"Веселые медузки"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_veselye_meduzki.docx | 866.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 46
«КОТ В САПОГАХ»
УТВЕРЖДАЮ:
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МАДОУ г. Нижневартовск ДС №46 «Кот в сапогах» Протокол №1от 27.08.2015г. | Заведующий МАДОУ г. Нижневартовск ДС №46 «Кот в сапогах» ___________ Г.Н. Федотова приказ от 27..08.2015г.№139 |
ПРОГРАММА
дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по аквааэробике
Составитель: Гусакова А.Р.
инструктор ФИЗО(плавание)
первой квалификационной категории
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Цели и задачи Программы
- Планируемые результаты
- Объем образовательной нагрузки
- Содержание Программы
- Организационно-педагогические условия
- Учебный план
- Расписание занятий
- Календарный учебный график
- Программно-методическое обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Мониторинг
Список литературы
Приложения
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование дополнительной образовательной услуги | Программа дополнительной образовательной деятельности проведения занятий по аквааэробике |
Основание для разработки Программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Постановления Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155); - Н.Ж. Булгаковой «Водные виды спорта»; - А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». |
Заказчик Программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах», родители (законные представители) воспитанников |
Разработчик Программы | Гусакова А.Р, инструктор ФИЗО (плавание) первой квалификационной категории |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет) |
Цель Программы | Повышение эффективности процесса психо-эмоционального и физического развития детей средствами аквааэробики. |
Задачи программы | Учить детей технике фигурного плавания. Развивать координацию движений, чувство ритма, умение управлять телом в воде. Воспитывать художественный вкус, позитивное отношение к занятиям в бассейне. |
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МАДОУ г. Нижневартовск ДС №46 и родительской общественностью. Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:
|
Механизм реализации Программы | Администрация ДОУ:
|
Краткая характеристика Программы | В программе рассматриваются задачи физкультурно - оздоровительного воспитания направленные на формирование основных физических качеств организма ребёнка, и оздоровления детей 5-8 лет. Представлен учебный план занятий и учебно- тематическое планирование по аквааэробике, критерии оценки и требования к уровню подготовки детей. |
- Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы определена особой социально – экономической и социально – гигиенической ситуацией как в Ханты-Мансийском автономном округе, так и в городе Нижневартовске: в последние десятилетие отчетливо наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому работа по укреплению и сохранению здоровья детей и коррекция имеющихся нарушений является одним из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Образование и здоровье».
Статистика приема детей в наше учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (ОНР) I, II, III уровней (моторная алалия и выход из нее), осложненным разными типами дизартрий. У детей с тяжелыми нарушениями речи отставание от возрастных норм в развитии двигательных функций обнаруживается в 70-75% случаев и составляет в среднем 1-2 года.
Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития. Всестороннее обследование двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи позволило обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития.
Еще одной из причин, приводящих, к ухудшению здоровья является недостаточно подвижный образ жизни детей. Все таки они большую часть времени проводят в одном и том же положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой проблемы в опорно – двигательном аппарате.
Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих МАДОУ, была создана программа дополнительной образовательной деятельности по аквааэробике «Веселые медузки».
Аквааэробика - это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.
При выполнении упражнений в воде задействовано большое количество мышц, что обеспечивает их гармоничное развитие.
Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость.
Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм: формирование “мышечного корсета”, предупреждение искривлений позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности, подверженности простудным заболеваниям.
Аквааэробика для детей включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде.
1.1. Цели и задачи
Целью Программы является повышение эффективности процесса психоэмоционального и физического развития детей средствами аквааэробики.
Для достижения для достижения необходимо решение следующих задач:
- Учить детей технике фигурного плавания.
- Развивать координацию движений, чувство ритма, умение управлять телом в воде.
- Воспитывать художественный вкус, позитивное отношение к занятиям в бассейне.
1.2. Планируемые результаты
В ходе реализация программы предполагает получение следующих результатов:
- Дети на достаточном уровне овладеют техникой фигурного плавания;
- У детей будет развита координация движений, чувство ритма, умение управлять телом в воде;
- У детей будет сформирован художественный вкус, сформируется позитивное отношение к занятиям в бассейне.
Итоги реализации программы дополнительной образовательной деятельности подводятся в форме открытого занятия «Веселые медузки».
Сроки реализации Программы – 1 год.
1.3. Объем образовательной нагрузки
Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября 2015 у.г. по май 2016 у.г.) детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Количество детей в группе – 10 человек.
- Содержание Программы
Месяц № | Занятия № | Тема | Программные задачи | Методические приёмы |
IX | 1 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью, сопротивлением воды. Обучение правильному дыханию во время выполнения упражнений. | Объяснение. Звуковой сигнал. Команды. Непосредственная помощь |
2 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №1 (Приложение1) | Показ Зрительные и звуковые ориентиры Упражнения-повторения | |
3 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Показ. Игры: «Считалка», «Эстафета с мячиком» (Приложение 2) | |
4 | Мониторинг | Выявление уровня развития физических качеств | Анализ | |
X | 5 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды. Непосредственная помощь |
6 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №2 (Приложение1) | Зрительные и звуковые ориентиры Упражнения-повторения | |
7 | Плавательные упражнения | Закрепление плавательные навыки (всплытие и лежание на воде, «Стрела», «Звезда на груди») | Разучивание по частям. Приказание. Устранение ошибок | |
8 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие силовых способностей | Имитация Упражнения-повторения | |
XI | 9 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды |
10 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №3 (Приложение 1) | Имитация. Непосредственная помощь | |
11 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Игры: «Подводные лодки», «Зеркальце», «Поезд в туннель», «Пятнашки с поплавками». (Приложение 2) | |
12 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие выносливости | Показ Зрительные и звуковые ориентиры | |
XII | 13 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Комплекс №4 (Приложение1) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды Устранение ошибок |
14 | Плавательные упражнения | Закрепление плавательных навыков (упражнения «звезда», «поплавок») | Показ Имитация. Приказание. Непосредственная помощь | |
15 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Зрительные и звуковые ориентиры. Игры: «Кто выше прыгнет», «Быстрая тройка» (Приложение 2) | |
16 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие гибкости | Показ Имитация. Непосредственная помощь | |
I | 17 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды Устранение ошибок |
18 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №5 (Приложение1) | Зрительные и звуковые ориентиры Имитация | |
19 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Игры: «Подводные лодки», «Зеркальце», «Поезд в туннель», «Пятнашки с поплавками». (Приложение 2) | |
II | 20 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды |
21 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №6 (Приложение 1) | Имитация. Упражнения-повторения Непосредственная помощь | |
22 | Плавательные упражнения | Закрепление плавательных навыков (скольжение) | Непосредственная помощь | |
23 | Упражнения на развитие физических качеств | Развить силу и координацию движений | Имитация | |
III | 24 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развить чувство ритма. Повысить жизненную ёмкость лёгких. Комплекс №7 (Приложение 1) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды |
25 | Плавательные упражнения | Закрепить плавательные навыки (лежание на воде, скольжение) | Упражнения-повторения Зрительные и звуковые ориентиры | |
26 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма | Игры: «Искатели сокровищ», «Морской бой». (Приложение 2) | |
27 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие выносливости и чувства равновесия | Упражнения-повторения. Показ Имитация | |
IV | 28 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Объяснение. Звуковой сигнал. Команды Устранение ошибок |
29 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №8 (Приложение1) | Непосредственная помощь Упражнения-повторения | |
30 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Зрительные и звуковые ориентиры. Игры: «Подводные лодки», «Зеркальце», «Поезд в туннель», «Пятнашки с поплавками». (Приложение 2) | |
31 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие силы и выносливости | Показ Имитация Упражнения-повторения | |
V | 32 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Объяснение. Звуковой сигнал. Команды |
33 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. | Имитация. Непосредственная помощь | |
34 | Плавательные упражнения | Закрепить плавательные навыки («Звезда», «Поплавок», «Стрела на груди» ) | Устранение ошибок Приказание. | |
35 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Игры: «Карлики и великаны», «Пятнашки» (Приложение 2) | |
36 | Мониторинг | Выявление уровеня развития физических качеств | Анализ |
Месяц № | Занятия № | Тема | Программные задачи | Методические приёмы |
IX | 1 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью, сопротивлением воды. Обучение правильному дыханию во время выполнения упражнений. | Объяснение. Звуковой сигнал. Команды. Непосредственная помощь |
2 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №1 (Приложение1) | Показ Зрительные и звуковые ориентиры Упражнения-повторения | |
3 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Показ. Игры: «Считалка», «Эстафета с мячиком» (Приложение 2) | |
4 | Мониторинг | Выявление уровня развития физических качеств | Анализ | |
X | 5 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды. Непосредственная помощь |
6 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №2 (Приложение1) | Зрительные и звуковые ориентиры Упражнения-повторения | |
7 | Плавательные упражнения | Закрепление плавательные навыки (всплытие и лежание на воде, «Стрела», «Звезда на груди») | Разучивание по частям. Приказание. Устранение ошибок | |
8 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие силовых способностей | Имитация Упражнения-повторения | |
XI | 9 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды |
10 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №3 (Приложение 1) | Имитация. Непосредственная помощь | |
11 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Игры: «Подводные лодки», «Зеркальце», «Поезд в туннель», «Пятнашки с поплавками». (Приложение 2) | |
12 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие выносливости | Показ Зрительные и звуковые ориентиры | |
XII | 13 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Комплекс №4 (Приложение1) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды Устранение ошибок |
14 | Плавательные упражнения | Закрепление плавательных навыков (упражнения «звезда», «поплавок») | Показ Имитация. Приказание. Непосредственная помощь | |
15 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Зрительные и звуковые ориентиры. Игры: «Кто выше прыгнет», «Быстрая тройка» (Приложение 2) | |
16 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие гибкости | Показ Имитация. Непосредственная помощь | |
I | 17 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды Устранение ошибок |
18 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №5 (Приложение1) | Зрительные и звуковые ориентиры Имитация | |
19 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Игры: «Подводные лодки», «Зеркальце», «Поезд в туннель», «Пятнашки с поплавками». (Приложение 2) | |
II | 20 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды |
21 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №6 (Приложение 1) | Имитация. Упражнения-повторения Непосредственная помощь | |
22 | Плавательные упражнения | Закрепление плавательных навыков (скольжение) | Непосредственная помощь | |
23 | Упражнения на развитие физических качеств | Развить силу и координацию движений | Имитация | |
III | 24 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развить чувство ритма. Повысить жизненную ёмкость лёгких. Комплекс №7 (Приложение 1) | Показ Объяснение. Звуковой сигнал. Команды |
25 | Плавательные упражнения | Закрепить плавательные навыки (лежание на воде, скольжение) | Упражнения-повторения Зрительные и звуковые ориентиры | |
26 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма | Игры: «Искатели сокровищ», «Морской бой». (Приложение 2) | |
27 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие выносливости и чувства равновесия | Упражнения-повторения. Показ Имитация | |
IV | 28 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Объяснение. Звуковой сигнал. Команды Устранение ошибок |
29 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. Комплекс №8 (Приложение1) | Непосредственная помощь Упражнения-повторения | |
30 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Зрительные и звуковые ориентиры. Игры: «Подводные лодки», «Зеркальце», «Поезд в туннель», «Пятнашки с поплавками». (Приложение 2) | |
31 | Упражнения на развитие физических качеств | Развитие силы и выносливости | Показ Имитация Упражнения-повторения | |
V | 32 | Общеразвивающие и профилактические упражнения | Развитие чувства ритма. Повышение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательная гимнастика (Приложение 3) | Объяснение. Звуковой сигнал. Команды |
33 | Упражнения на развитие мышечных групп | Укрепление мышц верхних, нижних конечностей и мышц туловища. | Имитация. Непосредственная помощь | |
34 | Плавательные упражнения | Закрепить плавательные навыки («Звезда», «Поплавок», «Стрела на груди» ) | Устранение ошибок Приказание. | |
35 | Игровые упражнения | Повышение функциональных возможностей организма. | Игры: «Карлики и великаны», «Пятнашки» (Приложение 2) | |
36 | Мониторинг | Выявление уровеня развития физических качеств | Анализ |
- Содержание программного материала см. в приложении
- Организационно-педагогические условия
3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во часов в неделю/ месяц | Форма проведения |
1. | Проведение занятий по аквааэробике | 2/8 | 60/240 | фронтальная |
Итого в год | 72 | 2160 |
- Расписание занятий
Неделя месяца | Дни недели | Время |
I- II-III-IV | Вторник Четверг | 17.00 - 17.30 |
- Календарный учебный график
Тема | Количество занятий в год | |||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
1. Общеразвивающие и профилактические упражнения (на расслабление; дыхательные упражнения; освоения с водной средой) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
2. Упражнения на развитие мышечных групп (мышцы верхних, нижних конечностей, укрепление мышц туловища, поддерживающих осанку) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | ||
3. Плавательные упражнения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||||
4. Игровые упражнения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | ||
5.Упражнения на развитие физических качеств- (сила, гибкость, выносливость, координация движений, чувство равновесия) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | |||
6. Мониторинг | 2 | 2 | 4 | |||||||
Итого: | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 10 | 72 |
- Программно-методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Название программы | На основании какой программы разработана |
Проведение занятий по аквааэробике | «Веселые медузки» | Разработана на основе программы Н.Ж. Булгаковой «Водные виды спорта» рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. |
- Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в бассейне дошкольного учреждения, расположенном на первом этаже здания, инструктором первой квалификационной категории, имеющим специальную подготовку и соответствующее образование.
Важную роль в решении задач по физическому развитию играет физкультурное оборудование: инвентарь, пособия, игрушки. Физкультурное оборудование подобранно согласно требованию Сан.Пина, а так же на основе медико - педагогических исследований. Физкультурное оборудование способствует развитию основных движений и качеств. Физкультурное оборудование подобранно на основе возрастных особенностей, физической подготовленности. Физкультурный инвентарь позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки.
В бассейне МАДОУ имеется следующее оборудование:
• корзины и сетки для мячей, игрушек;
• плавающие горизонтальные соединения из обручей и гимнастических палок для ныряния;
• плавательные доски разных размеров и форм;
• резиновые надувные круги;
• надувные манжеты и нарукавники;
• дыхательные трубки, маски, очки;
• плавающие надувные и резиновые игрушки, отражающие принадлежность к жизни на воде (утки, рыбки и т. д.); или к определенной деятельности (лодка, пароход и т. д.);
• тонущие игрушки, предметы (шайбы, кольца и т. д.);
• наглядные пособия, карточки – схемы;
• обручи с грузами;
• ведра для обливания;
• мячи различного диаметра;
• погремушки;
• канат.
- Мониторинг
Приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения является оздоровительно-образовательное сопровождение личности ребенка, обеспечивающее полноценное развитие, охрану психофизического здоровья, образовательную и социальную компетентность.
В соответствии с программой развития МАДОУ, образовательной программой, на основе результатов мониторинга контингента детей, их физического и физиологического состояния определена цель:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развития дошкольника, организация комплексного сопровождения образовательного процесса по раннему обучению плаванию на основе отслеживания мониторинга сформированности умений и навыков посредством скоординированного взаимодействия всех субъектов оздоровительно-образовательного процесса.
Фундаментальной основой для создания системы мониторинга плавательных умений детей стали:
- Программные требования Л.М.Денякиной, доцента кафедры начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
- Методика оценки плавательных умений детей Т.Казаковцевой, КПН.
- Осокина Т.И., Тимофеева Т.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
Вдох и выдох в воду. | ||||
| ||||
Длительность выдоха | Количество вдохов и выдохов | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Высокий | 4,0 сек | 3,5 сек | 4 раза | 4 раза |
Средний | 3,0 сек | 2,5 сек | 3 раза | 3 раза |
Низкий | 2,0 сек | 2,0 сек | 2 раза |
|
| ||||
Длительность выдоха | Количество вдохов и выдохов | |||
мальчики | Девочки | Мальчики | девочки | |
Высокий | 3,0 сек | 3,0 сек | 3 раза | 3 раза |
Средний | 2,0 сек | 2,0 сек | 2 раза | 2 раза |
Низкий | 1,0 сек | 1,0 сек | 1 раз | 1 раз |
Методика выполнения: И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть.
Оценка уровней:
Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков. Также отмечается количество выдохов.
- Высокий – активное пускание пузырей.
- Средний - редкие воздушные пузыри
- Низкий – нет воздушных пузырей.
Умение лежать на груди и на спине | ||
Мальчики | Девочки | |
Высокий | 5,0 сек | 4,5 сек |
Средний | 4,0 сек | 3,5 сек |
Низкий | 3,0 сек | 3,0 сек |
Методика выполнения: И.п. стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.
Аналогично проводится оценка умения лежать на спине. При этом затылок должен находиться на воде.
Оценка уровней:
- Высокий – подбородок прижат к груди; горизонтальное положение тела; руки и ноги вытянуты, свободно лежит на груди и на спине.
- Средний – подбородок лежит на поверхности воды; тело прогибается в позвоночнике; руки согнуты в локтях, ноги в коленях.
- Низкий – плечи над поверхностью воды, ноги касаются дна.
Оценочные тесты по обучению фигурному плаванию детей 5-8 лет
№п/п | Ф.И. ребёнка | Стрела на груди | Балл | Звезда на груди ди | Балл | Поплавок | Балл | Медуза ани е произвол ь ным способом | Балл | Средний балл |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 |
Методика проведения диагностики.
1. «Стрела на груди»: лежа на груди, руки и ноги вместе, вытянуться, лицо в воде.
2. «Звезда на груди»: лежа на груди, развести руки и ноги в стороны, лицом в воду.
3. «Поплавок»: лежать на воде в группировке, обхватив руками колени, прижав подбородок к груди.
4. «Медуза»: лежать на воде выгнув спину, опустить руки и ноги вниз.
Секундомером фиксируется длительность лежания на воде. Также отмечается количество выдохов.
- Высокий – 15 с
- Средний – 10 с
- Низкий – 5 с
Список литературы
1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение.1990.
2. Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. - С-П.: «Детство-пресс», 2005.
3. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: «Олимпия», 2009.
4. Кандидова В.И. Развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду. М.: Валдос.2000.
5. Осокина Т.И., Тимофеева Т.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду.
6. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. – С.П.: «Детство- пресс», 2011 М.: Просвешение.19 91.
Приложение 1
Комплексы занятий
Комплекс № 1.
Упражнения с опорой на бортик бассейна
1 И. п.: сидя на краю бассейна. В этом положении можно выполнять несколько упражнений непосредственно перед погружением в воду: поочерёдное или последовательное опускание и поднимание ног в воде, имитация движения брассом.
2 И. п.: стоя лицом к бортику, руки держатся за бортик, ноги вместе. Сгибая и выпрямляя руки, выполнить подтягивание и опускание туловища. То же, повернувшись спиной к бортику.
3 И.п.: лицом к бортику, обе руки хватом за бортик, ступни на стенке бассейна, ноги согнут в коленях. «Сгибания» внизу подъём наверх. То же, сгибать и выпрямлять колени. То же, выпрямить колени («складка»). Удерживать позицию или немного покачивать вверх-вниз, вправо-влево. То же, но одна нога стоит на дне.
4 И. п.: стоя лицом к бортику, хватом руками за бортик, ноги на дне. Одним - двумя толчками согнуть ноги в коленях, выполнить упор ступнями в бортик бассейна.
5 И. п.: встать на дно бассейна, ноги на ширине плеч, руки хватом за бортик, спина прижата к стенке бассейна. Обе ноги одновременно согнуть и подтянуть к груди, возвращаясь в и.п., ноги выпрямить с предельным усилием.
6 То же, но стараться прямыми ногами коснуться головы.
7 И. п.: то же. Выполнить поочерёдное сгибание, разгибание ног в коленных суставах («велосипед»).8 И. п.: то же. Выполнить отведение, приведение выпрямленных ног («ножницы»), круговые движения ногами.
9 И. п.: лечь на спину, руки хватом за бортик. Выполнять повороты туловища вправо, влево.
10 И. п.: то же, выполнение имитационных движений ногами, как при плавании кролем на спине.
11 И. п.: лечь на грудь, руками хватом за бортик. Выполнять имитационные движения ногами, как при плавании кролем на груди.
12 И. п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Оторвать ноги от дна, держась на руках, повороты бёдер направо - налево, колени касаются локтей.
13 И. п.: то же. Выполнять прыжки двумя ногами вправо-влево (как в слаломе), верхняя часть туловища неподвижна.
14 И. п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Выполнять сгибание, разгибание рук в локтевых суставах(«отжимания»).
15 И. п.: то же. Поочерёдно выполнять махи ногой в сторону, назад.
16 И. п.: встать лицом к бортику, руки положить на бортик. Отталкиваясь ногами от дна, жим тела.
Комплекс № 2.
Упражнения без предметов
1 «Ладошки- ложки».
Ходьба на носках по периметру бассейна, отталкиваясь ногами от воды: а) высоко поднимая колено; б) поднимая прямую ногу.
2 «Брызгалка»
бег по периметру бассейна, отталкиваясь руками от воды: а) с изменением направления по сигналу; б) приседание по сигналу.
3 «Делаем волну».
И.п.: основная стойка. Руки прямые в «замке» перед собой. 1-2 наклон- вперед вправо, перенос туловища вперед влево; 3-4 – то же в другую сторону.
4 «Носочки».
И.п.: о.с., руки на поясе. 1-правую ногу согнуть в колене, поставив ее на носок; 2 – тоже другой ногой.
5 «Вытри ножки»
И.п.: о.с., руки на поясе. 1-отвести правую ногу назад, поставить на носок; 2 –вернуться в и.п.; 3-4 – тоже другой ногой.
6 «Покажем ножки»
И.п.: о.с., руки на пояс. 1-отвести правую ногу в право, поставить на носок; 2- вернуться в и.п.; 3-4 – то же другой ногой в лево.
7 «Прыжки»
и.п.: о.с., руки на поясе. Прыжки на месте с поворотом туловища на 90 градусов.
Комплекс № 3.
Комплекс с мечами
1 «Потягивание».
И.п.: о.с., мяч в руках. 1-прогнуться с мячом назад, правую ногу поставить назад на носок; 2- вернуться в и.п.; 3-4 – то же другой ногой.
2 «Указатель»
И.п.: о.с., мяч в руках 1- поставить правую ногу вправо на носок, мяч отвести в лево; 2-вернуться в и.п.; 3 –поставить левую ногу влево на носок, мяч отвести в право; 4 – вернуться в и.п.
3 «Цапля».
И.п.: основная стойка, мяч в руках. 1- поднять прямую правую ногу, переложить под ней мяч из правой руки в левую; 2- вернуться в и.п. 3- поднять левую ногу, переложить под ней мяч из левой руки в правую; 4 – вернуться в и.п.
4 «Катаем клубок».
И.п.: о.с., мяч на воде перед собой. Вращение мяча на воде вокруг себя, двигая его правыми пальцами руки, в другую сторону - левой руки..
5 «Стрела»
И.п.: о.с., мяч в руках. 1-мяч в право, левую ногу отвести в сторону; 2 –вернуться в и.п.; 3-тоже другой ногой.
6 «Прыжки»
и.п.: о.с., мяч в руках. Прыжки с поворотом туловища вправо и влево.
Комплекс № 4.
Комплекс с гимнастической палкой.
1 «Потягивание».
И.п.: о.с., палка внизу широким хватом. 1-прогнуться с палкой назад, правую ногу поставить назад на носок; 2- вернуться в и.п.; 3-4 – то же другой ногой.
2 «Наклоны»
И.п.: о.с., палка на лопатках. 1-2- наклон вперед вправо, переместить туловище вперед влево; 3-4- то же в другую сторону.
3 «Повороты».
И.п.: основная стойка, палка на лопатках. 1- повороты туловища вправо; 2- вернуться в и.п. 3- 4 – то же влево.
4 «Забор».
И.п.: о.с., палка вверху широким хватом. 1-2-опустить палку вниз, перешагнуть через нее в воде; 3-4-поднять палку за спиной, вернуться в и.п.
5 «Солдаты»
И.п.: о.с., палка вертикально, широким хватом. 1-поворот туловища вправо, отставить левую ногу влево на носок; 2 –вернуться в и.п.; 3- поворот туловища влево, отставить правую ногу вправо на носок; 4- вернуться в и.п.
6 «Прыжки»
и.п.: о.с., палка перед собой горизонтально, широким хватом. 1-прыжок на месте с поворотом туловища вправо, ног -влево; 2-прыжок на месте с поворотом туловища влево, ног - вправо.
Комплекс № 5.
Упражнения для развития мышц верхних конечностей.
1 И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Поочерёдно (одновременно) поднимать и опускать плечи (стоя на месте, приседая в воду, в ходьбе).
2 И. п.: ноги на ширине плеч, руки в сторону. С напряжением мышц сгибать и разгибать руки) а)полусогнутые в локтях вниз, вперёд, наверх; б ) к плечам; в) вперёд, локти вместе.
3 И. п.: то же. Выполнять круговые движения вперёд, назад, в воде, над водой.
4 И. п.: присесть в воду по плечи. Быстрые загребающие движения руками вперёд, назад; вперёд, в сторону.
5 И. п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сцеплены между собой. Поднимать и опускать руки вдоль живота, боковых поверхностей бёдер – гидромассаж живота, боковых поверхностей бёдер. 6 И. п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, локти
прижаты к туловищу. Попеременное сгибание, разгибание рук («бурун»).
7 Выполнять имитационные движения (удары) вводе («матч боксёра»).
8 И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять прямые руки в стороны, вернуть в и.п.
Комплекс № 6.
Упражнение для развития мышц нижних конечностей.
1 И.п.: лёжа на спине, руки работают под тазом. Повороты туловища вправо – влево с прямыми соединёнными ногами, с разведёнными.
2 И. п.: лёжа на спине, руки работают под тазом, ноги согнуты в коленях. Повернуть туловище в сторону, вернуться в и.п.
3 И. п.: лёжа на спине, руки работают под тазом. Подтянуть ноги к груди, голень лежит на воде(группировка). Вернуться в и.п.
4 И. п.: то же. Из группировки поднять ноги вверх(«двойная балетная»). Вернуться в и.п.
5 И. п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая согнута («фламинго»). Вернуться в и.п. То же с другой ногой. То же, но с поворотом на 360 градусов.
6 И.п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая выпрямлена («балетная нога»).Вернуться в и.п.
7 И. п.: то же. Присоединить носок одной ноги к колену другой («цветок»). Поворот 360 градусов.
8 И. п.: то же. Выполнять боковой «велосипед» с поворотом на 360 градусов.
9 И. п.: сидя в воде. Удержание положения с помощью рук. Отведение, приведение прямых ног(«ножницы»). То же, но носки над водой.
10 И. п.: то же. Сгибание, разгибание ног в коленных суставах («велосипед»). То же, но носки над водой.
11 И. п.: то же. Выполнение круговых движений ногами. То же, носки над водой.
12 И. п.: лёжа на спине, руками держаться за желоб. Опускание , поднимание прямых ног до уровня воды, с уровня воды до касания ногами головы.
13 Ходьба: На месте; в движении; приставными шагами в сторону.
14 Бег: На месте; в движении; высоко поднимая бедро из воды; доставая песок из воды; с захлёстом голени назад; То же, туловище опущено в воду; «барьерный бег» - прыжок на правую ногу (колено из воды), прыжок на левую ногу (носок из воды сзади).
15 Прыжки: на месте; в движении; на одной ноге, на двух; с поворотом на 90, 180, 360◦ в одну и в другую сторону; «в складку» (выпрыгивая из воды, пытаясь руками достать ноги); «в группировку» (выпрыгивая из воды, подтягивать колени к груди).
Комплекс № 7.
Аэробные волны. Аэробные волны – передвижения по дну бассейна.
1 Ходьба в воде и её разновидности: обычная, ускоренная, строевым шагом, приставным шагом вперёд, назад, в сторону, на носках, на пятках, наружной и внутренней сторонах стоп, в полуприседе, приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, с перекрёстным движением рук, ходьба с изменением ритма и частоты шагов и др.
2 Бег в воде и виды бега: обычный, с высоким подниманием бёдра, с забрасыванием голени назад, с подниманием прямых ног вперёд или назад, с крёстным шагом вперёд или в сторону, бег с дополнительными движениями, с поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов, с перестроениями, с передвижением через мнимые барьеры (барьерный), чередование бега с ходьбой, прыжками и т. п. Беговые упражнения с изменением темпа и шага.
3 Прыжковые упражнения в воде: бег прыжками на двух ногах, на одной ноге. Прыжки через мнимые препятствия, многоскоки, прыжки в «складку»(ноги стараются соединиться с руками), в«группировку» (подтягивание коленей к груди),выпрыгивая из воды. Продвижения по дну можно сочетать с дыхательными упражнениями.
Комплекс № 8.
Водный стретчинг. Постоянная растяжка и разнообразные сопутствующие упражнения делают мышцы эластичными и выносливыми. Водный стретчинг (упражнения на гибкость) рекомендуется проводить в конце занятий в качестве восстановления после нагрузки.
1. И.п.: основная стойка на дне бассейна, мышцы таза и живота сильно сжаты. Руками сильно потянуться вверх.
2. И. п.: то же. Руки в сторону, развёрнуты мизинцами кверху. Пытаться их соединить.3. И.п.: то же. Наклон в сторону, одна рука тянется вверх, другая– вниз, по ноге.
3. И. п.: стоя на одной ноге, взять другую за пятку, прижать к груди. Выпрямление согнутой ноги. То же с другой ноги, с опорой на бортик.
5. И.п.: стоя на одной ноге, другая выпрямлена вперёд, носок над водой. Перевод ноги в сторону, назад, в и.п. То же с другой ноги.
6. И.п.: то же. Перевод ноги через стойку, ноги вместе назад и в и.п. То же с другой ноги.
7. И. п.: то же. Выпрямленная нога зафиксирована. Повороты корпуса в сторону, назад, в и.п. То же с другой ноги.
8. И. п.: то же. Упасть вперёд (растяжка в шпагат), вернуться в и.п. То же с другой ноги.
Приложение №2
Игровые упражнения на воде
Игра «Считалка»
Занятие направлено на развитие у ребенка навыков подводного плавания. Это позволит ребенку психологически подготовиться к окунанию под воду с головой и избежать паники. Участники делятся на пары. Один из каждой мини-команды приседает, чтобы голова оказалась под водой, и открывает глаза. Второй игрок показывает ему под водой (на расстоянии 40 см от глаз) руку с несколькими зажатыми пальцами. Поднявшийся из воды партнер должен ответить, сколько он увидел пальцев.
Игра «Эстафета с мячиком»
Для этой спортивной игры в бассейне нужен мячик и две команды игроков, в каждой их которых должно быть минимум по 3-4 игрока (так интереснее). Ребята становятся в две колонны. Исходное положение – ноги шире плеч. В каждой команде игроки становятся на расстоянии 1 шага друг от друга. По команде учителя капитаны (первые в шеренге) наклоняются и передают между ног (т.е. под водой) мячик участнику, который стоит следующим в колонне. Ребенок, получивший мяч последним, бежит вместе со снарядом во главу шеренги. Игра продолжается. Победителем становится та команда, капитан которой раньше других капитанов окажется вновь в начале колонны.
Игра «Морской бой»
Все игроки становятся друг напротив друга на расстоянии двух шагов. Участники начинают брызгать водой в партнера. Выбывают из игры те, кто первыми станут вытирать руками лицо или поворачиваться к «противнику» спиной.
Игра «Кто выше прыгнет»
Дети разводят руки в стороны ладошками вниз. По команде игрока участники должны подпрыгнуть вверх, оттолкнувшись от дна бассейна ногами и одновременно опуская руки вниз, чтобы помочь более сильному толчку. Побеждает тот, у кого получилось прыгнуть выше всех.
Игра «Быстрая тройка»
Дети разбиваются на команды по 3 человека. Двое из трех держат за концы палку длиной около 1 м, а третий хватается за ее середину. По сигналу ведущего дети, держащие палки, начинают шагать вперед по дну, а остальные участники троек ложатся на воду и работают ногами кролем. Побеждает та команда, которая первой достигнет финиша – противоположного бортика бассейна или другого отмеченного ориентира.
Игра «Собачки»
Эта игра в бассейне с мячом работает на развитие координации и тактических навыков. Минимальное количество детей – 4 человека. Участники перекидывают по воздуху или переправляют по воде друг другу мячик. «Собачка» пытается отнять мячик у игроков, перехватить их передачи. Как только вода захватывает предмет, он встает на место того игрока, которому не успел поймать посланный ему мяч.
Игра «Искатели сокровищ»
Тренер опускает на дно бассейна несколько предметов, которые будут хорошо видны с поверхности. Участники по очереди начинают нырять за «сокровищами». Победителем становится тот игрок, которому за один раз удалось добыть больше всего предметов.
Игра «Карлики и великаны»
Дети находятся по пояс в воде. Учитель подает условный сигнал, крикнув слово: «Карлики!». Игроки сразу же присаживаются на корточки. После команды: «Великаны!» участники должны подпрыгнуть вверх. Команды ведущий дает вразнобой и с возрастающей скоростью, поэтому очень важна внимательность. Те, кто ошибаются, сбиваются, путаются, из игры выбывают. Побеждает самый внимательный игрок.
Игра «Пятнашки»
Эта игра на воде в бассейне представляет собой аналог любимых детворой салочек. Участники становятся по кругу на расстоянии вытянутой руки от ведущего. Вода по сигналу учителя начинает пытаться осалить тех, кто не успел нырнуть под воду. Находиться радом с только что вынырнувшим игроком, чтобы сразу же его «поймать», нельзя. Осаленный участник сам становится водой.
Погружения в воду.
- Зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо, побрызгать самому себе в лицо (сделать дождик).
- Постепенно приседая, погружаться в воду до уровня подбородка («островок»), потом до уровня носа, глаз.
- Наклониться над поверхностью воды и рассматривать на дне камешки, ракушки, приближая лицо к поверхности воды, пробовать «размешать» воду носом; опустить в воду все лицо.
Трудные задания дети увереннее выполняют вместе с взрослым. Взяв ребенка за руки, взрослый приседает вместе с ним и опускается с головой в воду, задержав дыхание. Вставая, не надо сразу отпускать руки ребенка, так как важно приучить его после погружения в воду не вытирать руками лицо и глаза. Лучше, если вода просто стекает с лица, или можно ее стряхнуть, легко махнув головой. Упражнение целесообразно повторить несколько раз подряд.
При закреплении навыка погружения в воду с головой полезны забавы, которые отвлекают внимание детей. Например, можно подталкивать плавающую игрушку вперед носом или лбом. Можно также присесть, раскинув руки в стороны, и опустить лицо в воду. Повторить это задание на большей глубине, стоя в воде по грудь.
Подвижные игры для детей на воде. Пузыри.
Держась двумя руками за руки взрослого или за палку, ребенок приседает, делает глубокий вдох, опускает все лицо в воду и делает медленный продолжительный выдох через рот так сильно, чтобы кругом бурлили пузыри.
Подвижные игры для детей на воде. На буксире.
Взрослый берет ребенка за руки, тот ложится на воду и выпрямляется. В такой позе взрослый тащит за собой ребенка.
Ребенку предлагается сделать вдох и спокойно лечь на спине на воду, руки раскинуть вверх — в стороны, дышать спокойно. Если ноги глубоко погружаются в воду, можно ими слегка подвигать вверх-вниз. Взрослый стоит рядом, поддерживая его.
Насос.
Дети становятся парами лицом друг к другу на глубине по пояс. Они берутся за руки и, по очереди приседая, погружаются в воду с головой по 4—5 раз. Отпускать руки, чтобы смахнуть воду с лица, нельзя.
Погружения с головой.
Погружение с головой в воду подготавливает ребенка к усвоению навыка выдоха в воду. Ознакомление с выдохом начинается на берегу. Упражнения на выдох в воду могут быть следующие:
- На ладонь руки положить легкий предмет: листок, травку, кусочек бумажки. Ладонь расположить на уровне рта и, делая выдох, сдувать с нее лежащий предмет.
- В воде по пояс присесть, погрузиться так, чтобы губы были расположены на уровне ее поверхности. Подуть на воду, как на горячий чай на блюдечке.
- В том же положении сделать глубокий вдох, опустить губы в воду и вспенивать ее при выдохе.
- Проделывать выдох в воду, погрузив в нее лицо до уровня глаз.
Подвижные игры для детей на воде. Щука.
Дети ходят и бегают на глубине по пояс в произвольных направлениях, изображая рыбок. На берегу спиной к водоему стоит водящий — щука. По сигналу: «Щука плывет!» —дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка или с головой. Щука поворачивается и внимательно следит за тем, как «рыбки спрятались». Ребенка, сделавшего это неправильно, щука уводит к себе. Игра повторяется несколько раз.
Подвижные игры для детей на воде. Зеркальце.
Держась за руки, дети стоят в кругу. Взрослый, стоящий внутри круга, выполняет какое-либо движение (приседание, стояние на одной ноге, выдох в воду и т. п.). Отпустив руки, дети должны повторить это движение за взрослым.
Подвижные игры для детей на воде. Цапли.
Ребенок, войдя в воду по колено, ходит по дну вдоль берега, высоко поднимая ноги, стараясь перешагнуть над поверхностью воды.
Ребенок должен передвигаться по дну на руках вперед (ноги выпрямлены и вытянуты назад).
Детям дается задание всем вместе переправляться «через речку на другой берег» (пройти расстояние в 5—6 м вдоль берега), помогая себе гребковыми движениями.
Приложение 3
Комплекс дыхательной гимнастики
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; Регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем свое
внимание в целях контроля за расслаблением своего организм» и психики.
И. п. — стоя, сидя, лежа в зависимости от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет рас. ширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.
Повторить 5—10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так чтобы даясе подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И. п. — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох будет закончен, открыть правую ноздрю,
а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
Повторить 3—6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6—10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного дыхания и переходить на глубокое.
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4—5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
- При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
- Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4.Выдох спокойный, через нос, с опущенной головой.
Повторить 3—5 раз.
Насос
- Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
- Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5—7 пружинистых наклонов и вдохов).
3.Выдох произвольный.
Повторить 3—6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторить упражнение 3 раза, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3—5 раз.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
Ветер на планете
Повторить упражнение «Насос»
На планете дышится тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.
Инопланетяне
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-Нам» — отзовись!»
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И. п.: 3—4 раза из положения лежа на спине, 3—4 раза стоя.
Упражнение выполняется под музыку или словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.
- Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая живот, грудную клетку.
- Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
- Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)».
- Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением
Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких при разных исходных положениях.
И. п. — лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.
Повторить 4—8 раз.
Ветер (очистительное, полное дыхание) Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И.п. — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
- Задержать дыхание на 3—4 с.
- Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3—4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Радуга, обними меня
Цель: та же.
И. п. — стоя или в движении.
- Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
- Задержать дыхание на 3—4 с.
- Растягивая губы в улыбке, произносить звук [с], выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет подмышку, другая на плечо.
Повторить 3—4 раза.
Повторить 3—5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"
Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического матер...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"
Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического матери...
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре совместно с родителями в средней возрастной группе....
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»
Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...
Программа дополнительного образования "Веселые медузки"
Аквааэробика - это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от пл...
"Медузка" – конструирование из бумаги в средней группе.
quot;Медузка" – конструирование из бумаги в средней группе.Цель: изготовление объемной фигуры медузы из бумаги для коллективной работы по теме «Морские обитатели».Зад...