Из опыта работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей
консультация по развитию речи (младшая группа)
О формировании педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_s_rodit._po_r.r.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 44»
Воспитатель 1-ой младшей группы А.А.Емелина
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- повышать компетентность родителей в области речевого развития детей (познакомить с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей по созданию условий для активного речевого развития дошкольников в семье и т.п.);
• познакомить родителей с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
• способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать у них культуру общения;
• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы;
- создавать условия для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.
Речь – это средство человеческого общения, причём главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в расширении активного словарного запаса у детей.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:
• организации различных форм помощи родителям;
• содержательно-педагогической работы с ребёнком.
В работе с родителями мы учитывали следующие принципы:
- личностный подход с учётом образования, возраста и индивидуальных особенностей;
- применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания;
- учёт уровня развития каждого ребёнка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение развивающей работы в семье.
Основными формами работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей были:
- консультации (индивидуальные (в основном) и подгрупповые);
- беседы (индивидуальные и групповые);
- папки-передвижки;
- подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.
Работа по развитию речи ребёнка в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности, на занятиях (по развитию речи, художественно-эстетических (рисование, лепка), музыкальном), а также вне занятий – в игровой деятельности и в повседневной жизни, режимных моментах.
Родителям мы рекомендовали читать дома ребёнку произведения художественной литературы (сказки, стихи) – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседовать о прочитанном.
Просили по дороге домой из детского сада или в детский сад разговаривать с ребёнком, рассказывать ему о чём-нибудь, описывать всё то, что видите (сейчас зима, холодно, идёт снег ….) или задавать вопросы, если ребёнок говорит (как прошёл день?, чем занимался?, что кушал? и т.д.).
Мы также советовали родителям в присутствии ребёнка комментировать свои действия, т.к. это способствует обогащению словарного запаса, накоплению пассивного словаря малыша, а ребёнок приучается прислушиваться к речи и выделять из её потока знакомые и новые слова.
Мы в группе с детьми проводили и рекомендовали проводить родителям гимнастику для язычка. У детей ещё не сформирован полностью артикуляционный аппарат, и такая простая гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определённые положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Например, ребёнку предлагается пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам, сделать массаж язычку: «покусываем язычок», «язычок вырывается, а зубки стараются его удержать», расслабить язык и т.п.
В повседневном общении мы внушали родителям, что с детьми нужно говорить не совсем так, как со взрослыми, а более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, чётким произношением слогов и слов, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья или подделывания под лепет детей. Когда взрослый общается с ребёнком, очень важно говорить сначала обычное слово (правильное), а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би».
Часто родители не обращают внимания, если ребёнок говорит неправильно, ошибается в каком-то слове. Это, убеждали мы родителей, только закрепит ошибку в его памяти. Вместо этого нужно просто сказать несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а взрослый в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! Спасибо, помогла». Интонацией нужно выделять правильное окончание в слове.
Несмотря на то, что наши воспитанники ещё малы, их уже можно понемногу учить рассказывать о событии из личного опыта. Конечно, малышам это трудно. Но родители могут помочь наводящими вопросами. Сначала ребёнок будет рассказывать с помощью «опор», а потом научится строить высказывание.
Мы провели подгрупповые консультации «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста» и «Роль семьи в активизации речи ребёнка» с целью вовлечения родителей в деятельность по обогащению и активизации речи и привлечения их внимания к важности грамотной речи при общении с ребёнком дома.
Проводили также индивидуальные беседы. Например, «Использование фольклора в обогащении речи младшего дошкольника» с целью знакомства родителей с содержанием работы по ознакомлению детей раннего и младшего дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором как средством обогащения речи детей. Беседовали и на тему «Когда бывает скучно», предлагая родителям игры по обогащению и активизации речи, в которые можно поиграть по дороге домой.
Мы подготовили папку-передвижку «Учим ребёнка общаться» с целью познакомить родителей с играми и упражнениями для развития культурного общения детей, для обогащения речи детей вежливыми словами, папку-передвижку «Воспитание сказкой» для расширения представлений родителей о роли книги в воспитании ребёнка.
Оформляя в начале учебного года родительский уголок в приёмной, разместили информацию о задачах на новый учебный год, сделав акцент на задачах по развитию речи детей.
Мы также предложили родителям буклет о негативном влиянии постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребёнок не будет вслушиваться в речь взрослых, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.
Вывод: Знание родителями того, чему учат их ребёнка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Используемые нами формы работы традиционные, но эффективные. Они способствовали совместной деятельности педагогов и родителей по расширению активного словаря у наших малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Консультация для родителей«РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...
Сообщение из опыта работы: «Воспитание культуры поведения и речевого общения в подготовительной к школе группе»
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Взрослые часто стараются дать детям большой объем знаний, забывая о душе, чувствах. "Ничто не обходится нам так де...
Консультация для родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей»
laquo;Речь и речевое общение взрослых и детей»Все мы знаем, что речь играет коммуникативную функцию в жизничеловека. А формирование речи ребенка полностью зависит отречи взрослог...
Сообщение из опыта работы для родителей: «Развитие познавательно – речевой активности детей в предметно – развивающей среде через реализацию театрализованной деятельности»
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигатель...
Консультация для родителей: "Значение речевого общения взрослых с ребенком дома"
Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети – маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным наруше...
"Значение речевого общения взрослых с ребенком дома"
Интересный материал для родителей о важности общения с ребенком....
Консультация для педагогов «Создание комфортной среды общения взрослого и детей, влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка»
Консультация для педагогов "Создание комфортной среды общения взрослого и детей, влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка"...