Организация предметно-развивающей среды в группе ДОО по духовно-нравственному воспитанию
презентация на тему

Татьяна Ш.

Материалы из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_slaydam.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды в группе ДОО по духовно-нравственному воспитанию.

Шибарова Т.С., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колобок»

Воспитывать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, —

значит, вырастить угрозу для общества.

Ф. Рузвельт.

(Слайд 1) Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Ныне материальные ценности доминируют над  духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

(Слайд 2) Духовно -  нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направлен на овладение людьми правил и норм поведения. Дошкольный возраст создает возможности формирования у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение. Без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.

(Слайд 3) Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе. Для реализации задач духовно-нравственного воспитания, начиная со среднего дошкольного возраста, в группе оформляется патриотический уголок.

(Слайд 4) Инновационность подхода к организации предметно-развивающей среды по данному направлению развития дошкольников определяется актуальностью интеграции образовательных областей, определённых ФГОС ДО. Для того чтобы она выполняла основные функции, на этапе её проектирования придерживаюсь следующих принципов:

1) Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2) Принцип активности: среда должна быть в детском саду более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, т.е. все предметы должны быть на уровне роста ребенка, доступны ему.

3) Принцип стабильности – динамичности, т.е. возможность изменения развивающей среды.

4) Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

5) Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды: целесообразно, например, в разных стилях представить детям одно и тоже содержание.

6) Принцип открытости – закрытости.

7) Принцип учета половых и возрастных различений детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

(Слайд 5) Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научит взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. При создании патриотического уголка также соблюдаю санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

(Слайд 6) Содержание патриотического уголка в группе детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) представлено такими направлениями, как моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры. С детьми старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) работа по духовно-нравственному воспитанию углубляется, и содержание уголков пополняется материалами по краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организуется работа с детьми по народному календарю.

(Слайд 7) Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

(Слайд 8) Для формирования представлений о семье, членах семьи, семейных и родственных отношениях, профессиях, культурных и национальных  традициях семей; отношение ребенка к самому себе, сверстникам в уголке подобраны дидактические игры, иллюстрации по типу «хорошо – плохо», «так можно делать, а так – нельзя»  и другие. Оформлены тематические папки изображающие семью, членов семьи в отдельности; о детях – девочки, мальчики, их труд, игры; с иллюстрациями разных эмоциональных  состояний взрослых и детей, пиктограммы.

(Слайд 9) С целью воспитания любви к маме, членам своей семьи, эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, обучения воспитанников называть имена членов своей семьи, определять степень родства оформляются семейные фотоальбомы, а с детьми старшего дошкольного возраста составляется «Генеалогическое древо». Без понимания и активного участия родителей данную работу выполнить совершенно не возможно. Не всегда эта тематика встречает понимание и одобрение со стороны родителей, воспринимается как вмешательство в личную семейную жизнь. Поэтому обязательно информирую родителей о целях и задачах ознакомления с семьей, акцентирую их внимание на том, что данная работа имеет большое воспитательное значение – не только воспитание любви и уважения к родным и близким, но и приучаются уважать труд своих родителей, гордиться тем, как много они умеют.

(Слайд 10) Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами. Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Для знакомства детей с «малой Родиной» (детским садом, близлежащими улицами, родным городом) – использую фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, элементы государственной и муниципальной символики – флаг, герб города.

(Слайд 11) Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Для этого оформила тематические папки на темы: «История возникновения города Тамбова», «Знаменитые земляки», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», разместила в уголке карту города, карту Тамбовской области, символику города и края. Имеется материал, знакомящий детей со славой и достижениями края, подобран поэтический материал о родном городе.

(Слайд 12) Для формирования представлений о родной стране в уголке размещаю карту России, наглядный материал, рассказывающий о городах России, столице Родины, символике городов, чем они знамениты, их главные достопримечательности. Знакомлю дошкольников с природными зонами нашей страны, в том числе, через  использование макетов, народами, населяющими страну.

(Слайд 13) Материал о защитниках Отечества представлен иллюстрациями, тематическими папками на темы «Наши предки – славяне», «Богатыри земли Русской», «ВОВ», «Война 1918 года», «Российская армия», фотоматериалом «Памятники воинской славы». Подобраны художественная литература о богатырях, солдатах земли русской и дидактические игры по темам древняя крепость, военная техника, оружие войны. Помещаю в патриотический уголок  портреты, художественную литературу, рассказывающую о великих соотечественниках, прославивших Россию.

(Слайд 14) Для знакомства с нашей планетой Земля уголок дополняю глобусом, детской картой мира, художественной литературой, иллюстрациями, тематическими папками, рассказывающими о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

(Слайд 15) У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. В группе подобрана литература по фольклору – сказки, песенки, былины, предания. Оформлена картотека пословиц, поговорок о семье, труде, добре и зле, дружбе, Родине, смелости и отваге, войне и другие.

(Слайд 16) Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста невозможно через приобщение их к русской народной культуре.  Знакомлю с предметами старины, русскими игрушками (различными куклами – закрутками из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклами из деревянных чурбачков, оберегами), рассматриваем альбомы с изображениями народных костюмов, любуемся куклами в национальных костюмах. Использую полочку красоты для выставок изделий декоративно-прикладного искусства.  Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

(Слайд 17) Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. А грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.


   

        Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…

       Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...