Материал творческого отчёта по теме "Роль ручного труда в совместной деятельности воспитателя и детей"
материал на тему
Творческий отчёт по теме "Роль ручного труда в совместной деятельности воспитателя и детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛ ТВОРЧЕСКОГО ОТЧЁТА ПО ТЕМЕ:
«Роль ручного труда в совместной деятельности воспитателя и детей»
Воспитатель: МАДОУ «Барачатский детский сад»
Крафт Татьяна Сергеевна
Барачаты
Содержание
- Актуальность проблемы трудового воспитания.
- Обучение дошкольника ручному труду.
- Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по ручному труду на год.
- Конспекты занятий.
- Анализ деятельности детей по результатам ручного труда.
- Вывод.
- Литература.
- Актуальность проблемы трудового воспитания.
Фантазия и жизнь… Какой глубокий смысл в этих словах. Фантазии безграничны.
Душа наполняется затаённой радостью, сердце замирает, когда ребёнок начинает творить.
Одной из актуальных проблем является в настоящее время проблемы трудового и эстетического воспитания детей.
Занимаясь изготовлением поделок, дети приобретают много новых знаний и умений, они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг различным содержанием как в детском саду, так и дома.
Процесс изготовления поделок оказывает большое влияние на развитие и мышление ребёнка. Занимательная работа над поделками способствует развитию у детей произвольного внимания, значительно повышая его устойчивость. Систематические занятия по изготовлению поделок способствует развитию сенсомоторики детей. Детские руки приобретают уверенность, а пальцы становятся более гибкими, совершенствуется координация движений.
Рукоделие в значительной степени способствует развитию личности ребёнка и его творческого потенциала. Поделки из различных материалов удовлетворяют любознательность детей. В такой работе всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться лучших результатов. Поделка, сделанная самим ребёнком – результат не только его труда, но и его воображения, фантазии. При её изготовлении он проявляет терпение, выдумку, прилагаем максимум старания. Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании.
Работая с детьми, я обратила внимание, что большинство детей не замечают красоту окружающего мира, не догадываются, сколько всего интересного, необычного можно взять для себя, какую красоту можно сотворить своими руками. Дети плохо работают с бумагой, клеем, ножницами, материалом для ручного труда, не умеют фантазировать. Именно это побудило меня к тому, чтобы более углубленно заняться с ними ручным трудом. Перечитав большое количество литературы и опираясь на собственные знания и умения приступила к работе.
Работу начала с того, что вместе с детьми стали собирать природный материал, бросовый материал: фантики, тюбики, баночки, коробочки, лоскутки и т.п. Дети проявили большую заинтересованность. Собирая материал, они начинали фантазировать, что из чего можно сделать. Составив перспективный план на год, мы принялись за работу.
Целью моей работы является: формирование положительного отношения к труду, привлечение детей к участию в общем деле, развитие мышления и произвольного внимания ребёнка, подготовка руки ребёнка к письму, развитие мелкой моторики, приобщение к миру прекрасного, заполнение досуга ребёнка различным содержанием в детском саду.
- Обучение дошкольника ручному труду.
Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В.А.Сухомлинский.
Труд, как общественно полезная деятельность, формируют мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. На основе домашнего и общественного эстетического организованного труда людей исторически складывались традиционные ремёсла, художественные промыслы, которые и по сей день являются культурным достоянием, гордостью народа.
Советскими учёными определены содержание и различные методы воспитания детей в труде. Для разработки научно обоснованной программы трудового воспитания существенное значение имеет отбор доступных детям видов труда. В педагогической литературе можно встретить рекомендации, которые ориентируют практику на виды труда, важные для технического прогресса общества. Если принять только эту точку зрения, то духовное развитие ребёнка, его участие в трудовых процессах коллектива будут не полноценными. Современный технический прогресс вытесняет ручной труд. И чем активнее этот прогресс, тем более возрастает необходимость ручного труда для гармонического развития каждого человека. Очевидно, что и трудовое воспитание детей немыслимо без активного ручного труда, ибо он создаёт конкретный предмет, удовлетворяющий потребность ребёнка в деятельности и является одним из самых любимых его занятий. В ручном труде дошкольник обнаруживает самую высокую заинтересованность, успеваемость и что важно, малую утомляемость. Эти факторы положительно влияют и на общее психическое и умственное развитие ребёнка.
Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировались следующим образом: работа с природным материалом; обработка льна, шерсти; изготовление пряжи и ткачество; резьба по дереву, камню, коже; чеканка по металлу; работа с глиной; изготовление керамических изделий.
Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной труд рассматривается как необходимый элемент нравственного воспитания детей.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр, труда и отдыха. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребёнка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребёнка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный советский психолог А.В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.
Дошкольные учреждения, закладывая основы формирования личности ребёнка, воспитывают из них не только сознательных граждан, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонности к эстетическому восприятию действительности проявляются у детей довольно рано. Ярким примером могут служить выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, красивого.
Дети ежедневно смотрят интересные телепередачи, часто посещают различные зрелищные мероприятия, читая книги, рассматривают красивые иллюстрации в них, но беда в том, что многие ребята быстро забывают обо всём увиденном или услышанном, становясь только потребителями искусства.
Воспитателю необходимо не только заметить увлечённость детей, но главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребёнок проявлял любовь к прекрасному не только путём созерцания и разговоров, но и будучи взрослым, вносил бы красоту в быт, во всё окружающее, становясь настоящей творческой личностью.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
Учитывая особенности детей дошкольного возраста, необходимо показать им величие труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое уделяется воспитанию чувства прекрасного, желания своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, семье.
Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют:
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из разно фактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объёмных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, и развлечений, декораций, сувениров);
- Работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, сувениров);
- Работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);
- Работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объёмных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих листьев и живых растение; оформление живого уголка);
- Работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
- Работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, полимерной плёнки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).
Итак, правильно организованный ручной труд в детском саду и семье даёт детям углубленные знания о качестве и возможности различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребёнка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития детей.
- Перспективный план работы по ручному труду в подготовительной группе.
Месяц | Предварительная работа | Тема итогового занятия |
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
|
|
Ноябрь |
|
|
Декабрь |
|
|
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
Март |
|
|
Апрель |
|
|
Май |
|
|
- Конспекты занятий.
1.Коллективная работа «Птицы на пруду» с использованием техники «Оригами».
Цель: учить детей складывать бумагу в технике «Оригами»; развивать усидчивость, наблюдательность, память, пространственное конструирование, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать любовь к природе.
Материал: общий фон из цветной бумаги, цветная бумага на каждого ребёнка, клей, кисточки.
Ход занятия:
- Послушайте дети какую историю я расскажу вам сегодня:
Давным-давно случилась трагическая история, которая произошла с девочкой Садако из Хиросимы. Она погибла от последствий взрыва. В короткий срок она должна была сделать из бумаги 1000 журавликов. По преданию, птица эта обладает бессмертием и приносит счастье. Но только Садако не успела сделать нужное количество…
И всё-таки японцы верят в светлую символику этих чудесных птиц.
Сегодня мы с вами попробуем сделать из бумаги этих птиц. А если вы внимательно слушали историю, то, наверное, поняли, что складывание фигурок из бумаги-традиционное японское искусство. А называется оно «Оригами».
Дети делают из бумаги птиц, затем наклеивают их на общий фон (пруд)
Воспитатель предлагает детям сделать дома таких же птиц.
2. Изготовление панно из засушенных листьев «Аквариум»
Цель: учить детей делать поделки из природного материала, отбирать его в соответствии с замыслом; воспитывать бережное отношение к природному материалу, развивать воображение детей.
Материал: засушенные листья, клей, цветная бумага, общий фон, иллюстрации с изображением рыб и аквариумов.
Ход занятия:
Воспитатель вносит коробку и предлагает детям посмотреть, что в ней находится. Раздать детям картинки с изображением рыб, аквариумов. Рассматриваем рыб (глаза, рот, плавники, хвост и т.д.)
Воспитатель спрашивает у детей где живут рыбы (выслушивает ответы детей).
- Правильно, рыбы живут в воде, но не в любой. А могут рыбы жить в лужах? (выслушать ответы детей и уточнить). Кроме воды рыбам нужно многое другое (свет, тепло, растения, корм). Людям всегда хотелось дружить с рыбами, любоваться ими, и они придумали для них специальные водяные домики – аквариумы.
- Вот и я вам предлагаю сделать «Аквариум», в котором будут плавать рыбки. А делать мы его будем из засушенных листьев.
Дети выполняют работу. В конце занятия рассматриваем сделанную работу и подводим итог.
3. Аппликация из бумаги (рваная мозаика) «Ёлочка».
Цель: учить детей делать аппликацию из кусочков бумаги, дать представление о бумаге; воспитывать терпение, интерес к совместному труду; развивать умение доводить начатое дело до конца, приводить в порядок своё рабочее место.
Материал: зелёная цветная бумага, клей, кисточки, картон, иллюстрации с изображением ёлок.
Ход занятия:
Дети сидят вокруг столов на которых лежат различные бумажные изделия (салфетки, альбомы, книги, цветная бумага).
Воспитатель предлагает взять детям в руки и рассмотреть всё, что лежит на столе.
Задаёт вопросы: что это такое? Из чего сделаны эти предметы? Для чего нужны? Из какой бумаги изготовлены, книги, салфетки? Что можно сказать о бумаге? Помогает детям определить цвет бумаги, мягкость, жесткость и другие качества. Рассказывает, что книги сделаны из плотной бумаги. На такой бумаге художники изображают картинки в книге и детям интересно их читать. Такие книги долго служат в работе.
Салфетки сделаны из тонкой и мягкой бумаги. Их используют во время еды и после. Они хорошо впитывают капли чая.
Много разных предметов сделано из бумаги. Бумага-важнейший материал, она нужна людям. Её нужно беречь и экономно использовать. Не следует просто так рвать и пачкать, так как бумагу изготавливают из древесины деревьев.
Сегодня я вам предлагаю сделать новогоднюю ёлку из кусочков бумаги, которые остались от ранее сделанных поделок. Бумагу нужно рвать на кусочки и наклеивать на основу.
После того как дети сделают поделку можно предложить нарядить ёлку дождиком, снежком, игрушками.
- Анализ деятельности по результатам ручного труда
Ребёнок | Начало года | Конец года |
Ира | Работала не уверенно, не аккуратно | Работает более уверенно и аккуратно |
Таня | Не усидчива, не терпелива, торопится | Работает с удовольствием и интересом, более усидчива |
Дима | Торопится, не делает аккуратно | Работает не спеша, аккуратно |
Катя | Не доводит начатое дело до конца | Стала усидчивей, появился интерес к результату работы |
Кристина | Не уверенна, замкнута, не внимательна | Стала раскрепощённой, появилась инициатива, внимание |
Маша | Берётся за любую работу, но делает не аккуратно | Делает аккуратно |
- Вывод:
По анализу деятельности детей видно, что в начале года дети вели себя не уверенно, были замкнуты в себе, не было усидчивости и аккуратности.
К концу года дети стали работать уверенно, аккуратно с интересом. Стали весёлыми, инициативными, начатое дело доводили до конца, с большим интересом и усидчивостью выполняли коллективную работу. Выражали желание продемонстрировать свою работу родным и близким.
У детей сформировалось положительное отношение к труду, заинтересованность в общем деле.
- Литература
1.Л.В.Пантелеева, Е.Каменов, М.Станоевич-Кастори «Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ» Москва «Просвещение»-Белград, 1987.
2.Е.Новикова «Современный справочник воспитателя детского сада» Москва: «Рипол Классик», 2002.
3.И.К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова «Аппликационные работы в начальных классах» Москва: «Просвещение», 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателей и детей"
Консультация для воспитателей по математическому развитию...
Конспект совместной деятельности воспитателя, родителей, детей Тема: \'\'Мы выбираем здоровый образ жизни\'\' 2 младшая группа Выполнила: воспитатель Терентьева Н. Г.
Цели:- привлечение семей воспитанников к участию в совместной деятельности;- развитие компетентности родителей в воспитании детей;- формировать у родителей и детей представление о здоровом образе жизн...
Краткосрочный творческий проект по совместной деятельности воспитателя и детей средней группы
Краткосрочный проект на тему "Здравствуй сказка! «ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА» Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Крупнова...
Сценарий совместной деятельности воспитателя и детей с элементами художественного ручного труда для детей старшего дошкольного возраста. Тема"Пернатый друг"
Работа с тканью очень интересна детям. Развивается фантазия, воображение, мелкая моторика рук и конструктивно-творческие способности детей....
Совместная деятельность воспитателя и детей по ручному труду "Подарки для выпускников детского сада"
КОНСПЕКТ ...
План по самообразованию на учебный год для воспитателя ДОО по теме: «Организация совместной деятельности воспитателя и детей с задержкой психического развития»
В перспективном плане по теме самообразования рассмативаются: содержние работы по организации совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ, предполагаемый результат, сроки выполнения запланирова...