Конспект занятия по экологии в старшей группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Данилова Светлана Ивановна

Цель:

•        Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:

- вода-источник жизни

Образовательные задачи :

  • дать первоначальные знания о круговороте воды в природе
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов
  • Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать  элементарное представление о процессе фильтрации.
  • Рассказать об источниках питьевой воды.
  •  Дать представление о некоторых видах природных водоемов.

Воспитательные задачи:

•        Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие задачи:

•        Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

•        Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

 

Оборудование :

  • Вода в разных состояниях ( жидком, твердом, парообразном).
  • Морская соль.
  • Схема очистки воды.
  • Схема « Загрязнения воды».
  • Схема « Круговорот воды в природе».
  • Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных   водоемов, рисунки на тему : « Значение воды»
  • Географическая карта мира или глобус.
  • Материалы для очистки воды, фартуки, медали.
  • Фильтровальная бумага, вата, салфетки марлевые и бумажные.

Предварительная работа: проведение опытов на тему: « Свойства воды, очищение воды», разучивание стихотворений, отгадывание загадок, организация выставок рисунков детей « Волшебница вода» и « Вода в природе».Чтение произведения Н.Носова « Приключение Незнайки и его друзей»

Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, опытническая деятельность, наблюдение, иллюстративно – наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадка, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  в старшей группе по экологии на тему:

" Волшебница - вода"

( с элементами экспериментальной деятельности )

Подготовила и провела:

                                                                       Воспитатель  

                                                                       

                                                                       Данилова С.И.                                                  

                     

Арзамас, 2009 год.

Цель:

•        Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:

- вода-источник жизни

Образовательные задачи :

  • дать первоначальные знания о круговороте воды в природе
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов
  • Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать  элементарное представление о процессе фильтрации.
  • Рассказать об источниках питьевой воды.
  •  Дать представление о некоторых видах природных водоемов.

Воспитательные задачи:

•        Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие задачи:

•        Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

•        Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Оборудование :

  • Вода в разных состояниях ( жидком, твердом, парообразном).
  • Морская соль.
  • Схема очистки воды.
  • Схема « Загрязнения воды».
  • Схема « Круговорот воды в природе».
  • Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных   водоемов, рисунки на тему : « Значение воды»
  • Географическая карта мира или глобус.
  • Материалы для очистки воды, фартуки, медали.
  • Фильтровальная бумага, вата, салфетки марлевые и бумажные.

Предварительная работа: проведение опытов на тему: « Свойства воды, очищение воды», разучивание стихотворений, отгадывание загадок, организация выставок рисунков детей « Волшебница вода» и « Вода в природе».Чтение произведения Н.Носова « Приключение Незнайки и его друзей»

Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, опытническая деятельность, наблюдение, иллюстративно – наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадка, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация.

Ход занятия:

Воспитатель: (звучит музыка):  У нас сегодня необычное занятие — праздник волшебной воды. Почему волшебной? Вода бывает разной, она, как и любой волшебник, маг, чародей, владеет искусством превращения: может быстро бежать - в ручейке, плескаться - в море, сверкать - холодными льдинками, носиться в воздухе -горячими капельками пара. Значит, вода - волшебница. Прислушайтесь, и вы услышите звуки воды, звуки моря.

Ребята, вы приготовили рисунки. Все, что изображено на рисунках, - это Вода! Что вы можете рассказать о нашей волшебнице?

1)Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране...

Как сосулька - замерзает.

В дом туманом к нам вползает.

2) Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей,

Рушится потоком селей.

3) На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае...

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Волшебница Вода.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, а вы сможете найти воду  в природе? Где она бывает? Где путешествую? (ответы детей)

Давайте попутешествуем вместе с капельками. Но сначала отгадайте загадку!

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Воспитатель( мама тучка): Пора вам,  детки-капельки, в путь отправляться! Посылаю вас на землю. Пролейтесь дождиком, напоите землю, растения. Попутешествуйте, а потом ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь! Ведите себя хорошо!

Звучит музыка дождя, капельки танцуют.

Воспитатель:  Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки, взявшись парами за руки, играют в игру       «Ручеек»). Встретились разные ручейки и стали большой рекой. (Дети изображают реку) Плыли капельки по реке и вместе с ней попали в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в большой круг и идут в хороводе). Плавали, плавали капельки, но вдруг вспомнили, что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут и Солнышко пригрело.

Появляется Солнышко ( рисунок)

Воспитатель:  Стали капельки легкими, поднялись вверх, испарились под лучами Солнышка, вернулись к маме Туче.

Ребята, вот так как путешествовали сейчас вы, так происходит круговорот воды в природе. ( схема )

Воспитатель: Мы привыкли называть себя землянами, потому что планета наша называется Землей и сам человек живет на твердой земной поверхности.

Но если посмотреть на нашу планету из космоса, то прежде всего в глаза бросается обилие на ней воды. Почти 3/4 поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немногим более 1/4 остается на долю суши, на которой мы и живем. Так что недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она кажется из космоса. Все океаны и моря — это один громадный водоем. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов — в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием — Мировой океан. (Рассматривание глобуса)

Воспитатель: Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода падает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде — снег, лед. Все это — разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку. ( показ воды как жидкость, лед, пар)

Океаны и моря — самые большие водоемы, или хранилища воды на Земле. Всего на нашей планете 4 океана и около 90 морей.

Вода не всегда течет по поверхности Земли, иногда река прокладывает себе русло под землей и пополняет подводные озера. Оттуда вода часто поднимается на поверхность земли через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках всегда очень чистая.

Подводные реки иногда «выныривают» на поверхность, потом вновь уходят под землю, и тогда ученые долго пытаются определить, где же исток и устье у этой реки, где ее начало и конец.

Морская вода — соленая, для питья она не годится. Из воды добывают соль, морская соль очень полезна ( дети рассматривают кристаллики соли).

В воде океана содержатся самые большие в мире запасы золота в растворенном виде.

В морской воде содержится очень много солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Часто простужающимся людям врачи рекомендуют ездить на море, для того чтобы купаться в морской воде, полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди или совсем перестают болеть, или заболевают гораздо реже: так укрепляет организм морская вода.

Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Как мы используем воду дома, в детском саде? ( Этой водой мы моемся, из нее готовим супы, компоты, ею завариваем чай…) Всем зверятам нужна вода: давайте отправимся на болото и посмотрим, что так происходит.

 Физкультминутка : На болоте две подружки,

                                  Две зеленые лягушки,

                                  Утром рано умывались,

                                  Полотенцем растирались,

                                  Ножками топали,

                                  Ручками хлопали,

                                  Вправо, влево наклонялись,

                                  И обратно возвращались.

                                  Вот здоровья в чем секрет

                                  Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель: Мы с вами говорили, что на земле есть много водоемов, в которых собирается и хранится так необходимая нам вода. А какие вы знаете ближайшие к нам водоемы? ( ответы: реки Теша, Сережа, Пруды Мокрый, Запасной)

Каждый водоем — это живой организм. В нем живут, развиваются, рождаются и умирают и растения, и животные. И сама вода в водоеме постоянно меняется. Иногда это зависит не только от времени года или растений и животных, которые в нем живут. Ребята, как люди загрязняют воду?  ( схема).

Изменение воды связано с деятельностью человека. Иногда люди берут из водоемов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязненную, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы. Иногда люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла или банки из-под консервов. Все это сильно вредит жизни водоемов, они заболевают: вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть.

Поэтому, загрязняя водоемы — и большие и маленькие, — люди вредят прежде всего самим себе: они получают меньше чистой воды, меньше рыбы. И поэтому нам особенно надо ценить чистую воду.

Воспитатель: Ребята, вы не слышали, по-моему кто-то стучался? Нет? Но я все же схожу посмотрю. Ребята нам пришло письмо. От кого оно? ( по обратному адресу они определяют, что от Незнайки из цветочного города.)

Текст письма: « Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать».

Воспитатель : Ребята, как мы можем помочь малышам – коротышкам?

- можно отремонтировать водопровод

- привезти чистой воды

- попробовать самим очистить воду.

Воспитатель: С помощью чего мы можем это сделать? ( различные фильтры: вата, бумага, марля, ткань.)

Воспитатель : давайте пройдем в нашу лабораторию. ( дети уточняют последовательность выполнения работы, берут все необходимое и приступают к работе)

На столе у каждого ребенка : емкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки, клеенка.

По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить можно только кипяченую воду.

Воспитатель: Давайте зарисуем схему очистки воды и отправим её в Цветочный город. (составление схемы) Ребята, какое настроение у вас от проделанной работы, почему?

- радостное, потому что я сам очистил воду

- гордое, потому что я помог жителям Цветочного города…

Итог занятия : Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами сегодня говорили, что вы узнали нового?

А сейчас наступает самый важный момент. Дорогие друзья, сегодня вас посвящают в Юные экологи! Эколог – человек, который любит , изучает и бережет природу. Вручаю вам самую первую в вашей жизни награду  - медаль Юного эколога « За помощь в очищении воды»

 «Создание корзины идей»

Дети вместе с воспитателем говорят о том, что нужно делать, чтобы водоемы не загрязнялись. Все предложения детей записываются, и создается «Книга добрых идей и дел».

Воспитатель : Закончить занятие хочу стихотворением:

Всем нужна водичка

И рыбке, и птичке,

И деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу,

И котятам, и тигрятам,

Даже маленьким ребятам.

Везде и всегда

Помогает нам ВОДА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

Тема: «Волшебница вода»Конспект занятия по экологии в старшей группеЦели:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у дет...

Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Волшебница вода"

Конспект Н О Д по экологии для детей старшего возраста в Д О У....

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....