Работа родительского клуба "Семейная гостиная"
методическая разработка

Воробьева Евгения Васильевна

Цель: партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, на основе идей гуманизации отношений и приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на социально- личностное развитие ребенка.

Задачи:

1.Расширять представление родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности.

2.Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

3.Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.

4.Использовать различные формы сотрудничества с родителями.

5.Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.

6.Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

7.Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в социально- личностном развитии собственного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Игра «Построим башню»

Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой». Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета.

Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» - «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» (демонстрация игры с 1 родителем). В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню (играют все родители).

Игра «Разложи по коробочкам»

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

Игра «Волшебный мешочек»

  1. Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный».
  2. Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Прятки»

Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) педагог ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

 Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолину большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

         Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

 Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

«Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!»

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?

Яблоко.

Заключительная часть.

Все дети разные. И даже органы чувств, которые вреде бы одинаковы у всех, они используют по - разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопиться взять мягкую игрушку в руки. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит, для третьего (кинестетика) – то, что он чувствует.

Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.

Если ребенок визуалист

-Ему не нравится прикосновение других людей. Учтите это и не обижайтесь на него, если он не доволен, это не имеет никакого отношения лично к вам.

- Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

- Он быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.

-Он легче приобретает навыки путем наблюдения

-на индивидуальных занятиях его успехи лучше, чем при работе в группе.

Если ребенок аудиалист

- Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой.

- Он вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (обиженный, сердитый) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

- Он хорошо запоминает словесный материал.

Если ребенок кинестетик

Для него больше, чем для других важны прикосновения, по ним судит как к нему относятся.

- У него чаще, чем у других меняется настроение, он раним и обидчив.

-Он лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

- Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Рефлексия

«Волшебный мешочек»

Педагог использует данное упражнение как «прощание». Давайте достанем из нашего волшебного мешочка по одному предмету и придумаем ассоциацию- пожелание с этим предметом. (например, доставая стаканчик – Я тебе желаю, чтобы этот стаканчик был всегда наполовину полон, чем пуст).



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Играют дети- играем вместе»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

  • Показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка
  • Рассмотреть правила организации игровой деятельности
  • Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи
  • Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня тема нашего семинара-практикума «Играют дети-играем вместе». Но прежде чем начать предлагаю каждому выбрать бейджик определенного цвета и написать свое имя или как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли.

Упражнение «Ассоциации»

Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас со словом «ИГРА» (дети, азарт, деятельность, действие, куклы, игрушки и т.д.)

  Мы иногда можем заметить, что покупая ребенку игрушки взрослые могут быть более заинтересованы, чем сам ребенок. Это не случайно. Мы взрослые тоже играем, но игры у нас другие: мы играем в политику, в деньги, играем словами и обещаниями, играем в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослым и ребенком только в цене игрушек.

   К сожалению, современные дети, стали меньше играть, вернее изменилось не количество, а качество игры. Сама суть игры стала какой-то агрессивной, невеселой, индивидуалистичной. Стало больше каких либо примитивных шалостей, забав. А зачем же ребенку нужна игра?

(Мозговой штурм. Ответы родителей)

Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

    Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, творческие, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор,  другие –ловкость и силу, третьи- конструкторские способности детей. Игра не пустая забава. Она необходима для полноценного развития дошкольника.

  Давайте вспомним свое детство, у каждого была любимая игрушка.  

Упражнение «Любимая игрушка»

Сядьте поудобнее, спиной обопритесь на спинку стула, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вам было 5-6 лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы скбя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните как она выглядит, как вы с ней играете. Она вам очень нравится, вы ее любите, стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно. Когда будете готовы откройте глаза и поделитесь с присутствующими о впечатлениях, о том , какая была ваша любимая игрушка.

  Свою любимую игрушку помнят всю жизни и это дает нам положительные эмоции.

- Что нужно детям для игры?

По мнению некоторых ученых лучшей игрушкой для ребенка является песок. Как вы думаете, почему?  (ответы родителей)

  Дети делают разные постройки из песка, им необходим дополнительный материал, например, различные предметы, камешки, шишки, желуди, палочки, также они используют воду, емкости для воды. Кроме того у детей должны быть игрушки: куклы, машинки, игрушечные животные, тележки, автомобили и др.

 Сегодня мы с вами побудем детьми и поиграем в различные игры.

Объединение в группы с помощью бейджиков по цветам.

1 группа –играет с песком.

Дается задание придумать историю либо сказку, обыграть ее.

2 группа- играет с конструктором.

Построить город и рассказать кто там живет, какие у них правила.

3 группа- познавательные игры.

Работа с логическим планшетом, танграмом, игра «Логика», игра «Камуфляж»,

Совместная работа:

Игра «Скоростные колпачки», «Доббль», «Друг Ютюг», «Барамелька»

Рефлексия.

На большом листе бумаги участники семинара-практикума выражают свои впечатления, чувства, эмоции, в виде текста, рисунков, пожеланий.



Предварительный просмотр:

Семинар- практикум «Ответственное отцовство»

Цель: Установить контакт и доверительные отношения с родителями, сплотить группу.

Задачи: ознакомить присутствующих со стилями общения в семье, сформировать у родителей ответственное отношение к воспитанию физически и психически здорового подрастающего поколения.

   Семья- одна из величайших ценностей, созданных за период своего существования. Семья, родственники- своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка- пример для подражания.

Упражнение «Визитка»

  Участникам предлагается нарисовать свое имя на специально приготовленных листочка бумаги, затем презентовать его.

Игра «Угадай у кого конфета»

  Участники закрывают глаза и складывают ладони лодочкой. Педагог-психолог вкладывает в руки конфету. Участникам необходимо угадать у кого из присутствующих находится в руках конфета.

Тест «Достаточно ли вы терпеливы и упорны в воспитании ребенка, понимаете ли особенности его характера» (см. журнал «Справочник педагога-психолога» №10,2014, стр 68)

Упражнение «Чаша»

  У каждого из Вас есть сердечко (вырезаные сердечки), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

        А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Кому, как ни нам, знать что для ребенка весь мир – это его семья. 

 

Что такое семья? (Ответы).

Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники, тепло и уют, мир и понимание.

Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью. Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку. А мы педагоги д/с, школы Вам в этом помогаем.

 Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Мой ребенок как хочу, так и воспитываю. Ну вот, сейчас будут учить.

   Однако, как бы это ни звучало парадоксально, воспитание может быть неправильным. Нет, и учить я вас не буду.  Я хочу обратить ваше внимание, на типы воспитания, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать:

  1. Потворствующая гиперпротекция или «Кумир семьи»,
  2. Доминирующая гиперпротекция или «Гиперопёка»,
  3. «Гипоопёка»,
  4. Эмоциональное отвержение или «Ежовые рукавицы»,
  5. «Повышенная моральная ответственность»,
  6. «В культе болезни»,
  7.  Жестокое обращение с детьми,
  8. Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания.

1. Потворствующая гиперпротекция или «Кумир семьи».

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной»... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

 

2.Доминирующая гиперпротеция или «Гиперопека».  Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней . Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях.        Под «пресс - контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это — так... Довольно часто при гииперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека лишает творческого начала.

Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста

3. «Гипоопека». Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки.

Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

4.Эмоциональное отвержение или «Ежовые рукавицы».

Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

 5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

На плечи ребенка возлагается огромная  ответственность, обычно непосильная для него возраста

Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях

Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «Воспитание «в культе болезни».

Когда ребенок болеет достаточно серьезным  хроническим заболеванием

Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

Ждет сочувствия и сострадания от всех

С трудом приспосабливается к действительности  

7. Жестокое обращение с детьми

 – на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

8.  Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания 

– резкая смена стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Упражнение «Супермаркет»

Представьте себе, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

На первом этаже продаются дешевые товары низкого качества,

 На втором этаже – обычные товары средней цены и качества,

На третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

 На каком этаже вы бы хотели приобрести товар? 

Мы конечно же, всегда хотим, чтобы дети, образно выражаясь, соответствовали третьему этажу: были умными, добрыми, ответственными, честными, воспитанными, интеллигентным и т.д. Эти дети впоследствии должны стать профессионалами в определенной сфере деятельности. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. В нем есть что-то от первого, второго и третьего этажа. Часто бывает, что ребенок растет и чувствует мир не так, как этого хочется взрослому. Он другой человек, он личность, он уникален, он индивидуальность. Он думает и чувствует совсем иначе. И необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами Ведь вы его любите за то, что он ваш и что он с  вами рядом.

 

И вы задумайтесь, какой из этих негативных типов воспитания используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых может появится червоточина, которая уничтожает их. И лишь при разумном сочетании любви и строгости Вы вкусите желаемые плоды.

Притча

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. 
   Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: 
-И все? 
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.                                                                                                                           

И я желаю   вашим семьям: ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ.МИРА  и успехов в воспитании детей.

Рефлексия

Каждый родитель проговаривает, оправдались ли его ожидания о встречи,, с чем (с какими эмоциями, чувствами) он уходит.



Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Волшебная комната- использование интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми»

 

  Цель: повышение родительской компетентности в вопросах эмоционального состояния, укрепление психологического здоровья ребенка в условиях сенсорной комнаты.

Задачи:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах эмоционального состояния , развития ребенка в условиях сенсорной комнаты;
  2. Создание атмосферы доверия;
  3. Снятие психоэмоционального напряжения;
  4. Развитие навыков позитивного общения, развитие уверенности в себе, активизация внутренних ресурсов;

Здравствуйте, уважаемы родители!

 Сегодня мы с вами погрузимся в атмосферу сказки. Вы сможете увидеть и почувствовать какие занятия происходят у нас в сенсорной комнате с детьми.

    В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является основной национальной проблемой, и речь идет не только о физическом здоровье, но и психологическом.  Быть психологически здоровым – значит быть способным свободно реализовать свои  психологические потребности, адаптироваться к новым условиям. Сенсорная комната как нельзя лучше позволяет компенсировать нарушенные функции и способствует адаптации к новым условиям. Особенно занятия в ней необходимы детям с ЗПР. Многие исследователи отмечают у них недоразвитие слуховых, зрительных, моторных функций, оптико-пространственное нарушение, недостаточность тактильного  восприятия и пр. Именно сенсорная комната может обеспечить этих детей большим объемом стимулов, которые запустят компенсаторные механизмы.

     Знакомство с «Волшебной комнатой» начинается, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем происходит поэтапное включение всех сенсорных приборов, поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребенка отрицательные эмоции.

Практическая часть:

«Давайте знакомиться». 

Меня зовут….(называет имя, отчество)  А вас?.. Нужно назвать свое имя, хлопнуть в ладоши и улыбнуться…

        

Упражнение «Пройди по мостику»

Ходят по сенсорной тропе. Выборочно спрашивать, что  чувствуют, например, «Что чувствуют твои ножки?»

Упражнение «Угадай, что внутри?»

В большом мешочке лежат различные предметы, на ощупь нужно определить, что внутри.  При этом педагог-психолог спрашивает ребенка: «Что чувствуют твои руки?».

«Волшебная комната» (игра с световыми волокнами)

  Прислушайтесь, что вы слышите? (включается запись шума водопада). На что похожи эти звуки? Да это шум воды! Давайте поищем, где же вода? Ах, вот же она, это же волшебный водопад. Давайте присядем и отдохнем, посмотрим как сверкают струйки водопада, поиграем с ними, можно их погладить, можно перебирать их руками, можно заплетать струйки в косы, наматывать на руку, на пальчик, завязывать, создавать композиции.

  Кто хочет искупаться под волшебным водопадом? Ребенок ложиться на мягкий мат, закрывает глаза, остальные дети должны положить струйки дождя на этого ребенка. Как ты себя чувствуешь? Что ты чувствуешь? Тебе приятно? Закрой глаза и представь, как тебя наполняет этот волшебный дождь красотой, силой, смелостью, добротой. Ребенок открывает глаза. Спрашиваем его как он себя чувствует? Понравилось ли ему? Затем дети по очереди купаются под этим водопадом. Давайте поблагодарим водопад за то, что он дал нам свою силу и красоту и скажем ему «До свидания!».

Волшебная комната (игра с воздушно-пузырьковой трубой).

   Вы слышите? Что это за звуки? Неужели снова водопад зовет нас поиграть? Нет это не водопад! Ах, это же волшебный ручеек! (включается воздушно-пузырьковая трубка). Давайте подойдем поближе и присядем.. Садитесь поудобнее. Вам нравиться журчание ручейка? Давайте послушаем как красиво он звучит и понаблюдаем за его пузырьками. Найдите, какой пузырек вам больше нравится, проследите за его движением пальчиком – вверх и вниз…А кто хочет показать, какие движения совершает пузырек, когда летит вверх и опускается вниз.. Спасибо, вы здорово показали! Ребята, вы чувствуете, какой силой обладает ручеёк, как легко он поднимает пузырьки вверх. Дети, ручеек обладает большой силой, и он хочет поделиться ею с вами, чтобы вы тоже стали такими же сильными, как он. Положите свои ладони на ручеек, чувствуете его силу (вибрация в трубе),как она перетекает в ваши руки?... Теперь вы тоже стали сильными и можете помогать слабым, тем, кому нужна ваша помощь…Спасибо тебе, сверкающий ручеек! Ты поделился с нами своей силой и красотой. До свидания, сверкающий ручеек.

Волшебная комната (игра с облаком)

    Включается звук дождя, присутствующим предлагается успокоить нашу тучку, чтобы дождь прекратился.  А для этого необходимо отодвинуть световые лучи на облаке и увидев свое отражение улыбнуться.

Упражнение «Рассказ Песочного человека» (игра в песочнице).

  «В песочной стране был один сказочный город. В нем жили добрые жители. Каждый из них занимался своим делом. Они ходили к друг другу в гости, дарили на праздники подарки. Был в этом городе Король и Королева. В один чудесный день родилась у них дочь. Красивая и добрая девочка. А когда она выросла, то посватался к ней злой Принц. Он хотел жениться на Принцессе и стать Королем в этом городе, чтобы командовать всеми его жителями. Ведь в его родном городе он уже всех жителей заколдовал, так как был всеми недоволен. Слава об этом Принце дошла и до Принцессы, поэтому она отказалась выходить за него замуж. Тогда он разозлился и нагнал злую силу на город Принцессы – задули сильные ветры так, что засыпали весь город песком».

  Песочный человек: давайте поможем жителям этого города и откопаем его из песка. Восстанавливают, дать детям возможность додумать, что произошло дальше с  Песочной страной.

Рекомендации родителям в домашних условиях:

Рисование манной крупой

  На разносе рисовать манной крупой.  Возьмите в кулачек манку и сделайте дорожку. Высыпаем манку в таз и освобождаем поднос для следующего рисунка. Рисуем манкой солнышко…. (начальную букву своего имени, смешное личико, забор, спиральку, волнистую линию, тучку, «что хотите»

Упражнение «Волшебная нить»

Сегодня мы с вами будем говорить друг другу комплименты, а в этом нам помогут волшебные нити. Кто получает волшебную нить, слышит от остальных присутствующих комплименты в свой адрес.

Упражнение «Поймай волшебную нить» (рекомендация)

Волшебная нить переливается разными цветами. Детям необходимо ловить только тот цвет, который называет педагог-психолог.

Прощание

С помощью волшебной ниточки каждый выражает свои чувства, эмоции по проведенному тренингу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа работы родительской музыкально – игровой гостиной «Мы играем всей семьей!»

Нетрадиционная работа с родителями (согласно ФГОС). Музыкально – игровая гостиная «Мы играем всей семьей!»Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, ес...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДОМА»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙРАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДОМА»                                ...

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА

В статье рассказывается о работе специалистов дома ребенка с родителями. Приведены примеры из практики работы "Родительской гостиной" в рамках Проекта "Семья - формула счастья", ра...

План мероприятий по работе родительского клуба в средней группе "Семейная гостиная"

   Современный детский сад должен выступать инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и психолого-педагогической поддержки родителей. При этом с...

План мероприятий работы родительской гостиной "Интеллектуальные игры дома"

План мероприятий работы родительской гостиной "Интеллектуальные игры дома"...