проект: "Покорители космоса"
проект (подготовительная группа) по теме
1.Проблема, на решение которой направлен проект
2.Концептуальные основы проекта,прогнозируемый результат
3. Описание проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ: «Покорители космоса».
(подготовительная группа)
- Проблема, на решение которой направлен проект
В процессе содействия психическому развитию ребёнка существует проблема организации условий формирования полноценного, разноаспектного мышления. Для анализа механизмов развития интеллектуальных новообразований и возможностей их формирования необходимо знать, какие этапы развития проходит детское мышление.
Так исследование развития интеллекта детей было проведено в работах Ж.П. Пиаже. Учёному удалось выделить стадии развития интеллекта детей, но вопрос о средствах развития мышления и их особом значении им не ставился. Иной подход прослеживался в работах Л.С. Выготского, который видел в основе психического развития интеллектуализацию всех психических процессов.
Особое внимание он внимание он уделял средствам умственной деятельности, условиям её формирование в дошкольном возрасте. Ведущим средством, влияющим на развитие интеллекта детей, он считал знак, а наиболее важной знаковой системой-язык, представляющий основное орудие мышления.
Основными средствами мышления, которыми ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, являются сенсорные эталоны, символы и знаки, опосредующие образный характер знаний. В этот период пробуждаются потенциальные способности детей к моделированию: от построения и использования реальных моделей до построения и использованию их в «уме». В результате средства обучения-модели, превращаются в средства собственного мышления.
По мнению учёных, перенос центра тяжести с содержания обучения на его средства-наглядные модели-повышает его эффективность, опосредует успех детей в обучении.
Анализ условий развития познавательных способностей старших дошкольников, в том числе способностей к моделированию в практике ДОУ позволил выделить:
- Отсутствие методического сопровождения в решении задачи развития способностей к наглядному моделированию детей старшего дошкольного возраста.
- Отсутствие упорядоченных, системных знаний детей в разных образовательных областях, опосредующих возможность поэтапного формирования способностей к наглядному моделированию.
- Отсутствие необходимого уровня психолого-педагогической компетенции в области технологии содействия умственному развитию старших дошкольников.
Предложенный проект решает задачи обучения приёмам наглядного моделирования и направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников.
- Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат
Дошкольный возраст-важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного и физического развития ребёнка.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.
Но главное для ребёнка – это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений чертежей или схематических рисунков.
Использование заместителей, символом, моделей в разных видах деятельности – источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Программа «Детство» даёт такую возможность, но это не всегда удаётся по следующим причинам:
- Не достаточный уровень профессиональный компетентности педагогов для полноценной реализации задач программы «Детство».
- Неравномерный уровень развития познавательных способностей детей.
- Отсутствие в серийном производстве материалов, необходимых для работы с детьми.
- Неточность формулировок инструкций, предлагаемых детям; избыточность специальных терминов; перегрузка детей информацией.
- Отсутствие взаимодействия родителей с педагогами МДОУ.
Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников
приёмам наглядного моделирования была выбрана образовательная область (ознакомление с окружающим миром) «Космос».
Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Блоки занятий направлены на развитие умственных способностей, которое осуществляется через различные виды способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цели проекта:
- Развитие интеллектуально-познавательной и эстетической компетенции детей.
- Развитие творческого потенциала детей и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.
Задачи проекта:
- Содействовать обучению приёмам наглядного моделирования детей.
- Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.
- Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»
- Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность, интеллектуально-познавательную компетентность детей.
В содержании проекта будут реализованы следующие
Требования:
1. Последовательность процесса освоения действий наглядного моделирования в системе упорядоченных занятий познавательно-эстетического характера. 2. В каждом занятии использованы задания по моделированию разной степени сложности. Особенности содержания проекта определены приоритетными линиями организации процесса содействия разностороннему развитию детей дошкольного возраста: ● вариативность содержания и технологий проекта с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. ● создание условий, способствующих развитию познавательных способностей, творческой самостоятельности, активности. В ходе проектной работы будет разработан педагогический мониторинг достижений детей в обучении приёмам моделирования на материале темы «Космос». Направление мониторинга определены показателями компетентности в образовательной области раздела «Космос» (знает, умеет, хочет, может создать художественный продукт).
Интеллектуальная компетентность: - способен самостоятельно выделять и пополнять объём содержательных обобщений; - способен обогащать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта, выделять общее в частном и наполнять общее конкретным содержанием; понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос».
Эстетическая компетентность: - умеет замечать необычное в обыденном, способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира, способен выразить субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.
Речевая компетентность: - способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания, проводить аналогии, формулировать простые суждения.
Средства организации контроля за уровнем познавательно-эстетической компетентности детей: - средства мониторинга: игры-беседы, обобщающие и проблемно-поисковые ситуации, вариативно-игровые задания.
Диагностическое обследование следует проводить с учётом индивидуальных особенностей детей. Проводимые задания должны быть выполнены без всякого напряжения. Во время выполнения детьми контрольных заданий необходимо обеспечить эмоциональную отзывчивость детей, уметь заинтересовать предлагаемой деятельностью.
3. Описание проекта.
● Данный проект на тему «Космос» разработан для детей подготовительной группы, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей. ●Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-путешествий, занятий-игр, проведение опытов, экспериментирование в уголках-лабораториях и т.д. ●На занятиях дети будут использовать различные художественные материалы: акварель, гуашь, тушь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, бумажные салфетки, цветную бумагу, природный и бросовый материал. ●Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: модель Солнечной системы или карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звездного небо, иллюстрации, фотографии и т.д. ●В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать. ●Работа будет проходить последовательно и в системе, ориентацией педагогу будет служить тематическая матрица и примерное содержание вариативных форм взаимодействия для дошкольников. ●При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка. ●В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Также будут получать представления о различных небесных светилах, чёрных дырах. Будут уточнять значение новых слов («космонавт», «обсерватория», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп»). ●Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. В ходе занятий дети будут создавать индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и т.д. ●При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д.
Реализовать проект предполагается в три этапа:
1 этап – подготовительный: 1.1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе. 1.2. Информированность родителей о предстоящей деятельности. Такими могут быть: ▪ Проведение родительского собрания в рамках темы; ▪ Оформление папки-передвижки, фотовыставки; ▪ Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе; 1.3. Разработка тематической матрицы, системы познавательно-эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью; 1.4. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. 2 этап – основной: 2.1. Проведение занятий по разработанной технологии; 2.2. Оформление выставок «Космические полёты», «Звёздное небо», проведение выставки-презентации «Покорение космоса». 2.3. Организация сюжетно-ролевых «Космодром», «В обсерватории». 2.4. Проведение совместных с родителями развлечений «Поможем Звездочёту», «Космические старты». 3 этап – итоговый: 3.1. Итоговая диагностика детей в рамках темы (знают, умеют, способны выражать субъективно-оценочное отношение). 3.2. Анализ результатов детей. 3.3. Информированность родителей о знаниях детей о космосе через фотомонтаж. 3.4. Составление отчётов о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Покорители космоса»
Данный проект разработан для детей подготовительной группы и рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и д...
Проект "Покорители космоса"
проект...
Презентация о ходе информационно-исследовательского проекта "Покорители космоса"
презентация к проекту...
Проект "Покорители космоса" для детей подготовительной группы детского сада
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Покорители космоса» (для подготовительной группы детского сада)Проблема: недостаточно сформировано представление детей о КосмосеАктуальность Актуальность данного п...
Проект "Покорители космоса"
Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Покорители космоса»...
Проект «Покорители космоса» для детей младшей группы
Вид проекта: познавательно - творческий.Длительность работы над проектом: 1 неделя (с 03.04.21 по 12.04.21)Участники: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.Цель: Формирование у детей младшег...
ПРОЕКТ «Покорители космоса» для подготовительной группы.
ПРОЕКТ «Покорители космоса» для подготовительной группы. Тип проекта:- обучающий - исследовательский- игровой По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, историче...