В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ РОДИТЕЛЕЙ
статья по коррекционной педагогике
ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ РОДИТЕЛЕЙ.
ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Основными симптомами дисграфии являются стойкие специфические ошибки, которые не связаны со знанием орфографических правил.
С дисграфией тесно связано понятие «дислексия» - это нарушения в навыках чтения. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Страдает способность чётко воспринимать на слух определённые звуки и использовать их в собственной речи. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: делают много ошибок. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: З- Э, Р – Ь. Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве Ш или «крючок» в букве Щ. Пишут такие дети медленно.
Как определить наличие нарушений?
Это сделать несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме должно вас насторожить:
1.Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству:
Б-Д, П-Т, Е-З, А-О, Д-У.
2.Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких – то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи отражаются на письме. Ребёнок пишет тоже, что и говорит: сапка (шапка).
3.Смешение фонем по акустико – артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные: О-У, Ё-Ю, согласные: Р-Л, Й-ЛЬ, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки Ц, Ч, Щ. Например: дупло (тубло), любит (лёбит).
4.При дисграфии часты застревания ребёнка: За зомом росла мамина (За домом росла малина).
5.Большой процент ошибок из – за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: солить (сольить), везёт (въезёт).
6.Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок – это тоже проявления дисграфии.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Игры и упражнения, с помощью которых формируется образ слова.
1.МАГАЗИН.
Необходимо взять картинки животных или любых других предметов: например: арбуз.
Взрослый «продаёт» арбуз по буквам.
А – ароматный, р – рубиновый, б – большой, у – укатим (домой), з – звонкий.
2.КУЗОВОК.
Задача: собрать кузовок.
Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ок:
грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утёнок, флажок, кружок.
Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет.
Соответственно собирать тогда будем слова на –ина, -ка, -ик. –ет.
Эта игра начинается обычно такими фразами:
1.Собираемся в лесок, наполняем кузовок.
2.Вот перед нами корзина, туда отправляется … (картина, малина, балерина).
3.Вот коробка, туда оправляется .. (бородка, лодка, сковородка).
4.Вот ящик, скорей клади туда.. (мячик, мальчик, ларчик).
5.Вот большой, большой пакет. Клади в него.. (билет, балет, табурет).
3.ВОЛШЕБНЫЙ ДИКТАНТ.
В этом упражнении детей привлекает, что он пишется без единой буквы и слова. Перед началом работы вводим свои символы: у каждой буквы придумать свой символ. Например: кот пишем так: +!?
4.СЛОВЕСНЫЙ МЯЧ.
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус- слово-окно.
Такая игра в увлекательной форме позволяет выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
5.Словесные цепочки.
В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего. Например: арбуз – бузина – народ – родник – никель.
6.УГАДАЙ, ЧТО Я ЗАДУМАЛ.
Один игрок задумывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель) и говорит 1 и последнюю буквы. Например: я придумал фрукт, первая буква А, последняя Н. Что это?
7.Все слова на букву А (или другие буквы).
Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас.
На загаданную букву по очереди называются слова в им.падеже:
«С» - самолёт, самосвал, сабля.
Обязательно включайте сложные слова, например: самопожертвование. Объясняйте смысл этих слов.
В эти игры можно играть при любом уровне речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные слова (в записную книжку Родителя).
Рекомендации для родителей....
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ: У вас растет дошкольник
Сборник создан авторским коллективом лаборатории дошкольного образования ЮАО г. Москвы. В сборнике представлены материалы для родителей дошкольников....
Записная книжка родителя
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10113496","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"134","style":"width: 600px; height: 174px;","width":"462"}}]]...
Заметки в записную книжку родителей по плаванию
Памятки для родителей "Не забывайте правила"...
Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»
Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...
Мастер-класса с родителями по изготовлению книжки-малышки в группе раннего возраста «Умные книжки – умным малышкам».
Цель: актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста; привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей ...
Сценарий мастер-класса с родителями по изготовлению книжки-малышки в группе раннего возраста №2 «Умные книжки – умным малышкам»
Мастер-класс "Книжка-малышка"...