Влияние музейной педагогики на становление личности ребенка
презентация на тему
Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Задачи:
- Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Развитие речи, расширение активного словаря,
- Воспитание культуры поведения.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов.
На первом этапе детей необходимо познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей можно организовать виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей - оформить консультации, папки – передвижки, организовать виртуальные экскурсии на родительских собраниях.
На втором этапе детям предъявляется готовый мини- музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего прослеживается история каждого экспоната. Для родителей организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики
На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.
Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как
-погружение в прошлое,
-манипулирование с музейными предметами,
-вопросно-ответный метод,
- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
-обыгрывание ситуаций,
-мини-спектакли,
-смена интерьеров,
-экскурсия по выставке,
-демонстрация экспонатов,
-эвристическая беседа и так далееМетоды, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как
-погружение в прошлое,
-манипулирование с музейными предметами,
-вопросно-ответный метод,
- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
-обыгрывание ситуаций,
-мини-спектакли,
-смена интерьеров,
-экскурсия по выставке,
-демонстрация экспонатов,
-эвристическая беседа и так далее
Методы музейной педагогики могут быть реализованы во всех образовательных областях:
Художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)
-Восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т.д)
Познавательное развитие
Знакомство с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками, бытом и обычаями родного народа.
Речевое развитие
Расширению словаря способствует знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды, бытовой утвари,
Художественно – эстетическое развитие (ИЗО)
-Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей.
Социально – коммуникативное развитие
- Решение задач нравственного воспитания: воспитание чувства уважения к РХудожественно – эстетическое развитие (музыка)
Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.
одине и своему народу, чувство гордости за талант народных мастеров.
Художественно – эстетическое развитие (музыка)
Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.
Экскурсионная работа в мини-музее
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее
благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
-У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и
выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на педагогическом совете | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музе йная педагогика – это область образовательно – воспитательной деятельности направленная на становление личности ребенка. На передачу культурно – художественного опыта через педагогический процесс организуемый в условиях музейной среды.
Актуальность Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду созданную в условиях дошкольного учреждения.
Основной целью музейной педагогики является : приобщить подрастающее поколение к музейной среде и суметь воспитать творческую , разностороннюю развитую личность.
На первом этапе : детей необходимо познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее На втором этапе: детям предъявляется готовый мини- музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На третьем этапе: дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея Работа по влиянию музейной педагогики на становление личности протекает в несколько этапов.
Особенности становление личности дошкольника в музейной педагогики Решает практически все задачи дошкольного образования Влияет познавательно –творческое развитие дошкольника Формирует ценности дошкольника в приобщении к историко культурному наследию Способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей воспитанника
Правила музейной педагогики Правило первое: Серьезная, целенаправленная подготовка к посещению музея, закрепление полученных знаний и впечатлений. Правило второе : Четкое осознание конечной задачи своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Разновидности музеев в нашем детском саду.
Куклы в национальных одеждах
Русская изба
Наш район
Моя москва
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями "Влияние семьи на становление личности ребенка"
«Каждой семье – педагогическую культуру» - это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющ...
Влияние сказки на становление личности ребенка.
Данная статья адресована как родителям, так и воспитателям....
Консультация для родителей «Особенности влияния семьи на становление личности ребенка»
Cемья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об ува...
Выступление на пед совете " Влияние музейной педагогики на становление личности ребенка"
Музейная педагогика – это область образовательно – воспитательной деятельности направленная на становление личности ребенка. На передачу культурно – художественного опыта через педаг...
Влияние семьи на становление личности ребенка
Статья "Влияние семьи на становление личности ребенка."...
Рекомендации для родителей на тему: "Особенности влияния семьи на становление личности ребенка. Стили семейного воспитания"
Консультация на тему "Особенности влияния семьи на становление личности ребенка. Стили семейного воспитания."...
Влияние семьи на становление личности ребенка
В помощь педагогам ДОУ...