Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект Н О Д по экологии для детей старшего возраста в Д О У.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_po_ekologii.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Согласованно:
Конспект
занятия по экологии
в старшей группе.
Воспитатель: Новикова Н.В.
2011год
Программное содержание: расширять представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.
Материалы: картинки с изображением осенней природы, диких животных и их детёнышей.
Ход занятие:
Воспитатель: Ребята, какое время года у нас сейчас?
Дети: Время года сейчас осень.
-Что происходит с природой осенью?
- Осенью природа готовится к зиме. Желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
- Но и в лесу животные тоже готовятся к зиме. Отгадайте загадку:
*Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это...(Белочка)
Белка весит 250-350 грамм, длина тела – 20-30 см., хвост длинной 10-17 см. Кстати, красивый, пушистый хвост нужен белке не только для красоты. Она его использует как руль во время прыжков с одного на другое дерево. Она может перепрыгнуть с дерева на дерево, даже если они находятся друг от друга в трех-четырех метрах!
Чтобы так хорошо лазить по деревьям, природа наделила белку большими острыми когтями.
Окрас белок во многом зависит от мест их обитания. Векши, которые проводят большую часть своей жизни в лиственных лесах, имеют рыжевато-красную шубку. У белок, живущих в хвойных лесах шерсть темная – от сплошного черного до буроватого цвета.
Белки – пушные животные, охота на которых ведется из-за их ценного меха. Конечно, шкурка белок не такая, как у куницы или ласки, но все равно хорошо ценится. Линька у векш проходит 2 раза в год – весной и осенью. Летом шерсть у них редкая, жесткая и короткая. Но ближе к зиме они одеваются в густую, мягкую, теплую шубку. В сентябре и до середины ноября проходит смена летней одежды на зимнюю, по направлению от хвоста до головы. Хвост же у белки не линяет и остается пушистым всю беличью жизнь.
Белки – очень шустрые и ловкие зверьки, способные с большой скоростью передвигаться по кронам деревьев. Большую часть своей жизни белки проводят на верхних ярусах леса, на землю спускаются редко. По земле векши «ходят» большими прыжками до 1 метра.
Белки ведут дневной образ жизни, поэтому их часто можно заметить во время прогулок по лесу. Большую часть дня они либо добывают корм, либо греются на солнце. Любимая пища белок – это орехи, желуди, семена хвойных деревьев. Но самое главное лакомство, главный деликатес для белок – это грибы. Часто в лесу осенью можно наблюдать такую картину – развешанные на ветках деревьев грибы. Если вы увидите такое, то знайте, что это дело лап белки! Часть грибочков она съест, а часть запасет на зиму. Белки также как и мыши устраивают кладовые, чтобы пережить голодную зиму. Свои запасы они прячут в дуплах, в расщелинах деревьев, под их корнями и в других местах. Часто эти кладовые находят другие зверьки и птицы, которые не прочь полакомиться этими вкусностями.
Белка
Далеко ещё зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи...
Знает маленький зверёк:
Запасаться надо в срок.
А сейчас мы поиграем с вами в игру: «Кто что ест?»
Ребята подбирают для животных соответствующие картинки: для белки- орехи, грибы, жёлуди, для медведя – малина, мёд, рыба ит.д.
Дидактическая игра «Найди и назови маму!»
Ребята подбирают к картинкам детёнышей животных, картинки с изображением их мам и называют их.
Вот и закончилось наше путешествие я думаю что животные хорошо подготовились к зиме и переживут её, но человек должен в силу своих возможностей помогать животным.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
23 июня 2011 - Вера Синозорцева
Тема: «Волшебница вода»
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Цели:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Предварительная работа:
Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
Рассматривание глобуса, карты мира
Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
Оборудование и материал:Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка».
Ход занятия:
В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
I Игровой практикум: «Мама тучка»
В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
В: А кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: Я капелька
В: Как зовут тебя?
Дев: Меня зовут Капитошка.
В: А зачем ты к нам пришла?
Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.
II Дети идут по группе и делают остановки.
I-уголок природы - возле растений.
Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)
II-аквариум - приклеивают капельку.
III-мойка в подсобном помещении
Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)
IV –игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? Зачем?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)
V-туалетная комната
Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)
VI – У стола, где стоит кувшин с водой.(приклеивают капельку)
В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?
Повтори… Повтори…
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории
III Основная .Исследование «Волшебная вода»
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Д: Слушать воспитателя
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)
Исследования
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.
В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с нашей бумагой?
Д: Гряная стала
В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Д: В чистой
В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод – Вода прозрачна.
2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод – не имеет запаха и без вкуса.
3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это?
Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.
В: Каким становится он?
Д: Сладкий
В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
-прозрачность
-нет запаха
-без вкуса
- растворитель.
Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
IV Творческая работа
В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.
Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить).
Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Р: Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Капитошка:
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без меня вам не прожить!
Вы меня в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!
В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.
Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).
На этом наше занятие закончено.
Предыдущие статьи:
Конспект занятия по валеологии. «Наши верные помощники».
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «По всей России обелиски как души, рвутся из земли»
Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Комнатные растения»
Задачи:
1. Способствовать становлению у детей ценностного отношения к комнатным растениям, как к зеленым друзьям.
2. Содействовать обогащению познавательного и эстетического восприятия детьми комнатных растений.
3. Подвести детей к осознанию основных потребностей комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей.
4. Содействовать развитию мотивов исследовательской, природоохранной и трудовой деятельности.
5. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.
Оборудование:таз, лейка с водой, тряпочки, кисточки, клеенки, удобрения (яичная скорлупа, луковая шелуха, карточки-символы.
Предварительная работа: наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание стеблей и листьев у разных растений. Разучить с некоторыми детьми загадки о комнатных растениях для д\игры.
Ход занятия
Приветствие
На столе стоят комн. растения. Дети, которые предварительно выучили загадки выходят по очереди и рассказывают их. Другие дети-отгадывают.
Фиалки
Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто мы.
На окошке мы стоим, Вас порадовать хотим
И глядим всегда на вас
Синевою добрых глаз.
Бальзамин
С добрым утром, вас, друзья. Отгадайте, кто же я?
На окне цветочков много,
Только мокрый я один,
Поливайте дети, чаще
Ваш любимый. (бальзамин)
Кактус
Вас приветствую, ребятаю Встречи с вами очень рад я.
Я цветок-забавный ежик,
Хоть без ручек и без ножек.
Жил в пустыне я всегда,
Где отсутствует вода.
А теперь живу в горшочке
Ваш зеленый я дружочек.
Алое
Посылаю вам привет,
Как зовут меня узнайте,
Вы загадку отгадайте,
Дайте детки мне ответ.
Я зеленое, небольшое,
Колючие и кривое.
Но, в общем-то я симпатичное,
И лекарство из меня отличное!
Амазонская лилия
Стройный нежный стебелек,
Среди зеленых листьев
А на нем цветы цветут,
Белоснежной кистью.
Герань
Здравствуйте, девчонки. Здравствуйте, мальчишки.
Листья мои пушистые,
Букеты мои душистые,
Цвету я круглый год,
Кто первый меня назовет?
Молодцы, все загадки отгадали.
-Мне кажется, что не все цветы сегодня радуются с нами. В выходные дни с ними что-то случилось.
-Вы как думаете? (ответы детей)
Как вы догадались?
-Могут ли растения поговорить с нами на нашем языке? Рассказать о своих радостях и огорчениях?
-Как же вы понимаете о чем растения хотят рассказать или попросить о чем-либо? (ответы детей)
-Что же нам делать? Сможем ли мы помочь растениям? (ответы детей)
-Как вы думаете, все ли растения требуют одинакового ухода?
Карточки помощники. (вспоминаем, какие растения требуют того или иного ухода)
-Растения не только требуют ухода, но их еще и подкармливают.
-Что такое подкормка? (ответы детей)
Если дети затрудняются, заглядываем в энциклопедию.
Пальчиковая игра "Цветок"
Наши красные цветки
Расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши красные цветочки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Удобрение растений
-А вы знаете, чем можно удобрять растения? (ответы детей)
-Для этого есть специальные удобрения. но они химические. Ими можно пользоваться только взрослым.
-На столе лежат предметы: яичная скорлупа и луковая шелуха.
-Как вы думаете, как ими подкармливают растения? (ответы детей)
Яичная скорлупа богата кальцием, который необходим растениям.
Луковая шелуха лечит землю от мелких вредителей.
-Перед занятием я занесла снег в группу. Посмотрите, что с ним стало? (ответы детей). Талый снег-грязный. Конечно же пить его нельзя, может принести вред здоровью. А комнатным растениям снеговая талая вода принесет пользу, т. к в ней все микроэлементы.
-Сейчас можете выбрать себе тот цветок, за которым вы хотели бы ухаживать.
Уход и подкормка.
-Посмотрите, какие растения стали ухоженными, листья заблестели. А что же еще они от нас ждут? (ответы детей)
-Конечно же, ласковых слов.
Дети говорят своим зеленым друзьям ласковые слова.
-А теперь прислушайтесь, что-то ваш цветок хочет вам шепнуть. Послушайте.
-Саша, что тебе шепнул цветок?
-Аня, а тебе?
- А как вы думаете, есть ли у растений характер, как у людей?
-Люди, например, бывают гордыми, заботливыми. Еще какими? (внимательными, щедрыми)
Д\И " Узнаем характер растения"
Щедрое-бальзамин (много цветов)
Заботливое-алое (лечебное растение) и т. д.
-Вот мы и позаботились о своих друзьях. Так и поступают настоящие друзья.
-А я для вас приготовила сюрприз, а какой, вы узнаете завтра утром.
(Приготовить знаки-символы:
-поставь меня ближе к солнцу
-скажи мне ласковое слово
-не поливай меня
-полей
Дети на следующее утро определяют состояние растения и наклеивают на горшочки те знаки-символы, которые им необходимы.
[/b]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии для старшей группы «Волшебница водица»
Конспект занятия по экологии в старшей группе«Волшебница водица»Воспитатель: Антонова Ирина Юрьевна2013г.г. ЛуховицыПрограммное содержание:1. Изучить свойства воды.2. Развивать навыки проведения...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
Тема: «Волшебница вода»Конспект занятия по экологии в старшей группеЦели:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у дет...
Конспект занятия по экологии в старшей группе "Волшебница вода"
Цель:• Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:- вода-источник жизниОбразовательные задачи :дать первоначальные знания о круговороте воды...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода".
Конспект по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода" разработан для проведеняи с детьми занятия о свойствах воды, о значении воды в жизни человека, также в ходе занятия проводятся лаборато...
конспект занятия по экологии в старшей группе "Волшебница вода"
в ходе занятия дети знакомятся со свойствами воды, через проведение опытов. также дети учатся делать выводы и анализировать....
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода» Цели:Образовательные:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода раствори...
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода».
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»....