Культурное наследие родного края и его влияние на творческие качества ребенка.
статья (подготовительная группа) на тему
Развитие творческих способностей детей через приобщение их к культуре родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие творческих способностей детей | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурное наследие родного края и его влияние на творческие качества ребенка.
Дьяченко Татьяна Владимировна ,воспитатель МБОУ «ЦО №10» г.Тула
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребенка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие качества, как творческое воображение, творческая деятельность ,которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого развития заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок.
Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который, как сказал К.Д.Ушинский «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями…»
Е.А.Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства в развитии детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров.[3 стр.22]
Под творческими способностями подразумевается способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.[ 2 стр.126]
Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие как традиционность образов, сюжетов, приемов, совершенство образного языка, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста. И в произведениях народных мастеров, и в творчестве детей всё наполнено светом, всё радует взор красочностью. Любая художественная деятельность детей рождает эмоции, чувства. Ребенок с самых первых лет своей жизни находится на известной «эстетической стадии» детства, поскольку по своей природе он в равной степени предрасположен к разным видам искусства.
Данный отрезок жизни наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Тульский край – край умельцев. Тула - родина вкусных, ароматных пряников, самоваров, гармоники, тульской глиняной игрушки. Тульская область славится тонким белевским кружевом, филимоновской игрушкой и тульской вышивкой.
«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.
В своей образовательной деятельности мы стараемся донести до детей, что создание художественного произведения –это реальность ,это естественная способность любого человека, надо только увидеть удивительное вокруг и реализовать его в своих продуктах деятельности. Слова, звуки, движения, цвет и форма должны возникать у них на глазах в живом явлении, их собственными силами и действиями, творчески выражаться в рисунках и поделках.
Дети с удовольствием создают поделки из глины, рисуют рисунки и понимают, что такими же игрушками играли их далекие бабушки и дедушки. Дошкольникам понятен бесхитростный и в то же время забавный узор козликов, лошадок и барышень. Каждый ребенок увлечен созданием своей игрушки, старается привнести в поделку какую-то отличительную , характерную , «свою» особенность. Так, например, у девочки подготовительной группы сформировался свой отличительный знак на продуктах собственной деятельности – маленькая радуга. Это полностью подчеркивает осознанность своей неповторимости и индивидуальности, чувство гордости и желание оставить «свой след» для следующих поколений.
Занятия лепкой раскрывают перед детьми изумительный мир творчества, дают возможность выразить своё видение окружающего мира. Особенно близки и понятны народные игрушки. Ими можно не только любоваться, но и сделать героями для театрализованных мини-игр. Каждая игрушка, созданная ребенком – неповторимая, уникальная авторская работа и дети ответственно и с большой любовью относятся к процессу изготовления своей игрушки. Последующее обсуждение работ с применением образных, красочных эпитетов вдохновляет детей на креативность, оригинальность при рождении лошадок, котиков, жанровых композиций. Дети с удовольствием предоставляют свои работы для участия в разнообразных выставках и конкурсах.
Развитие художественной лепки по мотивам филимоновской игрушки раскрыло перед ребятами новые горизонты творчества. Воспитанники МБОУ ЦО № 10 создали настоящий мультфильм с персонажами и декорациями, вылепленными из глины и раскрашенными по образцу филимоновской игрушки , по мотивам стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Успех вдохновил ребят под руководством творческих педагогов на создание еще одного мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад» с глиняными фигурками и филимоновской росписью. Ребята вместе с педагогами являются активными участниками творческих конкурсов, проводимых организаторами музея «Филимоновская игрушка». Сочетание оригинальных способов использования филимоновской игрушки позволило воспитанникам нашего центра стать победителями и призерами многих конкурсов.
Дошкольнику понятны и близки предметы народных промыслов, т.к. они изначально создавались для игры и забавы. Это не предметы роскоши или музейного восхищения, в них чувствуется простота и обыденность, а яркость раскраски скрашивает их незатейливость. В художественном творчестве ребенок создает образы понятных ему игрушек и отражает в раскраске свое видение мира и предметов.
Приобщение к культуре родного края ведется в нашем Центре через грамотную и привлекательную для ребенка организацию предметно-пространственной среды: это и групповые уголки «Моя малая Родина», и создание экспозиции кукол в народных костюмах, и кружковой работы со старшими дошкольниками «Тульское наследие», где ребят наглядно знакомят и с белевским кружевом, и с самоваром и его росписью, и с тульским пряником и его изготовлением. Живой интерес и вдохновение охватывает детей на занятиях по изготовлению тульского пряника из соленого теста. Детские шедевры пряничного искусства служат красочным оформление праздничного стола в кукольных уголках , а также активно применяются в сюжетно-ролевых играх.
Поэтому обращение к истории своего края, знакомство с ним, использование декоративно-прикладного искусства стало традиционным при развитии творческих способностей дошкольников. Обращение к миру игрушек является действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно даже совсем маленькому ребенку. Обогащает сенсорный опыт, развивает образное эстетическое восприятие, образные представления, помогает формировать эстетические суждения. Дети с раннего возраста начинают понимать, как создается культурное наследие своего народа, края. И чувствуют себя творцами, создателями своих оригинальных продуктов художественного творчества.
Использованная литература:
1.Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе / автор – составитель Т.А.Николкина.-Волгоград: Учитель, 2013 .
2.Мотков, О. И. Природа личности. Сущность, структура и развитие / О. И. Мотков. – М. : Педагогика, 2006. – 320 с.
3. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование приемов социоигровой технологии при ознакомлении детей с культурным наследием родного края»
«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству, - Это источник любви к Родине... Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в сердце и в памяти навсегда ...
Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...
Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края
Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края...
Отзыв На программу Терентьевой Наталии Анатольевны Название «Ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием родного края»
Отзыв На программу Терентьевой Н...
Рецензия на парциальную программу ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ» (для детей 4 -7 лет) ВОСПИТАТЕЛЯ ТЕРЕНТЬЕВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Рецензияна парциальную программу ...
Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в еди...
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...