Исследовательская деятельность детей как один из этапов методов проектирования
проект (старшая группа) на тему

Татьяна Михайловна Даутова

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентированно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_detey.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность детей

как один из этапов метода проектирования.

Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством элементов

 действительности он располагает в своем опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях

будет его творческая деятельность.

А. С. Выготский

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентированно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Одним из методов педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности является метод проектов.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

При правильной организации работы у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива в процессе экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к педагогу с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...». Педагог не должен навязывать своих советов и рекомендаций, а ждать, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а старается  «разбудить» самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к исследовательской деятельности и сформирована культура работы.  В старшей, подготовительной  группах возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении исследовательской деятельности работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на всю исследовательскую деятельность и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Кроме вышеуказанного, исследовательская деятельность, проведенная ребенком в непосредственно-образовательной деятельности, позволяет:
• дать более полную информацию об изучаемом явлении или предмете;
• повысить наглядность и доступность материала, который при обычных способах изложения недоступен дошкольникам;
• сделать наиболее эффективным процесс ознакомления;
• наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.
        Главное достоинство метода экспериментирования в ходе реализации проектов заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.

Задачи исследовательской деятельности при реализации проекта специфичны для каждого возраста.

Младший дошкольный возраст

  • Развитие наглядно - действенного мышления.
  • Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
  • Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
  • Выполняют простейшие поручения.
  • Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»
  • Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
  • Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
  • Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?)

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)

Средний дошкольный возраст

  • Действия воспитанников  более целенаправленные и обдуманные.
  • Визуальный контроль взрослых необходим  в целях безопасности и поощрения воспитанников.
  • Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
  • Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

Старший дошкольный возраст:

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  • Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведения конструктивной беседы в процессе деятельности.
  • Развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне «1 минута».

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Тема 1. Вода и ее свойства.

  • При сравнении воды, льда и снега ребята делали выводы, чем они схожи и чем отличаются; что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);
  • как меняются свойства в соединении (вода и лед: вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, вода и снег; снег и лед не взаимодействуют).
  • При проведении следующего опыта дети наблюдали процесс испарения и делали вывод, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде; когда емкость закрыта, испарение слабое.

Тема 2. Песок, глина.

  • При проведении опытов с песком ребята выяснили, что песок сыпучий и может двигаться, мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
  • При изучении глины дети сделали вывод, что сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая. Сырая глина вязкая, пластичная.
  • Во время следующего опыта ребята сделали вывод, что песок пропускает воду, а глина – нет.
  • Узнали, что песок используется при производстве стекла.

Тема 3. Полезное ископаемое – каменный уголь.

  • Мы изучили каменный уголь и выяснили, что по цвету он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится, взяв в руки, можно сильно испачкаться.
  • Если каменный уголь бросить в воду, то пойдут пузырьки – внутри есть воздух. В воде каменный уголь тонет.
  • Это один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений.

Тема 4. Полезное ископаемое – железная руда.

  • Железная руда – полезное ископаемое, в котором содержится железо. Этот минерал  красно-бурого или черного цвета. В огромных печах выплавляют металл из руды. При высокой температуре  железо плавится, люди, заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда.
  • Металл твердый, не ломается, проводит тепло, тонет.
  • Металлические (железные) предметы притягиваются магнитом.

Тема 5. Полезное ископаемое – соль.

  • При изучении соли под лупой выяснили, что она состоит из кристаллов.  При растворении соли в горячей и холодной воде узнали, что в горячей воде соль растворяется быстрее. При замораживании пресной и соленой воды в стакане, сделали вывод, что пресная вода замерзла, а соленая нет.
  • Если в воде растворить огромное количество соли и оставить на несколько дней, то на внешних стенках стаканов появятся кристаллы соли.
  • При посадке репчатого лука в пресную и соленую воду узнали, что в соленой воде луковица покрылась кристаллами соли, а в пресной воде проросла.

Результат проекта

  • Дети познакомились с некоторыми полезными ископаемыми, стали различать их, изучили  особенности;
  • Научились работать с лупой, пинцетом, пробирками;
  • Стали использовать в речи специальные термины;
  • При помощи мнемотаблиц научились составлять описательные рассказы о полезных ископаемых

Литература

  1. Т. М. Семенова «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» -  Дошкольная педагогика № 10/декабрь/2012
  2. А. В. Хаярова «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира» - Дошкольная педагогика № 10/декабрь/2012
  3. Т. Б. Баландина «Организация работы по экспериментированию в ДОУ» - Дошкольная педагогика № 10/декабрь/2012
  4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ Сфера, 2004
  5. Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования».
  6. «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ» – издательство «Детство Пресс» Санкт – Петербург 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования

Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования...

презентация "Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования"

презентация, в которой рассмотрены этапы исследовательской деятельности, оптимальные условия для исследовательской работы детей, а также влияние исследовательской деятельности на развитие личности реб...

Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования

выступление на тему: «Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования»  на региональном семинаре-практикуме «Работа с детьми по исследовательской деятельности» д...

Презентация «Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования »

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...