ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА
статья на тему
В статье рассказывается о работе специалистов дома ребенка с родителями. Приведены примеры из практики работы "Родительской гостиной" в рамках Проекта "Семья - формула счастья", разработанного и реализованного специалистами Тамбовского дома ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_rabota_roditelskoy_gostinoy.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ»
В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА
Шепелева Н. С.
педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной
специализированный дом ребенка», г. Тамбов
Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком:
он лишь маленький беззащитный взрослый.
Ж. Сесброн
Одной из важнейших проблем нынешнего общества является социальное сиротство. Не является секретом то, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети являются сиротами при живых родителях, и именно их число катастрофически растет. Что же такое социальное сиротство?
Социальное сиротство – это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. [1].
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [2].
Среди причин, по которым дети попадают в Тамбовский дом ребенка, отмечены такие, как: падение жизненного уровня большинства семей; отказ несовершеннолетних мам от новорожденных детей; родители, по состоянию здоровья, не имеют возможности воспитывать ребенка; родители, находятся в местах лишения свободы; увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни и т. д.
К сожалению, у ребенка, который удален от родителей и помещен в условия интерната, снижается общий психический тонус, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоционально-познавательное взаимодействие и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок вернется в родную семью или приобретет новую, тем меньше произойдет нарушений в психоэмоциональном развитии.
Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество. Мир взрослых старается помочь каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей, найти свою семью.
Одни семьи приходят в наш дом ребенка с надеждой и желанием стать родителями, другие – для того, чтобы вернуть ребенка в родной дом. С каждой семьей ведется долгая и сложная работа. Действия специалистов последовательны и хорошо продуманы. Главное условие, от которого во многом зависит успешность и эффективность достижения целей, это сотрудничество родителей (кровных или потенциальных) со специалистами.
В апреле 2015 года в рамках проекта «Семья – формула счастья» в Тамбовском доме ребенка открыта «Родительская гостиная» для родителей детей раннего возраста и тех, кто желает принять в свою семью малыша. Специально оборудованная комната, имеет несколько зон: игровую, домашний уголок, зону свободной деятельности. Ведется видеонаблюдение.
Задачи, которые решаются в процессе работы с семьей в рамках «Родительской гостиной», следующие:
- формирование конструктивного диалога между педагогами-психологами, дефектологами, врачами, воспитателями и семьей;
- предоставление родителям знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста;
- построение и укрепление детско-родительских отношений;
- обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком раннего возраста;
- оказание поддержки и сопровождение семьи в кризисные периоды;
- формирование моделей поведения взрослых в проблемных ситуациях межличностного взаимодействия с ребенком;
- стабилизация (гармонизация) психологического климата семьи.
Работа с семьями строится поэтапно. Она включает в себя: ознакомительный, коррекционно-развивающий; заключительный (профилактический) этап.
Ознакомительный этап включает в себя сбор информации о семье, необходимый для планирования коррекционного этапа по решению конкретной проблемы. Проводится анкетирование, собеседование с членами семьи, наблюдения, беседы, диагностирование. Проводя анализ полученных данных, определяется «проблемное поле» семьи и выстраивается алгоритм работы специалистов, разрабатывается индивидуальный план работы с семьей.
Большое значение имеет первая встреча потенциальных родителей (опекунов) с ребенком, и иногда именно она является критерием успешности построения дальнейших отношений. Если ребенок идет на контакт, значит, первый маленький шаг к успеху уже сделан. Один из важных и даже базовых элементов – это формирование привязанности. Она не рождается, а именно формируется. Это процесс, который проходит постепенно. Психологи наблюдают, как протекает знакомство ребенка с семьей. Оно осуществляется поэтапно, шаг за шагом. Ни в коем случае нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса. Именно с этой целью разработана технология «гостевого режима». Но что это означает? Индивидуально для каждой семьи подбирается гибкий режим посещения. Выбирается удобное время для родителей (кровных или потенциальных) с учетом режима дня ребенка.
На втором этапе, коррекционная работа с родителями включает в себя: тематические встречи, консультирование, а также просветительскую деятельность. Работа ведется в индивидуальной и групповой форме.
Тематические встречи проводятся в активной форме: это заседания родительского клуба, круглый стол, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги. В процессе проведения встреч с родителями используются такие методы, как ролевые и деловые игры, упражнения, обсуждения, мини-лекции, анализ предложенной ситуации и моделирование путей ее решения.
Структура каждой встречи состоит из: приветствия, основной части, игрового взаимодействия ребенка и родителей, прощания.
На заседаниях родительского клуба используется интерактивная модель общения. Родителям предлагается открытое обсуждение выбранной темы. Каждый имеет возможность задать волнующий его вопрос и получить ответ не только от специалистов, но и от других родителей. Совместные обсуждения помогают всесторонне анализировать и определять позиции для каждого участника. Участник как бы «проживает» предложенную проблемную ситуацию, определяет свои возможности, находит решение и озвучивает ее в открытом диалоге. Например, родителей обучают общаться и организовывать совместную с ребенком деятельность, а потом предлагают «проигрывать» это не только с ребенком, но и с другим участником процесса.
Родители имеют возможность определить тематику следующего заседания. Это широкий круг тем, связанный с воспитанием и развитием детей раннего возраста, а также вопросы социально – правового характера. Специалисты стремятся к тому, чтобы каждая встреча была интересной, содержательной и полезной. Положительный эмоциональный фон встреч помогает созданию комфортной среды для совместной деятельности.
Семьи привлекаются к участию в совместных мероприятиях: экскурсии в зоопарк, парк аттракционов, праздники, досуги.
Такая работа создает доброжелательное, доверительное отношение между участниками процесса. Правильно выбранный тон общения сотрудников с родителями дает положительный результат: желание членов семьи принимать участие во всех видах деятельности. Следует подчеркнуть главный принцип работы нашей «Родительской гостиной»– это атмосфера доверия. У родителей (кровных и потенциальных) возрастает уверенность в своих родительских возможностях и крепнет готовность принятия ребенка в семью.
Заключительный этап – это подведение итогов проделанной работы.
Результатом работы команды специалистов становится то, что родители (кровные или потенциальные) готовы нести ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка. Налажены и окрепли детско-родительские отношения. Родители знают об эмоциональном и психическом развитии своего ребенка и умеют правильно выбрать стиль воспитания, исходя из его интересов. Обучены навыкам общения и игрового взаимодействия.
Но работа команды не заканчивается на том, что ребенок ушел в семью. Специалисты всегда готовы придти на помощь родителям, чтобы поддержать и помочь в решении возникающих вопросов. Осуществляется обратная телефонная связь, работает выездная бригада. Мы стараемся помочь и поддержать родителей в их уверенности в своих возможностях. Главная наша задача – помочь родителям и детям стать счастливой семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ "Празднуем день рождения ребенка"
Родительская гостинная - одна из форм работы с родителями, позволяющая общаться на интересующие их темы в непринужденной атмосфере. В данном случае мы рассказываем как можно интересно организовать ден...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДОМА»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙРАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДОМА» ...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ"
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ...
План мероприятий работы родительской гостиной "Играя, развиваем"
формирование у родителей представлений...
План мероприятий работы родительской гостиной "Интеллектуальные игры дома"
План мероприятий работы родительской гостиной "Интеллектуальные игры дома"...
Рекомендации родителям по организации коррекционной работы в домашних условиях «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА ДОМА»
laquo;Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот, что необходимо ребенку...
План мероприятий работы родительской гостиной "Интеллектуальной игры дома"
Формирование у родителей воспитанников интереса к развивающему обучению через использование развивающих игр В.Воскобовича...