Записная книжка родителя
материал по теме
Предварительный просмотр:
Записная книжка родителя
А – адаптация ребенка - приспособление, привыкание организма к новым условиям. Адаптация ребенка к условиям ДОУ есть процесс и результат усвоения опыта общения и совместной деятельности. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть сколь угодно долгой (легкой, средней усложненной, дезадаптация).
Различают легкую степень адаптации – от 5 дней - до 1 недели, средняя степень – от 15 дней – до 3 недель, усложненная степень – от 25 дней – до 5 недель, дезадаптация более 5 недель.
Обратите внимание.
В период адаптации следует учитывать индивидуально – психологические особенности ребенка (отстраненность, замкнутость, выборочный аппетит, часто возникающие капризы, тревожный сон, беспокойство во сне), факторы риска, усложняющие адаптацию (психосоматические заболевания ребенка; дисгармоничность детско-родительских отношений, часто возникающие депрессионные состояния родителей; зимний, весенний период - время года, когда наблюдается снижение иммунитета), имеющийся социальный опыт общения ребенка в совместной деятельности с другими детьми, сформированность навыков культуры поведения (просится на горшок, пьет из чашки, умеет пользоваться ложкой, обращается с просьбой, за помощью к взрослому), проявления самостоятельности, уверенности. Успешность адаптации ребенка к ДОУ обеспечивает посещение групп кратковременного пребывания, организуемых для детей раннего возраста на базе дошкольных учреждений, Центра раннего развития для детей с 1 до 3 лет, что благоприятно влияет на формирование опыта общения и совместной деятельности как с другими детьми, так и со взрослыми.
Б - «Базовое доверие к миру» - личностное новообразование, которое формируется в младенческом возрасте. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка возникает базовое доверие к миру, которое проявляется в хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении спокойно ждать мать. Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. При хорошем уходе, наличии материнской любви, нежности и заботе о малыше формируются три дополняющих друг друга процесса: биологический (кормление, сон, уход); психологический (организация индивидуального опыта); общественный (культурная организация взаимосвязанных людей – этноса).
Обратите внимание.
Для малыша эмоциональное участие взрослого невероятно важно, и он всеми силами его добивается. Если мама недостаточно хорошо, по мнению крохи, отвечает, он провоцируют ее на новое взаимодействие. Существует даже специальный плач, когда ребенку вроде ничего не надо, он просто настаивает, чтобы на него обратили внимание. Важно, чтобы ему лишний раз сказали, что он самый хороший, самый любимый, что мир вертится вокруг него. Той же цели служат и соматические расстройства. Доказано, что доброжелательное отношение взрослого для ребенка вовсе не роскошь, а условие психического здоровья, формирования базового чувства защищенности.
Если вы будете много, часто и эмоционально общаться с малышом, у него с самого раннего детства начнет формироваться высокая самооценка, уверенность в себе, открытость к общению.
Необходимо:
-наладить диалог с малышом, если он смотрит в глаза, если отводит взгляд, не стоит общаться;
- стоит отложить общение с малышом, если вы сами не в духе или привлечь других членов семьи к общению с ребенком;
- для установления эмоционального контакта попробуйте повторить вслед за ребенком то, что он только что произнес. Если малыш отвечает – все в порядке, и вы можете сохранять найденный темп и ритм общения с ним. Если кроха замер и удивленно смотрит на вас, значит, вы перешли на другую эмоциональную волну, прекратите общение;
- если у вас хорошее настроение, думайте вслух. Говорите все равно о чем с малышом, важна именно интонация, детишки также очень любят, когда мама комментирует то, что они вместе делают, желательно в песенной форме.
Первоначально надо обратить внимание в воспитании ребенка на развитие потребности в другом человеке, сначала матери, отце, затем товарище, друге, наконец, в коллективе и в обществе. С раннего детства взрослый должен развивать потребность у ребенка в общении. С раннего возраста с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаться тем, что он еще не все понимает. Однако если взрослый обрушивает на ребенка огромный арсенал средств общения, то лишь постепенно они станут индивидуальными средствами психической деятельности ребенка.
Ангелочек. Марина П., 5 лет
В – ведущая деятельность – это деятельность, в ходе которой возникают главные изменения в психике на данном возрастном этапе развития ребенка и с которой связано появление важнейших новообразований, в русле которых развиваются другие виды деятельности.
Обратите внимание на создание условий для организации деятельности ребенка на различных возрастных этапах развития личности.
Так, в период младенческого этапа развития постарайтесь организовать непосредственно эмоциональное общение, т.к. ведущей потребностью становится необходимость в другом человеке. Содержанием деятельности является другой человек и ребенок как источник любви, понимания, принятия и оценки. Способ взаимодействия со взрослым – симбиотическое сопереживание, принятие.
С 1 до 3 лет - ведущей деятельностью является предметно – манипулятивная, содержанием которой становятся способы употребления (ложки, чашки, предметов первой необходимости). Ребенок ждет от взрослого демонстрации образца, пошаговой помощи, контроля, оценки. На этой стадии появляются действия «понарошку». Так, родителям следует показать способы действия с предметами («Давай покормим куклу кашей. Возьмем палочку, понарошку она будет нашей ложкой, и будем кормить», «Если кукла заболеет, чтобы узнать, какая температура, поставим градусник, для этого возьмем палочку, понарошку она будет градусником». От совместного действия взрослого с ребенком следует постепенно переходить к частично – совместному и к самостоятельному действию. Ребенок имитирует взрослого. Усвоенные способы малыш переносит на другие предметы, действуя с ними. Так, палочка будет выполнять не только функции ложки, градусника, но и карандашика, палочки – «выручалочки» и т.д. Предметно – манипулятивная деятельность направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметами.
Так появляются основы для становления игры в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте – с 3 до 7 лет ведущей деятельностью является сюжетно – ролевая игра, в которой дети моделируют отношения, поведение взрослых. Содержание деятельности – социальные нормы, смысл человеческих взаимоотношений. Способом взаимодействия со взрослыми является условная воображаемая символическая имитация.
Ведущая деятельность младшего школьника - учебная, направленная на усвоение науки и культуры. Предметом ее выступает сам субъект, т.е. ребенок, так как в процессе учебной деятельности изменяется именно он.
Г – гиперактивность - данное качество есть проявление темперамента. Лечить ничего не надо, а вот корректировать поведение стоит. Очень нервный, очень любознательный, очень общительный, очень нетерпеливый – так научная литература описывает холерика и сангвиника.
Обратите внимание.
Гиперактивные дети требуют постоянного внимания, они не могут и не любят оставаться одни и не терпят никакого соперничества, целиком заполнив собой все ваше время и пространство. Ваш девиз: «Сначала - ребенок, все остальное – потом, если успею». Родителям детей – «шустриков» стоит постоянно помнить, что их малыши в силу своей непоседливости и любознательности часто получают травмы. Постарайтесь предотвратить беду, уберите из зоны досягаемости все опасные предметы. «Шустрики» совершенно не переносят скуку . Скучать они не любят, сами себя занимать не умеют, а жажда любознательности велика. Постарайтесь удовлетворить эту жажду, позвольте малышу заниматься с вами домашним хозяйством. Моете посуду – выделите маленький тазик и пару пластмассовых чашек. Это займет надолго малыша. Вы увидите, с каким удовольствием малыш будет вместе с вами стирать, вытирать пыль, подметать и делать еще массу полезных вещей. Не отгораживайте его от домашних дел, пусть он чувствует себя полноценным человеком членом семьи, нужным, полезным. К разочарованию родителей, гиперактивные дети мало спят. Чтобы общение с малышом не превратилось в череду постоянных запретов и окриков, необходимо четко уяснить себе, что творит он все свои « безобразия» не вам назло. Ему просто интересно любое проявление жизни, ему до всего есть дело. Это как раз нормально. Тон общения с ребенком должен быть доброжелательным и спокойным. Включайте ребенку легкую, успокаивающую музыку (из серии «Малыш и музыка», «Малыш и лес»). Помогайте ребенку расслабиться, отдохнуть для него очень важно. Скажите тихонько на ушко вашему беспокойному маленькому человечку, как вы его любите.
Д – детское рисование – специфическое образное познание действительности, вид художественной деятельности, которая носит эмоциональный, творческий характер.
Обратите внимание.
Детское рисование в начальный период представляет собой чирканье и пачканье, а основной набор графических следов – это случайные толчки, штрихи, пятна, разные как по форме, так и по пространственному расположению и ориентированию на листке. Обуславливается это индивидуальными особенностями, физическим строением рук, зрения, а также темпераментом и настроением ребенка в момент рисования. Все это складывается в индивидуальный характер чирканья. Ребенок повторяет движения, которые по каким – либо причинам предпочтительны для него, более соответствуют его душевному расположению. Так формируется «авторский почерк» рисующего малыша. Кому – то младенческие «почеркушки» могут показаться ничего не стоящей пачкотней, но внимательный человек сможет «прочитать» в них много интересного о самом ребенке. Так, сильные, решительные штрихи свидетельствуют об активности и смелости рисовальщика; мелкие ажурные каракули – о чувственном, лирическом настроении; вырывающиеся за пределы листа – о неориентированности на условия и обстоятельства действия; постоянно повторяющиеся – об упрямстве, воле, приверженности к основным формам поведения; пробы разных штрихов – о склонности к исследовательскому, экспериментальному творчеству; концентрация значков в центре – о стремлении к устойчивости, порядку, открытости; в углу – о неуверенности, стремлении уйти и спрятаться; равномерное заполнение листа – о чувстве реальности и комфортабельности; динамичное расположение каракулей в листе, разнообразность графических элементов, ритмичное их чередование, достижение законченного равновесия свидетельствуют о композиционных и творческих способностях. Через свои рисунки малыш многое рассказывает о себе. Постепенно непокорные каракули превращаются в определенные очертания (опознавательные детали: руль машины, колеса, у мамы – руки и ноги). Так появляются «головоноги» - первые изображения человека.
Постепенно у «головоногов» вырисовывается туловище и они начинают «одеваться» (одежда рисуется так, как одевается на тело, поэтому рисунок прозрачен), в руках возникают предметы (сумки, цветы, шарики и т.д.). Цвет в рисунках предметен, но не живописен. Не надо огорчаться и думать, что ваш ребенок не «чувствует» цвета, что он не «живописец». Просто пока у него другие задачи. И его рисунки хороши собой изобретательностью. Постепенно предметное рисование усложняется и перерастает в событийное. Рисунки становятся сюжетными, событийными. События - это движения, действия. Движение передается через жесты, позы фигур, через их вытянутость по направлению движения, через изображение ориентиров и следов. И тут открываются возможности цвета. Это «живое письмо» цветом позволяет сказать больше, чем слова. В творчестве детей 5-6 лет происходит взрыв рисовальной активности. Тематика рисунков расширяется, сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. Этот наиболее интенсивный период детства позволяет начинать развивающее знакомство детей со «взрослым» искусством. Итак, детское рисование - феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 - до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для личностного развития ребенка.
Веселое море. Петя Р., 4 года
Е – естествоиспытатель – возрастное психическое качество ребенка 2 - 4 лет, которое свойственно эгоцентрической стадии личностного развития (Ж.Пиаже). На данной стадии психического развития у ребенка не сформированы качества сопереживания, сочувствия, содействия, оказания помощи ближнему. Ребенок не способен чувствовать боль другого живого существа и сопереживать ему. «Играя» с животными, которым не доставляют удовольствия «забавы» малыша, старающихся скрыться от него, он не задумывается над тем, что им может быть больно. По мнению психологов, действия ребенка на данном возрастном этапе развития - проявление эгоцентрических действий, представляющих лишь эксперимент маленького естествоиспытателя. Но не стоит ждать, когда все «само пройдет».
Обратите внимание.
Задача родителей – к пяти годам успеть привить ребенку способность сочувствовать. Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка за такие поступки: он будет жалеть только себя, забывая про тех, кому причинил боль. Только терпение и такт взрослых помогут малышу не только пожалеть птиц, животных, но и проявить заботу о них.
Улитка. Эля О., 3 года
З – застенчивость и замкнутость у детей. Застенчивость - это черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, немотивированном чувстве стыда. Это комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, страха, препятствующий нормальному общению. Замкнутость – это особенность ребенка, при которой он не только не может, но и не хочет вступать в общение, у него нет потребности общаться, нет импульса общения. В понимании застенчивости существует несколько точек зрения:
-застенчивость передается по наследству (Кеттел);
- застенчивость как блокировка внутренних конфликтов;
-застенчивость как закрепленные фобии на социальные события. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является прерывистость, цикличность; проблемы в общении могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно, раскрепощено, и возникать вновь при каких – либо затруднениях. Особенно отчетливо застенчивость проявляется на 5 году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Это объясняется тем, что застенчивые дети ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания взрослых, обижаются на шутку, иронию в свой адрес, в этот период особенно нужны похвала и одобрение. К 5 годам формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого вызывает не только чувство радости, но и смущения.
Обратите внимание.
Принципы общения с застенчивыми детьми:
- не ставить в ситуации неопределенности, неизвестности;
- включать в посильные общественные дела, хвалить за самостоятельность;
- не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать;
- постоянно укреплять у ребенка уверенность в себе, веру в собственные силы (У тебя получится, ты ведь такой умный, я в тебя верю);
-повышать уровень самооценки: меньше ругайте за неудачи, не критикуйте при чужих людях, не сравнивайте с другими;
- предоставить ребенку больше свободы, не старайтесь все делать за него, даже если он совсем маленький;
- расширять круг знакомств, помогите найти ребенку, то, в чем он превосходит сверстников.
Зимний домик. Даша Р., 6 лет
И – игрушка не только должна радовать малыша, но и способствовать его развитию, соответствовать возрастным особенностям. Чтобы не ошибиться, придется учесть немало самых различных нюансов: увлечения и привычки малыша, его темперамент и, конечно, возраст.
Обратите внимание.
От рождения до года: важно чувство меры. Самое главное, игрушки – покупные или «подручные» - нужно подбирать достаточно разнообразные: отличающиеся по цвету и на ощупь, дающие ребенку представления о разных формах и размерах. Звучащие игрушки не должны утомлять малыша и раздражать. Например, музыкальную карусель над кроваткой не стоит заводить чаще одного – двух раз в неделю. Такая игрушка выручит вас, когда надо отвлечь крошу, чтобы отлучиться к телефону. То же относится и к погремушкам, пищалкам и модным детским мобильным телефончикам: как постоянный аккомпанемент ко всем занятиям они не годятся.
От года до трех лет: исследуем и познаем. Всем детям дарят мягкие игрушки. Но, покупая их малышу, проследите, чтобы по окружающим малыша существам можно было понять, кто они такие. «Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку» лучше пока припрятать: в этом возрасте нужны конкретные игрушки. Примерно с двух лет будут интересны копирующие предметы быта. Малыш любит подражать взрослым, поэтому маленькая щеточка с совком, кукольный сервиз или игрушечный фен займут надолго. Трехлетке уже понятны и интересны более сложные наборы: докторский чемоданчик, конструктор, кухонные принадлежности. Но, если ребенок не до конца понял назначение игрушки, не требуйте от него, чтобы он играл в нее «как положено».
От трех до семи лет: время играть в куклы. Кукла – подруга должна быть у ребенка, с ней он делится своими радостями, печалями, старается «разыграть ситуацию «Дочки – матери», «Дом», «Больница», « Магазин». Еще один из видов игрушек – так называемые агрессивные (типа черепашек – ниндзя или монстров). Как ни странно, но они тоже нужны для мальчика. Да, они кажутся слишком уродливыми, но при этом помогают снять стресс, освободиться от страхов, выпустить агрессивную энергию. Главное, чтобы их было немного. В этом возрасте игры развиваются по определенному сюжету.
Дети любят игрушки, которые до мельчайших подробностей воспроизводят ту или иную ситуацию. Так, для «покупок» ребенку нужен кошелек, «денежки», вырезанные из бумаги. Девочки любят сумочки. Главное, чтобы было все по - настоящему: открывалось, закрывалось.
К- капризы ребенка – негативная реакция, проявляющаяся в стремлении настоять на своем, вопреки доводам разума. Ребенок капризничает, когда ему что - то нужно. Типичная реакция родителей сводится к угрозам, наказаниям. При регулярном использовании угроз и наказаний малыш, вероятно, капризничать поостережется. Он начнет бояться родителей, в результате замкнется и перестанет доверять им свои мысли и чувства.
Обратите внимание.
Отнеситесь к капризам внимательно и спокойно, а если получится с юмором, – это высший родительский пилотаж. Не считайте, что у вас капризный ребенок, что трудно им управлять. Иначе малыш быстро сообразит, чем такое поведение выгодно: «Вот отличный способ напомнить о своих нуждах», и будет манипулировать вами. Ребенку следует говорить, что он добрый, отзывчивый, «посмотри, как мама устала на работе», «ты добрый, не надо обижать кошечку».
Можете выбрать один – другой способ реагирования на каприз малыша или опробовать все без исключения.
- Переключить внимание. Дети умеют полностью погружаться в настоящий момент, если они ревут – то с наслаждением, если играют – то самозабвенно. Они не могут удерживать внимание на двух объектах сразу. Переключаются – и меняется настроение.
- Сбить с толку. Возможно, ребенок и не подозревает, что его разыгрывают, но в то же время думает: «А вдруг это правда?» На наше счастье, дети верят в чудеса.
- Покапризничаем вместе. Это иногда просто смешно, забавно. А еще ребенок увидит себя как в зеркале. И, возможно, это зрелище ему не очень понравится.
- Актер без зрителя. Ребенку надоедает буянить. Не оценили, зачем стараться;
Причины капризов:
- малыш устал (эмоциональные и физически перегрузки);
- он плохо себя чувствует;
- кроха научился манипулировать вами и вовсю пользуется этим;
- у ребенка какие – то неприятности, о которых он не решается вам сказать;
- взрослые его бестактно отрывают от интересного занятия;
- они безапелляционно вмешиваются в его личное пространство (забирают игрушки, входят в комнату);
- он чувствует себя одиноким.
Капризный ребенок – тот, кого не понимают. Часто то, что мы называет капризом, в самом деле крик о помощи. И тогда достаточно посадить малыша на колени, обнять, поцеловать и предложить помощь.
Л – любознательность малышей – деятельностная активность, направленная на познание свойств и качеств предметов, объектов окружающей действительности. Наиболее ярко любознательность проявляется в период 4-5 лет, однако развитие ее начинается в раннем возрасте.
Обратите внимание.
Предлагаем для развития любознательности несколько развивающих игр.
«Разноцветный снег» - эта веселая и красочная игра прекрасно развивает цветовосприятие малыша. Собираясь на прогулку, заранее подготовьте в пластиковых бутылочках воду, немного подкрашенную гуашью. Для самых маленьких используйте только основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Чуть позже можно будет добавить и оттенки этих цветов. Слепите побольше снежков и разукрасьте их волшебной водой, четко называя ребенку цвета. Постройте из снежков гусеницу или высокую башню, называя цвет каждого снежка.
«Новогоднее угощение». Даже такой процесс, как кормление птиц, может быть развивающим для ребенка. На что надо обратить внимание: на подготовку корма в процессе кормления птиц. Это важно потому, что мы будем работать над формированием трехпальчикового захвата, т.е. соединение в одну точку одновременно большого, указательного и среднего пальцев. Именно таким образом малыш должен захватывать корм для птиц ( не кулачком). Автоматизируя данный навык, мы подготавливаем руку к правильному держанию кисточки, карандаша. Подобрать корм тоже надо разный: семечки, пшено, крошки хлеба создадут различные тактильные ощущения у вашего карапуза и потренируют его в захвате различных предметов.
«Разноцветный подарок» – эта игра направлена на развитие эмоционально – волевой сферы малыша. Упакуйте небольшие сувениры в яркую бумагу. Малышу наденьте высокие, непромокаемые варежки и на его глазах спрячьте сюрпризики в сугроб. После волшебных заклинаний, произнесите: «Раз – два – три, подарок ищи». Вместе с малышом вы находите подарок.
М – младенчество – период наиболее интенсивного физического, психоэмоционального и нравственного развития. Именно в течение первых 12 месяцев масса тела ребенка увеличивается почти в три раза, а рост – в полтора. Малыш учится сидеть, стоять, ходить, приобретает навыки самообслуживания. Он выражает улыбкой свою радость общения со взрослыми, испытывает первую обиду, когда его оставляют одного, и произносит первые слова. Ведущими новообразованиями в данный период развития ребенка являются освоение окружающего мира ходьбой, речью, предметно – манипулятивной деятельностью. Обратите внимание.
Показателями физического развития крохи являются:
До 1 месяца – лежит в позе эмбриона, руки согнуты, прижаты к груди, кисти сжаты в кулак, ноги согнуты, слегка разведены;
1 месяц – лежа на животе, поднимает голову на несколько секунд;
2 месяца – лежа на животе, поднимает плечи, держится на локтях, хорошо держит голову;
3 месяца – разжимает пальчики, до этого согнутые в кулачок, недолго держит погремушку, вложенную в руку, тянется за предметами;
4 месяца – переворачивается со спины на живот, хватает предметы всей ладонью, пытается ползти по- пластунски, реагирует эмоционально на интонации голоса, издает звуки, когда с ним разговаривают, испытывает удовольствие от купаний и гигиенических процедур;
5 месяцев – садится, если ему помочь, пытается переворачиваться с живота на спину, если поддержать его под мышками, стоит ровно на ножках;
6 месяцев – сидит с опорой, пробует ползать на четвереньках;
7 месяцев – садится, сидит самостоятельно, перекладывает из ручки в ручку предметы, ползает на четвереньках, проявляет признаки беспокойства, трясет погремушкой, смеется, иногда хохочет, мимика разнообразна;
8 - 9 месяцев – встает, садиться сам, стоит с поддержкой, пытается ходить при поддержке;
10-11 месяцев – хорошо ориентируется в пространстве, стоит, ходит, держась за руку взрослого;
12 месяцев - ходит самостоятельно, хлопает в ладоши, с удовольствием играет «в ладушки», умеет показывать «до свидания», если научили. Понимает много слов, знает свое имя, откликается на него, демонстрирует независимость, имитирует звуки взрослых: произносит слова «ма-ма», «па-па», «дай», «на-на».
Главное: реагируйте эмоционально, положительно на все, что делает малыш, признавайтесь ему в любви, хвалите его. И тогда ответом будет улыбка малыша. Разговаривайте с малышом как можно больше, используя все богатство мелодичности, интонационной выразительности речи.
Петушок. Лера Д., 4 года
Н – негативизм – стремление сделать что – то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желаниям; негативная реакция на предложение, потому что оно идет от взрослого. Данный симптом наблюдается у ребенка в период «кризиса трех лет». Кризис трех лет описал Л.С.Выготский, вычленив «семизвездие симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса: негативизм, упрямство: ребенок настаивает на чем – то потому, что он этого потребовал; строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, которые сложились до трех лет; своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому; протест – бунт – ребенок в состоянии конфликта, войны с окружающими; симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Обратите внимание.
Проявление данных симптомов у различных детей проявляется по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей, окружающей социальной среды, гармонизации детско - родительских отношений. Поэтому кризис протекает как кризис социальных отношений между ребенком и окружающими взрослыми. У ребенка появляется стремление отделиться от близких, взрослых, что связано с возрастающим становлением самосознания ребенка. Понимание взрослым кризисных проявлений ребенка позволит не только избежать капризы, упрямства и другие негативные проявления эмоционально – волевой сферы ребенка, но и обеспечит «остров безопасности» для малыша, где его понимают, принимают, учитывают его возрастные и индивидуальные особенности. Среди необходимых условий, позитивно влияющих на благоприятное протекание кризиса, можно отметить следующие: использование игровых ситуаций, отвлекающих от проявления нежелательных требований малыша, переключение на более яркие эмоциональные ситуации, их сюжетное разыгрывания, создание ситуаций сотрудничества для формирования предметных действий, поощрение и развитие интереса к предметной деятельности, оказание помощи в овладении навыками предметной деятельности.
О – острое горе – это определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой. Этот синдром может возникнуть у детей срезу после травмирующей ситуации (смерть близких, потеря любимого питомца: собаки, кошки, попугая и т.д.) Он может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде. Обратите внимание
на поведение малыша после травмирующей ситуации, перенесенного горя, его реакции на происходящие события.
Существуют свои особенности формирования личности ребенка дошкольного возраста в неполных семьях, появившихся в результате смерти одного из родителей.
Смерть человека - всегда тяжелый удар для всех близких. Неважно, умер он в результате длительной неизлечимой болезни или погиб внезапно. Взрослые в такой ситуации наряду с переживанием горя испытывают растерянность и замешательство, потому что перед ними встает проблема не только как пережить трагедию самому, но и как помочь в этой ситуации ребенку. Это всегда нелегко.
Следует иметь в виду, что осиротевшие дети по-разному реагируют на смерть отца или матери в зависимости от возраста, пола, семейной атмосферы и особенностей поведения другого родителя в этой трагической ситуации.
У детей в возрасте 3-5 лет еще нет абстрактных представлений о смерти. Здесь самый большой страх - разлучение, это ужасает ребенка.
У детей 6-9 лет страх смерти сопровождается страхом телесных повреждений ("рана", "оторванная нога" и т.п.). Ребенок боится, что что-то произойдет с телом. В этом возрасте дети начинают сознавать "плохое" и "хорошее". Появляется чувство вины. Смерть воспринимается как наказание. Им нужно рассказать, что, например, раком болеют не потому, что плохо себя ведут. Они еще не могут сами спросить, им просто нужно сказать. У подростков возникает стыд по поводу болезни, смерти близких. Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты, объясняя это тем, что не хотят расстраивать детей. Но часто причина состоит в том, что они сами не в состоянии вынести интенсивности эмоций ребенка. То, что дети не видят слез родителя, накладывает запрет на выражение собственных чувств: "Как я могу плакать, если я не видел твоих слез?"
Если родители избегают говорить об утрате, высказывать свои чувства, дети тоже начинают прятать свои чувства и вопросы.
Рисование всегда являлось активным средством дня работы с детьми, переживающими горе, обиду, страх. Для рисования подходят карандаши, фломастеры, мелки. Краски используются в меньшей степени. Американские ученые обратили внимание на то, что некоторые дети используют только красный цвет, дети 4-7 лет используют основные цвета, в то время как дети постарше могут рисовать все в одном цвете, сильно травматизированные выбирают более темные цвета и оставляют пустые пространства на бумаге. Так, в процессе рисования психолог может предложить нарисовать то, что чувствует ребенок, помочь соприкоснуться с эмоциональным состоянием, переживанием по поводу утраты близкого человека.
Обязательно:
- предоставлять полную свободу выражения;
- безусловно принимать ребенка таким, какой он есть;
- с уважением относиться к уровню развития ребенка;
- внимательно следить за процессом.
Ни в коем случае
- не торопиться;
- не оценивать;
- не давить командами или инструкциями.
С целью проживания горя родителям (отцу или матери) надо постараться помочь ребенку выразить свои чувства. Только тогда они смогут включиться в процесс проживания горя детьми, разделить с ними чувства, ответить с возможной откровенностью на их вопросы, оказать им поддержку.
Реакция детей при благоприятных условиях.
При создании соответствующих условий проживание горя у детей происходит также, как и у взрослых. Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:
1. Хорошие отношения с родителем до его смерти.
2. Получение адекватной информации, откровенные ответы на вопросы ребенка.
3. Участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей.
4. Хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.
Особенности поведения детей, переживших утрату родителя.
Ребенок плачет об ушедшем родителе, иногда надеется на его возвращение, начинает искать его, описывает отчетливо-яркое ощущение присутствия, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, обвиняет умершего родителя, страшится потерять выжившего родителя. В результате он может казаться тревожным, а его поведение - странным.
Осиротевшая семья часто использует образ умершего родителя в воспитательных целях. Главное внимание при этом обращается на то, чтобы ребенок мог сохранить память о нем. Дети любят узнавать о своих родителях, рассматривая фотографии, слушать истории о том, какими те были в детстве. Это пробуждает устойчивое желание быть достойными их, похожими на того, кто ушел из жизни, поэтому для компенсации недостающего влияния отца или матери в осиротевшей семье, обогащения опыта взаимных отношений очень важно привлекать к воспитанию осиротевших детей родственников покойного родителя.
Рассказывание историй - психологический прием, который может быть рекомендован как психологам, так и сопровождающим ребенка взрослым в данной ситуации. В процессе рассказывания следует помочь ребенку «прожить» травматические ситуации, выразить свои чувства-тревоги, страхи, вину и т.п., обрести надежду там, где он ни на что не надеется, не директивно сообщать о возможностях, справиться с изменяющимися обстоятельствами.
Варианты проведения процедуры рассказывания историй:
- совместное рассказывание истории-сказки «как будто» или «понарошку» (это необходимо для того, чтобы снизить степень болезненных ощущений при соприкосновении ребенка с травмирующей ситуацией потери близкого ему человека);
- история-сказка рассказывается по-новому. В этом случае можно предложить ребенку пересказать историю, придумать другое окончание или предложить ему историю, которую придумал взрослый, и рассказать ее самому.
Эти приемы позволяют родителю, психологу найти доступ во внутренний мир ребенка, что стимулирует процесс самопознания.
Вместе с тем указанные нами психологические трудности формирования личности ребенка в осиротевшей семье могут оказать помощь овдовевшему родителю в определении стиля отношений в неполной семье такого типа и помочь ребенку не только пережить горе невосполнимой утраты, но и предупредить некоторые негативные последствия в состоянии его психического здоровья и личностного развития.
Друзьям дождь не страшен. Коля В., 5 лет
П - память -запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта. Хорошая память – залог успешного обучения в школе. Обратить внимание на эту функцию психики надо как можно раньше. Без памяти невозможно какое- либо развитие. Каждое ваше переживание, впечатление или движение оставляет след, который может сохраняться достаточно длительное время. Развитие памяти неразрывно связано с формированием нервной системы, особенностями воспитания и последующего обучения.
Обратите внимание.
Большинство упражнений - игр ориентированы на детей 5-6 лет, но их можно использовать и раньше. Просто надо уменьшить число запоминаемых элементов и увеличить время для выполнения заданий.
Запоминаем картинки. Предметные картинки (10-15 штук). Подойдут любые карточки лото, на которых изображен один крупный предмет, хорошо знакомый детям. Продемонстрируйте малышу 2 картинки и предложите их запомнить. Затем смешайте эти изображения с другими картинками. Ребенку нужно найти их среди других. Затем повторите упражнение, используя другие картинки.
Запоминаем геометрические фигуры. Можно использовать геометрические фигуры различного цвета и размера (3-6 см), можно сделать самим из цветной бумаги или картона.
Так же, как и в предыдущей игре, убирайте 1-2- фигуры и спрашивайте ребенка: «Что изменилось?»
«Кто в домике живет». Для игры понадобятся 4 предметные картинки, 4 разноцветных кружка, на которых можно нарисовать домики. Домики должны быть при этом одинаковые и однотонные, чтобы не отвлекать внимания ребенка.
Затем на каждую из картинок накладывается кружок определенного цвета. Скажите ребенку: «Запомни эти картинки и посмотри, какого цвета кружочки лежат на них». Потом картинка убирается, а ребенку показываются кружки и задается вопрос: «Какая картинка была под каким кружком?»
Запоминаем серии картинок.
Данная игра проходит по этапам: 1 этап – изучение и развитие пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показываются картинки из серии«животные», «машины», «мебель» (не более 5-10 картинок), и, убрав несколько из какой – либо серии, спрашивают , что изменилось.
2 этап – изучение и развитие активной непроизвольной памяти.
Предложите ребенку выполнить задание: «что к чему подходит», ( например: парикмахер и ножницы, девочка и кукла), при этом разложите картинки на 4 группы , затем, убрав картинки из какой- либо группы , спросите , что изменилось.
Игра «Художник»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.
Из группы детей выбираются двое. Остальные – «зрители».
Один из выбранных – «художник», другой – «заказчик своего портрета». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5 - 2 мин), затем отворачивается и по памяти рисует его внешность.
Примечание. Если «художник» медлит, то уместно задать ему наводящие вопросы. Запрещается высказывание обидных замечаний по поводу каких-либо физических недостатков детей. Психолог помогает ребенку фиксировать внимание на внешних достоинствах детей.
Игра «Тень»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Выбираются два ребенка. Один - «путник», другой – «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника».
Кошкин дом. Дима К., 3 года
Р – развод. В соответствии со ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право общаться с ребенком, участвовать в его воспитании и решении вопросов его образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
Обратите внимание.
Бракоразводный процесс сопровождается неприятными ощущениями не только для родителей, но и для маленького ребенка. В силу его неопытности, возрастных, психических особенностей, неосознанности всего происходящего, ребенок дошкольного возраста, как правило, любит и дорожит вниманием обоих родителей, не расстается с надеждой, что у него будут как у всех и мама, и папа. Однако, если в семье обстановка тревожная, постоянно чувствуется агрессивность, унижение со стороны родителей, ребенок замыкается, старается уединиться, скрыться от родителей, либо помирить их, либо уйти к другим родственникам, к другу, где в семье спокойная обстановка. В сюжетно – ролевых играх детей, в семьях которых имел место бракоразводный процесс, дети имитируют взаимоотношения между родителями, стараясь их «отыграть», тем самым предпринимают попытки восстановить союз родителей, сделать «понарошку» счастливую семью. Не исключено, что, получив в детстве «сценарий» семейной жизни, в дальнейшей своей жизни ребенок выберет такой же путь разрешения семейных неприятностей.
Родителям, участвующим в оказании помощи «пострадавшим» детям, для восстановления психологического равновесия следует обратить внимание на стремление детей овладеть окружающей действительностью, достроить картину мира путем выдумки невероятных историй, всяческого рода обманных действий. На первый план у ребенка выступает желание привлечь к себе внимание окружающих, вызвать у них сочувствие, интерес к собственной жизни, получить от взрослых защиту. Но, как правило, дети остаются наедине со своими мыслями, желаниями. Иногда события подобных историй связаны с соседкой-волшебницей, с папой-летчиком, отважным мореплавателем. Еще чаще дети рассказывают о необычных игрушках, каких больше ни у кого нет, или о необычайных поступках собственных или других людей. Для окружающих дети становятся неисправимыми «врунишками» и постоянно уличаются в обмане. Лишенный общения, ребенок замыкается в себе, становится скрытным, его обман переходит в глубокий внутренний план, он оказывается все более оторванным от действительности.
Если малыш создает в воображении странных, несуществующих друзей-заступников, задумайтесь: не одинок ли он, не обижает ли его кто-нибудь?
Зимняя рябина. Ира К., 6 лет
С – страхи и тревоги ребенка. Страх – это неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой – то сиюминутной угрозой или неминуемой опасностью. Тревога - состояние неприятного предчувствия без видимой на то причины (причина существует только в сознании человека). Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Обратите внимание.
Если у ребенка наблюдается состояние тревожности, переходящее в страх, о чем могут свидетельствовать ночные крики, слезы, боязнь находиться одному в комнате, спать без света, желание ребенка не отпускать маму или кого – либо из взрослых от себя во время засыпания, то при этом взрослый должен спокойно обращаться с ребенком, предлагая ему рассказать про страх, если ребенок затрудняется, то попросить его нарисовать то, что он захочет.
Игра «Кляксы»
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Взять краски нескольких цветов, сделать кляксу и получить отпечаток на другом листе (можно путем сложения листа пополам). Затем, посмотрев на кляксу, нужно представить, на что или на кого она похожа.
Примечание. Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они видят в кляксах мрачные сюжеты (драку, страшное чудовище).
Через обсуждение «страшного» рисунка агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он от неё освобождается. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного. Спокойный будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты и др.). Общаясь со спокойным сверстником, агрессивный ребенок успокаивается.
Пояснение к игре:
1. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают черную или красную краску.
2. Дети с пониженным настроением - лиловые и сиреневые цвета (цвета грусти).
3. Дети напряженные, конфликтные, расторможенные выбирают серые и коричневые цвета (это говорит том, что ребенок нуждается в успокоении).
Возможны такие ситуации, когда не прослеживается четкой связи между рисунком и психическим состоянием ребенка.
Игра «Дракон»
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Звучит веселая музыка, дети становятся, держась за плечи друг друга. Первый ребенок – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Примечание. Следите за тем, чтобы дети не отпускали друг друга. Роли «головы» и «хвоста» выполняют все желающие.
Для детей, испытывающих страх, тревожность перед принятием самостоятельного решения, выбором предложенных им вариантов новых задач, родители могут рассказывать эмоционально-утверждающие истории, сказки. Примером может служить сказка «Ладошка с поцелуем».
При организации коррекционно-профилактической работы важно использовать считалки, дразнилки из репертуара детского фольклора. Это необходимо для урегулирования детских недоразумений, выхода из конфликтов: «мирись, мирись, больше не дерись...» и т.д. Это также регулирует и общение между детьми разного возраста.
Ночные приключения. Маша Н., 5 лет
У – увлечения развивают способность воспринимать красоту и получать удовольствие.
Обратите внимание.
Если у взрослого есть хобби, то ребенок, чувствуя эмоциональное отношение родителей к увлечениям, старается соприкоснуться с ним, быть сопричастным. Неиссякаемый источник красоты – природа. Рассмотрите вместе с малышом красивый цветок, каждый его листик. У всех растений разные листья, стебель. Малыш с вашей помощью начнет видеть красоту и в удивительно – нежной снежинке, и в могучем порывистом ветре, покоряющем своей силой и красотой величия «корабельную рощу». Приобщаться к прекрасному можно во время прогулок. Общение с природой, с одной стороны, благоприятно для малыша, предоставляет массу возможностей для его развития, а с другой стороны, вызывает у детей гораздо больший интерес, чем самые лучшие развивающие игрушки. Постарайтесь находить красоту в повседневной жизни.
Увлечения могут быть и другие, в каждом есть то удивительное, эмоционально – привлекательное, что помогает ребенку эстетически развиваться, формировать свои суждения о красоте, добре, прекрасном.
Снегири. Надя Р., 5 лет
Ф – физическое развитие – целенаправленное, комплексное воздействие внешних и внутренних средств на организм ребенка, в результате чего происходят как морфологические, так и функциональные изменения организма ребенка.
Малыши обожают бегать, прыгать, гонять мяч, кататься на самокате и велосипеде. К радости родителей, такие занятия еще и полезны для здоровья. Причем, важны они и для интеллектуального развития ребенка. Физкультура делает малышей сообразительнее – ведь только для того, чтобы мозг лучше обеспечивался кислородом и питательными веществами, нужно, чтобы сердце и легкие работали лучше, а этого можно достичь ежедневной гимнастикой и тренировкой. Правда, не стоит забывать и об особенностях характера и темперамента вашего малыша. Легкая атлетика, единоборства, плавание, футбол, хоккей, лыжный спорт, верховая езда, общая физическая подготовка гасят детскую агрессивность. Данные виды спорта ориентированы и на детей дошкольного возраста.
Танцующая Шум-буль-буль. Ира Н., 4 года
Ц – цветое восприятие окружающей действительности – эмоциональная реакция ребенка на воздействие цвета.
Обратите внимание.
Цвето - эмоциональные связи принадлежат, по-видимому, к невербальному по своей природе уроню эмоциональных значений.
Рассмотрим характеристики цветов: синий - честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный; зеленый - черствый, самостоятельный, невозмутимый; красный - отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный; желтый - разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный; фиолетовый - несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный; коричневый - уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный; черный - непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый; серый - нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.
Таким образом, каждый из цветов обладает собственным, ясно определенным в экспериментах эмоционально-личностным значением.
Предлагаемая выше информация дает самое общее представление о технике проективного рисунка, более подробно с этим методом можно познакомиться в специальной литературе.
Упражнение «Настроение в цвете»
Цель: найти как можно больше альтернативных вариантов решения задачи.
Предложите ребенку подумать и изобразить с помощью красок разные настроения, чувства, эмоции. Например: веселье, страх, обиду, злость и тому подобное. Лучше, если вы эти чувства, эмоции сформулируете не абстрактно, а конкретно: «У тебя веселое настроение - ты идешь в цирк. Каким цветом бы ты нарисовал это настроение?» «Ты обиделся на своего друга, потому что он не захотел с тобой играть. Подбери цвет, который, на твой взгляд, больше всего подходит к этой обиде" и так далее.
Объясните ребенку, что сам рисунок значения не имеет, важнее цвет. Это могут быть мазки краски, цветные линии, круги и тому подобное.
Если у ребенка не возникает никаких ассоциаций с цветом, попробуйте сами выполнить это задание. А затем расскажите ему, почему вы изобразили это именно так. Для ребят полезен сам процесс, полезно открытие новых «каналов» творческого мышления, связанных с миром чувств, эмоций и настроения.
Другой вариант игры - раскрасить два одинаковых контурных рисунка. На одном - добрый и веселый волшебник, на другом - злой и мрачный.
Придумайте сначала небольшую историю про доброго волшебника, а потом предложите ребенку раскрасить его так, как он хочет. Затем скажите несколько слов о злом волшебнике и тоже предложите его раскрасить. После выполнения задания обсудите с ребенком, почему он раскрасил волшебников одинаково или по-разному. Спросите его, выражают ли отношение к персонажам выбранные им цвета. Важно, чтобы ребенок узнал о том, что и с помощью цвета человек рассказать о своем отношении.
С определенными сложностями сталкиваются дошкольники при создании образов на основе словесного описания объектов и тем более - без описания. Образы, как правило, малодифференцированны, уподобляются друг другу, слабо учитываются свойства объектов (цвет, размер, форма). Для совершенствования воображения необходимо развивать наблюдательность детей, правильно сочетая непосредственное восприятие и наблюдение с его словесным сопровождением.
Следует учить детей планировать ход выполнения рисунка при создании ими воображаемого графического образа.
«Сказочные домики»
а) Раздать детям по 3-5 картинок с изображением домов различной конфигурации.
б) Составить и прочитать детям простой рассказ (из 3-4 предложений) о каждом из домиков с четким выделением его индивидуальных черт.
в) Предложить детям выбрать и по памяти нарисовать два наиболее запомнившихся.
А такие упражнения, как «Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек», «Раскрась картинку», «Раскрась зонтик», «Дорисуй круги», «Дорисуй овалы» могут быть рекомендованы с целью выражения своего эмоционального состояния: горя, обиды через изобразительные образы.
Важно, чтобы у ребенка возникло желание заниматься с вами, поэтому подбирайте интересный материал и создавайте игровые ситуации.
Можно рассказать о «цветике-семицветике» с разноцветными лепестками. Затем попросить нарисовать цветок, раскрасив его любимыми цветами, используя каждый цвет только один раз.
Аналогичное задание можно провести с фруктами. Дети вспоминают, какие они любят фрукты, какого цвета они бывают (груша - желтая, зеленая, яблоко - красное, желтое, зеленое и др.). После этого рисуют и раскрашивают понравившиеся фрукты.
Эффективным приемом при организации детского рисования может служить эмоционально-словесное сопровождение психолога, например:
«Звезды, солнце и луна,
Дайте красной, синей краски».
«Над холмом жучки летают,
Бабочки кругом порхают,
Птички весело поют,
В гости нас к себе зовут».
«Светит над речкой и над землей
Радуги мостик весь расписной.
Красный, и желтый, и голубой.
Мы побежали за тобой».
Произнося эти строки, психолог может обратиться к ребенку и попросить нарисовать те или иные образы. В случае, если ребенка что-либо смущает или он отказывается от рисования, психолог сам рисует, а после того, как получено изображение, просит раскрасить, соотнося цвет образа, указанный в тексте. Это позволяет приобщить малыша к деятельности, в которой он может чувствовать себя успешным. Так, например, упражнение "Рисование с помощью клубка".
Упражнение «Рисование с помощью клубка» (автор Норма Лебен). Эта техника является альтернативой рисованию. Дети со сниженной самооценкой из-за страха осуждения с большим трудом соглашаются рисовать. Рисование с помощью клубка не вызывает такого страха. Такой рисунок не может быть «плохим» или «хорошим» и приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку.
Описание техники. Педагог имеет клубок ниток или веревки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать», затем передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему. После того, как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось. Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например:
- Можешь ли ты здесь увидеть какие-либо буквы?
- Какие фигуры ты здесь видишь?
- Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?
- Какая еда здесь нарисована?
- Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзаж, какие-нибудь события?
После того, как ответ первого ребенка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что детские рисунки и особенно рассказы о том, что нарисовано, содержат много информации о глубоко личном, а также могут являться эффективным средством как диагностических, так и коррекционных мероприятий.
Записная книжка родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные слова (в записную книжку Родителя).
Рекомендации для родителей....
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ: У вас растет дошкольник
Сборник создан авторским коллективом лаборатории дошкольного образования ЮАО г. Москвы. В сборнике представлены материалы для родителей дошкольников....
Записная книжка для родителей
Материлы для родителей детей поступающих в школу...
Заметки в записную книжку родителей по плаванию
Памятки для родителей "Не забывайте правила"...
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ РОДИТЕЛЕЙ
ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма....
Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»
Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по конструированию в средней группе «Записная книжка для папы»
Цель: формировать умение у детей умение изготавливать записную книжку, вызвать желание порадовать близких поделкой сделанной своими руками.Задачи:Образовательные: формировать начальные представления о...