Влияние музейной педагогики на становление личности ребенка
презентация на тему

Кузнецова Наталья Александровна

Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

Задачи:

- Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;

- Развитие речи, расширение активного словаря,

- Воспитание культуры поведения.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать  скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов.

На первом этапе детей необходимо познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей можно организовать виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей - оформить консультации, папки – передвижки, организовать виртуальные экскурсии на родительских собраниях.

На втором этапе детям предъявляется готовый мини- музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего прослеживается история каждого экспоната. Для родителей организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики

На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.

Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как

-погружение в прошлое,

-манипулирование с музейными предметами,

-вопросно-ответный метод,

- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,

-обыгрывание ситуаций,

-мини-спектакли,

-смена интерьеров,

-экскурсия по выставке,

-демонстрация экспонатов,

-эвристическая беседа и так далееМетоды, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как

-погружение в прошлое,

-манипулирование с музейными предметами,

-вопросно-ответный метод,

- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,

-обыгрывание ситуаций,

-мини-спектакли,

-смена интерьеров,

-экскурсия по выставке,

-демонстрация экспонатов,

-эвристическая беседа и так далее

Методы  музейной педагогики могут быть реализованы во всех образовательных областях:

Художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)

-Восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т.д)

Познавательное развитие

Знакомство с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками, бытом и обычаями родного народа.

Речевое развитие

Расширению словаря способствует  знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды, бытовой утвари,

Художественно – эстетическое развитие (ИЗО)

-Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей.

Социально – коммуникативное развитие

- Решение  задач нравственного воспитания: воспитание чувства уважения к РХудожественно – эстетическое развитие (музыка)

Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.

одине и своему народу, чувство гордости за талант народных мастеров.

Художественно – эстетическое развитие (музыка)

Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.

Экскурсионная работа в мини-музее

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

         выявление творческих способностей детей;

         расширение представлений о содержании музейной культуры;

         развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

         создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

        - У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

        - Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее

благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

         -У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и

выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа №1161 корпус 6 Выступление на педагогическом совете на тему: « Влияние музейной педагогики на становление личности» Подготовила воспитатель Кузнецова Н.А

Слайд 2

Музе йная педагогика – это область образовательно – воспитательной деятельности направленная на становление личности ребенка. На передачу культурно – художественного опыта через педагогический процесс организуемый в условиях музейной среды.

Слайд 3

Актуальность Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду созданную в условиях дошкольного учреждения.

Слайд 4

Основной целью музейной педагогики является : приобщить подрастающее поколение к музейной среде и суметь воспитать творческую , разностороннюю развитую личность.

Слайд 5

На первом этапе : детей необходимо познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее На втором этапе: детям предъявляется готовый мини- музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На третьем этапе: дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея Работа по влиянию музейной педагогики на становление личности протекает в несколько этапов.

Слайд 6

Особенности становление личности дошкольника в музейной педагогики Решает практически все задачи дошкольного образования Влияет познавательно –творческое развитие дошкольника Формирует ценности дошкольника в приобщении к историко культурному наследию Способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей воспитанника

Слайд 7

Правила музейной педагогики Правило первое: Серьезная, целенаправленная подготовка к посещению музея, закрепление полученных знаний и впечатлений. Правило второе : Четкое осознание конечной задачи своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Слайд 8

Разновидности музеев в нашем детском саду.

Слайд 9

Куклы в национальных одеждах

Слайд 10

Русская изба

Слайд 11

Наш район

Слайд 12

Моя москва

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями "Влияние семьи на становление личности ребенка"

«Каждой семье – педагогическую культуру» - это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющ...

Влияние сказки на становление личности ребенка.

Данная статья адресована как родителям, так и воспитателям....

Консультация для родителей «Особенности влияния семьи на становление личности ребенка»

Cемья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об ува...

Выступление на пед совете " Влияние музейной педагогики на становление личности ребенка"

Музейная педагогика – это область образовательно – воспитательной деятельности направленная на становление личности ребенка. На передачу культурно – художественного опыта через педаг...

Влияние семьи на становление личности ребенка

Статья "Влияние семьи на становление личности ребенка."...

Рекомендации для родителей на тему: "Особенности влияния семьи на становление личности ребенка. Стили семейного воспитания"

Консультация на тему "Особенности влияния семьи на становление личности ребенка. Стили семейного воспитания."...