«Дело было на Руси»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий и ИКТ.
Цель:
· Приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
1.Образовательные:
· Формировать устойчивый интерес к народной культуре
· Закреплять знания о предметах русского народного быта
· Пополнять словарный запас детей
· Активизировать ассоциативное мышление
2.Развивающие:
- Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, способность представлять себя другим существом или предметом
· Развивать способность работать с воображаемыми предметами
· Развивать интерес к театрализованным представлениям
3.Воспитательные:
· Воспитывать партнёрские отношения между детьми
· Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Материалы и оборудование: проектор, экран, музыкальный центр,USB флеш- накопитель с аудиозаписями, театральная игрушка Петрушка, корзинка, игрушки, декорации и атрибуты к спектаклю.
Интегрируемые образовательные области
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Познавательное развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Физическое развитие
Предварительная работа: знакомство детей с бытом русского народа, беседы о русском народном костюме, о народных промыслах на Руси; театрализованные игры: «Превращение детей», «Превращение предмета», «Угадай, что я делаю».
Методы и приемы: художественное слово, наглядный, словесный, игра, сюрпризный момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delo_bylo_na_rusi_na_pechat_29052016.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход совместной деятельности:
1.Оргмомент.
Под русскую народную мелодию «Коробейники» дети заходят в зал и встают полукругом.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и друг друга.
«Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнётся.
Утро доброе начнётся!»
2. Основная часть.
-А утро действительно доброе, ведь к нам, ребята, пришел Петрушка. (Воспитатель вносит театральную игрушку «Петрушка» и читает стихотворение Э. Мошковской, обращаясь к Петрушке.)
- Эй, Петрушка, наш Петрушка!
Развесёлая игрушка!
Где Петрушка, там и смех,
Ты, Петрушка, лучше всех!
Петрушка: Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Будем шутки шутить, да гостей веселить,
Эй, честной народ, отдохни немножко,
Петрушка к вам пришёл поразвлечь немножко!
- Посмотрите, дети, какую интересную корзинку я вам принёс. Это корзинка не простая – волшебная, и игрушки в ней – необычные.
- Эй, давай торопись, отгадывай - не ленись!
Творческая игра со словом «Фантазии о…»
Петрушка каждому из детей предлагает взять игрушку и, превратившись в неё самому, рассказать, что игрушка чувствует, что её окружает, что волнует и как она живёт. Варианты: «Я – утюг», «Я – чашка», «Я – кукла, кошка, мячик» - и т.п.
Петрушка хвалит детей за старание.
Петрушка: «Был на ярмарке, друзья,
Чудес много видел я»
- Да, Петрушка, раньше не было магазинов, выставок, а все свои изделия товары мастера приносили на ярмарки. Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве.
- Давайте представим, что мы все оказались на ярмарке (слайды №№1-4)
Много народу, гомон, шутки, смех. Крутятся карусели, в зверинце приплясывает под цыганский бубен мишка. Кругом торговые ряды. Яблоку негде упасть: одни торгуют, другие покупают. Торговцы наперебой расхваливают свой товар. Чего здесь только нет - кружева плетёные, берестяные украшения на голову, посуда глиняная: квасники, кружки, тарелки, кувшины, расписанные диковинным образом, деревянная посуда, раскрашенная мастерами так, что глаз не отвести, всевозможные расписные игрушки. Торговые ряды со снедью тоже радуют своим разнообразием! Здесь и пряники медовые, и пироги печёные, и калачи кручёные.
- Мы с вами только что побывали на ярмарке, и я думаю, что каждый из вас что - то приобрёл для себя. Я предлагаю сложить в волшебную корзинку Петрушки все покупки, сделанные вами на ярмарке. (Я кладу в корзину кружева, Дымковскую барышню, Хохломской бочонок, туесок и т.д.).
Сколько красивых вещей в волшебной корзинке! Пусть она радует нас своим изобилием.
-Ярмарки на Руси проходили шумно, весело, с играми и забавами.
Петрушка: « А теперь не ленись, в круг скорей становись». ( Петрушка приглашает всех в круг и предлагает поиграть в русскую народную игру «Горшки»)
Русская народная игра «Горшки».
Дети, изображающие горшки, садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок - «хозяин» («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочерёдно подходит к каждому «торговцу», кладёт руки на голову «горшка»).
Водящий. Нет ли горшков на продажу?
Хозяин. Нет.
(Водящий идёт к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.)
Хозяин. Купи. Что дашь?
Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.
Хозяин. Ладно, по рукам.
(Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится «хозяином», а опоздавший - водящим.)
Петрушка: « Поиграли - отдохнём.
Сядем мы теперь рядком и поговорим ладком». (Петрушка предлагает детям занять свои места)
- Что вы знаете, ребятки, про мои стихи - загадки? Где отгадка - там конец.
Кто подскажет - молодец!
В избе - изба,
На избе - труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
(Печь)
Стоит бычок,
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
Сам в угол идёт.
(Ухват)
Стоит кошка
О четыре ножки.
(Скамейка)
Ножек четыре,
Шляпок - одна.
Нужен, коль сядет семья.
(Стол)
Петрушка хвалит детей за сообразительность и смекалку и занимает место рядом с детьми.
- А знаете ли вы, ребята, где все эти предметы можно было встретить?
(В избе). (Слайды №№5-6)
-Главный предмет в избе была печка. А какие вкусные супы – похлёбки готовили в ней и в праздники, и в будни! Давайте и мы с вами приготовим вкусный суп.
Игра на имитацию движений (дети выполняют движения вместе с воспитателем)
«Как варили суп»
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с неё понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по её серединке, разрежу картошку на две половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, ссыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Тёплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Правой рукою возьму поварёшку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.
- Ну вот, супчик готов. Давайте «угощаться». (Дети разливают суп воображаемыми половниками в воображаемые тарелки и «едят»).
- Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку. (Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.)
- А сейчас устроимся поудобнее у тёплой печки и посмотрим сказку.
Выносятся декорации и атрибуты к спектаклю и дети-артисты показывают сказку.
Сценическая постановка пьесы в одном действии, двух картинах «Курочка Ряба»
(по сценарию Лоры Поляк).
3.Рефлексия.
-Ребята, мы с вами сегодня прикоснулись к миру народных традиций, побывали на ярмарке, узнали, как жили наши предки. А Петрушка нам помог в этом.
Петрушка хвалит детей за старание и артистизм и напоминает детям о волшебной корзинке. Все вместе заглядывают в корзинку и обнаруживают там награду - конфеты.
Под музыку русской народной мелодии «Коробейники» дети покидают зал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дело было в январе. Юрий Энтин.
Презентация к песне Юрия Энтина "Дело было в январе" для малышей....
План досуга /средний дошкольный возраст/ «ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ» /по произведениям С.В. Михалкова/
Цель: Закреплять знания детей о поэте С. Михалкове и его произведениях. Развивать патриотические чувства при...
«ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ, ДЕЛАТЬ БЫЛО НЕЧЕГО»
«ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ, ДЕЛАТЬ БЫЛО НЕЧЕГО»...
Отчет о Всероссийской викторине С.Михалкова " Дело было вечером, делать было нечего..."
Отчет о викторине С. Михалкова " Дело было вечером ,делать было нечего..."...
стихотворение посвященное выпускникам от воспитателя, подслушанный разговор детей "Дело было вечером, делать было нечего...."
Из послушанного разговора детей:кто кем хочет быть,когда вырастет, мне пришла идея сочинить стихотворение на память для их родителей....
Конспект Литературный вечер для учащихся образовательного объединения «Развивай-ка» «Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и юношеской книги ( 135 лет со дня рождения С.Я.Маршака, 110 лет со дня рождения С.Мих
КонспектЛитературный вечер для учащихся образовательного объединения«Развивай-ка»«Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и ю...
Конспект. «Дело было вечером, делать было нечего…»
Патриотическое воспитание дошкольников через русские народные подвижные игры...