Диагностика речевого развития детей 5, 6- го года жизни группы № 2 за 2014-15, 2015-16 учебный год
материал на тему

Дудкина Татьяна Викторовна

Диагностика речевого развития детей средней и старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Справка по результатам диагностики за 2015-16 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам диагностики речевого развития воспитанников группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

 (6-го года жизни) № 2 за 2015-2016 учебный год

Учитель-логопед: Дудкина Т.В.

Дата проведения: май 2016 года

Целями педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни №2 являлись:

  • оценка уровня речевого развития детей 6-го года жизни;
  • выявление детей с проблемами в речевом развитии;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2015-16 учебный год и ее дальнейшее планирование на 2016-17 учебный год.

Списочный состав группы: 20 обучающихся 6-го года жизни со следующими диагнозами:

  • Расстройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня. Дизартрия - 12 воспитанников;
  • Расстройство экспрессивной речи. ОНР 2-3 уровня. Дизартрия - 4 воспитанника;
  • Аутизм. ОНР 2 уровня - 1 воспитанник;
  • Речь близка возрастной норме у 3 воспитанников.

Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.

Мониторинг качества образования проведен по образовательной области «Речевое развитие».

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по речевой карте с опорой на наглядный материал

Предметом исследования являлись:

  • Изучение анатомического строения органов артикуляции;
  • Изучение состояния артикуляционной моторики;
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонематических процессов;
  • Изучение состояния словарного запаса;
  • Изучение состояния грамматического строя речи;
  • Изучение состояния связной речи;
  • Запас общих сведений

По результатам мониторинга за 2015-2016 учебный год определенны следующие количественные и процентные соотношения:

Уровни

арт-ная  

моторика

звукопроизношение

просодика

слог.

стр.

фонем.

слух.

зв.анал. и синтез

словарь

грам.

стр.

связная

речь

Общий показатель

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

0

6

0

3

0

3

0

4

0

6

0

4

0

5

0

3

0

4

0чел.

3

чел.

0%

30%

0%

15%

0%

15%

0%

20%

0%

30%

0%

20%

0%

20%

0%

15%

0%

20

%

0%

15%

Средний

14

12

12

12

12

11

14

13

10

10

13

11

15

14

12

12

9

9

12 чел.

12 чел.

70%

60%

60%

60%

60%

55%

70%

65%

50%

50%

65%

55%

75%

70%

60%

60%

45%

45%

60%

60%

Низкий

6

2

8

5

8

6

6

3

10

4

7

5

5

1

8

5

11

7

8

чел.

5

чел.

30%

10%

40%

25%

40%

30%

30%

15%

50%

20%

35%

25%

25%

5%

40%

25%

55%

35%

40%

25 %

Сравнительный анализ уровня сформированности

 компонентов речевой системы

 у воспитанников группы №2

на начало и конец 2015-2016 учебного года

Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в речевом развитии практически у всех детей группы.

В результате диагностики выявлено следующее:

  •  артикуляционная моторика сформирована на высоком и среднем уровне у 18 человек (90 %), у 2 человек (10%)– низкий уровень.
  •  у 3 детей (15%) звукопроизношение чистое, у 12 человек (60%) - средний уровень сформированности (звуки в основном поставлены и находятся на стадии автоматизации), у 5 человек (25 %) – низкий уровень (полиморфное нарушение), причинами которого являются позднее начало коррекционной работы (дети посещают группу с 09.2015г.), выраженная дизартрия, частые пропуски и отсутствие медикаментозного лечения;
  • слоговая структура слова соответствует возрастной норме у 4 воспитанников

(20 %). Большинство детей (13 человек - 65 %) еще допускают ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры (особенно – при включении слов во фразу) в виде перестановок, выпадений звуков и слогов, у 3 человек (низкий уровень - 15 %) отмечаются выраженные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости;

  •  фонематический слух хорошо развит у 6 детей (высокий уровень-30 %), 10 детей (средний уровень - 65 %) допускают негрубые ошибки в воспроизведении слогов с оппозиционными звуками, близкими по акустическим признакам, им требуется 2-3 повтора, чтобы правильно воспроизвести слоговую цепочку, 4 человека (низкий уровень - 20 %) не могут выполнить это задание даже после многократных предъявлений;
  • звуковой анализ сформирован на высоком уровне у 4 воспитанников (20 %): дети самостоятельно выкладывают звуковую модель слова из 3-4звуков, на среднем – у 11 детей (55 %): детям требуется направляющая помощь при выполнении этого задания, 5 воспитанников (20 %)  испытывают значительные трудности при выполнении звукового анализа слова;
  • словарный запас сформирован в пределах возрастной нормы у 5 воспитанников (25 %), у 14 человек (70 %) – на среднем уровне: дети называют на все конкретные существительные в логических группах «Обувь», «Птицы», «Ягоды», не все детали предметов, профессии, им требуются наводящие вопросы при подборе признаков к предмету, у 1

человека (5 %) - низкий уровень развития словаря;

  • грамматическими категориями овладели в соответствии с возрастной нормой 3 воспитанника (15 %), на среднем уровне – 12 (60 %), на низком уровне – 5 человек (25%).  Отмечаются ошибки:
  •  при употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (много деревов, дерев, ключов, карандашов);
  • при согласовании количественных числительных с существительными наблюдается как флективный аграмматизм, так и орфоэпические ошибки (2 шаров, 5 домов);
  • при словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (шубочка, котенок);
  •  при употреблении предложно-падежных конструкций (особенно затруднено употребление простых предлогов НАД, С/СО, ПЕРЕД, сложных – ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД);
  • связная речь сформирована на высоком уровне у 4 воспитанников (20%): дети самостоятельно пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы с элементами творчества, используя развернутые фразы, выразительные языковые и эмоциональные средства; у 9 человек (45%) – на среднем уровне: детям требуется направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен; 7 воспитанников (низкий уровень - 35%) не могут рассказать сказки, т.к. не знают содержания, только договаривают фразы за взрослым.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

Фактические результаты показали, что у воспитанников преобладает средний (60 %) уровень речевого развития, к концу учебного года появились дети и с высоким уровнем (15%).  Общий результат уровней речевого развития в группе на конец 2015-2016 учебного года представлен следующими показателями:

Высокий уровень – 3 воспитанника (15%);

Средний уровень – 12 воспитанников (60%);

Низкий уровень – 5 воспитанников (25%)

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития воспитанников группы №2 на начало и конец 2015-2016 учебного года

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития на начало и конец 2015-2016 учебного года говорит о положительной динамике. Так, в начале учебного года не было воспитанников с высоким уровнем речевого развития, а в конце учебного года их количество выросло до 15% (3 человека). Количество детей со средним уровнем речевого развития осталось прежним в начале и конце учебного года (60%). Наблюдается снижение количества детей с низким уровнем речевого развития на 15% (в сентябре 2015года - 40%, в мае  - 25%).

Об этом же свидетельствуют и анализ речевых заключений воспитанников.

Речевое заключение

Начало года

Конец года

Чистая речь 

0  чел. (0%)

3 чел. (15%)

ОНР 3 уровня. Дизартрия

13  чел. (65%)

12  чел. (60%)

ОНР 2-3 уровня. Дизартрия

4 чел. (20%)

5 чел. (25%)

ОНР 2 уровня.  Дизартрия

3 чел. (15%)

 0  чел. (0%)

Сравнительный анализ речевых заключений воспитанников группы №2 на начало и конец 2015-2016 учебного года

Рекомендации:

  • Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
  • Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы.
  •  Еженедельно, при изучении новой буквы, знакомить воспитанников с фонетической сказкой, пересказывая ее на коррекционном часе, на индивидуальных занятиях (пособие Н.Созоновой, Е. Куциной, Н. Хрушковой  «Фонетические сказки»).
  • Продолжать коррекционную работу по развитию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего возраста 7-го года жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей _7_- го года жизни группы № _5_____

Диагностика речевого развития детей  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста 7-го года жизни за 2015-16 учебный год. Справка по результатам диагнос...

"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений...

Статья. Проблемы диагностики речевого развития детей третьего года жизни.

Для развития всех психических процессов наиболее важным периодом считается раннее детство, период от рождения до трех лет. И именно в этот период закладывается и формируется основа речи. Речь - это не...

План работы по самообразованию воспитателя Валеевой И.З. «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» группы № 5 на 2022-2023 учебный год

План работы по самообразованию воспитателя Валеевой И.З.«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»группы № 5 на 2022-2023 учебный год...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"...