СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ.
методическая разработка (старшая группа) на тему
План
1.Обзор и характеристика эмоционального состояния воспитанников группы.
2.Пути повышения эмоционального благополучия в дошкольном учреждении.
3.Перспективы работы над условиями создания максимального эмоционального благополучия в МБДОУ.
(СЛАЙД 1)
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в ДОУ, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. (СЛАЙД 2)
Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в воспитательном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей.
Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в ДОУ и вне его. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребенка.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимы некоторые условия, которые представлены на слайде (СЛАЙД 3).
В нашем детском саду мы ежегодно проводим диагностику эмоционального благополучия детей в группе, что дает нам возможность выявить детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт, неудовлетворенность в потребности в общении со сверстниками, трудности установления контакта с ними. Опыт работы показывает, что основными причинами эмоционального неблагополучия детей в группе служат явные признаки агрессивности детей, высокий индекс тревожности, низкий уровень развития коммуникативных умений, неуверенность в себе. Это натолкнуло нас на мысль, что развитие эмоциональной компетентности у старших дошкольников возможно посредством создания условий, направленных на обогащение представлений детей об эмоциональном мире, способах выражения негативных чувств, а также формирования коммуникативных умений и навыков детей, повышения уверенности в себе и своих силах.
В первую очередь, необходимо обогатить эмоционально развивающую среду в детском саду, которая определяется наличием в каждой группе «Эмоциональной зоны». Так, для знакомства детей с различными эмоциями и настроениями людей, в группах имеются иллюстрации, (СЛАЙД 4) отражающие огромный мир эмоциональных состояний, а именно фотографии людей, сюжетные картинки различных жизненных ситуаций, также используются такие дидактические игры (СЛАЙД 5), как «Домик настроений», «Путешествие в мир эмоций», «Наши чувства и эмоции», «Кубик с эмоциями», (СЛАЙД 6)«Эмоциональное лото».
В нашей группе, в рамках оздоровительной программы, проводятся специальные занятия из цикла «Эмоции и здоровье».(СЛАЙД 7) Занятия включены в план и проводятся один раз в месяц. Основная цель этих занятий: знакомство детей с различными чувствами и эмоциями, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь «прожить» определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. (СЛАЙД 8) Основные задачи занятий: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме этого, на занятиях дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, (СЛАЙД 9) что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легко переносить аналогичные, но более сильные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
В каждой группе мы рекомендуем создать «Дерево Эмоций». (СЛАЙД 10) Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть.
Детям ежедневно три раза в день (утром, днем и вечером) предлагается отметить на дереве свое настроение. Цель: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Если ребенок выбрал красный цвет, можно осторожно узнать – почему, чего он боится, отчего ему грустно. Такой анализ помогает разобраться в причинах переживания ребенка и по возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка.
И, наконец, необходимо отметить, что нами ведется работа с детьми по повышению у них уверенности в себе и своих силах, снижению уровня тревожности, поскольку только уверенный в себе человек, не боясь быть отвергнутым, легко контактирует с окружающими и способен не только поделиться своей радостью с окружающими, но и совместно со своими сверстниками пережить их любое эмоциональное настроение. Также мы рекомендуем оформить в группах «Уголки достижений воспитанников», «Копилку добрых дел», «Трон именинника».(СЛАЙД 11-12-13)
Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. (СЛАЙД 14-15) Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_tochno.ppt | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональное благополучие ребенка - есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в воспитательном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах; позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах); равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками; гибкий, личностно-ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения; тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками; создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности; внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи; тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки; конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Эмоциональное лото»
«ДЕРЕВО ЭМОЦИЙ»
Здравствуйте, я пришел Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.
Копилка добрых дел
Уголок именинника Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Цель: познавательного развития, эмоциональное благополучие.
Календарь эмоций
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ 1. Будьте искренними с детьми. 2. Называйте каждого ребёнка по имени. 3. Будьте знакомы с миром ребёнка, его жизнью и персональными интересами. 4. Используйте утверждения типа: «Я заметила…» (обратила внимание). 5. Улыбайтесь, дотрагивайтесь (когда это целесообразно) и старайтесь установить визуальный контакт. 6. Будьте внимательны к событиям, происходящим в жизни ребёнка, всякий раз, когда это возможно. 7. Уважайте ребёнка за его мнение. 8. Если можно, лично рассказывайте о своей жизни, о случаях из неё. 9. Не осуждайте ребёнка. 10. Слушайте и вникайте. 11. Предоставляйте ребёнку, возможность выбора решения и мнения. 12. Признавайте свои ошибки. 13. Принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители. 14. В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей, включайте их в организационные моменты по уходу за помещением и участком. 15. Будьте затейником и участником детских игр и забав. 16. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него. 17. Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций. 18. Помните, ребенок Вам ничего не должен. Это Вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным. 19. В каждой конкретной неблагоприятной ситуации поймите, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов. 20. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников. 21. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в Вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детского сада
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности...
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детского сада
Эмоционально благоприятная атмосфера в группе детского дошкольного учреждения очень важна для благополучия, психологического здоровья гармоничного развития детей. Воспитателю группы необходимо уметь с...
Консультация для родителей "Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе"
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности...
Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
Для создания благоприятной атмосферы в группе воспитателю необходимо вложить свое педагогическое мастерство, актерские, творческие, организаторские спо...
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Необходимо сформулировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательност...
"Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе в период адаптации к ДОУ"
Публикая в сборнике научно - методических статей (2014 г.); сборник "наука, религия и искусство в психологическом познании человека" ( 2014г.)...
Создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе для детей раннего дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы "Создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе для детей раннего дошкольного возраста" позволит создать развивающую предметно-пространственную среду в группе для у...