«Использование художественной литературы в познавательном и речевом развитии дошкольников» Консультация для воспитателей.
консультация

Лимаренко Виктория Викторовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_0.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вид № 14»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, РТ

«Использование художественной литературы в познавательном и речевом развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей.

                                                     Подготовил:

                                                         воспитатель

                                                           Лимаренко Виктория Викторовна

г. Нижнекамск

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень  овладения лексической системой  языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский).

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

 Например, потешки и колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся  звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический  слух, помогают запоминать слова и выражения.

А сказки? «Слушаю сказки – вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А.С. Пушкин).

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой - «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

При работе со сказкой можно использовать ряд приёмов, способствующих более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

  1. Повторное чтение отрывков из текста сказки. Так ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
  2. Пересказ отдельных эпизодов. Рассказывая сказку, ребёнок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.
  3. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
  4. Драматизация.  М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, Е. М. Струнина, Т. Б. Филичева, В. И. Яшина и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова».
  5. Подбор определений к  персонажам сказки (событию, явлению, предмету). Можно использовать игры «Найди подходящие слова», « Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая  лиса), «Придумай похожие слова».
  6. Разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой и различный контекст (собачий хвост - собачий характер).
  7. Объяснение этимологии слова. В сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (закоулочки).
  8. Придумывание сказки от фразеологизма.

Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка. 
Отгадывание и придумывание загадок  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для создания метафорического образа (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм («идут часы»), льёт дождь («идёт дождь»).

В загадке  слова сопоставляются, объединяются друг с другом: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы). «Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка». (Дождь).

Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы когда идём, стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).

Итак, художественная литература и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.

Библиографический список

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы

Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспи...

Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности  и эстетическое развитие ребенка.Ра...

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)

Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей.

               В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной ...

Роль игры в речевом развитии дошкольников (Консультация для воспитателей)

Игра является основным и очень действенным инструментом в развитии речи дошкольников....

«Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника» Консультация для воспитателей

Для успешного развития речи ребёнка необходимо комплексное воздействие всех компонентов, влияющих положительно на её качественную и содержательную сторону.  Одним из таких средств является театра...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»....