Педагогический проект « Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
проект (младшая группа) на тему

Если начать развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством игр, с использованием нестандартного оборудования, то  процесс формирования речи будет более эффективен .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_mameteva_e_n.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Маметьева Елена Николаевна, воспитатель I квалификационной категории, МДОУ – детский сад № 42 «Теремок», г. Серпухов, Московской области.

Педагогический проект

« Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартногооборудования».

Содержание

  1. Паспорт проекта
  2. Стартовая диагностика
  3. Этапы работы
  4. Итоговая диагностика
  5. Приложение

Паспорт проекта

Вид проекта- творческий.

Продолжительность проекта- длительный 1 год ( с августа 2014 г по май 2015 г).

Целевая аудитория- дети 2-ой группы раннего возраста, родители, педагоги группы.

Актуальность темы.

        Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в раннем возрасте.

        Но очень часто у  детей, именно раннего возраста, недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку и ручку(карандаш, кисточку), другие- что –то брать или вытаскивать, сжимать- разжимать, выливать- наливать, насыпать- высыпать, собрать конструктор и другие мелкие детали в контейнер, играть с мячом, третьи- застегивать, расстегивать застежки- молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках, лепить из теста и пластилина. Тогда мы и начали свою работу по развитию мелкой моторики рук. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальце,и как  следствие, активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка .Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцев рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, т.к. в данном возрасте эта связь очень сильна. Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.

        Гипотеза-  если начать развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством игр, с использованием нестандартного оборудования, то  процесс формирования речи будет более эффективен .

        Цель проекта-  развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов

 Задачи проекта.

  • Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  • Закрепить название основных цветов.
  • Формирование активной речевой деятельности
  • Воспитание усидчивости, формирование навыка доводить начатое дело до конца.
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  • Развивать координацию пальцев рук при помощи лепки из теста, пластилина, рисования пальчиками, ладонью и т.д.

 Продукт проекта–игры, изготовленные родителями на развитие сенсорных эталонов  для детей 2-3 лет.

Предполагаемые результаты.  

  • Развитие тактильно-кинетической  чувствительности.
  • Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации на плоскости.
  • Формирование  у детей интереса к познанию нового и интересного.
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
  • Пополнение и обновление центра сенсорного развития

Основные направления в работе по реализации проекта

  1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек;
  2. Массаж пальчиков с использованием массажеров;
  3. Народные игры с ладошками;
  4. Пальчиковый театр;
  5. Дидактические игры;
  6. Игры с природным материалом;
  7. Игры с предметами домашнего обихода;
  8. Игры с песком и водой;
  9. Развивающие игры продуктивной деятельности ( рисование, лепка).

Механизм реализации проекта

  • Индивидуальная работа;
  • Самостоятельная деятельность;
  • Продуктивная деятельность;
  • Утренняя гимнастика;
  • Самообслуживание;
  • Прогулка;
  • Работа с родителями.

Стартовая Диагностика.

        С целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика, которая показала следующие результаты:

  • Исследование понимания речи 100%.
  • Исследования развития мелкой моторики рук:
  • Высокий уровень 0 %,
  • Средний уровень 27 %,
  • Низкий уровень 73 %.

        Исследования показали , что дети понимают речь педагога, но у большинства детей недоразвитие мелкой моторики  и зрительной координации: неловкость, не согласованность рук, скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности. А это, в свою очередь, отрицательно влияет на  развитие познавательной деятельности ребенка, на развитие речи.

Этапы работы

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Результаты

1.Подготовительный этап

1.

Обследование детей.

Диагностика.

Изучение специальной литературы по теме.

Изготовление тренажеров из природного материала.

Подбор и изготовление игр, игровых упражнений, практических заданий.

Подбор пальчиковой гимнастики.

Август, сентябрь,

октябрь.

Проведена диагностика детей.

Проработана специальная литература по теме.

Изготовлены тренажеры из природного материала.

Изготовлены игры.

Работа с родителями

Анкетирование родителей. Подборка и оформление наглядного материала для родителей. Консультации для родителей индивидуальные и групповые.

Август, сентябрь, октябрь.

Проведено анкетирование родителей. Оформлены стенды с информацией, папки-раскладушки «Говорящие пальчики», «Игры на развитие мелкой моторики».

2.Основной этап

2.

Самомассаж, пальчиковая гимнастика, игры с палочками, спичками, природным и бросовым материалом, игры с трафаретами, веревочкам.

Изодеятельность. Рисование ладонью, пальчиками на манке. Работа с раскрасками в режимных моментах и самостоятельной деятельности

Лепка из  теста и пластилина.

В течении года

Игры «Перекладывание 2-мя пальцами»,    « Скрути нитку в клубок».Игры с карандашом, со шнурком, с шариком. Игры- нанизывание. «Маленький помощник»,

« Взбиваем крем». «Угости кукол». Игры с крупой, «Пересыпаем ложкой», « Рисуем дорожки», «Шуршалки и гремелочки»,  Игры с бумагой. Рисование ладошкой и пальчиками. Лепка из теста и пластилина. Игры с песком и водой. Самомассаж.

Работа с родителями

Консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры». «Что такое мелкая моторика и как ее развивать?». Родительское собрание «Играем пальчиками -развиваем речь».

Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.

В течении года

Консультации

«Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», « Что такое мелкая моторика и как ее развивать». Мастер – класс на родительском собрании «Игры с прищепками»

3.Заключительный этап

Диагностика и подведение результатов работы.

Определение образовательных задач в перспективе.

май

Итоговая диагностика.Презентация проекта «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Работа с родителями

Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

май

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированы в вопросе проведения игр по развитию мелкой моторики рук

Создание  в семье благоприятных условий  для улучшения взаимодействия родителей с детьми.

Итоговая диагностика

        Для получения результатов были использованы следующие методы и приемы: беседы, игры, художественное слово, самостоятельная продуктивная деятельность детей, развивающие игры по ручной умелости.

Критерии диагностики

Низкий уровень показал 1 ребенок. Это обусловлено тем,  сто ребенок часто болеющий, в анамнезе неврологический диагноз.

Средний уровень- 6 % -  затруднена координация обеих рук.

Высокий уровень - 94% - владеют навыками и умениями.

Оценка. Работая с детьми  2ой группы раннего возраста    « Карапузы», хочется отметить, что работа прошла не впустую. Систематически развивая мелкую моторику рук, мы получили хорошие результаты, а именно большинство детей (94%) знают и играют в пальчиковые игры, у детей развились мышление, восприятие, память, внимание. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители, так как родители проявили активное участие в реализации проекта.

Список используемой литературы.

  1. Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Умные пальчики. Развитие мелкой моторики. - СПб: Питер, Изд:АСТ, 2010
  2. .Новицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры, маленькие подсказки для родителей. М.: Сова, 2006.
  3. Данилова Л.К. Пальчиковые игры М.: Росмэн,2008.
  4. Шанина С.Е., Гаврилова А.М. Играем пальчиками- развиваем речь. М.,2008
  5.  Галанов А.С.Развивающие игры для малышей. М.,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...

Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию  мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....

Проект "Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский       ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ...

Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Дети очень любят играть! Порой обычный предмет бывает привлекательннее дорогой игрушки, а пользы намного больше. Вот что я использую в работе с детьми......

ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. Задачи: ·       Формирование познавательной акти...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка....