Исследовательская деятельность детей как один из этапов методов проектирования
проект (старшая группа) на тему
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентированно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_detey.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность детей
как один из этапов метода проектирования.
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своем опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях
будет его творческая деятельность.
А. С. Выготский
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентированно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Одним из методов педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности является метод проектов.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
При правильной организации работы у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива в процессе экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к педагогу с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...». Педагог не должен навязывать своих советов и рекомендаций, а ждать, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а старается «разбудить» самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к исследовательской деятельности и сформирована культура работы. В старшей, подготовительной группах возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.
При проведении исследовательской деятельности работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на всю исследовательскую деятельность и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Кроме вышеуказанного, исследовательская деятельность, проведенная ребенком в непосредственно-образовательной деятельности, позволяет:
• дать более полную информацию об изучаемом явлении или предмете;
• повысить наглядность и доступность материала, который при обычных способах изложения недоступен дошкольникам;
• сделать наиболее эффективным процесс ознакомления;
• наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования в ходе реализации проектов заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.
Задачи исследовательской деятельности при реализации проекта специфичны для каждого возраста.
Младший дошкольный возраст
- Развитие наглядно - действенного мышления.
- Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
- Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
- Выполняют простейшие поручения.
- Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»
- Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
- Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
- Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);
3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?)
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)
Средний дошкольный возраст
- Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
- Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников.
- Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
- Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.
Старший дошкольный возраст:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведения конструктивной беседы в процессе деятельности.
- Развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута».
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Тема 1. Вода и ее свойства.
- При сравнении воды, льда и снега ребята делали выводы, чем они схожи и чем отличаются; что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);
- как меняются свойства в соединении (вода и лед: вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, вода и снег; снег и лед не взаимодействуют).
- При проведении следующего опыта дети наблюдали процесс испарения и делали вывод, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде; когда емкость закрыта, испарение слабое.
Тема 2. Песок, глина.
- При проведении опытов с песком ребята выяснили, что песок сыпучий и может двигаться, мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
- При изучении глины дети сделали вывод, что сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая. Сырая глина вязкая, пластичная.
- Во время следующего опыта ребята сделали вывод, что песок пропускает воду, а глина – нет.
- Узнали, что песок используется при производстве стекла.
Тема 3. Полезное ископаемое – каменный уголь.
- Мы изучили каменный уголь и выяснили, что по цвету он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится, взяв в руки, можно сильно испачкаться.
- Если каменный уголь бросить в воду, то пойдут пузырьки – внутри есть воздух. В воде каменный уголь тонет.
- Это один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений.
Тема 4. Полезное ископаемое – железная руда.
- Железная руда – полезное ископаемое, в котором содержится железо. Этот минерал красно-бурого или черного цвета. В огромных печах выплавляют металл из руды. При высокой температуре железо плавится, люди, заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда.
- Металл твердый, не ломается, проводит тепло, тонет.
- Металлические (железные) предметы притягиваются магнитом.
Тема 5. Полезное ископаемое – соль.
- При изучении соли под лупой выяснили, что она состоит из кристаллов. При растворении соли в горячей и холодной воде узнали, что в горячей воде соль растворяется быстрее. При замораживании пресной и соленой воды в стакане, сделали вывод, что пресная вода замерзла, а соленая нет.
- Если в воде растворить огромное количество соли и оставить на несколько дней, то на внешних стенках стаканов появятся кристаллы соли.
- При посадке репчатого лука в пресную и соленую воду узнали, что в соленой воде луковица покрылась кристаллами соли, а в пресной воде проросла.
Результат проекта
- Дети познакомились с некоторыми полезными ископаемыми, стали различать их, изучили особенности;
- Научились работать с лупой, пинцетом, пробирками;
- Стали использовать в речи специальные термины;
- При помощи мнемотаблиц научились составлять описательные рассказы о полезных ископаемых
Литература
- Т. М. Семенова «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» - Дошкольная педагогика № 10/декабрь/2012
- А. В. Хаярова «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира» - Дошкольная педагогика № 10/декабрь/2012
- Т. Б. Баландина «Организация работы по экспериментированию в ДОУ» - Дошкольная педагогика № 10/декабрь/2012
- О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования».
- «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ» – издательство «Детство Пресс» Санкт – Петербург 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования
Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования...
презентация "Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования"
презентация, в которой рассмотрены этапы исследовательской деятельности, оптимальные условия для исследовательской работы детей, а также влияние исследовательской деятельности на развитие личности реб...
Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования
выступление на тему: «Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования» на региональном семинаре-практикуме «Работа с детьми по исследовательской деятельности» д...
Презентация «Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования »
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...
Городской мастер-класс "Технология формирования исследовательских навыков детей дошкольного возраста: опыт использования метода исследовательского обучения в образовательной деятельности ДОУ"
Приказ о назначении руководителя городского мастер-класса, программа мастер-класса...