отчет учителя-логопеда Алексеевое Е.Е. за 2015-2016 учебый год
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями. ЗАДАЧИ ЦЕЛЬ Дети с нарушениями речи зачисляются в логопедические группы решением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на 2 года. У нас работают 2 группы (старшая и подготовительная) для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и с общим недоразвитием речи (ОНР). коррекционно-образовательного процесса Формирование правильного произношения нарушенных звуков Развитие артикуляционной моторики; Развитие силы и продолжительности воздушной струи; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие умения производить слова сложной слоговой структуры; Развитие фонематического слуха и восприятия; Предупреждение нарушений письма и чтения; Обогащение и развитие лексико-грамматического строя речи; Развитие навыков связной речи. А так же: оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям); научно-методическая помощь воспитателям и специалистам МБДОУ.
Свою работу реализую по следующим направлениям: организационное направление диагностическое методическое Коррекционно-развивающее Работа с родителями Работа с педагогами самообразование Участие в конкурсах
ОРГАНИЗАЦИОННО - ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. РЕЗУЛЬТАТ ОБСЛЕДОВАНИЯ Речевые карты Карты динамики развития речи Индивидуальный план работы на каждого ребенка
Документация График работы учителя-логопеда Алексеевой Е.Е.; Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда Алексеевой Е.Е.; список детей с заключениями на начало, середину и конец года (старшая и подготовительные группы); Перспективные планы работы на учебный год (старшая и подготовительная группы); Календарно-тематические планы логопедических занятий (старшая и подготовительная группы); Журнал «Учета посещаемости учащимися логопедических занятий»; Журнал взаимосвязи с родителями и педагогическим коллективом; Расписание логопедических занятий; Планы индивидуальной логокоррекционной работы с воспитанниками на учебный год; Тетрадь индивидуальных и подгрупповых игровых сеансов в старшей и подготовительной группах; Индивидуальные тетради воспитанников старшей и подготовительной группах; Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей; Паспорт логопедического кабинета; Портфолио учителя-логопеда Алексеевой Е.Е. План самообразования учителя-логопеда Алексеевой Е.Е. Своевременно были оформлены документы:
Наполняемость логопедических подгрупп составила: 18 детей - старшая группа 18 детей - подготовительная группа
С целью выявления детей с речевой патологией на протяжении всего учебного года проводилось первичное логопедическое обследование речи детей 4-5 лет. Все дети, нуждающиеся, в логопедической помощи были взяты на учёт и направлены на ПМПК, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду. Всего было обследовано 49 детей. И них 35 направлены на ПМПК. В середине года приняла участие в ПМПК с целью представления детей средних групп обследованных в течение года. ПМПК
ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Приоритетными программами для логопедических групп являются: Программа обучения и воспитания детей с ФФН Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Программа обучения детей с ФФН Г.А. Каше, Т.Б. Филичева
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Так же в своей работе я использую методические разработки: Галина Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно»; О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»; «говорим правильно в 6-7 лет»; В.М. Акименко «Обучение детей грамоте в классах преддошкольной подготовки»; Т.Б. филичева . Т.В. Туманова «дети с ФФН»; З.Е. Агранович . Сборник домашних заданий в помощь логопедам; Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова дети с ОНР; Л.Н. Смирнова логопедия в детском саду; Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР ; И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром и других авторов.
В течение года принимала участие в педсоветах, посещала семинары, принимала участи в Городских методических объединениях, работала в интернет пространстве с целью повышения квалификации педагогического мастерства. Педагогические советы Проектная деятельность в детском саду «Как подружиться с книгой?» «Совместная работа учителя-логопеда, воспитателя и родителей»
Городские Методические Объединения «Интеграция образовательных областей путем использования технологии проектной деятельности» Проектная деятельность в детском саду «Как подружиться с книгой?»
Интернет Создала персональный сайт в социальной сети ( nsportal . ru ) Опубликовала методическую разработку: НОД Дифференциация звуков З-Зь . Буква З «Подарки для Зои и Зины». Создала персональную страницу на сайте детского сада «Светлячок» Опубликовала проект « Литературная Москва ».
Систематически улучшала оснащённость логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана. Подбирала методическую и коррекционную литературу и пособия, в помощь воспитателям и родителям.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В старшей и подготовительной логопедических группах фронтальные занятия проводились 4 раза в неделю: Подготовка к обучению грамоте Развитие лексико-грамматических компонентов языка Развитие связной речи Формирование графо-моторных навыков Занятия по исправлению звукопроизношения (индивидуальные, подгрупповые) проводились 2-4 раз в неделю. Массаж органов артикуляции Артикуляционная гимнастика Постановка звуков Автоматизация и дифференциация звуков Развитие фонематического восприятия Выработка речевого дыхания Развитие ВПФ и мелкой моторики Развитие звуко-слогового анализа
В течение учебного года были проведены открытые мероприятия: НОД НОД по подготовке к обучению грамоте Звуки М-Мь . Буква М. «Путешествие в Звукоград » (подготовительная группа) для родителей НОД по развитию речи и художественному творчеству «У кормушки» (старшая группа) для педагогов НОД по подготовке к обучению грамоте Звука З-Зь . Буква З. «Подарки для Зои и Зины» (старшая группа) для родителей
НОД по подготовке к обучению в школе «Путешествие в космос» (подготовительная группа) для учителей НОД Н ОД по подготовке к обучению грамоте и развитию речи «Викторина Что? Где? Когда? Сказочный калейдоскоп» (подготовительная группа) для педагогов НОД по развитию связной речи «с днем рождения Машенька!» (подготовительная группа) для родителей
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) Планируя свою работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами. В начале учебного года в старшей и подготовительной группах создала «родительские блоги » по средствам интернет ( whataApp ) для регулярного обмена информацией. В течение учебного года… «Что необходимо читать дошкольникам?» (подготовительная группа). На консультации представила родителям памятки «Как развить любовь к чтению?» Консультация-практикум для родителей «С книгой по жизни» (подготовительная группа) «Взаимодействие с родителями в проектной деятельности» (старшая группа). «Какие бывают кормушки?» (старшая группа ) Провела консультации
В течение года проводились индивидуальные консультации для родителей: «Автоматизация поставленных звуков», «Выполнение рекомендаций логопеда», «обучение грамоте», «профилактика дизграфии ». На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам. Задачи воспитания и обучения детей с ФФНР (старшая и подготовительная группы). Провела анкетирование родителей воспитанников подготовительной группы «Книга в вашем доме». Сообщила цель и задачи обучения и воспитания. Представила тематический и перспективный планы работы на год. Осветила необходимость совместного взаимодействия для преодоления речевых трудностей. Готовность детей к школьному обучению (подготовительная группа). Провела анкетирование родителей «Насколько ребенок готов к школьному обучению?». Предложила родителям памятки для успешного обучения в первом классе. Осветила виды готовность к школьному обучению. Игры и игрушки для развития мелкой моторики и воздушной струи (старшая группа). Организация ПМПК (средние группы) Посетила Родительские собрания
Совместно с детьми родители изготовили: Старшая группа Организация дежурств в «птичьей столовой». Изготовление календаря дежурств. Акция «Строим птичью столовую » - изготовление кормушек для зимующих птиц Акция «С каждого по зернышку – сбор корма для птиц». Изготовление плакатов «Как помочь птица зимой» Тематическая прогулка с родителями «Синица-именинница» Распространение листовок «Как помочь птицам зимой»
Совместно с детьми родители изготовили: Подготовительная группа Создание плакатов: «Книга – лучший друг» Фотовыставка «Я и моя домашняя библиотека» Изготовление «книжки-малышки» Изготовление дидактических и настольных игр «Сказочная игра» Сбор фантиков для оформления альбома «Сладкая сказка» Создание сказки: «Сказка про самого себя».
Размещение объявлений. Наглядная информация Оформление ширмы - «птицы – наши друзья». Оформление ширмы – «Синичкин день».
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ В течение года вела тесное сотрудничество с воспитателями логопедических группы по вопросам развития и обучения детей. Совместная работа осуществлялась на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставились в известность на протяжении всего года. Систематически педагоги информировались о специфике содержание коррекционной работы с детьми, получали информацию об успехах и неудачах детей. Во второй половине дня воспитатели проводили вечернее занятие по заданию логопеда. На занятии воспитатели закрепляли с детьми знания в соответствии с тематическим планом недели и автоматизировали поставленные мной звуки. Так же воспитатели, в течение всего дня, следили за правильностью произношения поставленных звуков, поправляя детей в случае необходимости. В течение года совместно с воспитателями и детьми старшей и подготовительной группами посетили школьную и городскую библиотеки.
Совместная работа учителя-логопеда с музыкальным руководителем заключалась в том, что на занятиях музыки дети автоматизировали поставленные звуки. Совместный подбор речевого материала к утренникам, развлечениям велся с учетом индивидуальных особенностей детей, что позволяло давать правильную речевую нагрузку детям. На музыкальных занятиях у детей с речевой патологией происходило развитие двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитание и устранение речевых нарушений. Приняла участие в осеннее утреннике младшей группы «Жил-был у бабушки…». Исполнила роль козлика Приняла участие в новогодних утренниках средних групп «Дед мороз тебя мы ждем». Исполнила роль волка.
САМООБРАЗОВАНИЕ Выбрала и подготовила тему по самообразованию: «Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС». Реализовала два проекта Тематический проект в подготовительной группе «Как подружиться с книгой Тематический проект в старшей группе «Зимующие птицы – наши друзья», «По следам синички»
Приняла участие в ВЕБИНАРАХ
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ, НАГРАДЫ В течение года приняла участие во II Всероссийской экологической акции «Помоги птицам зимой!» совместно с детьми и самостоятельно. Являлась председателем жюри. НОМИНАЦИИ:
Приняла участие в премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье». НОМИНАЦИИ: Зеленый регион с проектом «Зимующие птицы - наши друзья» Больше, чем профессия с проектом «Как подружиться с книгой»
Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о состоянии речи детей: Количество поступивших детей: 36 человек ФФНР с элементами ОНР – 1 (3%) ФФНР с дизартрическим компонентом – 20 (58%) ФФНР с элементами ОНР и дизартрическим компонентом – 8 (20 %) ОНР II - III ур .- 0 ОНР II - III ур . с дизартрическим компонентом - 7 (19%)
Динамика развития речи за 2015-2016
Группа Количество детей, поступивших в группу Выпущено Рекомендовано направить Выбыло по разным причинам Всего Логопедические заключения Всего С чистой речью Со значительными улучшениями Без улучшений В массовую школу В массовую школу (занятия логопеда) В специальный класс (школу) На дополнительный курс обучения в ДОУ в группе д /сада ФФНР С элементами ОНР ФФНР с дизартрическим компонент ОНР I-II уровень ОНР II - III уровень ОНР II - III Уровень с дизартрическим компонентом Подгото-витель ная 18 1 13 2 - 2 17 15 3 - 15 2 - 1 0 Старшая 18 - 7 6 - 5 - - - - - - - - Всего 36 1 20 8 - 7 17 15 3 15 2 - 1 0 Отчет о работе учителя-логопеда Алексеевой Е.Е. в группах компенсирующего вида за 2015-2016 учебный год
Продолжать формирование правильного произношения у детей; Продолжать развитие фонематических представлений, как предпосылку к овладению грамотой; Продолжать работу по совершенствованию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи; Разработка и реализация проекта по грамоте «Путешествие по Звукограду » в подготовительной к школе группе; Организация и проведение совместно с детьми и их родителями выставок, поделок на тему «С буквой подружусь – чисто говорить учусь»; Проведение консультаций для родителей; На сайте детского сада (в собственном блоге ) и уголке для родителей помещать советы, рекомендации по воспитанию и коррекции речи у детей, размещать практический материал; Продолжать оформлять логопедический кабинет; Продолжать изготавливать пособия своими руками для автоматизации звуков в слогах, изолированно, для определения места звука в слове (из фетра и другого материала); Продолжать изготавливать дидактические игры для развития фонематического слуха и восприятия, автоматизации звуков в словах и тексте, для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи, пособия для развития других психических функций (внимание, память, мышление); Прохождение курсов повышения квалификации; Пройти профессиональную переподготовку по курсу «Менеджмент»; Посещение вебинаров , семинаров по специальности в течение года; Посещение заседаний Городского Методического Объединения психологов с целью повышения квалификации педагогического мастерства; Внедрение информационных компьютерных технологий в работу с детьми по развитию лексико-грамматического строя речи, автоматизации поставленных звуков. Задачи на следующий учебный год (2016-2017)
за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...
Рабочий план учителя - логопеда ДОУ Утемишевой Галины Касимовны на 2015 - 2016 уч.г.
Представлен материал рабочей прогораммы по ФГОС учителя - логопеда Утемишевой Галины Касимовны...
Аналитический отчет о работе подготовительной группы №4 за 2015-2016 учебный год.
Большая часть детей группы находятся в едином коллективе с первой младшей и со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоо...
Отчет о проделанной работе педагога-психолога за 2015-2016 год
Отчет о проделанной работе педагога-психолога дошкольного учреждения за 2015-2016 год...
Аналитический отчет учителя-логопеда Кияшко А.В. о проделанной работе за 2015-2016 учебный год.
Аналитический отчет учителя-логопеда Кияшко А.В. о проделанной работе за 2015-2016 учебный год....
Отчет о работе методического объединения воспитателей за 2015 - 2016 учебный год
Подробный отчет руководителя МО о работе методического объединения за 2015 - 2016 учебный год...