Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.
материал по теме
Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_konflikta_vospitatel_s_roditelyami.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Банновский детский сад»
Выполнила: Гришина О.В.
Воспитатель младшей группы
Конфликт воспитатель-родитель.
Причины возникновения и пути решения.
Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.
Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.
Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребёнка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребёнок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребёнка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.
Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это:
• с ребёнком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогические методы в отношении ребёнка (моральные и физические наказания);
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопелки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);
• ребёнка заставляют, есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребёнка;
• часто наказывают и жалуются на ребёнка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребёнка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребёнке;
• забывают оплатить за детский сад,
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика)
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребёнку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
Возникновение конфликта (появление противоречий)
Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной
Конфликтное поведение
Исход конфликта
Вопрос «Нужны ли конфликты с родителями? » На этот вопрос можно ответить, что да.
Есть как положительные и отрицательные стороны конфликтов:
Положительные Отрицательные
• Получение социального опыта
• Нормализация морального состояния
• Получение новой информации
• Разрядка напряжённости
• Помогает прояснить отношения
• Стимулирует позитивные изменения • Настроение враждебности
• Ухудшение социального самочувствия
• Формализация общения
• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
• Эмоциональные затраты
• Ухудшение здоровья
• Снижение работоспособности
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:
Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнёра.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнёра.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.
Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).
Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.
Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.
Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов предлагаю ряд упражнений.
Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации».
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.
Упражнение «Список претензий к родителям».
Цель: осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.
Инструкция: наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовём это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными.
Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.
Упражнение «Желаю Вам».
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребёнка.
Психологическая зарядка.
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ею полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтный и конфликтной ситуации, таковы:
Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос:
" Правильно ли я Вас понял (поняла? ", это поможет избежать умственных барьеров.
Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.
Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
В минуты торжества над другим давайте ему возможность спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством.
Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.
Краткий курс доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь? »
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
И напоследок ещё немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребёнок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в тёмном переулке" эту "воспитал", "чужую тётку", которая никогда не полюбит ребёнка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребёнка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребёнка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.
Список литературы
1. Р. С. Немов Психология, т -2. - М., 2003.
2. Г. В. Ложкин Практическая психология конфликта. - К., 2000.
3. Е. М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. - М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликт "Воспитатель-родитель".Причины возникновения и пути решения
Презентация на тему: "Конфликт в диаде "воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути разрешения"...
Презентация " Конфликт воспитатель-родитель" причины возникновения и пути решения
В данной презентации,рассматриваються причины возникновения конфликта между воспитателем и родителями и возможные пути решения данного конфликта...
Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.
Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и достойную уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и ...
Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.
Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогическо...
Мастер-класс на тему: Конфликт "воспитатель-родитель".Причины возникновения и пути решения.
Мастер-классКонфликт«Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения....
Тренинг для педагогов. «КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт», способствовать выработке навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обучение навыкам профилактики различных психофизических ...
Семинар для педагогов «Конфликты воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж» Семинар для педагогов«КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛ...