Влияние развития эмоций на становление личности
материал на тему

Как влияет развитие эмоций на становление личности человека в работах и исследованиях ученых и мыслителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_razvitiya_emotsiy.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема функций эмоций является одной из центральных как в чисто методологических исследованиях, так и в теоретико-экспериментальных. Как показывают исследования Л.М.Аболина и других специалистов, в современной психологии фиксируется более двадцати функций эмоций. В то же время, вопрос их системного описания остается открытым. Фактически все исследователи прямо или косвенно анализируют функции эмоций при их изучении. Наиболее ярко в психологии констатируется идея о позитивном и негативном влиянии эмоций на поведение и деятельность человека. Имеются работы, в которых на основании функций делаются попытки классифицировать эмоции (Вундт В.; Симонов П.В.). Другие авторы сводят ряд функций эмоций к определенным механизмам активации. В частности, это такие функции как побудительная, мобилизующая, активирующая. Так, Э.Гельгорн считает, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких особенностей эмоционального реагирования, которая состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передающая неспецифическими путями возбуждение. Некоторые авторы рассматривают «побудительную» и «мотивирующую» функции как одно проявление (Липер Р.У.; Пиаже Ж., и др.). Активирующую, либо мобилизационно-активирующую функцию эмоций, другие авторы, выделяют как одну из ведущих. Согласно «активационной» теории, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, в первую очередь, ее вегетативного отдела приводит к изменениям как внутренних органов, так и всего организма, тем самым вызывая мобилизацию (или демобилизацию) энергоресурсов. Третьи же специалисты считают, что активация нервных центров и всего организма, происходящая при эмоциональном возбуждении, предполагает собой эту функцию. Она (функция) зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому ее нельзя считать общезначимой. Известно, что изменение в деятельности внутренних органов – мобилизация сил организма, зависит от уровня возбуждения, знака и содержания эмоции. Эмоции, при которых повышается уровень возбуждения, вызывают мобилизационные изменения: они подготавливают организм к атаке, быстрому достижению цели или бегству. Так, в работах В.Вундта, П.В.Симонова и других четко прослеживается соотнесение функций эмоций с определенными уровнями возбуждения. В.Вундт рассматривал эмоциональный процесс на основе трех компонентов: удовольствия-неудовольствия, возбуждения-успокоения и напряжения-разрешения. Автор, анализируя эмоциональный пространственно-временной континуум, называл его отношение к пространству образов механизмом ассоциаций. Это положение находит свое подтверждение также в работах У.Джемса. Динамика проявления эмоций или форма их течения, по В.Вундту - различна: от кратковременных реакций в виде особого, аффектированного переживания до длительного устойчивого общего переживания.

В последние годы возник ряд теоретико-экспериментальных работ, направленных на поиск некой единой универсальной функции эмоций. В частности, это исследования в отечественной психологии, проведенные В.К. Вилюнасом, Б.И. Додоновым, А.Н. Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Г.Х.Шингаровым и другими специалистами. Так, Б.И. Додонов и ряд иных авторов выделяют в качестве основной оценочную функцию эмоций. Еще Ч. Дарвином отмечалось, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. Эта функция осуществляется на основе субъективного компонента эмоционального реагирования (переживания) на первом этапе произвольного управления (при возникновении потребности и развертывании на его основе мотивационного процесса) и на последнем этапе (при оценке достигнутого результата). Другие же авторы, такие как А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов расширяют эту функцию как когнитивно-оценочную, указывая на её связь с познанием. Наряду с функцией оценки также наиболее распространенной, выступает функция побуждения. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна, “…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально”. В соответствии с многими современными концепциями, эта функция является наиболее часто анализируемой. Еще Аристотелем  выделялись различные ее проявления: желание как удовольствие, предвосхищаемое в будущем; стремление связывать элементарные переживания удовольствия-неудовольствия, эмоции страха, гнева и т.д. В.К.Вилюнас обособлял функцию оценки и побуждения на том основании, что «они осуществляются эмоциональным переживанием в отношении к собственному предмету, т.е. «внутри» эмоционального явления». Тут же, касательно функции побуждения, автор подчеркивал, что “побуждение является “внутренней” функцией эмоционального явления лишь постольку, поскольку оно выражается в восприятии некоторого предмета, как побуждающего, желательного, в той мере, в какой побуждение приводит к реальной деятельности т.е. вызывает “внешние по отношению к самому эмоциональному явлению процессы; - оно является функцией целостного эмоционального явления”. В зарубежной литературе эта функция рассматривается и как мотивационная. Так, Линдслей Д.Б. подчеркивает, что отношения между эмоциями и мотивацией, изображаемое в теоретической литературе остается совершенно неясным. Хотя снова и снова утверждается, что эмоции мотивируют, едва ли кто-либо смог выступить и недвусмысленно объяснить, как именно это происходит.

Существенного внимания заслуживает экспрессивная функция эмоций, представленная в звуковой реакции, мимике, пантомимике и других реакциях, закрепленных в ходе эволюционного и социального развития. Эта функция позволяет человеку или животному за счет экспрессивного компонента эмоций сообщать другому о своем состоянии, что, в свою очередь, облегчает общение, предупреждает агрессию со стороны другого человека или животного, а также способствует распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в денный момент у другого субъекта. Данная функция является ведущей в невербальной коммуникации человека.

Особого внимания заслуживает регулирующая функция, которая заключается в том, что эмоции, обладая свойством закрепления-торможения, подкрепления и следообразования, влияют на накопление и актуализацию индивидуального опыта, т.е. эта функция позволяет регулировать процессы познания на предметном содержании. В процессе общения регулирующая функция заключается в координации очередности высказываний. При этом наблюдается сочетание различных функций (например, сигнальная функция сочетается с защитной). Таким образом, основываясь на данном понимании регулирующей функции, можно выделить такие составляющие ее как закрепление-торможение (Анохин П.К.), подкрепление (Симонов П.В.) и следообразование (Леонтьев А.Н.). П.В.Симонов подчеркивает, что феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависит образование, существование, угашение и особенности любого рефлекса. Под подкреплением “И.П.Павлов рассматривал “действие биологически значимого раздражителя (пищи, вредоносного раздражителя и т.п.), который передает сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю”.

В некоторых исследованиях предвосхищающая и эвристическая функции отождествляются (Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К.), вытекая из способности к следообразованию и актуализации закрепленного эмоционального образа. Эмоции информируют организм о значимости того или иного раздражителя (когда эмоции включаются в сенсорные процессы), таким образом выделяется информационная функция эмоций.

Существуют исследования, в которых выделяется так называемая коммуникативная функция эмоций. Суть ее заключается в том, что эмоции используются для манипулирования другими людьми. Эмоции помогают человеку добиваться удовлетворения своих потребностей через изменение в нужную сторону поведения других людей.

Обобщение теоретических и экспериментальных исследований позволяет условно сгруппировать функции эмоций в несколько классов.

Во-первых, функции связанные с ориентировочной основой психической деятельности. К ним можно отнести такие функции как оценочная или когнитивно-оценочная, экспрессивная, эвристическая и другие.

Во-вторых, связанные с процессом развития психофизиологических систем активности человека. Это такие функции как регулирующая, активирующая, побуждающая и другие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные игры в семье как одно из условий влияния социальных факторов на становление личности ребёнка.

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и обществ...

консультация на родительское собрание «Влияние многих зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста»

Анализ зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста...

«Влияние духовно-нравственного развития педагога на становление личности ребёнка»

В духовно-нравственном воспитании дошкольников первостепенное значение имеет духовная атмосфера образовательного учреждения, а не обилие правил и требований. Бездуховный педаг...

Влияние музейной педагогики на становление личности ребенка

Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом...

Выступление на пед совете " Влияние музейной педагогики на становление личности ребенка"

Музейная педагогика – это область образовательно – воспитательной деятельности направленная на становление личности ребенка. На передачу культурно – художественного опыта через педаг...

Статья "Роль межполушарного развития в процессе становления личности ребенка"

Постоянно увеличивающийся объём информации и темп жизни привели нас к тому, что иногда мы (воспитатели, учителя) просто разводим руками. Мы не знаем, какие методы ещё применить, чтобы научить ребёнка....

Влияние внутрисемейных конфликтов на становление личности дошкольника

О влиянии конфликтов в семье на становление личности дошкольника...