Рабочая учебная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «Волшебный завиток»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Северяночка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДOУ ДС №56 «Северяночка»
_______________________ Л.В.Пономарева
Приказ №____ от «____» __________2018г.
Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
художественно-эстетической направленности
«Волшебный завиток»
группы общеразвивающей направленности
для детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет
на 2018-2019 учебный год
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___» ____ 2018 г.
Воспитатель:
Гильманова О.Н.
г. Нижневартовск, 2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ||
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи Программы | 4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.2 | Планируемые результаты | 5 |
1.3 | Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы | 5 |
1.4 | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 6 |
1.5 | Характеристики особенностей развития детей | 7 |
| ||
2.1 | Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей | 8 |
2.2 | Содержание деятельности и формы работы | 9 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 9 |
| ||
3.1 | Организация развивающей предметно-развивающей среды | 10 |
3.2 | Кадровые условия реализации Программы | 10 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение Программы | 10 |
3.4 | Планирование образовательной деятельности | 11 |
3.4.1 | Учебный план | 11 |
3.4.2 | Расписание непосредственно образовательной деятельности | 11 |
3.4.3 | Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей | 12 |
4. | Перечень литературных источников | 17 |
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
В настоящее время у многих детей плохо развита мелкая моторика рук. Изучение развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, т.е. умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, внимание, связная речь.
Квиллинг – искусство бумагокручения. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки или шила скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.
Занятия квиллингом – это не только развитие мелкой моторики рук, воображения, внимания, мышления, эстетики и т.д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.
Программа разработана в рамках дополнительных занятий по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Программа «Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей» разработана на основании:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Программа развития МБДОУ на 2015-2020гг.
Срок реализации Программы – 1 год.
Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ.
- Цель и задачи Программы
Цель:
Раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также воспитание у детей эстетического отношения к действительности, творческих способностей через занятия с бумагой.
Задачи программы:
Образовательные:
- углублять и расширять знания об истории и развитии квиллинга;
- формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- осваивать технику квиллинг;
- научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
- научить правильно организовывать рабочее место;
- научить работать с различными материалами;
- создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
- прививать основы культуры труда.
Развивающие:
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
- развивать память, научить работать по памяти;
- развить пространственное мышление;
- развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
- формировать эстетический и художественный вкус.
- Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип единства развития и воспитания;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- Принцип общедоступности;
- Принцип преемственность;
- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип свободы выбора;
- Принцип успешности;
- Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
- Принцип системности.
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы квиллинга, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
- Планируемые результаты
По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:
- - некоторые сведения из истории квиллинга,
- - различные приемы работы с бумагой,
- - технику безопасности при работе с бумагой;
- должны уметь:
- - изготавливать аппликации в технике квиллинг,
- - выделять составные части работы,
- - самостоятельно подбирать бумагу по оттенкам,
- - составлять композицию картинки в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
- делать зарядку для глаз.
Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения работы, активность работы ребенка на протяжении обучения.
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы
Основным показателем успеваемости детей является выполнение учебного плана. Оценивать результаты работы ребенка необходимо по возможности комплексно, исходя из художественного развития личности ребенка в целом. Нужно уделять самое серьезное внимание как качеству выполнения учеником изделий на занятиях и отчетных выставках, других публичных мероприятиях, так и развитию его творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению самостоятельно и разносторонне изучать различные техники, основы дизайна.
Оценочными можно считать участие ребенка в течение года в тематических выставках, конкурсах, ярмарках, других общественных мероприятиях.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Задание «Рыбки в аквариуме».
Цель задания: определить уровень умения работы в технике квиллинг по заданной схеме.
Материалы и инструменты: картон, бумажные полоски, клей, кисточки, ножницы.
Инструкция к проведению задания: детям показываются аппликации одинакового уровня сложности, даются к ним схемы. Дети берут схему, самостоятельно подбирают инструменты и материал, подготавливают рабочее место и начинают работу.
Анализ результатов:
Показатели:
- умение готовить рабочее место;
- умение самостоятельно выбирать необходимый материал;
- умение работать со схемой;
- владение основными навыками работы с различными видами бумаги;
- владение разнообразными приемами;
- эстетичность.
За каждый показатель – 1 балл.
Определение уровня усвоения навыков квиллинга
5- 6 баллов - сформирован: умеет оценить свою работу рассказав о ней, умеет дать название работе, отмечает аккуратность в работе,
называет технику , используемые приемы;
2-4 баллов - частично сформирован: умеет оценить свою работу, но рассказать о ней не может, затрудняется дать название работе,
отмечает аккуратность , называет технику , используемые приемы;
1 балл - не сформирован: дает оценку своей работе не может рассказать о работе, умеет дать название работе, аккуратность работы, затрудняется назвать технику , используемые приемы.
Итоговый контроль. В конце каждого учебного года проводится итоговое занятие (выставка, конкурс, открытое занятие, демонстрация моделей, презентация работ), на котором анализируется работа кружка за текущий год, планируется деятельность на следующий учебный год.
Объектами контроля могут являться:
-знания, умения навыки по технике квиллинг, уровень и качество изготавливаемых изделий;
-мастерство и техника исполнения творческих работ;
-степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
- Характеристика особенностей развития детей
У детей старшего дошкольного возраста развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой личности. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.
У многих детей плохо развита мелкая моторика рук, подвижность пальчиков. В дальнейшем при подготовке к школе этот недостаток становится причиной плохого почерка, медлительности во всём. Занятия аппликацией способствуют развитию мелкой моторики рук. В тоже время дети приучаются к усидчивости, терпению к работе, к аккуратности, учатся переживать чувство радости от самостоятельно выполненной работы. В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по развитию
творческих способностей у детей
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бумаги;
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных в технике квиллинг.
Занятия проводятся в помещении группы два раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.
Программа в объеме 64 занятия, из них – 2 занятия отводятся на теоретический курс, 62 занятия – на практическую часть, включая организацию выставок.
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть.
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть.
Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста.
Завершающая часть.
Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Организация работы по квиллингу предполагает:
- подбор материала;
- организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 4 человека).
При работе с ножницами и клеем особое внимание уделяется технике безопасности:
правильно подавать друг другу ножницы;
- не держать ножницы лезвием вверх;
- наносить клей на поверхность изделия только кистью;
- избегать попадания клея на пальцы рук, лицо, особенно в глаза.
2.2. Ведущие формы проведения занятий
занятие-игра | - игровые упражнения с целью изучения и закрепления теоретического материала, конкурсные игровые задания |
выставка (экспресс-выставка) | - просмотр и анализ творческих работ, отбор и подготовка к отчетным выставкам и конкурсам; подведение итогов по пройденному разделу или теме |
игровая программа | проведение тематических праздников, открытых занятий для родителей |
экскурсия | - выход на природу, посещение других объединений, с последующим обсуждением в объединении |
творческая мастерская | - полная свобода и экспериментирование в выборе художественных материалов, различных техник, выполнение работы по собственному замыслу |
конкурс | - строится в виде соревнования, викторины в игровой форме для стимулирования творчества детей |
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия группы с семьей — создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Сотрудничество с родителями |
| Декабрь В течение года |
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Кабинет творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью данного кабинета является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
- Кадровые условия реализации Программы
Сведения о педагоге:
ФИО: Гильманова Оксана Николаевна
Образование – высшее
Квалификационная категория: - соответствие занимаемой должности
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
Методические: информационный материал, конспекты, фотоальбомы с изделиями воспитанников, схемы, методические разработки, демонстрационный материал, раздаточный материал.
Необходимые материалы и инструменты:
- полоски цветной бумаги (различной ширины и длины);
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной;
- цветная бумага, разной фактуры;
- клей ПВА;
- инструмент для «квиллинга» с раздвоенным кончиком.
- ножницы,
- линейка – трафарет с кругами,
- кисточки для клея,
- салфетки, клеенка.
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения. На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику аппликации, подключаются методы проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы.
У детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.
3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1 Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Форма проведения | Кол-во детей | длительность занятия (минуты) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Количество занятий в год |
Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей по программе | групповая | 12 | 30 | 2 | 8 | 64 |
3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности
№ | Наименование занятий | День недели | Время и место проведения | Исполнитель |
Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей | Вторник Четверг Понедельник Пятница | 1,3 неделя 17.00-17.30 17.00-17.30 2,4 неделя 17.00-17.30 17.00-17.30 | Воспитатель |
3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование | Кол-во | Дата проведения |
Октябрь тябрь Октябрь Октябрь | «Беседа о чудесах из бумаги в технике квиллинг» «Яблоко на тарелке» | Повторить с детьми технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Вспомнить выполнение основных 20 элементов квиллинга. Закреплять умение детей выполнять элементы: «глаз», «свободная спираль». Учить детей аккуратно вырезать силуэт из картона. | Показ готовых работ, которые дети будут выполнять в течение учебного года, а также необходимое оборудование. Яблоко (силуэт из картона), ножницы, клей ПВА, кисточки, красные полоски бумаги, инструмент для квиллинга. | 2 2 | |
| Закреплять умение детей изготавливать элемент «свободная спираль», «глаз», «треугольник». | Основа для композиции 15х20 см из цветного картона, блестки, вата, оборудование для квиллинга. | 2 | ||
«Фрукты» (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно вырезать силуэты фруктов по контуру. Закреплять у детей умение накручивать элемент: «свободная спираль», «глаз». | Готовая ваза для фруктов, силуэты фруктов, ножницы, оборудование для квиллинга. | 2 | ||
Ноябрь Ноябрь |
| Закреплять умение детей накручивать элементы– «свободная спираль». Закреплять умение детей вырезать по контуру. | Основа лист картона с силуэтом дерева 15х20, зелёная и коричневая бумага, красных полосок для яблочек, белые для барашка, силуэт барашка, оборудование для квиллинга. | 2 | |
«Овечка» | Закреплять умение детей накручивать элемент: «свободная спираль». Учить детей составлять композицию. | Листок зелёной бумаги, плоская фигура барашка, деревянные прищепки, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга. | 2 | ||
Ноябрь Ноябрь | «Месяц и звёзды на небе ночном» | Учить детей изготавливать новый элемент «звезда» и «месяц». | Картон синего, черного цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бумажные полоски золотого цвета. | 2 | |
«Открытка ко Дню матери» | Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «завиток», «глаз», «треугольник». | Картон, блестки, бусинки, паетки,бисер, оборудование для квиллинга. | 2 | ||
Декабрь | «Снежинка-украшение для ёлочки» | Закреплять умение детей накручивать элементы «тугая спираль», «капля», «глаз». | Оборудование для квиллинга. | 2 | |
Декабрь Декабрь | «Звезда на ёлку» | Закреплять умение у детей выполнять формы «капля», «глаз». | Красная бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 2 | |
«Новогодняя открытка» | Закреплять умение детей складывать картон пополам. Учить детей делать трубочки при помощи полоски бумаги и карандаша. Закреплять элемент -«свободная спираль», «капля». Продолжать учить склеивать две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов композицию. | Картон, простой карандаш, оборудование для квиллинга. | 4 | ||
Январь Январь | «Лисичка-сестричка» | Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». | Бумага для квиллинга оранжевого, белого и черного цветов; клей ПВА, инструмент для квиллинга, лист картона голубого цвета. | 2 | |
«Снегирь» | Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». Продолжать учить склеивать две полоски в одну.
| Силуэт снегиря на формате 20х30, бумага для квиллинга красного, чёрного, тёмно-синего цветов; клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточка. | 2 | ||
| Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». | Картон для фона с нарисованной дымковской игрушкой, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточки. | 4 | ||
Февраль | «Кошки-мышки» | Закреплять умение детей выполнять знакомые элементы: «полукруг», «капля», «глаз». | Картон для фона, бумажные полоски чёрного, серого, белого и зелёного цветов, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки. | 2 | |
«Влюбленные коты» | Закреплять умение детей выполнять знакомые элементы квиллинга: «полукруг», «капля», «завиток». | Шаблон открытки (сердце), полоски бумаги белого, черного и розового цвета, оборудование для квиллинга. | 2 | ||
«Рамка под гжель» | Закреплять умение детей выполнять элемент: «капля». | Рамка-паспарту, сделанная из картона, оборудование для квиллинга. | 2 | ||
Февраль | «Открытка для папы на 23 февраля» | Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль». Нарезать полоску бумаги бахромой не доходя до края 0,5 см. | Основа - открытка, ножницы, оборудование для квиллинга. | 2 | |
Март | «Модная шляпка для мамы» | Закреплять умение детей накручивать элементы: «капля», «свободная спираль», «тугая спираль», «завиток». | Основа – шляпка из картона, оборудование для квиллинга. | 2 | |
«Подснежники» | Закреплять умение детей накручивать элементы квиллинга:«тугая спираль», «глаз». | Основа-открытка, оборудование для квиллинга. | 2 | ||
Панно «Времена года» | Закреплять умение детей накручивать основные элементы квиллинга и составлять из них композицию. | Фон, акварельная бумага 30х40, цветные бумажные полоски, инструмент дляквиллинга, клей ПВА, кисточки. | 4 | ||
Апрель | «Путешествие зайчат на воздушном шаре» | Закреплять умение детей накручивать основные элементы квиллинга. | Фон голубого цвета 20х30, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточка. | 2 | |
«Пальма на чудо острове» | Закреплять умение детейнакручивать элементквиллинга: «треугольник», «глаз». | Бумага 20х30 см голубого цвета, ножницы, заготовки черепашки и островка, оборудование для квиллинга. | 2 | ||
«Пасхальная композиция» | Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «тугая спираль», «капля» и «глаз». | Цветной картон, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга. | 2 | ||
«Птички на ветке весело поют» | Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль», «капля» и «глаз». | Основа с нарисованной веточкой, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 2 | ||
Май | «Зоопарк» коллективная работа | Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «завиток», «глаз», «треугольник». | Лист белой бумаги 30х40 см., силуэты мордочек животных, глазки, оборудование для квиллинга. | 4 | |
«Волшебный ларец» | Закреплять умение накручивать элементы «глаз», «тугая спираль», «капля». | Коробочка из под крема, фольга, оборудование для квиллинга. | 2 | ||
«Весенняя поляна» (итоговое занятие) | Закрепить все элементы квиллинга. Развивать воображение, творчество, фантазию. | Оборудование для квиллинга. | 2 | ||
Всего: | 64 |
4. Перечень литературных источников
- Давыдова Г.Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы». – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. «Мастерилка. Я строю бумажный город». Мир книги «Карапуз», 2009 г.
- Анна Зайцева«Квиллинг: самый полный и понятный самоучитель» -Эксмо. – М.; 2013 г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности театральный кружок «В гостях у сказки
старший возраст...
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «Бумажная фантазия»
laquo;Бумажная фантазия»...
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно - эстетической направленности 2020-2021
Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности 2019-2020
Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Адаптивная рабочая образовательная программа педагога дополнительного образования ( Художественно-эстетическое развитие)
Рабочая программа по изобразительной деятельности....
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...