Гендерное воспитание детей.
консультация на тему
Гендер - это социальный статус и психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_gendernoe_vospitanie_detey.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание детей».
Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
∙ к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
∙ в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, большинство западноевропейских и американских исследований, в которых утверждалось, что девочки и мальчики по — разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п… Что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.
Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.
По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
«Гендерные особенности детей дошкольного возраста».
Мальчики | Девочки |
при организации прогулки. | |
Требуют какой-нибудь идеи, позволяющей выплеснуть накопившуюся двигательную активность и реализовать свою потребность в конкуренции и соперничестве Их увлекает сам процесс работы с инструментами ( позволив им проявить свою «мужскую силу»(например, поработать граблями). Интересует наблюдение за насекомыми Стремятся сделать при этом логические выводы Занимают себя строительством или подвижными играми, устраивают «автогонки», осваивая большие территории- все пространство игровой площадки, часто — участка детского сада; | Любят помогать воспитателю в том, чтобы «площадка нашей группы стала самой красивой, подметают веранду и т.д.»
Сам результат: как стало чисто и аккуратно.
Удивляют цветущие растения. Стремятся подобрать образные сравнения. Девочки — сбором гербария, или изготовлением куличиков и пирожков из песка или снега в рамках более ограниченного пространства — им может быть достаточно веранды или песочницы. Девочки «ведут себя тихо», и любят общаться на прогулке друг с другом, однако для этого им требуется, чтобы воспитатель находился в непосредственной близости и тогда им будет спокойно. |
При организации питания | |
При организации сна детей | |
Мальчикам требуется больше времени для засыпания, поскольку их нервная система перевозбуждена после насыщенной двигательной активностью прогулки. Они же, по наблюдениям педагогов, просыпаются тяжелее. | Девочки, как правило, засыпают быстрее |
При создании рукотворной игрушки | |
Создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, предметы, необходимые для игр
При изготовлении игрушки используют коробки, упаковки, проволоку, бытовой и бросовый материал.
Охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертку и т.д.) Стремятся быстро сделать игрушку, чтобы начать игру, поэтому часто не обращают внимание на аккуратность. Нужно большое пространство для развития игры, ориентированы на расширение территории и активное перемещение. Интерес вызывает разработка правил. В играх присутствует соревновательное начало, нередко ссоры и конфликты. | Создают условия для проявления отношений, поэтому прежде всего создают действующих лиц.
При изготовлении игрушки предпочитают природный материал, маленькие коробочки, ткань, ленты, тесьму, бумагу красивой расцветки. Любят всё мелкое и изящное.
Используют кусочки ткани, нитки и ленты.
Долго, терпеливо и аккуратно мастерят свою игрушку, забывая о последующей игре.
«Обживают» и обустраивают небольшое пространство.
Правило считается настолько хорошим, насколько оно удовлетворяет играющих. Терпимы к исключениям и легче мирятся с нововведениями. |
В сюжетно-ролевых играх | |
Предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм). Мальчики любят быть в главной роли даже если это роль для девочек Важно наличие разнообразной предметно-игровой среды. . | Предпочитают игровые сюжеты, отражающие женские интересы: моду, домашние дела, обязанности женщин.
. . |
Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание детей
Гендер - формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения....
Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков, мир девочек» Работа...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Гендерное воспитание детей раннего возраста
Полоролевое воспитание– это воспитание отдельно мужчин и отдельно женщин, но ориентироваться только на биологический пол нельзя, и был введен междисциплинарный термин...
Гиперактивные дети.Гендерное воспитание детей в условиях ДОУ.
Доклад на родительском собрании...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”
Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...