Конспект занятия по экологии в старшей группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель:
• Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:
- вода-источник жизни
Образовательные задачи :
- дать первоначальные знания о круговороте воды в природе
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
- Рассказать об источниках питьевой воды.
- Дать представление о некоторых видах природных водоемов.
Воспитательные задачи:
• Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие задачи:
• Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Оборудование :
- Вода в разных состояниях ( жидком, твердом, парообразном).
- Морская соль.
- Схема очистки воды.
- Схема « Загрязнения воды».
- Схема « Круговорот воды в природе».
- Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных водоемов, рисунки на тему : « Значение воды»
- Географическая карта мира или глобус.
- Материалы для очистки воды, фартуки, медали.
- Фильтровальная бумага, вата, салфетки марлевые и бумажные.
Предварительная работа: проведение опытов на тему: « Свойства воды, очищение воды», разучивание стихотворений, отгадывание загадок, организация выставок рисунков детей « Волшебница вода» и « Вода в природе».Чтение произведения Н.Носова « Приключение Незнайки и его друзей»
Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, опытническая деятельность, наблюдение, иллюстративно – наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадка, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по экологии на тему:
" Волшебница - вода"
( с элементами экспериментальной деятельности )
Подготовила и провела:
Воспитатель
Данилова С.И.
Арзамас, 2009 год.
Цель:
• Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:
- вода-источник жизни
Образовательные задачи :
- дать первоначальные знания о круговороте воды в природе
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
- Рассказать об источниках питьевой воды.
- Дать представление о некоторых видах природных водоемов.
Воспитательные задачи:
• Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие задачи:
• Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Оборудование :
- Вода в разных состояниях ( жидком, твердом, парообразном).
- Морская соль.
- Схема очистки воды.
- Схема « Загрязнения воды».
- Схема « Круговорот воды в природе».
- Фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных водоемов, рисунки на тему : « Значение воды»
- Географическая карта мира или глобус.
- Материалы для очистки воды, фартуки, медали.
- Фильтровальная бумага, вата, салфетки марлевые и бумажные.
Предварительная работа: проведение опытов на тему: « Свойства воды, очищение воды», разучивание стихотворений, отгадывание загадок, организация выставок рисунков детей « Волшебница вода» и « Вода в природе».Чтение произведения Н.Носова « Приключение Незнайки и его друзей»
Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, опытническая деятельность, наблюдение, иллюстративно – наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадка, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация.
Ход занятия:
Воспитатель: (звучит музыка): У нас сегодня необычное занятие — праздник волшебной воды. Почему волшебной? Вода бывает разной, она, как и любой волшебник, маг, чародей, владеет искусством превращения: может быстро бежать - в ручейке, плескаться - в море, сверкать - холодными льдинками, носиться в воздухе -горячими капельками пара. Значит, вода - волшебница. Прислушайтесь, и вы услышите звуки воды, звуки моря.
Ребята, вы приготовили рисунки. Все, что изображено на рисунках, - это Вода! Что вы можете рассказать о нашей волшебнице?
1)Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране...
Как сосулька - замерзает.
В дом туманом к нам вползает.
2) Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
3) На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае...
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Волшебница Вода.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а вы сможете найти воду в природе? Где она бывает? Где путешествую? (ответы детей)
Давайте попутешествуем вместе с капельками. Но сначала отгадайте загадку!
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
Воспитатель( мама тучка): Пора вам, детки-капельки, в путь отправляться! Посылаю вас на землю. Пролейтесь дождиком, напоите землю, растения. Попутешествуйте, а потом ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь! Ведите себя хорошо!
Звучит музыка дождя, капельки танцуют.
Воспитатель: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки, взявшись парами за руки, играют в игру «Ручеек»). Встретились разные ручейки и стали большой рекой. (Дети изображают реку) Плыли капельки по реке и вместе с ней попали в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в большой круг и идут в хороводе). Плавали, плавали капельки, но вдруг вспомнили, что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут и Солнышко пригрело.
Появляется Солнышко ( рисунок)
Воспитатель: Стали капельки легкими, поднялись вверх, испарились под лучами Солнышка, вернулись к маме Туче.
Ребята, вот так как путешествовали сейчас вы, так происходит круговорот воды в природе. ( схема )
Воспитатель: Мы привыкли называть себя землянами, потому что планета наша называется Землей и сам человек живет на твердой земной поверхности.
Но если посмотреть на нашу планету из космоса, то прежде всего в глаза бросается обилие на ней воды. Почти 3/4 поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немногим более 1/4 остается на долю суши, на которой мы и живем. Так что недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она кажется из космоса. Все океаны и моря — это один громадный водоем. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов — в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием — Мировой океан. (Рассматривание глобуса)
Воспитатель: Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода падает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде — снег, лед. Все это — разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку. ( показ воды как жидкость, лед, пар)
Океаны и моря — самые большие водоемы, или хранилища воды на Земле. Всего на нашей планете 4 океана и около 90 морей.
Вода не всегда течет по поверхности Земли, иногда река прокладывает себе русло под землей и пополняет подводные озера. Оттуда вода часто поднимается на поверхность земли через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках всегда очень чистая.
Подводные реки иногда «выныривают» на поверхность, потом вновь уходят под землю, и тогда ученые долго пытаются определить, где же исток и устье у этой реки, где ее начало и конец.
Морская вода — соленая, для питья она не годится. Из воды добывают соль, морская соль очень полезна ( дети рассматривают кристаллики соли).
В воде океана содержатся самые большие в мире запасы золота в растворенном виде.
В морской воде содержится очень много солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Часто простужающимся людям врачи рекомендуют ездить на море, для того чтобы купаться в морской воде, полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди или совсем перестают болеть, или заболевают гораздо реже: так укрепляет организм морская вода.
Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Как мы используем воду дома, в детском саде? ( Этой водой мы моемся, из нее готовим супы, компоты, ею завариваем чай…) Всем зверятам нужна вода: давайте отправимся на болото и посмотрим, что так происходит.
Физкультминутка : На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкультпривет!
Воспитатель: Мы с вами говорили, что на земле есть много водоемов, в которых собирается и хранится так необходимая нам вода. А какие вы знаете ближайшие к нам водоемы? ( ответы: реки Теша, Сережа, Пруды Мокрый, Запасной)
Каждый водоем — это живой организм. В нем живут, развиваются, рождаются и умирают и растения, и животные. И сама вода в водоеме постоянно меняется. Иногда это зависит не только от времени года или растений и животных, которые в нем живут. Ребята, как люди загрязняют воду? ( схема).
Изменение воды связано с деятельностью человека. Иногда люди берут из водоемов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязненную, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы. Иногда люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла или банки из-под консервов. Все это сильно вредит жизни водоемов, они заболевают: вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть.
Поэтому, загрязняя водоемы — и большие и маленькие, — люди вредят прежде всего самим себе: они получают меньше чистой воды, меньше рыбы. И поэтому нам особенно надо ценить чистую воду.
Воспитатель: Ребята, вы не слышали, по-моему кто-то стучался? Нет? Но я все же схожу посмотрю. Ребята нам пришло письмо. От кого оно? ( по обратному адресу они определяют, что от Незнайки из цветочного города.)
Текст письма: « Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать».
Воспитатель : Ребята, как мы можем помочь малышам – коротышкам?
- можно отремонтировать водопровод
- привезти чистой воды
- попробовать самим очистить воду.
Воспитатель: С помощью чего мы можем это сделать? ( различные фильтры: вата, бумага, марля, ткань.)
Воспитатель : давайте пройдем в нашу лабораторию. ( дети уточняют последовательность выполнения работы, берут все необходимое и приступают к работе)
На столе у каждого ребенка : емкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки, клеенка.
По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить можно только кипяченую воду.
Воспитатель: Давайте зарисуем схему очистки воды и отправим её в Цветочный город. (составление схемы) Ребята, какое настроение у вас от проделанной работы, почему?
- радостное, потому что я сам очистил воду
- гордое, потому что я помог жителям Цветочного города…
Итог занятия : Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами сегодня говорили, что вы узнали нового?
А сейчас наступает самый важный момент. Дорогие друзья, сегодня вас посвящают в Юные экологи! Эколог – человек, который любит , изучает и бережет природу. Вручаю вам самую первую в вашей жизни награду - медаль Юного эколога « За помощь в очищении воды»
«Создание корзины идей»
Дети вместе с воспитателем говорят о том, что нужно делать, чтобы водоемы не загрязнялись. Все предложения детей записываются, и создается «Книга добрых идей и дел».
Воспитатель : Закончить занятие хочу стихотворением:
Всем нужна водичка
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И котятам, и тигрятам,
Даже маленьким ребятам.
Везде и всегда
Помогает нам ВОДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"
На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
Тема: «Волшебница вода»Конспект занятия по экологии в старшей группеЦели:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у дет...
Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Волшебница вода"
Конспект Н О Д по экологии для детей старшего возраста в Д О У....
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"
загадки, иллюстрации, о воде, опыты....
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"
Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"
Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....