Отчет по теме самообразования за 2015-2016 учебный год
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Отчет по теме самообразования Плосковой И.Н. – воспитателя второй младшей группы №2 "Разноцветные бабочки" МАОУ ДОД д/с «Сказка» корпус «Звёздочка» за 2015-2016 учебный год. Тема самообразования: "Театрализованная совместная деятельность детей как средство развития речи младших дошкольников". Цель: Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya_ploskovoy_i.n.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема самообразования на 2015-2016 учебный год Театрализованная совместная деятельность детей как средство развития речи младших дошкольников. Цель : Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности.
Задачи: 1. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса. 2. Пополнять словарный запас, учить строить диалог. 3. Приобщать детей к театральной деятельности; знакомить с разными видами театра (перчаточный, настольный, пальчиковый, ростовой, театр настроения и т.д.) 4. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей друг с другом.
Актуальность темы: В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка». Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Она развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе . Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии , то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. В возрасте 3-4 лет речь ребенка становится связной, он должен уметь вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Проблемы, определившие выбор темы: На конец 2014-2015 учебного года 50% детей первой младшей группы не овладели связной речью. Наименьший процент освоения программы по результатам диагностики в направлении социально-коммуникативного развития. К началу нового 2015-2016 учебного года произошло обновление состава детей (прибыли 5 детей), что требовало их быстрой адаптации и включения в детский коллектив. На основании диагностики восприятия литературных произведений и изучения речевых способностей 48 % детей показали низкий уровень . По результатам диагностики речевого развития на начало 2015-2016 учебного года только 43 % детей освоили программу в полном объеме.
Ожидаемый результат Дети овладеют навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми; Научатся передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Проявят интерес, желание к театральному искусству. Научатся самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей, используя речь, жесты, мимику, активизируется процесс развития памяти, воображения, творчества. Будут стремиться взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Условия реализации темы: Для занятия театральной деятельностью в детском саду создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Для этого оформлен «центр ряжения », в котором находятся костюмы сказочных персонажей, (в том числе сделанные своими руками), различные маски, реквизит для постановок. С помощью родителей были созданы различные виды театров: перчаточный, пальчиковый, кукольный настольный театр (в том числе конусный театр), театр настроения, ростовые куклы, сцена и ширма. На кружке дети сделали декорации для спектаклей. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в группе оборудована театральная зона или уголок сказки.
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя: Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ; Задания для развития речевой интонационной выразительности; Игры-превращения, образные упражнения; Упражнения на развитие детской пластики; Ритмические минутки; Пальчиковый игротренинг ; Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; Театральные этюды; Разыгрывание мини-диалогов, потешек , песенок, стихов, сказок; Просмотр и постановка кукольных спектаклей.
Результаты работы за 2015-2016 учебный год: 1. Расширение предметно-пространственной среды как условия развития театрализованной деятельности. Пополнение уголка « Ряжения » новыми костюмами и атрибутами к различным видам театрализованной деятельности; Создание ширмы и декораций для кукольного и перчаточного театров как самостоятельного вида театра; Пополнение персонажами пальчикового и настольного театров; Изготовление атрибутов для театральной деятельности силами детей и родителей.
2.Игры-превращения, сюжетно-ролевые театрализованные игры.
3. Театральные постановки русских народных сказок.
4. Театральные этюды, мини-диалоги
5. Творческие проекты с элементами драматизации
6. Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
7. Экскурсионная деятельность детей
8 . Открытое занятие в декабре 2015 года – как промежуточный итог работы по теме самообразования.
Результативность реализации темы определяется диагностиками: Диагностика восприятия литературных произведений; Методика изучения речевых способностей. ( Афонькина Ю.А. Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 3-4 лет. Методика выявления и изучения. Волгоград. «Учитель», 2014 год.)
Результаты работы по данным диагностикам: Вид диагностики Диагностика восприятия литературных произведений Диагностика компонентов развития речевых способностей высокий средний низкий высокий средний низкий Первичная 1 4% 10 48 % 10 48 % 3 12 % 10 48% 8 40 % Итоговая 16 70 % 7 30 % 0 11 48 % 9 39 % 3 13%
Выводы: Наибольшая эффективность реализации темы выявлена на основании диагностики восприятия литературных произведений. Это проявилось в следующих видах деятельности: копировании действий персонажей, потребность в общении, силе эмоциональных реакций. По данной диагностике 22 ребенка повысили свой уровень по сравнению с первичными данными (кроме Епревой Маши, которая показывала высокий уровень и раньше). Диагностика компонентов развития речевых способностей показала , что только 4 ребенка не повысили свой уровень (остались на низком уровне Брюханов Е., Лебедев Д. и Ивлев К. , средний уровень остался у Красноярова Д.) По итогам двух диагностик 19 детей повысили уровень (что составляет 83%). Это и является результатом эффективности реализации данной темы самообразования.
Результаты работы по теме дали следующий видимый результат : Дети усовершенствовали навыки выразительной речи, узнали и следовали правилам поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми; Стали проявлять интерес, желание к театральному искусству; Научились передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Научились самостоятельно изображать образы сказочных персонажей. Стали уверенно чувствовать себя во время выступлений. Предметно-пространственная развивающая среда группы дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Установлен более тесный контакт с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования за 2013-2014 учебный год "Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет"
Отчет по теме самообразования....
Отчет по теме самообразования за 2015-2016 г.
Отчёт по теме самообразования "Театрализованная совместная деятельность детей как средство развития речи младших дошкольников"...
Тема самообразования на 2015-2016 учебный год «Особенности понимания и восприятия русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования на 2015-2016 учебный год«Особенности понимания и восприятия русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста»...
Перспективный план работы с родителями по теме самообразования на 2015 – 2016 учебный год.
Перспективный план по теме сомообразования....
отчет по теме самообразования за 2018-2019 учебный год
Тема самообразования: Использование метода интеллект-карт в развитии связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)....
Отчет по теме самообразования за 2019-2020 учебный год
Отчет по теме самообразования...
Отчет по теме самообразования за 2020-2021 учебный год
Отчет по теме самообразования «Конструирование как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...