Из опыта работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей
консультация по развитию речи (младшая группа)
О формировании педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_s_rodit._po_r.r.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 44»
Воспитатель 1-ой младшей группы А.А.Емелина
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- повышать компетентность родителей в области речевого развития детей (познакомить с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей по созданию условий для активного речевого развития дошкольников в семье и т.п.);
• познакомить родителей с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
• способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать у них культуру общения;
• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы;
- создавать условия для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.
Речь – это средство человеческого общения, причём главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в расширении активного словарного запаса у детей.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:
• организации различных форм помощи родителям;
• содержательно-педагогической работы с ребёнком.
В работе с родителями мы учитывали следующие принципы:
- личностный подход с учётом образования, возраста и индивидуальных особенностей;
- применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания;
- учёт уровня развития каждого ребёнка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение развивающей работы в семье.
Основными формами работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей были:
- консультации (индивидуальные (в основном) и подгрупповые);
- беседы (индивидуальные и групповые);
- папки-передвижки;
- подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.
Работа по развитию речи ребёнка в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности, на занятиях (по развитию речи, художественно-эстетических (рисование, лепка), музыкальном), а также вне занятий – в игровой деятельности и в повседневной жизни, режимных моментах.
Родителям мы рекомендовали читать дома ребёнку произведения художественной литературы (сказки, стихи) – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседовать о прочитанном.
Просили по дороге домой из детского сада или в детский сад разговаривать с ребёнком, рассказывать ему о чём-нибудь, описывать всё то, что видите (сейчас зима, холодно, идёт снег ….) или задавать вопросы, если ребёнок говорит (как прошёл день?, чем занимался?, что кушал? и т.д.).
Мы также советовали родителям в присутствии ребёнка комментировать свои действия, т.к. это способствует обогащению словарного запаса, накоплению пассивного словаря малыша, а ребёнок приучается прислушиваться к речи и выделять из её потока знакомые и новые слова.
Мы в группе с детьми проводили и рекомендовали проводить родителям гимнастику для язычка. У детей ещё не сформирован полностью артикуляционный аппарат, и такая простая гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определённые положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Например, ребёнку предлагается пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам, сделать массаж язычку: «покусываем язычок», «язычок вырывается, а зубки стараются его удержать», расслабить язык и т.п.
В повседневном общении мы внушали родителям, что с детьми нужно говорить не совсем так, как со взрослыми, а более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, чётким произношением слогов и слов, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья или подделывания под лепет детей. Когда взрослый общается с ребёнком, очень важно говорить сначала обычное слово (правильное), а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би».
Часто родители не обращают внимания, если ребёнок говорит неправильно, ошибается в каком-то слове. Это, убеждали мы родителей, только закрепит ошибку в его памяти. Вместо этого нужно просто сказать несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а взрослый в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! Спасибо, помогла». Интонацией нужно выделять правильное окончание в слове.
Несмотря на то, что наши воспитанники ещё малы, их уже можно понемногу учить рассказывать о событии из личного опыта. Конечно, малышам это трудно. Но родители могут помочь наводящими вопросами. Сначала ребёнок будет рассказывать с помощью «опор», а потом научится строить высказывание.
Мы провели подгрупповые консультации «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста» и «Роль семьи в активизации речи ребёнка» с целью вовлечения родителей в деятельность по обогащению и активизации речи и привлечения их внимания к важности грамотной речи при общении с ребёнком дома.
Проводили также индивидуальные беседы. Например, «Использование фольклора в обогащении речи младшего дошкольника» с целью знакомства родителей с содержанием работы по ознакомлению детей раннего и младшего дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором как средством обогащения речи детей. Беседовали и на тему «Когда бывает скучно», предлагая родителям игры по обогащению и активизации речи, в которые можно поиграть по дороге домой.
Мы подготовили папку-передвижку «Учим ребёнка общаться» с целью познакомить родителей с играми и упражнениями для развития культурного общения детей, для обогащения речи детей вежливыми словами, папку-передвижку «Воспитание сказкой» для расширения представлений родителей о роли книги в воспитании ребёнка.
Оформляя в начале учебного года родительский уголок в приёмной, разместили информацию о задачах на новый учебный год, сделав акцент на задачах по развитию речи детей.
Мы также предложили родителям буклет о негативном влиянии постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребёнок не будет вслушиваться в речь взрослых, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
Вывод: Знание родителями того, чему учат их ребёнка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Используемые нами формы работы традиционные, но эффективные. Они способствовали совместной деятельности педагогов и родителей по расширению активного словаря у наших малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Консультация для родителей«РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...
Сообщение из опыта работы: «Воспитание культуры поведения и речевого общения в подготовительной к школе группе»
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Взрослые часто стараются дать детям большой объем знаний, забывая о душе, чувствах. "Ничто не обходится нам так де...
Консультация для родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей»
laquo;Речь и речевое общение взрослых и детей»Все мы знаем, что речь играет коммуникативную функцию в жизничеловека. А формирование речи ребенка полностью зависит отречи взрослог...
Сообщение из опыта работы для родителей: «Развитие познавательно – речевой активности детей в предметно – развивающей среде через реализацию театрализованной деятельности»
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигатель...
Консультация для родителей: "Значение речевого общения взрослых с ребенком дома"
Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети – маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным наруше...
Методические рекомендации педагогам для работы по формирова¬нию культуры речевого общения детей старшего возраста
1. При работе по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.2. Предусматривайте сочетание различных форм организации де...
"Значение речевого общения взрослых с ребенком дома"
Интересный материал для родителей о важности общения с ребенком....