"Содержание образовательных областей с учетом ФГОС" (методическое пособие для воспитателей в таблице)
учебно-методическое пособие на тему
Размещаемый материал представляет собой систематизированную таблицу с указанием названий образовательных областей;задачами и содержанием образовательных областей;видов и форм организации деятельности;планируемых результатов освоения конкретной образовательной области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_po_fgos.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Название образовательной области. | Задачи и содержание образовательной области. | Виды и формы организации деятельности детей для реализации содержания образовательной области. | Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования. | Планируемые результаты освоения конкретной образовательной области. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Социально-коммуникативное развитие. | -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные; -развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, -формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; -формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | Виды: -Непосредственно образовательная деятельность; -образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; -самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей. Формы: - интегрированные занятия; - игровые ситуации, игры с правилами, дидактические игры (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) - беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты -индивидуальные и подгрупповые поручения; дежурства; практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты; совместный (коллективный) труд и др. | Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. | К концу обучения у детей должны быть: - усвоены нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности. - усвоены навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. - закончено формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. - сформированы основы социального и эмоционального интеллекта, основные компетенции эмоциональной отзывчивости, сопереживания. - сформировано уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ - сформированы позитивные установки к различным видам труда и творчества. - усвоены основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. - сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками. |
Познавательное развитие. | -развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; -формирование познавательных действий, становления сознания; -развитие воображения и творческой активности; -формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучание, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как о общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | Виды: - Непосредственно образовательная деятельность; - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; -самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей. - Формы работы по развитию элементарных математических представлений - Обучение в повседневных бытовых ситуациях. - Демонстрационные опыты. - Сенсорные праздники на основе народного календаря. - Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы). - Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы). - Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми). - Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики. - Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы). Формы организации образовательной деятельности по знакомству с соц миром: - Познавательные эвристические беседы. - Чтение художественной литературы. - Изобразительная и конструктивная деятельность. - Экспериментирование и опыты. - Музыка. Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные). Наблюдения. Трудовая деятельность. Праздники и развлечения. Индивидуальные беседы. Формы работы по детскому экспериментированию: -Интегрированные занятия -Экспериментирование - Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде -Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования - Игровые упражнения, игры (дидактические, подвижные), показ, тематическая прогулка | - Должен быть развит интерес детей, любознательность и познавательная мотивация. - Сформированы познавательные действия. - У детей должно быть развито воображение и творческая активность. - Сформированы первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). - Сформированы первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. - Сформированы первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов. | |
Речевое Развитие. | - владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; -развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | Виды: - Непосредственно образовательная деятельность; - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; -самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей. Формы: - непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); - опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.). -чтение и рассказывание художественных произведений; - заучивание наизусть; - пересказ; - общая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный материал. -дидактические игры; - игры-драматизации, инсценировки, - дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. | - Развитие словаря: освоено значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. - Воспитание звуковой культуры речи: развито восприятия звуков родной речи и произношения. - Сформированы основы грамматического строя: -морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); -синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); - словообразование. - Развитие связной речи: сформированы основные виды речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание). - Сформированы навыки звукового анализа: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. - Заложены основы интереса к художественному слову. | |
Физическое развитие. | -Формирование двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма; -развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); -формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; -становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; -становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | Виды: - Непосредственно образовательная деятельность; - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; -самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей. Формы: -Организованная деятельность -Утренняя гимнастика - Дозированный бег - Упражнения после дневного сна - Подвижные игры - Спортивные игры - Спортивные упражнения - Физкультурные упражнения на прогулке - Спортивные развлечения и праздники - Самостоятельная двигательная деятельность | У детей должен быть приобретен опыт в двигательной деятельности: - связанной с выполнением упражнений; - направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость; - способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики; - связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). 2) Сформирована целенаправленность и саморегуляция в двигательной сфере. 3) Усвоены основные ценности здорового образа жизни, приобретены элементарные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) | |
Художественно-эстетическое развитие. | -развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; -становление эстетического отношения к окружающему миру; -формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; -реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). | Виды: - Непосредственно образовательная деятельность; - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; -самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей. Формы:
продуктивной деятельности и детского творчества: 3-5 лет: Совместная деятельность: Наблюдения по ситуации Занимательные показы Наблюдения по ситуации Индивидуальная работа с детьми Рисование Аппликация Лепка Сюжетно-игровая ситуация Выставка детских работ Конкурсы Интегрированные занятия Режимные моменты: Интегрированная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Индивидуальная работа с детьми Самостоятельная деятельность: Самостоятельная художественная деятельность Игра Проблемная ситуация Игры со строительным материалом Постройки для сюжетных игр Приобщение к изобразительному искусству (5-7 лет): Совместная деятельность: Рассматривание предметов искусства Беседа Экспериментирование с материалом Рисование Аппликация Лепка Художественный труд Интегрированные занятия Дидактические игры Художественный досуг Конкурсы Выставки работ декоративно-прикладного искусства Режимные моменты: Интегрированная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Индивидуальная работа с детьми Проектная деятельность Создание коллекций Выставка репродукций произведений живописи Развивающие игры Рассматривание чертежей и схем Самостоятельная деятельность: Самостоятельное художественное творчество Игра Проблемная ситуация Развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству (3-5 лет): Совместная деятельность: Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Игры, хороводы - Рассматривание портретов композиторов (ср. гр.) - Празднование дней рождения Режимные моменты: Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - в продуктивных видах деятельности - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях Самостоятельная деятельность: Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии Импровизация танцевальных движений в образах животных, Концерты-импровизации Игра на шумовых музы-кальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дид. игры Развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству (5-7 лет) Совместная деятельность: Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, - Беседы с детьми о музыке; -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов - Празднование дней рождения Режимные моменты: Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях Инсценирование песен -Формирование танцевального творчества, -Импровизация образов сказочных животных и птиц - Празднование дней рождения Самостоятельная деятельность: Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Составление композиций танца Музыкально-дидактические игры Игры-драматизации Аккомпанемент в пении, танце и др Детский ансамбль, оркестр Игра в «концерт», «музыкальные занятия» | - Должны быть развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений. - -Сформированы первичные представления о видах искусства. - У детей должна быть развита мотивация для самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями.
Доклад на тему: «Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями»....
Консультация для воспитателей Тема: Содержание образовательной области « Речевое развитие»
Консультация для воспитателей по образовательной области Речевое развитие...
Консультация для воспитателей "Содержание образовательных областей по Программе "Детство"
Консультация для воспитателей....
СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С ...
Примерный подбор игр для детей 4 - 5 лет с учетом содержания образовательных областей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Примерный подбор игр для детей 4 - 5 лет с учетом содержания образовательных областей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
Консультация для воспитателей "Организация тематических прогулок с детьми как средство реализации содержания образовательных областей"
Прогулка включает совокупность образовательных областей таких как: «Физическое развитие», «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное ...
Памятка для воспитателей:"Содержание образовательных областей ФГОС ДО".
Министерство Образования и Науки Российской Федерации.Памятка для воспитателей:"Содержание образовательных областей ФГОС ДО"....