Проект в старшей группе "Детям о Пушкине"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Прект предназначен для детей старшей группы. Ознакомление с творчеством А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_pushkine.docx | 148.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Детям о А.С. Пушкине»
Вид проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта: четыре недели.
Актуальность проекта: Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А. С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина, но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина еще рано.
Цель проекта: расширить знания, приобщить детей к богатству русской классической литературы посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.
Задачи проекта: содействовать гармонизации отношений, психологическому благополучию между взрослыми и детьми, между взрослыми, формировать навыки сотрудничества, коммуникативные навыки.
Формы и методы реализации проекта: НОД, индивидуальная, подгрупповая работа с детьми; организация бесед, совместной игровой деятельности, досугов, выставок, просмотр видеофильмов, организация творческих проектов, исследование.
Предполагаемый результат: создание единого развивающего пространства детей, педагогов и родителей.
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; психологического благополучия.
Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе.
Развитие речи, совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
Развитие самостоятельности, творчества, умения делиться своими знаниями с другими детьми. Развитие эмоциональной отзывчивости, нравственных качеств.
Планирование
- Организационный этап
1.Подбор методической, художественной литературы по творчеству А.С. Пушкина
2. Подготовка информационного листка для родителей (информационного стенда, папки-передвижки), в котором в качестве рекомендаций по домашнему чтению в выходные дни даются советы по чтению стихов и сказок А.С. Пушкина.
3. Изготовление пособий, моделей, коллажей.
4. Определение тематики бесед.
5. Тематическое планирование.
6. Подбор музыкального репертуара, упражнений на координацию речи с движениями.
7. Разработка досугов, викторин, развлечений.
8. Подготовка выставки в книжном уголке. Ее главной целью является пробуждение интереса детей к чтению стихов и сказок поэта, иллюстрации к которым дети могли видеть в книжном уголке.
2. Реализация проекта
1.«Узнавание» детьми тех стихов Пушкина, которые они уже слышали, разучивали: «Гонимы вешними лучами…» («Евгений Онегин»), «Зимний вечер» («Буря мглою кроет…»), «Вот север, тучи нагоняя…» («Евгений Онегин»), «Унылая пора! Очей очарованье!..».
2.Выразительное чтение стихов и сказок.
3.Рассказ воспитателя.
4.Создание проблемных ситуаций, поиск значений необычных для детей слов, которые встречаются в стихах и сказках А.С. Пушкина.
5.Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование) по содержанию стихов и сказок А.С. Пушкина.
6.Беседы с детьми о творчестве поэта.
7.Использование дидактических и сюжетно-дидактических игр на основе стихов и сказок А.С. Пушкина.
8.Выставки детских и детско-родительских творческих работ, связанных со стихами и сказками А.С. Пушкина.
9.Вечерний кинозал – просмотр мультфильмов и фильмов-сказок по мотивам сказок А.С. Пушкина: мультфильмы «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»; художественные фильмы-сказки «Сказка о царе Салтане», «Осенние колокола» (по мотивам «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
3.Заключительный этап.
Результаты проекта.
1.Литературные досуги, конкурсы, викторины, кроссворды.
2.Театрализованные, сюжетно-ролевые игры.
3.Литературный вечер «Пушкинские чтения».
Рассказ воспитателя
Тема: «Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина»
Цель:
Задачи:
- познакомить с творчеством А.С. Пушкина, фактами его биографии;
- учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения, говорить красочно, использовать крылатые фразы, русские пословицы и поговорки;
- объяснить этимологию устаревших слов, встречающихся в стихах Пушкина; рассказать, почему поэт использовал именно их.
- приобщать к богатствам русского языка; упражнять в подборе определений к тому или иному предмету, в употреблении синонимов, в образовании глагольных форм;
- развивать интерес к поэзии, чувство рифмы и стихотворного ритма;
- воспитывать интерес и любовь к творчеству Пушкина, любовь к поэзии;
- чувство прекрасного, умения ценить и понимать поэзию.
Организация непосредственной образовательной деятельности
1-я часть. Рассматривание иллюстраций к сказкам и стихам Пушкина.
2-я часть. Чтение стихов Пушкина; «узнавание» детьми уже известных им стихов, посвященных временам года.
3-я часть. Дидактическая игра «Скажи по-другому» - подбор синонимов к различным словам их стихов Пушкина, например: мгла, обветшалая, лачужка, брег, багрец, вешний, унылый, блещут, дань, келья.
4-я часть. Русские народные сказки – в них А.С. Пушкин находил вдохновение для своих сказок и стихов. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! – писал Александр Сергеевич о русских сказках. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (из записок И.И. Пущина). Воспитатель предлагает детям найти аналогии, сходства в сказках Пушкина и народных сказках.
5-я часть. Биографические сведения
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
Родился Пушкин 26 мая (6 июня) 1799г. в Москве. Так как отец Александра - Сергей Львович Пушкин (1767—1848), был светским острословом и ценителем литературы, а дядя - Василий Львович (1766—1830), был известным поэтом, то нет ничего удивительного в том, что будущее Пушкина было предопределено, ведь он с детства вращался в литературной среде.
Происхождение А.С. Пушкина
Происходит Александр Сергеевич от дворянского рода Пушкиных, честно служившего отечеству, но тем не менее не снискавшего благосклонности правителей, не титулованного и "гонимого".
Детство А.С. Пушкина
С 1805 по 1810 год летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал (1745—1818) в подмосковном селе Захарове. В детстве Пушкин был умен и с удовольствием читал книжки, но учился плохо. Бабушка жаловалась на то, что у мальчика нет середины, что он постоянно бросается из одной крайности в другую, то его не расшевелишь, то разойдется так, что не остановишь.
Юность А.С. Пушкина
В 1811-ом году, по настоянию отца и дяди, Пушкин отправляется учиться в Царскосельский Лицей, где и открылся его поэтический дар.
В 1814 году Александра Сергеевича впервые выступил в печати, в Московском журнале «Вестник Европы» было опубликовано его стихотворение «К другу-стихотворцу».
В то время поэт испытывал сильное влияние поэзии Батюшкова, Жуковского, Давыдова. В последствии Пушкин рассказывал, что подражая в молодости Давыдову он "усвоил себе его манеру навсегда".
Молодость А.С. Пушкина
В 1817 году Александр окончил обучение в лицее и переехал в Петербург, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел.
В 1820 году завершил свое первое крупное произведение - поэму «Руслан и Людмила». В том же году был сослан в южную ссылку за распространение эпиграмм. Четыре года проведенные в ссылке не пропали для Пушкина даром, в это время им были написаны «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», начат роман «Евгений Онегин», принесший в последствии автору великую славу.
В 1824 году Александра отправляют в северную ссылку в свое имение - село Михайловское, где и продолжает работать над «Евгением Онегиным», пишет «Бориса Годунова». Там его и застает известие о восстании и казни друзей декабристов.
В 1826 году Николай I вызывает поэта в Москву обещая покровительство, но свобода, дарованная царем была не долгой, уже в 1828 году выходит постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. После чего Александр самовольно уезжает на Кавказ, к своим друзьям.
Зрелость А.С. Пушкина
В 1830 году А.С. Пушкин сватается к Наталье Гончаровой. Перед женитьбой решает посетить деревеньку Кистеневку выделенную ему отцом и находящуюся недалеко от своего имения в Болдино. Там он вынужден задержаться почти на три месяца из за эпидемии халеры в Москве и установленных по всюду карантинов. Этот период в жизни Пушкина назван "Болдинской осенью" т.к. в то время из под пера поэта вышло много замечательных произведений различных жанров, такие как «Повести Белкина», «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», - поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.
В 1831 году Пушкин женится на Наталье Гончаровой и переезжает в Петербург. В этот период он написал множество произведений на историческую тему. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева».
Гибель А.С. Пушкина
В 1834 году в Петербурге появляется французский барон Дантес, который влюбляется в Наталью Николаевну и начинает усиленно за ней ухаживать, что вызывает множество кривотолков и сплетен. В итоге Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, но отзывает свой вызов после того, как становится известно о том, что Дантес делает предложение сестре Натальи - Екатерине Николаевне. Но даже после свадьбы Дантес не перестает ухаживать за женой Пушкина, вдобавок его отец - барон Геккерн начал усиленно интриговать против Пушкина. Крайне раздраженный всеми этими обстоятельствами, в надежде на то, что Дантес будет вынужден вызвать его на дуэль, поэт пишет старику Геккерну крайне оскорбительное письмо.
Так и случилось. 27 января 1837 года, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.
Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.
Тема: «Пушкинские места Москвы»
Цели
Обучающие:
- познакомить с пушкинскими местами столицы и объяснить, почему их называют пушкинскими;
- рассказать об А.С. Пушкине как о москвиче, о его любви к Москве.
Развивающая: приобщать к богатствам русского языка, упражнять в употреблении синонимов, подборе определений к тому или иному предмету, в образовании глагольных форм.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, используя как яркий пример патриотические чувства А.С. Пушкина.
Организация непосредственной образовательной деятельности.
1-я часть. Детские годы, проведенные в Москве, сделали очень много для становления Пушкина как поэта. Древний Кремль, московские улицы, а также подмосковное имение бабушки – поместье Захарово – делали русскую историю особенно живой для Пушкина. Поэт всегда ощущал свою кровную связь с Отечеством, с древними корнями, а особую связь чувствовал с сердцем Родины – с Москвой.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(«Евгений Онегин», гл. 7)
2-я часть. Пушкинские места Москвы.
Москва всегда вызывала в сердце поэта светлые, радостные чувства. И сама столица всегда помнит и почитает своего великого сына. В его честь в Москве названы: Пушкинская площадь, на которой находится памятник поэту, Пушкинская улица, Театр имени А.С. Пушкина, Пушкинский музей. Они названы так в знак любви и уважения народа к своему великому, по-настоящему народному поэту, стихи и сказки которого любил и любит весь народ – и богачи, и бедняки, и малыши, и взрослые люди.
Ситуативные задачи
Толкование смысла слов, которые встречаются в стихах Пушкина:
ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления, старости, дряхлая;
невод – сеть для ловли рыбы (образовано от слова «вода», в которой ловили рыбу, и приставки «не-« - древние славяне считали, что такая приставка поможет не отпугнуть от сети рыбу, покажет, что сеть не опасна для нее);
рать – войско, армия (от древнерусского «рать» - битва, война или войско, военный отряд);
гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием (произошло от слов «гонять», «гнать», то есть торопиться, спешить);
тужить – грустить, печалиться (произошло от слов «туго», «тяжело», «тяжко»);
неведомые – неизвестные, незнакомые (от древнерусского «ведать» - знать, «неведомый» - незнакомый, тот, о котором никто не знает);
темница – тюрьма; темное помещение без окон, в которое помещали в наказание (от слов «темнота», «тьма», впоследствии преобразовалось в «тюрьма»);
затейница – выдумщица (от слова «затея» - задумка, выдумка, замысел, намерение);
лукоморье – старинное русское название морского залива, бухты (происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В восточнославянской мифологии Лукоморье – заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо – ось мира).
Викторина «Сказки Пушкина»
- О герое какой сказки Пушкина эта загадка?
С зарей встает,на дворе поет.
На голове гребешок. Кто же это?
- Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»?
- Как вел себя царь Дадон с соседними царствами,пока был молод?
- А как стали поступать соседи,когда царь состарился и не смог воевать?
- К кому Дадон обратился с просьбой о помощи?
- Что пообещал Дадон мудрецу-звездочету за оказанную услугу?
- Какими словами золотой петушок будил царя Дадона в случае опасности?
- Что потребовал мудрец от Дадона?
- Как поступил Дадон с мудрецом?
- «сказка о золотом петушке» заканчивается словами : «Сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок!»
Какой урок мы можем вынести из этой сказки?
- Какой из русских пословиц можно выразить мораль «Сказки о золотом петушке»: « Нет худа без добра», «Как аукнится, так и откликнется», «Долг платежом красен»?
- К какой из сказок Пушкина подходит эта музыка? (Используется фрагмент вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова «Океан-море синее»)
- Где жили старик со старухой? Как называлось их жилище?
- Как вы обьясните значение слова «землямка»?
- Какой из русских пословиц можно выразить мораль «Сказки о рыбаке и рыбке» : «Алчешь чужого – потеряешь свое», « Дай с ноготок, запросит с локоток», «Только ума на деньги не купить»?
- Из какой сказки эти слова :Остаться у разбитого корыта»? что означает эта фраза?
Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр»
Цели:
*закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости, знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре;
*научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, развивать выразительность речи;
*формировать доброжелательное отношение между детьми, нравственно-этические нормы поведения.
Предварительная работа:
*предложить родителям сходить с детьми в театр;
*беседа об театрах нашего города, как культурных учреждениях;
*рассматривание открыток с театрами города Балаково;
*беседа о правилах поведения в театре;
*изготовление атрибутов для игры: ширма и оформление ее, билеты, номера для мест, маски для актеров, афиша, деньги, окошко-касса, вывеска «буфет», пошив фартука и пилотки для буфетчицы.
Предметно-игровая среда.
Оборудование:
*реквизиты для спектакля - ширма, печь, лопатка, лавка, стол, ложки деревянные, чашки деревянные, чугунок, половник, элементы костюмов;
*реквизиты для буфета - вывеска «буфет», касса, деньги, продукты (пирожное, шоколадки, соки, конфеты), фартук, пилотка, кукольная посуда (чашки, чайники, блюдца, поднос), цветы;
*реквизиты для кассы - окошко-касса, калькулятор, деньги;
*реквизиты для контролера - стулья, номера.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, что вы увидели сегодня необычное, когда зашли в группу?
Дети: Афишу!
Воспитатель: Кто сможет прочитать , что на ней написано?
(Дети читают)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна афиша?
Дети: Для того чтобы мы знали, что будет спектакль и на него пришли.
Воспитатель: А как называется, то учреждение, где идут спектакли?
Дети: Театры.
Воспитатель: В какой одежде мы ходим в театр и как себя должны там вести?
Дети: В театр мы ходим в нарядной одежде, красиво причесанные, разговариваем в пол голоса, вежливо, не бегаем, мусор бросаем в мусорные корзины и т. д.
Воспитатель: Правильно. Театр — это культурное учреждение и вести себя там нужно культурно. А вы хотите поиграть в театр?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?
Дети: Распределить роли.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, кто работает в театре?
Дети: Контролер.
Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?
Дети: Ставит стулья в ряды, вешает на них номера, проверяет билеты у зрителей, помогает найти им свое место.
Воспитатель: Кто будет контролером? Пожалуйста, иди готовь свое рабочее место.
Дети: Кассир.
Воспитатель: Какие обязанности у кассира?
Дети: Кассир продает билеты.
Воспитатель: Кто будет кассиром? Пожалуйста, иди готовь свое рабочее место. Еще кто работает в театре?
Дети: Буфетчица. Она выкладывает товар на прилавок, продает его во время антракта.
Воспитатель: Кто на себя возьмет роль буфетчицы? Пожалуйста, приступай к работе.
Дети: Еще там работают работники сцены. Они расставляют реквизиты.
(Воспитатель выбирает двух мальчиков)
Воспитатель: Без кого не может быть театр и почему?
Дети: Без артистов, они показывают спектакль.
(Артисты, заранее подготовленные дети проходят за ширму, одевают маски.)
Воспитатель: А мы с вами будем зрителями. Что мы будем делать в игре?
Дети: Покупать билеты, занимать свои места, когда будет антракт пойдем в буфет покупать продукты, хлопать в ладоши, дарить цветы артистам.
Воспитатель: Давайте приведем себя в порядок, поправим прически и поедим в театр. На чем поедем?
Дети: На машине, на автобусе.
(Воспитатель предлагает тем детям кто поедет на автобусе пройти на остановку. Шофер и кондуктор берут свои атрибуты, пассажиры занимают воображаемые места, автобус едет. Кондуктор объявляет: «Остановка — театр», пассажиры выходят из автобуса, переходят дорогу по пешеходному переходу, заходят в театр.)
Дети играют согласно распределенным ролям. Воспитатель подходит к детям смотрит, как они справляются со своими обязанностями, по необходимости помогаю. Звенит первый звонок, второй, третий. Зрители занимают свои места.
Начинается спектакль. Воспитатель читает слова автора, артисты исполняют свои роли. Первое действие закончилось. Объявляется антракт.
Зрители проходят в буфет за продуктами. Работники сцены переставляют реквизиты. Контролер проверяет номера на стульчиках.
(Воспитатель просит всех детей подойти к ней)
Воспитатель: Дети, вам нравится играть в игру?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете, кассир справляется со своими обязанностями? Была она с вами вежливая? Какие вежливые слова она вам говорила?
(Воспитатель беседует с детьми по каждой роли. Дети оценивают каждую роль играющих.)
Воспитатель: Дети вы хотите дальше играть в театр?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда игра продолжается с учетом всех пожеланий.
Звенит первый звонок, второй, третий. Зрители занимают места в зале. Начинается второе действие. Воспитатель читает слова автора. Артисты играют спектакль. В буфете прилавок обновляется, выставляются конфеты в коробках, появляются в продаже цветы. Второе действие закончилось. Объявляется антракт. Зрители идут в буфет покупают конфеты, цветы, поправляют прически. Работники сцены переставляют реквизиты для спектакля.
Звенит первый звонок, второй, третий. Зрители с цветами занимают свои места. Начинается третье действие. По окончании спектакля зрители хлопают в ладоши, кричат: «Браво!», бросают цветы на сцену или преподносят артистам. Артисты кланяются и уходят с цветами за кулисы.
(Воспитатель просит всех детей подойти к ней)
Воспитатель: Как вы думаете игра наша удалась?
Дети: Да!
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
(Дети говорят, что им больше всего понравилось в игре. Воспитатель подытоживает высказывания детей, благодарит всех играющих.)
Конспект сюжетно-ролевой игры "Путешествие в Лукоморье"
(по сказкам А.С. Пушкина)
Цель: закрепить знание сказок Пушкина; развивать творческие навыки и артистизм.
Ход игры:
Ведущий: Ребята к нам в детский сад пришло письмо. Кто из вас умеет читать? Прочитайте, что здесь написано? (Детский сад № 23.. Детям).
– Что может быть в этом конверте? Давайте посмотрим.
(Дети достают портрет А.С. Пушкина).
– Здесь на портрете кто-то изображен, посмотрите внимательно, вы знаете кто это? Конечно же, это великий русский поэт А.С. Пушкин. Я ничего не понимаю, может быть, вы знаете? Почему портрет вложен в конверт?
– А в конверте есть еще что-то, прочитайте.
Только смелый, любящий и знающий сказки, может попасть в волшебную страну «Лукоморье», которую придумал я А.С. Пушкин.
– Ребята вам не кажется, что это приглашение побывать в волшебной стране?
– Вы могли бы отправиться в путь, в сказочную страну? Но в письме сказано только тот, кто любит и знает сказки, может попасть в эту страну «Лукоморье». Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Перечисляют)
– Ну что же, мне кажется, что вы довольно много знаете сказок, и эти знания нам могут пригодиться в пути. И так в путь…
Звучит музыка. Дети идут по дорожке, выложенной в виде следов, и приходят на поляну, на ней стоит дуб, с золотой цепью, и кот ходит вокруг. Увидев детей, он останавливается и шипит.
Кот: Ш-ш-ш-ш! Кто это к нам в волшебную страну пожаловал? Как это вы сюда попали?
Ведущий: По неведомым дорожкам, по следам невиданных зверей, шли мы, шли и пришли к тебе кот.
Кот: А знаете ли вы, что я не простой кот, а волшебный, ученый, хожу по цепи кругом, иду налево, песнь завожу, направо сказку расскажу, тут у меня чудеса такие происходят, что вам лучше домой вернуться, и дальше не ходить.
Ведущий: Как же так дорогой кот, мы уже пришли в волшебную страну, и назад не собираемся, правда, ребята?
Кот: Не собираетесь? (Нет). Ну, тогда мне надо вас проверить, что вы знаете о сказках самого лучшего поэта. Вот тут у меня свиток, а на нем вопросы волшебные, как ответите на них, так я вам даже карту дам и покажу куда дальше идти. Ну что согласны? (Да).
Ну, так слушайте внимательно.
1. В какой сказке, лебедь помогала царевичу, превращая его то - в - комара, то в шмеля? (Сказка о царе Султане).
2. Кто поймал золотую рыбку? (Дед). Как называется эта сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке).
3. В чем Гвидон и его мать плавали по океану? (В бочке).
4. Что делает кот ученый, когда идет на право? (Песнь заводит).
5.Что сначала попросил у Золотой рыбки старик? (Корыто).
6. У этого царя есть золотой петушок на спице? (Дадон). А как называется эта сказка? (Сказка о Золотом петушке).
– Ну что же неплохо вы справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра называется «Мыши в кладовой»
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька кот,
Разобьет ваш хоровод.
– Спасибо вам ребята, и на мои вопросы вы ответили, и поиграли со мной, за это я дам вам волшебную карту. Пойдете по ней дальше и ни за что не заблудитесь. А мне пора к дубу возвращаться. Счастливого пути!
Ведущий: Ребята, смотрите, какая замечательная карта у нас проявилась, теперь нам никакая дорога не страшна. И так, отправляемся дальше? (Да).
Звучит музыка. Дети по карте добираются до «берега моря» их встречает там старик, который чинит невод.
– Здравствуйте, дедушка! А не подскажите ли вы нам, куда это мы попали?
Старик: Как же милые не подскажу? Подскажу и покажу. Я ведь здесь не просто сижу, а невод свой чиню, как закончу работу, пойду рыбку золотую поймаю, пусть она мое желание исполнит.
Ведущий: Ребята, вы наверно уже догадались, что эта за сказка? («Сказка о золотой рыбке»).
– А какое желание вы хотите загадать?
Старик: Хочу стать молодым, а старуха, чтоб опять добрая стала.
Ведущий: Зачем же вы дедушка молодым хотите стать?
Старик: А затем что сил нет невод тащить из моря, рыбу ловить надо , а то моя старуха не дает старику мне покоя. Рыбка все ее желание исполнила. А вы помните, что просила моя старуха? (Дети перечисляют).
Ведущий: Не печалься дедушка. Я думаю, ребята тебе смогут помочь. Ребята мы сможем помочь деду наловить рыбы? Что для этого нам потребуется? Я предлагаю вам разделиться на 2 команды, и показать какие мы с вами рыбаки умелые.
Игра «Наловим рыбы»
Добежать до бассейна, взять 1 рыбку и вернуться назад. Чья команда быстрее.
Старик: Ох, и молодцы вы ребятки. А куда же вы отправляетесь?
Ведущий: Мы идем на таинственный остров, который находится в Лукоморье. Не подскажите ли вы нам дорогу?
Старик: Отчего же не подсказать, только вам надо лодку построить, чтобы море переплыть. Вон видите, лежат доски, берите их, стройте лодки и отправляйтесь в путь. А мне домой пора, а то моя старуха опять браниться начнет. Счастливого пути!
Ведущий: Ну что ж ребята, надо лодки строить. А то, как мы попадем в конечный пункт нашего путешествия? Принимаемся за дело?
Игра «Чья команда быстрей построит лодку»
– Ну, вот мы и переплыли море-океан. Ребята пока мы с вами переплывали море, то попали в шторм, карту смыло водой, что теперь делать? Кто-нибудь помнит дорогу? Куда это мы попали? Смотрите, лебедь белая плывет. А сама-то величава, выступает будто пава, а как речь-то говорит, будто реченька журчит. В какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Султане»).
Лебедь: Кто это к нам в гости пожаловал?
– Как вы сюда попали?
– Зачем же вы в путь отправились?
– Я очень рада, что вы проделали такой большой путь, но вы наверно устали? (Нет).
– Тогда я предлагаю вам поиграть. Вы должны составить картин и сказать, что это за сказки. Согласны?
– Тогда разделитесь на семейки по 4 человека. Начали. (Дети собирают картинки из сказок А.С. Пушкина, разрезанные на 4 – 8 частей).
– Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. За это я исполню ваше желание. Говорите, чего хотите? (Мы хотим найти дорогу в Лукоморье).
– Пойдете прямо по этой дорожке, а в конце повернете не лево, и попадете в Лукоморье.
Ведущий: Спасибо. Ребята, посмотрите, дорожка узкая, надо идти друг за другом, будьте осторожны. (Дети идут по дорожке, поворачивают налево и попадают в страну Лукоморья, где их встречают герои сказок, и сам А.С. Пушкин).
А.С. Пушкин: Здравствуйте, друзья мои! Я вижу, что вы получили мое письмо. Вам понравилось ваше путешествие? За то, что вы проявили упорство, мужество в вашем путешествии я предлагаю посмотреть сказку: «О золотой рыбке». После просмотра сказки дети возвращаются назад в д. сад.
Сюжетно-дидактическая игра «Сказочники-затейники»
Веселое соревнование: кто вспомнит больше русских народных сказок. Напомнить детям, что А.С. Пушкин очень любил народные сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. Вспомнив строки Пушкина «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…», сочинить всем вместе свою сказку.
Цели: развивать навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; развивать любовь к народному творчеству, желание участвовать в нем.
Театрализованные игры по мотивам сказок Пушкина
Воспитатель мотивирует детей разыграть различные сценки из сказок Пушкина, обращая внимание на эмоциональное состояние героев сказок, чувства, которые они испытывают в той или иной ситуации: например, царица и Гвидон в бочке, злая царица перед зеркальцем, старуха – столбовая дворянка, разговоры старика с золотой рыбкой и др.
Дидактические речевые игры
«Найди рифму» (разновидность - «вспомни рифму»)
Цели: развивать слух, формировать умение подбирать (вспоминать) рифмы.
Подбор слов к игре «Найди рифму»:
Ложка-кошка, плошка,мошка,картошка.
Совет - ответ,привет.
Майка-гайка, зайка,зазнайка.
Палка - галка,скалка,скакалка.
Ко - бегемот,кашалот.
Кружка - подружка,клюшка.
Крыльцо - кольцо.
Пары слов к игре «Вспомни рифму» (на примере «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»):
Ночь-дочь.
Проходит – сводит.
Молодица –царица.
Шутила-говорила.
Слово – готово.
Милее-белее.
Стекло- назло.
Гневной – царевной.
Локти – когти.
«Пропавшие слова»
Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу стихотворного текста, учитывая рифмы и содержание текста.
Воспитатель зачитывает отрывки из сказок Пушкина, делая паузы и пропуская слова. Задача детей – восстановить пропущенные воспитателем слова.
Негде, в тридевятом царстве
В тридесятом ____________,
Жил-был _______ царь Дадон.
С молоду был _________ он
И соседям то и дело
Наносил _______ ________.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - ______;
Петушок мой _________
Будет _________ сторож твой»
Наконец и в путь обратный
Со своею силой _________
И с девицей ____________
Царь ____________ домой.
Дурачина ты, ___________!
Не умел ты взять ____ с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее ________,
Наше-то совсем ___________
Три девицы под __________
Пряли поздно ___________.
Кабы я была ___________, -
Говорит _______ девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я _____.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ________
И дивясь, перед собой
Видит ______ он большой
Стены с частными ________,
И за белыми ___________
Блещут маковки ________
И святых ____________.
Белка песенки _________
И орешки все _________,
А орешки не __________,
Все _________ золотые,
Ядра – чистый ________.
Вот что чудом-то ________.
«Что означает это слово?»
Цель: развивать умение понимать точный смысл слова.
Воспитатель просит детей объяснить, что означают отдельные слова из сказок Пушкина, обосновав свое мнение:
Светлица, светелка- светлая парадная комната; небольшая комната в верхней части жилья.
Терем- богатый дом, сложенный из бревен или камня, состоящий из двух или более этажей.
Палаты – большой, роскошный дом или дворец, построенный, как правило, из камня.
Горесть – печаль, горе.
Ступай – иди.
Взывать – звать, говорить, обращаться, спрашивать.
Престол - трон правителя страны.
Стольный город – столица, город, в котором находиться пирестол правителя.
Удалец – удалой, ловкий, смелый человек.
Привальный (остров) – место, где можно устроить привал,отдохнуть в пути.
Окриветь – стать кривым, ослепнуть на один глаз.
«Скажи по – другому»
Цели: учить находить слова, близкие по смыслу; развивать умение применять в речи образные средства для точного выражения своей мысли.
Воспитатель предлагает детям придумать синонимы к словам из сказок Пушкина, назвать по – другому то, что означают эти слова. Возможные слова для подбора синонимов:
Стремглав – быстро, стремительно.
Благодарствую – спасибо, благодарю.
Буйный – сильный, неистовый, неудержимый.
Зарыдал – громко, горько заплакал, завыл, заревел.
Милее – дороже, красивее, желаннее, прекраснее.
Тоска – уныние, печаль ,хандра, депрессия.
Вопрошать – спрашивать, задавать вопрос.
Корабельщик – человек, построивший корабль или плывущий на корабле, мореплаватель, моряк, мореход.
Диковинка – диво, чудо, невидаль.
Изумился – удивился, поразился, диву дался.
Молвить – говорить, сказать, произнести, изречь.
Строительные игры
«Терема и дворцы, которые золотая рыбка строила для спесивой старухи», «Дворец золотой рыбки».
Цели: развивать навыки коллективно-групповой работы; учить детей распределять работу между собой и каждому отвечать за свой участок работы; учить строить по замыслу ( по представлению ) и по чертежу (по рисунку) сообразно с поставленной целью; развивать конструктивное мышление.
Дети строят из различных видов деревянных конструкторов богатый крестьянский терем, царский дворец. А вот для создания дворца золотой рыбки организовать конструирование из влажного песка с использованием деревянных пластин для укрепления построек.
Беседа
Тема: «Природа и люди в стихах Пушкина»
Вопросы к беседе:
- послушайте стихотворение Пушкина «Зимний вечер». Как по-другому можно назвать это стихотворение?
- почему Пушкин сравнивает бурю со зверем и с плачем ребенка?
-подходит ли к этому стихотворению пословица «Сядем рядком да и поговорим ладком»?
-к кому же так ласково в стихотворении обращается А.С. Пушкин? Почему он так любил свою няню Арину Родионовну?
-в стихотворении есть такие строки: «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…» придумайте волшебную сказку об этой синице.
- вспомните строки «Зима!...крестьянин, торжествуя…» (Евгений Онегин). Как ты понимаешь слова «кибитка», «дворовый мальчик»?
- как вы понимаете выражение «летит кибитка удалая»?
Беседа
Тема: « Любимые сказки Пушкина»
Вопросы к беседе:
- какие вы знаешь сказки А.С. Пушкина?
- какая из сказок понравилась вам больше всего?
- назовите героев - действующих лиц этой сказки.
-какой из героев вам понравился больше всех?
- какие из качеств вы хотели бы иметь в своем характере?
- какой из героев вызывает наименьшую симпатию? Почему? Какие черты его характера вы назвали бы отрицательными?
А.С. Пушкин говорил: « Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам уроке». Какой намек, какая мораль заключается для нас в этой сказке?
- вы запомнил какие-нибудь выразительные моменты, обороты речи, которые Пушкин использовал в своей сказке? Назовите их.
- подумайте, к какой из сказок больше всего подходит русская пословица « Дай с ноготок, запросит с локоток» или « Кто чужого желает, тот скоро свое потеряет»?
- а моралью какой сказки могут стать пословицы: «Правду как ни прячь, она наружу выйдет», «Как аукнется, так и откликнется», «Доброму везде добро»?
Творческое конструирование
Тема: «у Лукоморья дуб зеленый…» (с использованием бросового материала – ткани, бумаги, картона, фольги)
Цели:
- Учить создавать поделки из бросового материала,, видеть в привычных предметах иное их предназначение, возможность иного использования;
- Учить использовать свойства ткани и бумаги для создания выразительных изображений различных предметов;
- Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кисточкой;
- Развивать навыки силуэтного вырезывания и симметричного вырезывания из листа бумаги, сложенного пополам (вчетверо);
- Развивать чувство композиции, учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию;
- Учить украшать поделку дополнительными деталями по замыслу;
- Развивать творческое мышление и воображение, память и внимание, мелкую моторику;
- Учить работать коллективно, распределять между собой у3частки работы, получать удовольствие, радость от удавшейся совместной работы.
Организация непосредственно образовательной деятельности
1-я часть. Воспитатель и дети работают за одним столом. Воспитатель предлагает на большом листе ватмана создать чудесный дуб из сказочной страны Лукоморье. Ствол сделать из гофрированной коричневой бумаги. Затем к стволу беличьими кисточками пририсовать ветви, простым карандашом наметить контур кроны дуба.
2-я часть. В это время воспитатель вместе с детьми вырезают дубовые листочки – симметричное вырезание из двусторонней цветной бумаги, сложенной пополам ( мы получим симметричный дубовый листочек. Приклеив листочек к кроне только за нижнюю часть, мы получим объемную крону. Чем больше листочков вырежут дети, тем более кудрявой и пышной получится крона.
3-я часть. Украсить дуб желудями.
4-я часть. Из полосок золоченой фольги склеиваем вместе с детьми цепь и украшаем ею ствол нашего дуба.
Впоследствии сделанный дуб может стать центром карты сказочной страны Лукоморья либо частью композиции для украшения зала к утреннику, Пушкинским чтениям. Карту или композицию можно будет впоследствии дополнить другими персонажами из сказок Пушкина: царевной Лебедью, котом ученым, Бабой-Ягой, русалкой, волшебного зеркальца, золотой рыбки и др. Во процессе работы включить фонограмму из «Руслан и Людмила»
Творческое конструирование
Тема: «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…» (поделка из бумаги в технике оригами)
Цели:
- учить создавать забавные фигурки животных из квадратиков цветной бумаги;
- отрабатывать базовую конструкцию «простой треугольник», закреплять навыки выполнения точных, аккуратных сгибов;
- развивать фантазию, попросив детей представить, как должен выглядеть сказочный кот ученый в отличие от кота реального, а затем украсить поделку в соответствии со своими фантазиями.
Творческое конструирование
Тема: «Приплыла к нему рыбка…» (поделка из бумаги в технике оригами)
Цели:
- отрабатывать базовую конструкцию «двойной треугольник», закреплять навыки выполнения точных, аккуратных сгибов;
- развивать фантазию, сопоставляя замысел изготовления золотой рыбки из бумаги и реальной рыбки, за которой дети могли неоднократно наблюдать в аквариуме, попросить украсить поделку в соответствии со своими фантазиями.
Творческое конструирование
Тема: «Царевна Лебедь» (творческое конструирование из бумаги, природного и бросового материалов)
Цели:
- развивать навыки исполнения выразительного изображения с использованием различных средств и материалов, применяя уже известные техники для новых замыслов, поделок;
- развивать творческие навыки, в том числе навыки коллективного творчества, вариативность мышления.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству. Рисование
Тема: «Буря мглою небо кроет…»
Цель:
1.Учить детей устанавливать связь музыки с живописью для выражения своих чувств в рисунке и активизации творческого потенциала.
2.Развивать умение передавать в рисунке различные состояния погоды, создавая эффект метели способом «набрызг».
3.Закрепить навыки рисования наклонных веток деревьев концом кисти.
4.Развивать эстетическое чувство, умение строить композицию рисунка.
Предварительная работа: Беседа о зиме и её признаках, чтение стихотворений о зиме А.С. Пушкина «Буря мглою небо кроет…», рассматривание зимних пейзажей, наблюдения на прогулках.
Оборудование: альбомный лист, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, кисти, стаканы для воды и салфетки, звукозапись музыкального произведения.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Какой месяц? А какое следующее время года будет? Какие признаки характерны для зимы(ненастная погода, мороз, много снега, часто бывает ветер, вьюга, метель)
Сейчас мы послушаем музыкальное произведение Свиридова
« Метель». (слушание музыки - дети сидят на стульях)
Метель - это состояние погоды зимой. Представьте, как красиво на улице, когда метель. Снег большими хлопьями кружится по ветру, собирается в сугробы. Но метель, в то же время, опасное явление природы.
Дети, чем опасна метель? ( Если остановиться в дороге - можно замёрзнуть, сбиться с пути)
Композитор с помощью музыки передал состояние погоды.
Чем же писатели и поэты могут передать состояние погоды? (словами)
Послушайте стихотворения А.С.Пушкина:
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена? »
Беседа по содержанию прочитанного.
Как художник может передать зимнюю погоду? (красками нарисовать картину) Мы сегодня будем художниками и нарисуем снежную бурю, которую Пушкин описал в своем стихотворении. Что можно нарисовать?
Когда сильный ветер и метель, что с деревьями бывает? (они наклоняются в сторону ветра).
Совместно с детьми воспитатель обсуждает, какие приемы рисования здесь подойдут. По-видимому, здесь подойдет техника тонирования по сырому с дальнейшей прорисовкой снежных, более светлых по тону, облаков. Как изобразить силуэты деревьев? Их можно прорисовать тонким концом кисти, учитывая, что деревья наклоняются от порывов ветра.
Как можно показать «вихри снежные»? Нужно применить технику «набрызга». Дети становятся вокруг стола воспитателя и смотрят приём рисования. Садятся за столы и выполняют работу, для которой им предложить бумагу формата А4, а также разнообразные изобразительные средства – акварель, гуашь, восковые мелки.
В процессе рисования звучать фонограмма музыки Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» (музыкальные зарисовки «Вальс», «Романс»).
Рассматривание детских работ, их анализ детьми.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству. Рисование
Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!..»
Цели:
- развивать умение передавать в рисунке цветовые сочетания осени;
- развивать навыки построения композиции;
- развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, природы;
- подвести к гармоничному восприятию разных видов искусства, дополняющих и обогащающих друг друга, - поэзии, изобразительного искусства, музыки – на примере стихов А.С. Пушкина, картин русских художников И.Остроухова «Золотая осень», И. Левитана «Золотая осень», музыки А. Вивальди (концерт № 3 фа мажор «Осень»), П.И. Чайковского («Осенняя песнь» - пьесса «Октябрь» из цикла «Времена года»), А. Рыбникова («Осенняя мелодия»), И. Крутого («Ты в моем сентябре»).
Предварительная работа: чтение стихов русских поэтов; рассматривание репродукций И. Левитана «Золотая осень», И. Бродской «Опавшие листья». В. Поленова «Золотая осень»; слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года»; прогулка в парк, сбор осенних листьев, оформление гербария, рассматривание открыток и иллюстраций; рисование листьев, деревьев разными способами.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1 часть. Дети входят в подготовленную группу. На мольберте стоят две картины. Картину И. Левитана дети знают, и их вниманию представлена репродукция «Осень золотая» И. Остроухова. Под звуки музыки воспитатель читает пушкинские строки:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы»
Воспитатель: Дети, какое время года описал А. С. Пушкин в этих строках?
Дети: осень.
Воспитатель: верно, осень. А что изобразил на своей картине художник И. Остроухов?
Дети: тоже осень,
Воспитатель: правильно, молодцы (обратить внимание детей на передний план картины) Ребята, посмотрите, какими красками нарисовал художник деревья? Листья?
Дети: желтыми, зелеными, коричневыми стволы.
Воспитатель: хорошо, молодцы! Какая цветовая гамма подобрана-теплая или холодная?
Дети: Теплая.
Воспитатель: Замечательно. Осень имеет свой характер, каждый день меняет настроение: осень волнуется, ласкается, хмурится, радуется, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Художник-человек наблюдательный, он отражает капризы природы в своих пейзажах.
Дети: Как интересно.
2часть. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», фрагмента из концерта А. Вивальди «Осень».
Дети делятся своими впечатлениями от восприятия музыки, репродукций картин и стихов.
3 часть. Воспитатель мотивирует детей изобразить золотую осень, а может быть, те впечатления, которые возникли у них от «осенних» стихов А.С. Пушкина и «осенней» музыки. Педагог обсуждает с детьми, какие приемы рисования здесь подойдут, предоставляет им возможность самостоятельно выстроить композицию и выбрать изобразительные средства.
4-я часть. Рисование.
Во время рисования можно включить негромкую музыку. Это инструментальная музыка современных композиторов, мелодии А. Рыбникова «Осенняя мелодия» и И. Крутого «Ты в моем сентябре».
5-я часть. Рассказы детей о своих работах, оформление выставки детских рисунков.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству. Рисование
Тема: «Иллюстрации к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина»
Цели:
- учить изображать фигуру царевны, соблюдая пропорции человеческого тела, используя особенности традиционной русской женской одежды;
- знакомить с элементами русского костюма, учить изображать их с помощью кисти и красок; цветных карандашей.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1-я часть. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает отрывков из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Беседа с детьми о том, какой они себе представляют молодую царевну, ее характер по описанию А.С. Пушкина. Воспитатель обращает внимание детей на отдельные слова в сказке, характеризующие царевну: «нраву кроткого», «красавица душа», «Ей навстречу пес, залая, прибежал и смолк, играя», «И царевна к ним сошла, честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась, закрасневшись, извинилась…», «А хозяюшкой она в терему меж тем одна – приберет и приготовит. Им она не прекословит…»
2-я часть. Воспитатель мотивирует детей нарисовать портрет царевны – такой, как они ее представляют. Напоминает, как одевались люди в старину, показывает картинки, фотоиллюстрации женских костюмов.
3-я часть. Рисование.
4-я часть. Рассказы детей о своих работах, оформление выставки детских рисунков.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству. Аппликация
Тема: «Какой этот мастер на стекле нанес и листья, и травы, и заросли роз?» (по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро»)
Цели:
- учить создавать декоративную композицию, используя холодную гамму цветов;
- развивать интерес к методу обрывания;
- учить сочетать обрывание с вырезанием для создания выразительного образа;
- развивать мелкую моторику.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети заходят в группу под музыку, становятся в полукруг перед портретом А. С Пушкина.
Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Воспитатель с детьми анализирует стихотворение.
- Дети, вы знаете, кого изобразил художник на этом портрете?
- Да, это Александр Сергеевич Пушкин.
- Правильно, это великий поэт, которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Много лет прошло с его рождения, но люди всё равно знают и помнят о Пушкине, ведь он нам оставил великое наследство - свои книги.
- Дети, c какого возраста Александр Сергеевич начал писать стихи?
- С трех лет.
- Когда стали печатать его стихи в газетах и журналах?
- Когда Пушкину было 11 лет, он поступил учиться в Лицей, так называлась школа для мальчиков из дворянских семей.
Его стихи были самые лучшие из всех стихов, которые писали мальчики в лицее. У Пушкина очень много стихов. И одно из них я вам только что прочитала, которое называется «Зимнее утро». Подвести детей к картине с зимним пейзажем.
- Какое время года изображено на картине?
- Зима. (звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года» - зима.
- Ребята, какие стихи Пушкина о зиме вы знаете еще? («Зимний вечер»).
- Правильно. Кто помнит это стихотворение? Прочитайте (чтение стихов).
- Какие картины можно нарисовать к этим стихам?
- Дети, сегодня мы с вами выполним коллективную работу по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро».
- Сегодня мы будем выполнять работу с помощью аппликации-мозайки, выполненной методом обрывания, морозные узоры на зимнем окне. Для работы понадобятся заготовки на листах формата А3 – контур оконной рамы на темно-синем фоне ночного неба. Разметки под узоры делаем известковыми мелками.
При проведении нод используется музыка Г. Свиридова к драме «Метель».
Анализ детских работ и выставка.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству. Аппликация
Тема: «Золотая рыбка»
Цели: формировать художественно-творческие навыки у детей.
Задачи:
- чувство композиции, учить гармонично размещать детали на листе бумаги;
- цветоощущение, учить правильно подбирать цвета;
- мелкую моторику, развивать творческое воображение и фантазию.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1-я часть. Воспитатель, сидя за одним столом с детьми, читает им «Сказку о рыбаке и рыбке», все вместе рассматривают иллюстрации, беседуют о том, что разные художники-иллюстраторы по-разному изображали золотую рыбку, но вместе с тем в их рисунках есть нечто общее – схожий цвет (золотисто-оранжевый), пышный хвост рыбки, часто – маленькая золотая корона на голове.
2-я часть. Педагог мотивирует детей создать изображение золотой рыбки с помощью аппликации.
3-я часть. Работа будет совместная, то есть коллективная. Дети выбирают партнеров для совместной работы, выкладывают изображения золотой рыбки.
4-я часть. Дети рассказывают о своих работах. Воспитатель записывает придуманные ими истории про золотую рыбку в книжку из детских работ и придуманных ими историй под названием «Жизнь и приключения золотой рыбки».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству. Лепка
Тема: «Белочка при всех золотой грызет орех» (пластилинография)
Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.
Задачи:
-обучать приемам работы с пластилином;
-развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса;
-воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1 этап: Воспитатель организует психогимнастику « Рыжие белочки».
Снежинки падают,
Зима пришла.
Рыжие белочки
-Как у вас дела?
-Мы набрали шишек, для своих детишек.
Листьев полное дупло.
Будет им всегда тепло.
Сосульки капают,
Весна пришла.
Рыжие белочки
-Как у вас дела?
-Насушили ягод, чтоб хватило на год.
Вносит рыжую белочку.
-Что еще кроме шишек, грибов и ягод любят белочки?
Воспитатель предлагает угостить белочку орешками . Мотивирует детей сделать изображение белочки, выполнив пластинографию на картоне А4.
2 этап: воспитатель обращает внимание детей на особенности зверька (тело, мордочку, уши, лапки и позу, в которой находиться белка).
-Что значит рыжая белочка? Воспитатель просит определить точнее цвет.
Объяснение работы: перед работой следует слегка разогреть пластилин.
Отрезаем маленький кусочек пластилина, кладем в намеченное место, прижать и слегка размазать.
Воспитатель показывает, как правильно вылепить белочку на картоне.
3 этап: вылепливается изображение белочки. При необходимости воспитатель оказывает помощь.
4 этап. Дополнение композиции деталями – золотыми орешками, зелеными изумрудами, нижними ветками ели.
5 этап. Анализ детских работ. Выставка
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству. Лепка
Тема: «Царевна Лебедь»
Цель: развивать навыки лепки, конструируя фигурку птицы из частей, используя приемы раскатывания, примазывания, прищипывания.
Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", рассматривание иллюстраций к этому произведению, рассматривание картинок и фотографий с изображением птиц.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1 часть. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из сказки, А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
- Скажите, дети, какой вы себе представляете Царевну Лебедь?
Ответы детей.
Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением царевны из сказки А.С.Пушкина.
Воспитатель: Что вы ещё можете сказать о царевне- лебедь, в тот период когда она была птицей.
Ответы детей.
2 часть: Выполнение работы:
Сегодня, мы с вами ребята, приступим к изготовлению сказочной птицы царевны- лебедь из сказки А.С.Пушкина. Сначала изготавливаем основу композиции – своеобразный постамент, на котором будет установлена фигурка лебедя. Это квадратик из картона голубого цвета, на которой изображены голубые волны.
Затем лепим фигурку птицы Лебедя, соблюдая пропорции строения фигуры птицы. Красивые крылья и корону на голову Лебедю.
3 часть: анализ детских работ, выставка.
Кроссворд с отрывками из сказок Пушкина и ключевым словом
1. | п | о | в | а | р | и | х | х | |||
2. | б | у | я | н | |||||||
п | е | т | у | ш | к | а | |||||
4. | з | е | р | к | а | л | ь | ц | е | ||
5. | г | в | и | д | о | н | |||||
д | а | д | о | н |
1. Для слова в четвертой строке вспомним «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла…
…(зеркальце) одно.
2. Слово, которое должно быть записано в первую строку, спряталось здесь:
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая… (повариха)
3. А теперь мы в «Сказке о золотом петушке»:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь… (Дадон)
4. Слово во второй строке связано со строками из «Сказке о царе Салтане…»:
Ты волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна…
Пожалей ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!
Как назывался остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (Буян)
5. В пятую строку вы должны записать слово, которое спряталось здесь?
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грузы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…
И среди своей столицы
С разрешения царицы,
В тот же день стал править он
И назвался – князь … (Гвидон)
6. Осталась третья строка. Ее слово спряталось здесь:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого…(петушка).
Кроссворд с загадками и ключевым словом
Е | Л | И | С | Е | Й | |||||
Б | Е | Л | К | А | ||||||
3. | Б | А | Л | Д | А | |||||
4. | З | Е | М | Л | Я | Н | К | А | ||
5. | Т | К | А | Ч | И | Х | А | |||
Б | О | Г | А | Т | Ы | Р | И |
1.Поскачу хоть на край света за невестою своей,
Ей в любой беде поможет королевич… (Елисей).
2.По зубам орех любой с золотою скорлупой
Мне, затейнице веселой, шаловливой, озорной. (Белка)
3.Он на все руки работник – повар, конюх и плотник.
За жадность попа проучил, с чертей оброк получил. (Балда)
4. Не комфортное жилище, но вполне надежный дом,
Тридцать лет и три года старики прожили в нем. (Землянка)
5. На весь свет смогла б одна
Я наткать вам полотна.
Но черная зависть к сестрице родной
Мне жизнь отравила и сделала злой. (Ткачиха)
6. Мы царевну молодую
Любим, как сестру родную,
Прячем в тереме в лесу,
Бережем ее красу. (Богатыри)
Театрализованное представление
Драматический спектакль, поставленный силами детей по сказке
А.С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке».
Самостоятельная деятельность детей
Для организации самостоятельной деятельности детей воспитатели создали развивающую предметно-пространственную среду, дополнили атрибутами в рамках реализации тематического образовательного проекта «Детям о А.С. Пушкине».
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы пришли в театр»: театральные программки, макеты театральных билетов с указанием ряда и места, модели прожекторов; микрофоны; наушники для редакторов; театральные афиши.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в изоуголке в свободном доступе размещены различные материалы для художественного творчества: простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски и гуашь, бумага разных форм и размеров, раскраски по сюжетам сказок Пушкина.
В книжном уголке в свободном доступе размещены книги со сказками Пушкина разных издательств и разных лет издания, оформленные разными художниками-иллюстраторами, а также сюжетные картинки, которые использовали для сюжетных игр.
Взаимодействие с семьями детей |
Информационный лист для родителей, приглашение на итоговое мероприятие тематического образовательного проекта «Детям о А.С. Пушкине»
Уважаемые родители!
На следующей неделе мы начинаем реализацию проекта «Детям о А.С. Пушкине», посвященный творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.
Мы предполагаем, что проект продлится три недели. Постараемся организовать интересную и доступную для детей творческую деятельность, которая поможет им полюбить поэзию, научит ценить богатства русского языка.
А вам предлагаем организовать совместный с ребенком проект, который позволит направить его познавательную и творческую активность в нужное русло.
Содержанием проекта могут стать:
- совместное чтение с ребенком стихов и сказок Пушкина, беседы о содержании прочитанного, ответы на вопросы ребенка, объяснение ему смысла незнакомых слов:
- разучивание понравившихся вам и ребенку отрывков, стихотворений;
- подготовка мини-спектаклей (возможно, кукольных), разыгрывание сценок из сказок Пушкина, которые вы вместе с ребенком могли бы показать на нашем итоговом мероприятии;
- просмотр мультфильмов по мотивам сказок Пушкина;
- совместная с ребенком работа по созданию рисунка, аппликации, вышивки с изображением сюжетов из сказок Пушкина, их героев.
Результаты нашей с детьми работы в течении всего проекта «Детям о А.С. Пушкине» и ваших совместных проектов мы будем презентовать на итоговом мероприятии – Пушкинских чтениях.
Мы приглашаем вас посетить это мероприятие и при желании вместе с ребенком презентовать результаты вашего совместного проекта!
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители! В группе мы читаем и разбираем сказки Пушкина. Огромная к вам просьба – продолжить эту работу дома.
Прочитайте ребенку «Сказку о рыбаке и рыбке», побеседуйте о ее содержании.
Предлагаем обсудить с вашим ребенком следующие вопросы:
- Как ты думаешь, какими чертами характера обладает старуха? А какими словами описывает Пушкин? (Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, напомните ему те эпитеты, которые применил поэт.)
- А какой характер у старика? Есть ли у Пушкина слова или намеки, позволяющие судить о чертах характера старика?
- как море передает настроение золотой рыбки? («Помутилось синее море», «Почернело синее море», «На море страшная буря».)
- Почему рыбка наказала старуху, отняв у нее все, что дала раньше?
- Какая из русских пословиц лучше всего передает мораль сказки: «Алчешь чужого – потеряешь свое», «Дай с ноготок – запросит с локоток», «Только ума на деньги не купить»?
- Какие устаревшие слова применил Пушкин в своей сказке? Что они обозначают? Почему поэт использовал именно старинные русские слова, а не современные?
Итоговое мероприятие.
Литературный вечер «Чтение стихотворений А.С. Пушкина»
Цель: способствовать углублению приобретенных навыков, повысить интерес и любовь к произведениям А.С. Пушкина, дать новизну впечатлению, создать радостное настроение.
ХОД литературного вечера:
На фоне музыки ребенок читает стихотворения А.С.Пушкина.
1 ребенок Саша Лопатникова:
Я памятник себе воздвиг не рукотворный
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тлень убежий -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один плит.
Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.
В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».
Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.
«И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.»
- Ребята, посмотрите, чей это портрет?
- А.С. Пушкин.
Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня я вам расскажу о детстве и семье Пушкина. Пушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев.
Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.
Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.
Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. С раннего детства он был окружен вниманием и заботой родителей, но в доме Пушкиных были две женщины, которые дарили Александру свою любовь и ласку.
- Кто эти женщины?
Няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, говорила она «окая». И бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая по свидетельству сестры поэта, была ума светлого и по своему времени, образованная, говорила и писала прекрасным языком. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с прекрасным миром поэтического народного вымысла. Это они научили Пушкина понимать поэзию своей страны, любить Россию.
2 ребенок Диана Ширшова:
В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель, которую сама заговорила.
С бабушкой своей, Марией Алексеевной поэт провел детство в Москве в ее поместье Захарове. Маленький Саша любил свою бабушку. Как он ее часто называл?
3 ребенок Данила Федулов:
Ах! Умолчу ль о мамушке своей
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она , духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бову…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Сильно занимали Александра и рассказы о его предках. Мальчик любил посмеяться, пошутить, побегать. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, которые жили в его доме. Бабушка выучила его читать и писать по- русски, учили его и танцам, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Когелю.
Пушкин любил бывать на балах, все его удивляло там и радовало. Вот так он описывает свои впечатления от московского бала:
Музыки грохот, свеч блистанье
Мельканье, вихорь быстрых пар
Красавиц легкие уборы,
Людьми, пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Давайте отправимся с вами на бал. (слушание музыки Л. Боккерини «Менуэт», «Мазурка» фа -мажор М. Глинки)
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремит мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний уже и в эти детские годы были книги. Читал Александр много и жадно. Часто забирался в кабинет отца и читал.
Укрывшись в кабинет
Один я не скучаю.
И часто целый свет
С восторгом забываю.
Александру было 12 лет, когда его родители решили определить его в школу для мальчиков из дворянских семей.
- Как называлась эта школа? (Лицей)
Лицей находился в Царском Селе (г.Пушкин) под Санкт – Петербургом. В лицее Пушкин учился 6 лет, встретил друзей.
Там он начал писать настоящие стихи, среди них оды, эпиграммы, озорные веселые поэмы, дружеские послания.
4 ребенок Даша Кобякова:
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести. Часто свои стихи дополнял рисунками. Он очень любил природу и написал много стихов о природе, временах года и все они наполнены красотой, вдохновением.
5 ребенок Диана Шакина:
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор еще снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:
Синея блещут небеса,
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют,
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют.
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
О лете. 6 ребенок Аня Трубникова:
Утро.
Румяной зарею
Покрылся восток:
В селе за рекою
Потух огонек.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.
О зиме. 7 ребенок Алена Балина
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сковала пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Об осени. 8 ребенок Костя Ильин.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей:
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
Воспитатель Многие стихи положены на музыку ( слушание песни «Зимний вечер» (Буря мглою небо кроет)
9 ребенок Алина Дурасова.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Особый творческий подъем испытывал А.С. Пушкин с наступлением своего любимого времени года (слушание фрагмента «Осенняя песня» П. Чайковского)
Воспитатель Какое любимое время года у А.С. Пушкина?( осень)
Давайте преподнесем подарок Пушкину, споем песню «Сарафан надела осень»
Обыкновенная жизнь, простые люди с их заботами, печалями все больше овладевают вниманием Пушкина, все шире и свободнее входят в его поэзию. Он любил разговаривать с крестьянами, слушать слепцов, поющих старинные песни, любил бывать на шумных ярмарках и народных гуляниях.
( Хоровод в исполнении детей)
Снова, как в детстве, он слушал нянины сказки. « Моя подруга, и с нею только мне не скучно» - писал Пушкин приятелю, живя в Михайловском.
10 ребенок Артем Пигалов.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих натруженных руках.
Воспитатель Теперь он записывал сказки, стараясь сохранить не только сюжет, но и прелесть народной речи.
11 Ребенок Лера Марченкова.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей..
Этими словами Пушкин начинает тетрадь, куда записывает сказки своей няни: «Некоторый царь решил жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась»и другие. На их основе он создал сказки, которые вы все знаете. Назовите их.
Игра «Угадай из какой сказки» (Воспитатель читает отрывки из разных сказок, а потом все стараются отгадать название сказки)
Воспитатель Читая Пушкина, читая его сказки мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.
У Пушкина была большая семья, красавица жена Наталья Николаевна, четверо детей. Он их очень любил, называл нежно «детушками». Пушкин был очень честным, решительным человеком, писал смелые правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых. Нечестных людей. Из-за этого у него были враги, они старались обидеть поэта. А.С. Пушкин не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли (это поединок, где человек защищает свою честь) и погиб от раны.
12 ребенок Арина Андронова читает отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова «Смерть поэта»
Погиб поэт!- невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и с жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Воспитатель Погиб поэт… а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет.
В его честь назван город – Пушкин. Почти в каждом городе есть улица, названная в честь поэта. В Москве, городе его детства, поставлен памятник А.С. Пушкину, есть музей, квартира, где жил поэт.
Дети, вы еще много узнаете об этом великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, почитаете не только сказки, но и повести и романы.
Пушкин учит нас глубоко уважать людей, внимательно и дружелюбно относиться к ним. Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь.
13 ребенок Карина Бойчук:
Пушкин есть и будет с нами
И через сто, и тыщу лет.
Он не померкнет, не увянет...
Все. Великий русский наш поэт
Награждение всех детей книгами А.С. Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшей группы «Мой Пушкин»
проект для старшей группы...
Краткосрочный проект в старшей-подготовительной группе "Пушкин приходит к нам с детства".
Краткосрочный проект в старшей - под...
фото отчет Проект в старшей группе «Путешествие по сказкам Пушкина»
Проект в старшей группе«Путешествие по сказкам Пушкина»...
Проект в старшей группе "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
6 июня исполняется 220 лет со дня рождения великого русского писателя А.С.Пушкина. Поэтому мы решили более подробно познакомиться с этим писателем и его произведениями....
Краткосрочный проект в старшей группе "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, к национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Ро...
Познавательно – творческий Проект «Путешествие сказкам А. С. Пушкина» старшая группа
Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина...
Конспект логоритмического занятия в старшей группедетей с ОНР 3 ур. «Терем - теремок»
«Терем - теремок» Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи: 1. Образовательные: 1. Расширение и уточн...