Диагностика речевого развития детей 5, 6- го года жизни группы № 2 за 2014-15, 2015-16 учебный год
материал на тему
Диагностика речевого развития детей средней и старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Справка по результатам диагностики за 2015-16 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам диагностики речевого развития воспитанников группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
(6-го года жизни) № 2 за 2015-2016 учебный год
Учитель-логопед: Дудкина Т.В.
Дата проведения: май 2016 года
Целями педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни №2 являлись:
- оценка уровня речевого развития детей 6-го года жизни;
- выявление детей с проблемами в речевом развитии;
- оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2015-16 учебный год и ее дальнейшее планирование на 2016-17 учебный год.
Списочный состав группы: 20 обучающихся 6-го года жизни со следующими диагнозами:
- Расстройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня. Дизартрия - 12 воспитанников;
- Расстройство экспрессивной речи. ОНР 2-3 уровня. Дизартрия - 4 воспитанника;
- Аутизм. ОНР 2 уровня - 1 воспитанник;
- Речь близка возрастной норме у 3 воспитанников.
Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.
Мониторинг качества образования проведен по образовательной области «Речевое развитие».
Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.
Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по речевой карте с опорой на наглядный материал
Предметом исследования являлись:
- Изучение анатомического строения органов артикуляции;
- Изучение состояния артикуляционной моторики;
- Изучение состояния звукопроизношения;
- Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
- Изучение состояния фонематических процессов;
- Изучение состояния словарного запаса;
- Изучение состояния грамматического строя речи;
- Изучение состояния связной речи;
- Запас общих сведений
По результатам мониторинга за 2015-2016 учебный год определенны следующие количественные и процентные соотношения:
Уровни | арт-ная моторика | звукопроизношение | просодика | слог. стр. | фонем. слух. | зв.анал. и синтез | словарь | грам. стр. | связная речь | Общий показатель | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Высокий | 0 | 6 | 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 4 | 0 | 6 | 0 | 4 | 0 | 5 | 0 | 3 | 0 | 4 | 0чел. | 3 чел. |
0% | 30% | 0% | 15% | 0% | 15% | 0% | 20% | 0% | 30% | 0% | 20% | 0% | 20% | 0% | 15% | 0% | 20 % | 0% | 15% | |
Средний | 14 | 12 | 12 | 12 | 12 | 11 | 14 | 13 | 10 | 10 | 13 | 11 | 15 | 14 | 12 | 12 | 9 | 9 | 12 чел. | 12 чел. |
70% | 60% | 60% | 60% | 60% | 55% | 70% | 65% | 50% | 50% | 65% | 55% | 75% | 70% | 60% | 60% | 45% | 45% | 60% | 60% | |
Низкий | 6 | 2 | 8 | 5 | 8 | 6 | 6 | 3 | 10 | 4 | 7 | 5 | 5 | 1 | 8 | 5 | 11 | 7 | 8 чел. | 5 чел. |
30% | 10% | 40% | 25% | 40% | 30% | 30% | 15% | 50% | 20% | 35% | 25% | 25% | 5% | 40% | 25% | 55% | 35% | 40% | 25 % |
Сравнительный анализ уровня сформированности
компонентов речевой системы
у воспитанников группы №2
на начало и конец 2015-2016 учебного года
Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в речевом развитии практически у всех детей группы.
В результате диагностики выявлено следующее:
- артикуляционная моторика сформирована на высоком и среднем уровне у 18 человек (90 %), у 2 человек (10%)– низкий уровень.
- у 3 детей (15%) звукопроизношение чистое, у 12 человек (60%) - средний уровень сформированности (звуки в основном поставлены и находятся на стадии автоматизации), у 5 человек (25 %) – низкий уровень (полиморфное нарушение), причинами которого являются позднее начало коррекционной работы (дети посещают группу с 09.2015г.), выраженная дизартрия, частые пропуски и отсутствие медикаментозного лечения;
- слоговая структура слова соответствует возрастной норме у 4 воспитанников
(20 %). Большинство детей (13 человек - 65 %) еще допускают ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры (особенно – при включении слов во фразу) в виде перестановок, выпадений звуков и слогов, у 3 человек (низкий уровень - 15 %) отмечаются выраженные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости;
- фонематический слух хорошо развит у 6 детей (высокий уровень-30 %), 10 детей (средний уровень - 65 %) допускают негрубые ошибки в воспроизведении слогов с оппозиционными звуками, близкими по акустическим признакам, им требуется 2-3 повтора, чтобы правильно воспроизвести слоговую цепочку, 4 человека (низкий уровень - 20 %) не могут выполнить это задание даже после многократных предъявлений;
- звуковой анализ сформирован на высоком уровне у 4 воспитанников (20 %): дети самостоятельно выкладывают звуковую модель слова из 3-4звуков, на среднем – у 11 детей (55 %): детям требуется направляющая помощь при выполнении этого задания, 5 воспитанников (20 %) испытывают значительные трудности при выполнении звукового анализа слова;
- словарный запас сформирован в пределах возрастной нормы у 5 воспитанников (25 %), у 14 человек (70 %) – на среднем уровне: дети называют на все конкретные существительные в логических группах «Обувь», «Птицы», «Ягоды», не все детали предметов, профессии, им требуются наводящие вопросы при подборе признаков к предмету, у 1
человека (5 %) - низкий уровень развития словаря;
- грамматическими категориями овладели в соответствии с возрастной нормой 3 воспитанника (15 %), на среднем уровне – 12 (60 %), на низком уровне – 5 человек (25%). Отмечаются ошибки:
- при употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (много деревов, дерев, ключов, карандашов);
- при согласовании количественных числительных с существительными наблюдается как флективный аграмматизм, так и орфоэпические ошибки (2 шаров, 5 домов);
- при словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (шубочка, котенок);
- при употреблении предложно-падежных конструкций (особенно затруднено употребление простых предлогов НАД, С/СО, ПЕРЕД, сложных – ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД);
- связная речь сформирована на высоком уровне у 4 воспитанников (20%): дети самостоятельно пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы с элементами творчества, используя развернутые фразы, выразительные языковые и эмоциональные средства; у 9 человек (45%) – на среднем уровне: детям требуется направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен; 7 воспитанников (низкий уровень - 35%) не могут рассказать сказки, т.к. не знают содержания, только договаривают фразы за взрослым.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
Фактические результаты показали, что у воспитанников преобладает средний (60 %) уровень речевого развития, к концу учебного года появились дети и с высоким уровнем (15%). Общий результат уровней речевого развития в группе на конец 2015-2016 учебного года представлен следующими показателями:
Высокий уровень – 3 воспитанника (15%);
Средний уровень – 12 воспитанников (60%);
Низкий уровень – 5 воспитанников (25%)
Сравнительный анализ общих показателей речевого развития воспитанников группы №2 на начало и конец 2015-2016 учебного года
Сравнительный анализ общих показателей речевого развития на начало и конец 2015-2016 учебного года говорит о положительной динамике. Так, в начале учебного года не было воспитанников с высоким уровнем речевого развития, а в конце учебного года их количество выросло до 15% (3 человека). Количество детей со средним уровнем речевого развития осталось прежним в начале и конце учебного года (60%). Наблюдается снижение количества детей с низким уровнем речевого развития на 15% (в сентябре 2015года - 40%, в мае - 25%).
Об этом же свидетельствуют и анализ речевых заключений воспитанников.
Речевое заключение | Начало года | Конец года |
Чистая речь | 0 чел. (0%) | 3 чел. (15%) |
ОНР 3 уровня. Дизартрия | 13 чел. (65%) | 12 чел. (60%) |
ОНР 2-3 уровня. Дизартрия | 4 чел. (20%) | 5 чел. (25%) |
ОНР 2 уровня. Дизартрия | 3 чел. (15%) | 0 чел. (0%) |
Сравнительный анализ речевых заключений воспитанников группы №2 на начало и конец 2015-2016 учебного года
Рекомендации:
- Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
- Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы.
- Еженедельно, при изучении новой буквы, знакомить воспитанников с фонетической сказкой, пересказывая ее на коррекционном часе, на индивидуальных занятиях (пособие Н.Созоновой, Е. Куциной, Н. Хрушковой «Фонетические сказки»).
- Продолжать коррекционную работу по развитию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего возраста 7-го года жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика речевого развития детей _7_- го года жизни группы № _5_____
Диагностика речевого развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста 7-го года жизни за 2015-16 учебный год. Справка по результатам диагнос...
"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...
Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений
Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений...
ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-З-ГО ГОДА ЖИЗНИ (по К. Л. Печоре и Г. В. Пантюхнной)
ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ 2-З-ГО ГОДА ЖИЗНИ(по К. Л. Печоре и Г. В. Пантюхнной)...
Статья. Проблемы диагностики речевого развития детей третьего года жизни.
Для развития всех психических процессов наиболее важным периодом считается раннее детство, период от рождения до трех лет. И именно в этот период закладывается и формируется основа речи. Речь - это не...
План работы по самообразованию воспитателя Валеевой И.З. «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» группы № 5 на 2022-2023 учебный год
План работы по самообразованию воспитателя Валеевой И.З.«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»группы № 5 на 2022-2023 учебный год...