«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
методическая разработка на тему
В данной работе представлены методы, приёмы по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_n.r.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
Выполнила:
Петрова Наталья Раифовна,
воспитатель
СП ГБОУ СОШ «Оц» с. Богатое детский сад «Ромашка»
Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на
решение профессиональной проблемы.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Проблема раннего формирования культуры здоровья своевременна и достаточно сложна. Начало этого процесса приходится на дошкольный возраст. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Большую роль в воспитании будущих спортсменов играет детский сад. Именно в дошкольном возрасте дети получают основы знаний о различных областях спорта. Нормативно – правовые документы, в первую очередь, Закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования. Именно поэтому в образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО определена задача по ознакомлению дошкольников с различными видами спорта, национальными спортивными играми.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности, территориально-климатические условия расположения СП ГБОУ СОШ с.Богатое детский сад «Ромашка» создают уникальные возможности для формирования начальных предпосылок о лыжном виде спорта и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов, таких, как наличие Бузулукского бора, близкого расположения реки Самары и наличие спортивных площадок на берегу.
Актуальность обозначенной темы обусловлена противоречиями между необходимостью как можно более раннего формирования у воспитанников интереса к лыжному спорту и определёнными трудностями в рамках модернизации системы дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО.
Анализ недостатков в результатах:
- недостаточный объём представлений о лыжном спорте;
- низкая мотивация к освоению ходьбы на лыжах;
- отсутствие технических навыков ходьбы на лыжах;
Анализ недостатков в основном процессе:
- недостаточное освещение вопроса лыжной подготовки дошкольников в методической литературе;
- отсутствие перспективного планирования по осуществлению лыжной подготовки воспитанников в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей;
- несогласованность действий организаций, участвующих в образовательном процессе (отсутствие согласованного, систематического взаимодействия между дошкольным учреждением и ДЮСШ);
- низкий уровень спортивной компетенции родителей.
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:
- отсутствие лыжного инвентаря по количеству воспитанников в соответствии с индивидуальными особенностями;
- отсутствие мотивации воспитателей к организации лыжной подготовки в детском саду;
- отсутствие обучающих семинаров-практикумов для педагогов;
- отсутствие мотивации у педагогов к организации продуктивного взаимодействия с родителями по вопросам организации лыжной подготовки воспитанников.
-Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта предполагает использование наглядных пособий и инвентаря, которые помогут сформировать начальные представления о некоторых видах спорта, однако отсутствие таковых не позволяет реализовать их использование в образовательном процессе.
-Формирование у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта требует совместного участия детей, родителей и воспитателей в НОД, однако совместные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане.
2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях
профессиональной деятельности позволяет сформулировать следующую профессиональную проблему: необходимость систематизации работы с детьми дошкольного возраста по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о лыжном спорте, так как этот вид спорта оказывает положительное воздействие на организм детей и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребёнка.
3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у воспитанников.
Решение обозначенной проблемы направлено на формирование следующих целевых ориентиров согласно ФГОС ДО.
Целевой ориентир | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества в действии и речи ребенка |
- выполняет спортивные упражнения с лыжами на улице; - ребёнок использует одежду, пригодную для лыжного спорта; -организует соревнования, упражнения со сверстниками, игровые задания, игры-эстафеты с лыжами. | ||
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | Сформирована потребность в здоровом образе жизни: | |
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; | Сформированы морально-волевые качества, необходимые при взаимодействии в командных играх, смелость, настойчивость, решительность, чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи: | - ребёнок активно участвует в лыжных эстафетах и командных играх; - ребёнок проявляет смелость, настойчивость, решительность, чувство коллективизма, взаимопомощи. |
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; | Сформировано умение играть в подвижные игры с правилами с применением лыж | - ребёнок придумывает правила игр с применением лыж: - ребёнок участвует в лыжных гонках. |
У ребёнка развита крупная моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; | Сформированы основные двигательные навыки, необходимые для лыжного спорта | - ребёнок умеет выполнять скользящий шаг; - ребёнок умеет выполнять спуски с небольших склонов и подъёмы на лыжах; - ребёнок умеет выполнять попеременный двушажный ход; - ребёнок умеет выполнять повороты переступанием; - ребёнок умеет тормозить «упором». |
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт. | Сформирован интерес к лыжному спорту. Сформированы начальные представления о лыжном спорте, об участии данного вида в олимпиаде: | - ребёнок интересуется историей возникновения лыжного спорта, его развитием; |
4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Достижение новых образовательных результатов возможно при организации лыжной подготовки воспитанников на основе приоритетныхпринципов ФГОС ДО. Для всех участников образовательных отношений предлагаются следующие формы взаимодействия.
Для воспитанников:
- НОД на воздухе по лыжной подготовке;
- Свободное катание на лыжах (свободная ходьба на лыжах, «Пружинка» - ходьба ступающим шагом, ходьба скользящим шагом);
- Просмотр презентаций, видеороликов, альбомов о лыжном спорте ( «Лыжные гонки», «Прыжок с трамплина», «Откуда пришли лыжи», «Лыжные виды спорта» и др.) ;
- Прослушивание художественных произведений по теме лыжного спорта;
-Тематическая продуктивная деятельность (лепка, рисование, конструирование – («Лыжники», «Раскрасим лыжи», и др.);
- Участие в лыжных играх - соревнованиях.
- Выставки детских работ по теме «Лыжный спорт»;
Для родителей:
- Консультации ( « Как выбрать лыжи для своего ребёнка», «Основы лыжной подготовки дошкольников», «Зимние виды спорта на лыжах» и др.);
- Организация фотовыставки « Папа, мама, я – лыжная семья»;
- Семинары-практикумы « Давайте, покатаемся!», «Оздоровительное значение лыжных прогулок»;
- изготовление буклетов «Правильная одежда для лыжных прогулок»;
«Правила безопасного катания на лыжах» и др.;
- Презентация семейного опыта за круглым столом по активному отдыху ( лыжи);
Для родителей и воспитанников:
- спортивная викторина « Все на лыжи!»;
- Совместные лыжные прогулки, пешие прогулки;
- экскурсия в ДЮСШ;
- открытые показы НОД на воздухе по лыжной подготовке;
Для педагогов:
- повышение профессиональной компетенции на базе ресурсных центров, территориальных управлений, СИПКРО;
- разработка перспективного планирования по организации лыжной подготовке в образовательной деятельности и режимных моментах;
- Консультации « Методы и приёмы формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах»;
- Семинары-практикумы: «Техника ходьбы на лыжах» (ступающий скользящий шаг), «Использование подводящих и имитационных упражнений в обучении детей ходьбе на лыжах»;
- Тематический педсовет «История лыжного спорта»;
Деятельность педагога по катанию на лыжах в основном периоде, прежде всего в НОД состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое разогревание организма. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или проводятся игры «Снежок», «Веревочка», «След в след»
Пробежка не должна превышать для детей 6 лет – 20-22 сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой.
Задачами основной части является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствования ее, развитие ловкости, решительности, смелости. В основной части НОД проводятся упражнения (ходьба под воротца, ходьба с приседанием, с перешагиванием, с хлопками, с поворотами, со скольжением и пробежкой). Сюда же входят преодоление спусков, подъемов на склоны.
НОД строится с учетом постепенного нарастания и снижения нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм дают спуски со склонов и игры.
Основной задачей заключительной части является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к другим видам деятельности.
Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.
Основными методами при организации лыжной подготовки являются:
Наглядные:
- показ физических упражнений;
Словесные:
- описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда;
Практические:
- повторение движений, применение элементов соревнования, при котором осуществляется органическая взаимосвязь между первыми и вторыми сигнальными системами.
Уровень достижения образовательных стандартов отслеживается картой анализа деятельности детей. В связи с тем, что настоящий период является переходным в плане введения ФГОС ДО, предлагается использовать карту анализа, составленную в процессе изучения имеющийся методической литературы.
Карта анализа сформированности двигательных навыков в рамках организации лыжной подготовке дошкольников старшего возраста.
Содержание | Ф.И. ребёнка | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
1.Чистка лыж и раскладывание их на снегу | |||||||||||||
2. Упражнения на месте (На лыжах) | |||||||||||||
3. «Пружинка» - ходьба ступающим шагом 10м | |||||||||||||
4. Ходьба скользящим шагом | |||||||||||||
5.Повороты переступанием | |||||||||||||
6. Свободная ходьба на лыжах (8мин) | |||||||||||||
8. Спуск с пологого склона | |||||||||||||
9. Переставление лыж «лесенкой» | |||||||||||||
10. Ходьба скользящим шагом, обходя препятствия | |||||||||||||
11. Ходьба скользящим шагом на согнутых ногах | |||||||||||||
12. Спуск со склона, мягко пружиня ноги | |||||||||||||
13. Подъем на склон «лесенкой» | |||||||||||||
15. Поворот переступанием в движении | |||||||||||||
16. Скольжение широким шагом на согнутых ногах | |||||||||||||
17. Передвижение скользящим шагом, размахивая руками | |||||||||||||
18. Ходьба длинным скользящим шагом с правильной перекрестной работой рук и ног | |||||||||||||
19. Ходьба переменным двухшажным ходом | |||||||||||||
21. Подъем на гору «ёлочкой» | |||||||||||||
+ умеет (1) _ не умеет (2) V частично умеет (3) |
5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые условия.
Воспитатель, осуществляющий работу по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о лыжном спорте должен обладать следующими профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС ДО:
- знание методики формирования двигательных навыков в процессе лыжной подготовки;
- владение техническими навыками лыжной ходьбы;
- знание анатомо-физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- знание гендерных особенностей дошкольников, оказывающих влияние на освоение навыков лыжной подготовки;
- обладание социально-личностными компетенциями при взаимодействии с родителями, воспитанниками и другими партнёрами по образовательной деятельности в процессе формирования начальных представлений о лыжном спорте;
- наличие установки на постоянное самообразование и профессиональное совершенствование в области формирования представлений о лыжном спорте.
Научно-методические изменения:
- создание методической копилки « Лыжная подготовка дошкольников»;
- внедрение перспективного планирования по формированию представлений о лыжном спорте;
- наличие конспектов НОД по лыжной подготовке;
- наличие информационно-консультативного материала для родителей по лыжам;
-подписка на периодические издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», «Ребёнок в детском саду» и др.;
- демонстрационный материал;
- сценарии спортивных праздников, эстафет;
- тематическая картотека подвижных спортивных игр;
- альбомы «Лыжный спорт», «Прогулки на лыжах».
-составление перспективного планирования по организации лыжной подготовке дошкольников;
Материально-технические изменения:
- спортивная одежда для лыжных занятий;
- лыжи по количеству воспитанников в группе;
- экран, диапроектор, ноутбук, интерактивная доска;
Нормативно-правовые изменения:
- приказ о дополнительной бесплатной услуге с детьми старшего дошкольного возраста (проведение воспитателем старшей группы кружковой работы «Юные лыжники»);
- договора о сотрудничестве с ДЮСШ;
- разрешения родителей о занятиях детей лыжной подготовкой.
-доступность интернет-ресурсов (www.nsportal.ru, www.maaam.ru, www.sipkro.ru и др.) для получения знаний по заданной теме;
Информационные изменения.
- создание электронных образовательных пособий по теме «Лыжный спорт»;
- посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей, размещение информации на сайте ДОО по лыжной подготовке;
- периодические издания по дошкольному образованию;
-пнформационные стенды с рекомендациями по основам лыжной подготовки дошкольников.
- видеотека.
Организационные изменения:
- Привлечение к работе инструкторов из ДЮСШ;
- Взаимодействие с другими воспитателями, музыкальным руководителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас, когда в России прошла зимняя Олимпиада в Сочи – 2014, вопрос становится актуальным. Необходимо, чтобы дети понимали...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ СПОРТА
ВведениеАктуальность темы С каждым годом возрастает проц...
Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у детей дошкольного возраста.
Буклет " Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта". Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта.Большую роль во всестороннем физиче...
Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
Итоговая работа по курсу повышени...
Презентация "Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта"
Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта...
Круглый стол для педагогов ДОУ "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме"
Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме....
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА
опыт работы педагога по формированию у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о разных видах спорта...