Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_nauki_samarskoy_oblasti.docx | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему
«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
время обучения: 1 сессия: 02.03 – 06.03. 2015 г.
2 сессия: 16.03 – 20.03. 2015г
Выполнила
Зотеева Ирина Александровна
воспитатель
ГБОУ СОШ с. Курумоч
С/П Детский сад «Белочка»
Самара, 2015 г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому, самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей, их физическое развитие, формирование у детей основ здорового образа жизни.
Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Сегодня необходим поиск новых подходов к оздоровлению, так как заботясь лишь о физическом развитии детей, педагоги и родители забывают о том, что здоровье ребенка, в первую очередь зависит от него самого, его отношения к своему здоровью и наша задача не только обучить ребёнка выполнению необходимых действий для оздоровления, но и донести до ребёнка ценность собственного здоровья и необходимость бережного отношения к нему. Отношение ребёнка является производным от тех представлений, которые складываются в той или иной области познания - с одной стороны, а с другой – отношение – это базисная личностная характеристика человека, влияющая на жизнь и образ жизни. В развитии ЗОЖ ребёнка, формировании правильного отношения к здоровью представления играют важную роль. В число представлений ЗОЖ попадают и представления о разных видах спорта.
Спорт – (игра, развлечение) – организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей.
В ФГОС ДО, утвержденном приказом Министерства и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 и разработанным на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, заложены следующие основные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации), и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие.
Анализ деятельности дошкольной организации позволил выявить недостатки, противоречия между требованиями ФГОС ДО и возможностями дошкольной организации.
Недостатки в результатах | Недостатки в основном процессе | Недостатки в условиях профессиональной деятельности |
С одной стороны, государство дает заказ на выпускников дошкольных организаций физически подготовленных, с развитой крупной и мелкой моторикой, подвижных, выносливых, владеющих основными движениями, контролирующих свои движения и управляющих ими. Умеют подчиняться правилам и социальным нормам. С другой стороны у детей не сформировано осознанное отношение и понимание значимости некоторых видов спорта.
Недостаточно сформирована двигательная самостоятельная активность. Недостаточно сформированы физические качества: гибкость, меткость, равновесие и т.д Недостаточно сформирован интерес к видам спорта. Роль родителей по отношению к дошкольной организации остается потребительской, не у всех родителей сформирована ответственность за развитие ребенка, или родителей интересует только, как ребенок подготовлен к школе. | ФГОС ДО ориентирует: основной процесс в ДОО должен был построен с учетом индивидуальных особенностей детей. Игровой деятельности, как форме организации детей отводилась особая роль. Содержание деятельности основано на сотрудничестве детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, тесное сотрудничество с другими участниками педагогического процесса (физинструктор, музыкальный работник, психолог, логопед, массажист, педиатр) и родителями. С другой стороны на практике мы сталкиваемся с преобладанием в основном процессе форм и методов учебной деятельности. Неготовность педагогов к системной реализации развивающих технологий на основе системно – деятельного подхода, К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Некоторые воспитатели, формально декларируя переход к новым стандартам, сохраняют прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Не всегда представляется возможным строить работу с учетом индивидуальных особенностей детей, так как наполняемость группы 30 детей на одного взрослого не позволяет ребенку реализовать свое право на развитие тех или иных способностей. Недостаточное внимание уделяется роли родителей (как законных представителей) ребенка в этом направлении. | 3. Для формирование первичных представлений о некоторых видах спорта у детей дошкольного возраста необходимы соответствующие условия. Согласно ФГОС ДО в дошкольной организации должны быть созданы условия, способствующие профессиональному развитию педагогических работников, условия для участия родителей в образовательной деятельности, создание материально – технической базы: методические пособия, мебель, оборудование, технические средства обучения, дидактические игры, раздаточный материал. При этом можно отметить недостатки: недостаточно методической литературы; дидактического материала, технических средств; совмещенный физкультурный и музыкальный зал; групповая комната это – игровая, образовательная, столовая и спальная зона, что не позволяет полноценно реализовать двигательную активность детей; спортивная площадка не соответствует СанПиН, отсутствие снарядов, атрибутов для занятия детей спортом. Все это затрудняет работу с детьми. Отсутствие обоснованных форм, методов и приемов дифференцированного руководства процессом развития двигательных способностей детей. |
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать несколько проблем в деятельности воспитателя.
- Несогласованность требований на разных уровнях образования, недостаточно средств, для решения задач по формированию у детей начальных представлений о видах спорта;
- наполняемость групп в ДОО не позволяет в достаточной мере осуществлять индивидуальную работу;
- недостаточное привлечение родителей (как первых воспитателей ребенка) в педагогический процесс не как наблюдателей, а как активных участников этого процесса;
- нехватка высококвалифицированных педагогических кадров, недостаточное материально – техническое и методическое обеспечение, отсутствие педагогов дополнительного образования не позволяет в полной мере осуществлять работу педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:
Целевые ориентиры по ФГОС ДО | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества в действии и речи ребенка |
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | Знакомство с видами спорта, через рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, организацию экскурсий. Умение справляться с ролью ведущего в игре. Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность. Воспитание чувства гордости за достижения страны в спорте. Развивать интерес и любовь к спорту | Обладает знаниями о некоторых видах спорта. Проявляет активность в играх и соревнованиях с элементами спорта. Имеет представления о достижения Российских спортсменов, в беседе с взрослыми и сверстниками пользуется своими знаниями. Интересуется спортивной жизнью страны |
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; | Удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Развитие физических качеств: ловкость, выносливость, координация движений, гибкость и т.д Развитие и Совершенствование двигательных умений и навыков у детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. | Развиты основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание)
Вызван у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, привита любовь к физкультуре. Развита ориентация в пространстве, ловкость, быстрота, выносливость. Активно участвует в подвижных играх с элементами спорта. |
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; | Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Закрепление умения детей изображать разные виды спорта. Способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка. | У ребенка сформированы навыки безопасного использования физкультурного оборудования. Развито умение налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами. |
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Формирование представление об Олимпийских играх как соревновании в целях физического совершенствования, в котором участвуют спортсмены всех стран. Чтение книг о спортсменах | Знают символы Олимпийских игр. Имеют представление о видах спорта (летние и зимние) Называют атрибуты, необходимые для того или иного спорта. Например, хоккеист – клюшка, шайба, коньки, форма. Знает и называет качества, которые позволяют стать спортсмену победителем Проявляет инициативу в подвижных играх, вносит свои дополнения, изменения. |
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Чтобы решить нашу проблему необходимо внести изменения в образовательный процесс: построить процесс на комплексно – тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, внести изменения в содержание:
- совместная деятельность с взрослым;
- самостоятельная деятельность в группе детей;
- самостоятельная деятельность детей в режимные моменты;
- деятельность, способствующая максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка;
- привлечение родителей в общий образовательный процесс.
Для этого используются методы ознакомления детей с историей развития спорта. Уже в младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается интерес к спорту, поэтому целесообразно выявить методом наблюдения предпочтения детей и выбрать некоторые виды спорта для более глубокого изучения.
Важно не только планирование разнообразной деятельности, но и
создание в группе полноценной предметно - развивающей среды:
- спортивный уголок, который должен быть оснащен большим количеством спортивного инвентаря и доступен для детей. Это необходимо для накопления опыта общения с предметами. Пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием, книжный уголок, где можно разместить фотографии спортсменов, картинки про спорт, развивающие игры о разных видах спорта с целью приобретение детьми знаний о некоторых видах спорта, о странах, где проходили Олимпийские игры.
- Для создания благоприятной эмоциональной среды включать в процесс элементы деятельности, способствующие эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка)
Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта ориентирована на 4-5 лет.
В образовательном процессе целесообразно использование: аудиокниг, мультимедийных пособия, в сочетании с традиционными средствами развития ребенка. Такие средства работы пользуются большой популярностью у детей. Цель: Заинтересовать детей, донести нужную информацию в новом, необычном формате.
В непосредственной образовательной деятельности используются такие педагогические средства, как беседы, рассказы, стихи о спорте, песни, сказки, викторины, загадки, моделирование ситуаций, решение проблемных ситуаций, создание творческих работ (коллажи, рисунки, поделки для обыгрывания в сюжетно- ролевых играх) с целью формирования первичных представлений о некоторых видах спорта у детей, воспитания чувства гордости за родную страну, за достижения российских спортсменов.
В тематические недели ввести следующие виды спорта: хоккей, лыжи, теннис, футбол. На ознакомление с зимними и летними видами спорта по 1 недели, в соответствии с комплексно – тематическим планированием ДОО
Тематические недели могут быть разработаны в виде проектов в тесном сотрудничестве воспитателей с физ. инструктором, муз. руководителем, родителями. Примерные темы проектов:
- «Спорт – это жизнь»
- «За здоровьем в детский сад»
- «В здоровом теле здоровый дух»
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, совершенствовать двигательные навыки, умение применять знания в общении с другими людьми, успешно адаптироваться в окружающем мире.
Для формирования у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту проводят экскурсии на стадион, в ДЮСШ, организуют встречи с спортсменами, наблюдение за тренировкой спортсменов.
Система работы не может быть успешно реализована без помощи семьи. В соответствии с этим используются различные формы работы по взаимодействию ДОО и семьями воспитанников. Для привлечения родителей проводят спортивные развлечения, вечера подвижных игр, организуется досуговая деятельность.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОО и семьи является организация итоговых совместных мероприятий. Данная форма интересна тем, что налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители начинают проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.
Подбирается цикл консультаций «О детском спорте и спортивных играх», «Приобщении к здоровому образу жизни», «Необходимости совместных занятий физическими упражнениями».
В план работы с семьями воспитанников вносятся такие мероприятия, как открытые просмотры мероприятий по физической культуре по тематике Олимпийских игр, совместные массовые мероприятия (малые летние и зимние Олимпийские игры, досуг). Родители привлекаются к созданию информационных папок-копилок «Секреты здоровья», «Новости спорта», «Дневники Олимпийских игр»; созданию фоторепортажей о совместных мероприятиях, семейных спортивных традициях и т.д.; подготовке и проведению массовых мероприятий.
В качестве контроля за основу используем мониторинг автора – составителя Верещагиной Н.В. Мониторинг проводится по физическому развитию (ловкость, выносливость, координация), основных видов движений (метание, прыжки, бег), беседы с детьми о некоторых видах спорта, самостоятельное использование игр с элементами спорта. Отслеживать динамику развития в течение учебного года. Оформляются листы здоровья.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Согласно ФГОС требования к условиям организации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации Программы.
Кадровые изменения.
В ДОО обеспечение непрерывности профессионального развития педагогических работников:
- ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;
- профессиональной подготовке на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (СИПКРО);
- участие в районных и окружных методических мероприятиях;
- проведение мастер-класса «Реализация непосредственно-образовательной деятельности через образовательную область «Физическое развитие», обмен педагогическим опытом на педагогических советах;
- ввести в штатное расписание ДОО логопеда, психолога, педиатра.
Научно-методические изменения.
- Обеспечение свободного доступа и использование компьютера, Интернет-ресурсов для подготовки к НОД и свободной деятельности детей.
- Оформление физкультурного уголка для детей, родителей и воспитателей.
- Комплексно-тематический подход в планировании деятельности детей.
Подбор методической литературы, дидактических игр и пособий:
- «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» рассказы в картинках, игровые пособия по профилактике плоскостопия;
- настольные игры: лото, пазлы, разрезные картинки, игры с фишками, домино, загадки и отгадки;
- несуразности, нелепости, ошибки художника – занимательные задачи в рисунках;
- дидактические игры:
«Спортивный инвентарь», «Спортивное домино», «Четвертый лишний», «Я и моя тень», «Найди отличия», «Найди пару»
- Разработать устав детско – родительского клуба «Здоровейка»
- Разработать методические рекомендации для родителей по теме: «Формирование у детей первичных представлений о видах спорта»
Материально-технические изменения.
В ДОУ необходимо внести изменения в материально-техническую базу:
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО
- оснащение средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- приобретение инвентаря для занятия спортом;
- приобретение методической литературы по проблеме.
- Приобретение оборудования для детей с ОВЗ
Нормативно-правовые изменения.
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Декларация прав ребенка принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 273 Ф3 принят Государственной Думой РФ от 21.12.2012.г;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО утвержденный Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155;
- - СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267);
- Основная образовательная программа Дошкольной Организации.
- Устав ДОО;
- Локальные акты, приказы по ДОО, и прочее;
- Заключение договоров с спортивной школой, разработка положений о соревнованиях.
Информационные изменения
- Размещение информации на стендах ДОУ по теме «Физическое развитие» (новинки).
- Обеспеченность ДОО ИТК;
- Информационное взаимодействие с СИПКРО, Ресурсным центром, другими ДОО;
- Создание электронного мультимедийного пособия по теме: «Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта».
- Создание информационно - аналитического центра образовательной организации (сайта) предоставляющего педагогам, родителям всю необходимую информацию по теме.
- Информирование педагогов о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях по данной теме и ознакомлением с ними.
- Приглашение родителей на совместные с детьми праздники, конкурсы, досуги, развлечения.
- Привлечение родителей к участию в детской проектной деятельности.
- Создание служб поддержки для педагогов ДОО и родителей.
Организационные изменения.
- Организация проектной деятельности; тренингов, семинаров, курсов, мастер - классов для ДОО, для обмена опытом между педагогами.
- Использование наиболее эффективных форм работы, разнообразных видов деятельности.
- Периодическая сменяемость игрового материала по физическому воспитанию;
- Организация детско – родительского клуба «Здоровейка»
- Участие родителей в управлении образовательным процессом.
- Организация и проведение спортивных праздников, конкурсов для детей и родителей;
- Привлечение спонсоров для оснащения спортивной площадки, организации соревнований, пеших походов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас, когда в России прошла зимняя Олимпиада в Сочи – 2014, вопрос становится актуальным. Необходимо, чтобы дети понимали...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ СПОРТА
ВведениеАктуальность темы С каждым годом возрастает проц...
Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у детей дошкольного возраста.
Буклет " Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта". Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта.Большую роль во всестороннем физиче...
«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
В данной работе представлены методы, приёмы по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников....
Презентация "Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта"
Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта...
Формирование у старших дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта.
Опыт работы по формированию у старших дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта....
Статья. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта у детей 5-6 лет.
В детском саду, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности, формировать началь...