Современный урок изобразительного искусства
план-конспект на тему
Художественное образование в основной школе ориентировано, прежде всего, на воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок изобразительного искусства
Разработала: учитель изобразительного искусства
Волкова Евгения Сергеевна
1. Тема урока: "Какой цвет у настроения или какое настроение у цвета?"
2. Программа: Б. М. Неменский "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 класс
Учебник: Л. А. Неменская "Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека", Москва, "Просвещение", 2014 год
Тема раздела: Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Класс: 6
3. Тип урока: урок совершенствования знаний , умений и навыков.
4. Жанр урока: урок-диалог
5. Форма урока: урок-поиск
6. Цель урока: Познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений в живописи, музыке, слове.
Задачи:
Образовательный аспект:
- расширить знания учащихся о том, что определённые сочетания цвета в живописи, звуков в музыке и обозначение цвета во фразеологических оборотах русского языка, влияют на наше настроение и эмоциональное состояние
- развитие метапредметных навыков (выполнение логических операций, работа с информацией, речевая деятельность, инициативность и самостоятельность)
Развивающий аспект:
- развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству в процессе решения исследовательско - творческих задач
Практический аспект:
- развитие коммуникативных умений
- извлечение необходимой информации из произведений живописи, музыки, слова
- развитие навыков работы в малых группах
- развитие умения самостоятельно изображать настроение в живописных работах
Воспитательный аспект:
- развитие личностно-значимой, познавательной мотивации учащихся
- воспитание умения ценить прекрасное в живописи, музыке, русском языке
- воспитание интереса к различным видам искусства, как к источнику нашего эмоционального состояния, нашего настроения, наших чувств.
7. Планируемые результаты урока
Предметные:
- формирование и развитие коммуникативных умений во время анализа произведений искусства (живописи, музыки) и фразеологических оборотов русского языка.
- формирование умения соотносить сочетание цвета в живописи, звуков в музыке и обозначение цвета во фразеологических оборотах с настроением авторов данных произведений и личным эмоциональным состоянием
Метапредметные:
- формирование навыка сопоставления и анализа языка искусства (цвета в живописи, звука в музыке, слова во фразеологических выражениях)
- формирование умений выделять общее и существенное в произведениях, что влияет на наше эмоциональное состояние
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
- развитие инициативности и самостоятельности
Личностные:
- формирование осознанного отношения к произведениям искусства (живописи, музыки), слову и понимания языка искусства (цвета, звука, слова)
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми, отстаивать свою точку зрения и достигать в нём взаимопонимания
- формировать умение свободно высказывать своё мнение о чувствах, настроении и переживаниях по поводу произведений искусства.
8. Сценарий урока
- Организационный момент
- Постановка проблемы (слайд 2)
"Цвета действуют на душу, они могут вызвать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют...
(Иоганн Вольфганг фон Гёте)
(3 слайд) Мы все разные. У нас разные причёски, глаза разного цвета, разный рост. Но в чём-то мы все похожи: когда весело мы улыбаемся, когда грустно, то можем заплакать. Всё зависит от нашего настроения. Настроение - это то, на какое эмоциональное состояние внутри себя человек настроен.
(4 слайд) Окружающий мир полон всевозможных красок. Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают.
Так какой же цвет у настроения или какое настроение у цвета?
III. Приветствие "Цветные приветики"
Предлагаю поздороваться каждому учащемуся со всеми "Цветным приветиком". Для этого необходимо назвать цвет, который сейчас в данный момент выражает его настроение, подобрать тембр голоса, который подходит данному настроению и выражение лица.
(Работа со всем классом). Когда вы грустите, что изменяется в положении вашего тела, головы, выражения лица? Примите позу грустящего человека.
А когда у вас отличное, весёлое настроение, как вы будете выглядеть? Покажите весёлого человека.
IV. Развитие навыков групповой и индивидуальной работы исследовательского характера, развитие умений извлекать информацию из произведений искусства (живописи, музыки), фразеологических оборотов русского языка, которая влияет на наше эмоциональное состояние, чувства, настроение.
Цвет способен создавать настроение - печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или таинственность.
Рассматривание картин, соотнесение цветовых сочетаний с настроением, которые они вызывают. Класс делится на несколько рабочих групп (по 4-5 человек), которым предлагается задание:
- рассмотреть предложенные изображения картин художников
- выявить цветовое содержание картин и как оно влияет на настроение, чувства.
Учащимся для рассматривания предлагается раздаточный материал с иллюстрациями картин:
- К. Коровин "Розы и яблоки" (5 слайд)
- И. Краутен "Деревня" (6 слайд)
- И. Айвазовский "Среди волн" (7 слайд)
- Л. Герасимов "Баба Олеся" (8 слайд)
- Г. Сорока "Крестьянский мальчик" (9 слайд)
- Ван Гог "Башмаки" (10 слайд)
V. Развитие умений аргументированного высказывания.
- После выполнения групповой работы заслушиваются аргументированные выступления представителей каждой из рабочих групп. (Картины по очереди демонстрируются на большом экране). Если какая-нибудь картина не попала для анализа в группы, то в конце высказывания всех групп, мы все вместе определяем настроение данной картины.
- (11 слайд) Мир звуков, как и цвет, тоже на нас оказывает огромное воздействие.
"Музыка - это язык души; это область чувств и настроений; это в звуках выражение жизни души" (В. Серов)
Музыка использует в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.
(12 слайд) Задание всему классу: Прослушать по очереди отрывки из музыкальных произведений и соотнести по настроению с картинами художников, которые мы уже рассматривали.
Музыкальные произведения:
- Антонио Вивальди "Времена года. Лето"
- Эдвард Григ "Последняя весна"
- Людвиг Ван Бетховен "Мелодия слёз"
- Пётр Ильич Чайковский "Вальс цветов"
- Сергей Сергеевич Прокофьев "Утро"
- Классическая японская музыка "Цветущая весна"
3. Цвет имеет огромное значение в жизни современного человека. Часто от него напрямую зависят эмоции, настроение и даже физическое самочувствие людей. Зная фразеологию языка, можно не только правильно понять собеседника, но и чётко выразить свою мысль.
Фразеологизмы - это устойчивые выражения в русском языке, которые мы применяем в речи в разных ситуациях.
(13 слайд) Существуют фразеологизмы с компонентом цвета. Цвет в них играет большое значение для понимания смысла выражения.
Задание (работа в парах): Подберите к каждому фразеологизму с компонентом цвета своё смысловое определение (в конвертах находятся устойчивые выражения (фразеологизмы) и смысловые определения этих выражений).
Проверяем правильность выполнения задания на экране (самопроверка) и объясняем значение цвета в выражениях.
VI. Вывод: (14 слайд) Цвета, звуки в разных видах искусства всегда обращаются к чувствам, а не к логике человека. Каждый цвет или сочетание цветов, каждый звук или сочетание звуков могут привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить, радовать или заставлять грустить.
"Цвет, может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу" (Жак Вьено)
VII. Практическое задание.
Сделайте по воображению и памяти живописное изображение осеннего букета периода золотой осени, передающее радостное, праздничное настроение или грустного, тихого осеннего букета периода поздней осени, когда всё отцвело и опали листья.
VIII. Подведение итогов урока.
По желанию учащиеся могут показать свои живописные работы и поделиться своим настроением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе
Рисование с натуры современной машины...
Опыт организации инклюзивного обучения на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС
Опыт организации инклюзивного обучения на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС...
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства...
" План-конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе"
quot; План-конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе"...
Современные подходы к приобщению дошкольников к изобразительному искусству
В статье характеризуются современные тенденции в области приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству, рассматривается технологическая сторона процесса приобщения дошкольников к ...
Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству с воспитанниками детского сада №48 «Айболит» с ОВЗ «За окошком осень»
План-конспект урокаЦель: социализация и интеграция детей с ОВЗ в инклюзивных группах через активные виды деятельности.Задачи:Обучающие: научить детей работать с красками, карандашами, смешивать краски...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...