Сообщение на тему : Общение взрослых и детей"
материал (младшая группа) на тему

Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на достижение общего результата (Лисина). Общение - сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как :                                                                                                                                      процесс

взаимодействия людей; информационный процесс; средство и условие передачи и усвоения социального опыта; процесс взаимовлияние людей друг на друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_obshchenie_vzroslyh_i_detey.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на достижение общего результата (Лисина). Общение - сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как :        процесс

взаимодействия людей; информационный процесс; средство и условие передачи и усвоения социального опыта; процесс взаимовлияние людей друг на друга.

В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Немецкий психолог, исследователь детской речи В.Штерн еще в прошлом столетии писал, что началом речи считают тот момент, когда ребенок впервые произносит звуки. Данная гипотеза была подтверждена исследованиями. Оказывается человеческий голос ребенок различает сразу после рождения. Он отделяет речь взрослого от тиканья часов и других звуков. Поэтому в методике рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей со взрослым:

  •  Ситуативно - личностная (непосредственно - эмоциональная)
  •  Ситуативно - деловая (предметно - действенная)
  •  Внеситуативно - познавательная (М.И.Лисина)

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в гщнтре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.

В творческой ролевой игре ( «Семья», «Больница», «Шоферы») — совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Игра должна быть содержательной

Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяет делать методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры ( например строительные игры Как будем строит? Для чего будем строить? )

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи (Игра «Самолеты», «У медведя во бору»)

Игры — драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи.

Дидактические и настолько — печатные игры используются для решения всех речевых задач. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний. (Мозайка, Вкладыши, Пирамидки)..

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого общения.

Общение в процессе труда пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств. (Чистим дорожки от снега. Чем ? лопатой)

Большое влияние на речь детей оказывает объцение со сверстниками, особенно начиная с 4-5 летнего возраста. Дети более активно используют речевые умения. В совмесной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь.

Полезно общение детей разного возраста. Участие старших детей в играх с младшими рассказывание малышам сказок, показ драматизаций, содействуют развитию содержательности, связности, выразительности их речи. Следует подчеркнуть что положительное влияние детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого. Как показали наблюдения Л.А.Пеньевской.

Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и форма определяют содержание и уровень речи детей.

Однако анализ практики показывает, что не все воспитатели умеют организовывать и использовать общение в интересах развития речи детей. Широко распротранен авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный характер. Более 50% высказываний

воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих объяснительной речи, речи - доказательства, рассуждений. Овладение культурой, демократическим стилем общения, является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение по теме:"Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста "

Организация театрализованной деятельности в группе детей раннего возраста...

Доклад Тема “Дидактические игры как средство общения взрослых и детей»

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют предста...

Консультация для родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей»

laquo;Речь и речевое общение взрослых и детей»Все мы знаем, что речь играет коммуникативную функцию в жизничеловека. А формирование речи ребенка полностью зависит отречи взрослог...

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Из опыта работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей

О формировании педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему: " Общение взрослого с ребёнком"

Какое отношение имеет общение ребенка со своими родителями к проблемам детского сада? Школы? Самое непосредственное. Заметьте что ребенок с нарушениями эмоционально-волевой сферы, которые чаще всего п...