Вы хотите купить? Я бы Вам посоветовала… Сколько Вам взвесить…? Спасибо за покупку Сопутствующие сюжеты Автобус Шофер Больница Врач

Слайд 4

Подготовка детей к игре Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлений Обучение игровым действиям Сентябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по формированию элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте у детей подготовительной к школе группы

Материал содержит упражнения по обучению измерительной деятельности, автором которых является Белошистая А. В....

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Бизнесмены» в подготовительной группе

«Проектирование  сюжетно-ролевой игрыс детьми  дошкольного возраста»«Бизнесмены»в подготовительной группе...

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Аптека» в подготовительной группе»

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьмидошкольного возраста«Аптека»В подготовительной группе»...

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Аптека» В подготовительной группе»

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьмидошкольного возраста«Аптека»В подготовительной группе»...

Коспект сюжетно-ролевой интегрированной игры для среднего дошкольного возраста " Путешествие на Загадочный остров"

Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования , ознакомления с окружающим миром, а также продуктивная деятельность. Способствует формированию экологического мышления у дошкольникоов....