Проект по приоритетному направлению "Большие права в маленькой ладошке"
проект (старшая группа) по теме
Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bolshie_prava_v_malenkoy_ladoshke.doc | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
Принят: на Совете педагогов протокол № 1 от 15.09.2015 г.
Проект ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 2 «Калинка» г. Нижневартовска «Большие права в маленькой ладошке» Разработчик проекта: Т.Н. Гасанова.– Заместитель заведующего по ВМР Воспитатели: Слюсаренко О.Н. Селищева Е.В. 2015 год |
Проект правового воспитания дошкольников
«Большие права в маленькой ладошке»
Паспорт проекта
Наименование проекта: | Детский правовой университет |
Срок выполнения проекта: бессрочно
Дата начала: 01.01.2015
Дата завершения: бессрочно
Организации-участники (далее организаторы):
Руководители организаций-участников: О.И. Мельник, заведующий МБДОУ ДСКВ № 2 «Калинка»
Телефон, факс, e-mail:
тел./факс (3466) 24-86-52
e-mail: mbdou2@yandex.ru
География проекта: РФ, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Фурманова, 8б
Руководитель организаций-участников _________________ /О.И. Мельник /
подпись
Руководитель проекта: _________________ /Т.Н. Гасанова/
подпись
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИЙ-УЧАСТНИКОВ
- Наименование организации в соответствии с документом о регистрации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Калинка»
Юридический адрес: 628600 ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Фурманова, дом 8б
Фактический адрес, телефон, факс, e-mail (офис собственный или арендованный) адрес: 628600 ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Фурманова, дом 8б
тел./факс 24-86-52, e-mail: mbdou2@yandex.ru
- Данные о руководителе: Мельник Ольга Ивановна, заведующий МБДОУ ДСКВ № 2 «Калинка»
- Свидетельство о регистрации:___________________________
- Статус организации (общественная организация, фонд и пр.)
муниципальное образование
- Сферы деятельности (благотворительность, религия, образование, культура)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Большие права в маленькой ладошке»
Наименование проекта | Детский правовой университет |
Основание для разработки проекта |
|
Заказчик | Участники образовательного процесса МБДОУ ДСКВ № 2 «Калинка» |
Основные разработчики проекта | Гасанова Татьяна Николаевна - заместитель заведующего по ВМР МБДОУ ДСКВ №2 «Калинка», Ольга Николаевна Слюсаренко - воспитатель Евгения Вячеславовна Селищева - воспитатель |
Основная цель проекта | Использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения по развитию у детей представления об основах права и правовой культуры. |
Задачи проекта | Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
|
Сроки реализации проекта | Бессрочный |
Перечень мероприятий |
|
Объемы и источники финансирования | Муниципальный бюджет, внебюджетные средства. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей. Сформированность интегративных качеств личности, моделей поведения выпускника дошкольника.
|
- Описание проекта
Название проекта: «Большие права в маленькой ладошке». Муниципальный проект реализации правового воспитания дошкольников «Детский правовой университет»
- Дата начала 01.01.2015 г.
- Дата окончания бессрочно
- Краткосрочные и долгосрочные цели проекта
Долгосрочные цели
- определение значимости правовых основ дошкольного образования;
- формирование гуманного отношения педагогов и родителей к ребенку;
- формирование правовой культуры;
- обеспечение защиты прав участников образовательного процесса;
- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
- содействие развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
- создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
- развитие коммуникативной компетентности ребенка;
- развитие социальных навыков;
- формирование правового сознания детей.
Задачами правового воспитания являются:
- Создание необходимых материально-технических условий, обеспечивающих достижение требуемых ФГОС интегративных качеств личности выпускника ДОУ.
- Формирование библиотеки педагогической литературы по данной проблеме.
- Модернизация работы по становлению у педагогов ценностной мотивации.
- Определение меры ответственности ОУ, работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей.
- Выработка механизма защиты прав детей и родителей от административного произвола.
- Систематизация работы педагогов по изучению семьи, планов взаимодействия и индивидуального общения с ними.
- Организация работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и развития детей посредством мероприятий ДОУ различной направленности.
II. Основное содержание и принципы правового воспитания дошкольников
Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:
– гуманитарно-пропедевтическим (процесс правового воспитания ребенка дошкольного возраста выполняет подготовительную по отношению к школьному образованию функцию, обеспечивая преемственность с такой гуманитарно-образовательной областью, как граждановедение; и закладывает первоначальную базу гуманитарного знания посредством ознакомления с историей человеческой цивилизации, многочисленностью и многообразием народностей, проживающих на Земле, с развитием труда человека, элементарными представлениями о возникновении и совершенствовании технического прогресса, нормах и правилах поведения в человеческом обществе)
– содержательно-доминирующим (содержание работы по правовому воспитанию реализуется как в специально-организованных формах работы с детьми (занятия, беседы), так и свободной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.);
– деятельностного и интеграционного подходов (праксиологический (деятельностный) подход - правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной; интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия)
– включенности субъекта (предполагает "включенность" ребенка в образовательный процесс, когда накопление и обогащение социального опыта происходит путем полноправного участия дошкольника в событиях окружающего мира)
– регионально-обусловленного содержания (принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего города)
– открытости (предполагает использование разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимание через организацию учебного диалога)
- принцип взаимодействия педагогического коллектива с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены следующие линии:
1. «Мои права и обязанности»;
2. «Моя страна»;
3. «Гражданин мира».
Средствами формирования основ правовой культуры у дошкольников в соответствии с целями и задачами работы являются:
1. Любая совместная деятельность, где необходимо согласовывать свою деятельность с действиями других детей. Это может быть игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность, в которой детям необходимо согласовывать свои действия и поступки с действиями и поступками других членов детского коллектива. Каждый вид детской деятельности и, прежде всего игра, формирует у детей умения соподчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.
2. Социокультурная среда, окружающая ребенка:
- учреждения культуры: театры (драматические, кукольные, музыкальные), музеи (краеведческие, художественные, народного творчества);
- учреждения социального назначения: больница, почта, аптека, ателье, промышленные и продуктовые магазины, кафе и т.п.;
- административные учреждения: администрация, милиция, суды и т.д.
- архитектурные, монументальные достопримечательности города (архитектурные ансамбли, памятники, здания), такие учреждения, которые являются своеобразной визитной карточкой города Нижневартовска и делают его уникальным и неповторимым;
- историко-культурные даты (государственные и региональные праздники, торжественные события, юбилеи в детском саду);
- центральные и прилегающие к дошкольному учреждению улицы (краткая история их названия).
Социокультурная среда города содействует обогащению восприимчивой детской души впечатлениями, развитию и поддержанию интереса к повседневной жизни, расширению кругозора, позволяет ребенку соотнести себя с окружающим миром, знакомит дошкольников с элементарными правами человека, помогает накапливать начальный нравственно- правовой опыт.
3. Художественные средства.
- художественная литература и фольклор (пестушки, заклички, поговорки, пословицы, загадки, сказки, легенды, былины, сказания); адаптированные для детей жизнеописания знаменитых граждан; современные литературные произведения;
- изобразительное искусство (живопись, скульптура, архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство);
- музыка (песни, оперетта, детская опера, мюзикл, танцы).
Уникальность Российской культуры заключается в том, что она вобрала в себя самобытность культур разных народов в единой культуре России. Приобщаясь к ценностям культуры, особенно посредством произведений устного народного творчества, ребенок усваивает нравственно-правовые представления народов своей страны, имеет возможность сравнивать и приблизиться к пониманию единых общечеловеческих ценностей различных народов. Художественные средства обладают сверхмощным зарядом, который способствует глубокому погружению в историю и культуру своей страны, позволяет отследить преемственность российских поколений, взращивает начала понимания и взаимодействия в окружающем мире.
4. Средства массовой информации (СМИ). К компонентам этой группы относятся - телевидение, радио, периодические издания (газеты, журналы), а также Интернет.
Ценность этой группы средств заключается в предоставлении дошкольнику возможности самостоятельно получать и "добывать" информацию из различных источников, перерабатывать ее и использовать в общении с детьми и взрослыми. СМИ имеют возможность приобщать детей к правам и свободам человека, демонстрировать реальную правовую культуру общества и личности, ценностные модели поведения.
Хотя в настоящее время СМИ и Интернет оказывают и негативное воздействие на формирование правовой культуры личности, но грамотно организованный педагогический подход позволяет предотвратить последствия полученной ребенком негативной информации
При разработке стратегии правового воспитания исходят из следующего:
– Формировать у детей представления о нравственных нормах и поведение, соответствующее им; важно, чтобы уровень сформированности нравственной нормы был достаточно высок. Это даст возможность детям приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающий им комфортное пребывание в коллективе сверстников;
– Опираясь на усвоенные нравственные нормы, формировать конкретные и обобщенные представления о правах и обязанностях людей. При этом необходимо приучать детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав;
–Акцент должен быть сделан на обращении к сознанию, пониманию объективной необходимости соблюдения норм, а не на страх перед наказанием, несмотря на то, что наказание присутствует как в нравственной, так и в правовой норме. Однако его наличие в механизме правового воспитания маленьких детей не является обязательной. Более того, воспитывающий, развивающий смысл нравственно-правового воспитания значительно снижается, если исходить из непременного присутствия наказания за нарушение нормы.
В соответствии с этим можно выделить следующие основные группы методов правового воспитания в зависимости от того, что именно в процессе становления нравственно-правовых качеств они преимущественно обеспечивают:
– методы формирования правового сознания:
у дошкольников: убеждение, доказательство; обсуждение произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение.
у педагогов и родителей воспитанников: беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику.
– методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения [18, c.69].
Используя те или иные методы правового воспитания, необходимо ориентироваться на то, какие качества педагог хочет с помощью этих методов сформировать. Четкое представление об этих качествах обусловливает целенаправленность использования воспитателем отдельных методов и всей их совокупности. В результате правильно организованного правового воспитания (в сочетании с другими направлениями воспитательной работы) у детей формируются такие качества, как, нетерпимость к нарушениям, чувство ответственности, справедливости, долга и др. Сформировать эти качества можно только при условии, если в работе с детьми будут использованы все перечисленные методы правового воспитания.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:
– права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;
– права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;
– права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.
С целью формирования представлений у старшего дошкольника о правах человека нами разработана программа правового воспитания в МБДОУ ДСКВ № 2 «Калинка», целью которой является формирование представлений о правах человека у дошкольников. Поставленные задачи реализуются в трех направлениях:
- с родителями воспитанников
- с педагогами
- с воспитанникам
Ш. Ресурсное обеспечение
проекта правового воспитания дошкольников в МБДОУ ДСКВ детском саду комбинированного вида № 2 «Калинка»
1. Кадровые ресурсы:
- заведующий МБДОУ
- заместитель заведующего по ВМР
- старший воспитатель
- педагог – психолог
- уполномоченный по правам ребенка в МБДОУ
- общественный инспектор МБДОУ по охране прав детства
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- инструктор по физической культуре
2. Нормативно-правовые ресурсы
Основные международные документы:
- Всеобщая декларация прав человека
- Декларация прав ребенка
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Нормативные документы федерального уровня:
- Конституция РФ
- Гражданский кодекс
- Семейный кодекс РФ
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- ФЗ РФ «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:
- законы, принятые законодательными органами субъектов РФ
- постановления, распоряжения органов исполнительной власти
Локальные акты и документы:
- распоряжения, приказы по МБДОУ
- паспорт и программа муниципального проекта по правовому воспитанию дошкольников
3. Образовательные ресурсы:
- организованная и совместная образовательная деятельность (игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность, коммуникативная и т.д.)
- социокультурная среда
- художественные средства
- тематические мероприятия (праздники, досуги)
- лекторий для родителей
- средства массовой информации
4. Осуществление социального партнерства в реализации правового воспитания дошкольников.
- МОУ СОШ № 21
- Детская пол-ка № 1
- отдел УВД по г. Нижневартовску
5. Осуществление проектной деятельности по правовому воспитанию дошкольников:
- средняя группа –
«Наши добрые дела»
«Подарю я вам улыбку»
«Город будущего»
- старшая группа – «Герб моей семьи»
«Я, нижневартовец, имею право!»
- подготовительная группа - «Все люди на большой планете должны
всегда дружить!»
«Спорт любить – здоровым быть!»
IV. План реализации проекта
по правовому воспитанию дошкольников
в МБДОУ детском саде комбинированного вида № 2
в 2015 – 2016 учебном году
1. Работа по формированию правовой грамотности у ребенка.
Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:
1. Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.
Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.
Важным является воспитание в процессе любой деятельности в ребёнке любознательности, произвольного внимания, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.
Период | Тема | Задачи | Формы работы |
Средняя группа | |||
Сентябрь | «Я – человек» | Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем, будущем («я был маленьким, я расту, когда я вырасту») | Рассматривание себя в зеркале. Рассматривание фотографий. Беседы: «Одинаковые и разные», «Кто у нас такой». Дид. игры: «Назови по имени», «Угадай, кто позвал», «Как зовут, угадай и предмет передай», «Давайте познакомимся». |
Октябрь | Формировать первичные гендерные представления, воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. | Рассказ воспитателя «Как люди заботятся друг о друге». Беседа «Как можно позаботиться о товарище», «Как утешить товарища». Рассматривание иллюстраций и пиктограмм об эмоциях. Мини – проект «Подарю я вам улыбку» (приуроченный Всемирному дню приветствий 21.11) Рассказ воспитателя о чутком и внимательном отношении друг к другу. Дид. игра «Какое настроение» | |
Ноябрь | Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе. | Беседы: «Наша группа». Обзорная экскурсия по МБДУ. Чтение: Е.Яниковская «Я вхожу в д/с», О.Кригер «На прогулку». Разучивание пословиц о дружбе. Дид. игры: «Что есть в нашей группе». Продуктивная деятельность: «Мой друг», «Наша группа», «Моя любимая игрушка в д/с». | |
Декабрь |
«Я и моя семья» | Расширять представления о своей семье, формировать первоначальные представле-ния о родственных отношениях в семье. | Рассматривание семейных фотографий. Беседа «У меня есть братишка (сестренка)» Дид. игры: «Какая твоя мама», «На кого ты похож». Продуктивная деятельность «Игрушки для малышей» |
Январь | Формировать обобщающее понятие «родители», учить называть имена, отчества членов семьи; формировать бережное отношение к родным, заботу друг о друге. | Фотовыставка «Моя семья». Беседа «Моя семья», «Ласковые имена моих близких людей». Рассматривание семейных фотоальбомов. Чтение: К Ушинский «Петушок с семьей», Л.Квитко «Бабушкины руки», Н.Артюхова «Трудный вечер», В.Вересаев «Братишка», Р.Гамзатов «У меня есть дедушка…». С/р игра Семья» Чтение: «А.Барто «Машенька», «Е.Благинина «Аленушка», Д.Габе «Моя семья», В.Шуграев «Мама» | |
Февраль | Познакомить с обязанностями членов семьи, формировать и развивать стремление оказывать посильную помощь членам семьи. | Беседы о членах семьи и помощи им со стороны ребенка, культуре поведения. Мини-проект «Наши добрые дела» (приуроченный ко Дню доброты 17.02) Чтение: С.Михалков «Три копейки на покупку», Ю.Тувим «Овощи» С/р игры «Семья», «Семейный праздник» Продуктивная деятельность: «Моя любимая игрушка дома», «Вот какой наш дом» | |
Март | «Мой родной город» | Воспитывать любовь к родному краю; знакомить с красивыми местами родного города. | Целевая прогулка по близ лежащим улицам. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о родном городе. Беседы: «Как люди заботятся о красоте своего города». «Как мы участвовали в субботнике», «Какие дома есть в нашем городе». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». |
Апрель | Познакомить с социокультурной средой вблизи МБДОУ № 2 (Дом творчества, школа искусств, библиотека, скверы, парки, магазины и пр.), способствовать развитию и поддержанию интереса к повседневной жизни, расширению кругозора. | Целевые прогулки по близ лежащим улицам. Рассматривание иллюстраций: цирк, театр кукол, стадион. Беседы «Что есть в Нижневартовске для детей», «Как мы с родителями ходили в цирк (кукольный театр)», «Что вы видели в Нижневартовске». Чтение книг о Нижневартовске, писателях г. Нижневартовска. Экскурсия в музей, библиотеку. | |
май | Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках (день труда, день Победы). Воспитывать любовь к Родине. Воспитывать уважение к ветеранам войны. | Целевые прогулки по празднично украшенным улицам города. Беседы: «Как нижневартовцы готовятся к празднику?». Рассказ воспитателя «Кто такие ветераны». Рассматривание фотоиллюстраций на тему «Праздник в нашем городе». Мини-проект «Город будущего» | |
Июнь - август | Праздничное мероприятие «Волшебная ромашка», посвященное Дню защиты детей («Справочник старшего воспитателя», № 7 2010 г.) Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по закреплению полученных знаний (игровая, художественная, музыкальная, спортивная и пр.) | ||
Старшая группа | |||
Сентябрь | «Здравствуйте, это Я!» | Воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам. Объяснять на примере, что у каждого есть свое мнение, увлечение, которые необходимо уважать. | Беседы о сходстве и различии людей. Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы: «Почему девочки не играют в разбойников», «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек». Дид. игры «Я знаю 5 игр девочек (мальчиков)», «Вопрос-ответ», «Посмотрите на меня» Фотовыставка: «Автопортрет» |
Октябрь | «В гостях у Конвенции» | Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что у каждого ребенка есть права. Ввести в словарь детей понятие «конвенция». | Игра «Для чего этот предмет» Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и нарисовать эмблему к макету книги «Конвенция о правах ребенка». Экскурсия к стенду МБДОУ «Конвенция для детей». |
Ноябрь | «Всемирный день ребенка» (20.11) | Продолжать формировать у детей понимание того, что у каждого ребенка есть права. Познакомить с праздником, его историей. | Беседа «Каждый имеет право», «Мои права в семье и детском саду». Чтение А.Усачев «Приключения маленького человечка». Игровая программа «Азбука правоведения» (совместно с родителями). |
Декабрь | «Я, ты, он, она!» (право ребенка на имя, отчество и фамилию) | Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. | Игра «Назови ласково». Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка. |
Январь | «В кругу семьи» (право ребенка жить и воспитываться в семье) | Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. | Беседы с детьми «Моя семья», С/р игра «Семья».Игра «Кто где живет» Создание рукописной книги «В кругу семьи». Мини-проект «Герб моей семьи». |
Февраль | «Права и обязанности ребенка» | Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека. | Игра «Для чего этот предмет». Домашнее задание: с помощью родителей определить обязанности ребенка в семье. |
Март | «Мне хорошо, если у меня есть...» | Познакомить с правом на достойный уровень жизни. Способствовать установлению взаимосвязи между достойным уровнем жизни и обязанностями членов семьи. | Фотовыставка «Мой дом, моя комната». Беседы «Моя любимая игрушка (предмет интерьера, бытовая техника)» Рассказы детей о традициях семьи, обязанностях членов семьи. |
Апрель | «Под небом голубым» (право на свободу) | Формировать значимость свободы для человека. | Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино» Домашнее задание: вспомнить и записать с помощью родителей сказки и рассказы, где нарушаются права героев на свободу. Мини-проект «Я, нижневартовец, имею право!» |
май | «Сделал дело – гуляй смело» (право на отдых) | Познакомить с правом на отдых, правом собираться вместе. | Целевая экскурсия в дом детского творчества, парк и сквер. Беседа «Как мы отдыхаем с семьей», «Как я люблю отдыхать». Оформление фотовыставки «Моя семья на отдыхе» и фотоальбома «Праздник в нашей группе». Продуктивная деятельность из разных материалов «Мой двор», «Мои игрушки». |
Июнь - август | Праздничное мероприятие «Пусть всегда буду я!», посвященное Дню защиты детей («Справочник старшего воспитателя», № 6 2010 г.). Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по закреплению полученных знаний (игровая, художественная, музыкальная, спортивная и пр.) | ||
Подготовительная группа | |||
Сентябрь | «Наша дружная семья» | Формировать чувство коллективизма; понятие, что у всех детей есть общие и отличительные черты. | Беседа «Наша группа дружная», «Пока мы едины, мы не победимы». С/р игры «Детский сад», «Семья». Составление коллективного портрета группы. Составление герба группы. |
Октябрь | «Мы все разные, мы все равные» | Формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей; понятие о том, что все люди равны независимо от национальности и веры. | Рассматривание иллюстраций, атласов, карты мира. Чтение художественных произведений разных народов мира. Виртуальное путешествие вокруг Земли. Выставка рисунков «Люди планеты Земля». Мини-проект «Все люди на большой планете должны всегда дружить!» |
Ноябрь | Международный день толерантности. (16.11) | Познакомить с понятием «толерантность» (терпимость). Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. | Рассказ воспитателя «Что такое толерантность». Чтение «Вовка добрая душа». Игры «Спиной друг к другу», «Что там за спиной», «Где мы были, мы не скажем». Спортивные командные игры (игры в парах). |
Декабрь | «Право на защиту» | Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту. | Рассказ воспитателя. Дидактические игры «Пожалей товарища». Рассматривание пиктограмм настроения. Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка. |
Январь | «Как важно быть грамотным» (права ребенка на образование) | Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека | Игра «Вставьте слово». Домашнее задание: Нарисовать детский сад. Экскурсия в МОУ СОШ № 21 |
Февраль | «Моя тайна» (право на жилье, пищу, личное имущество) | Познакомить детей со статьей о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища. | Игра «Кому какой дом», Игра "Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем». Домашнее задание Рисование «Мой дом». Целевая прогулка по близ лежащим улицам, рассматривание домов. |
Март | «Если что у вас болит, вам поможет Айболит!» (право на медицинскую помощь и охрану здоровья) | Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход. | Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь». Целевая прогулка к детской поликлинике № 1, в кабинет старшей м/с МБДОУ. Мини-проект «Спорт любить – здоровым быть!» Домашнее задание: Нарисовать крупно номер телефона скорой помощи. |
Апрель | «Непосильное задание» | Ввести в активный словарь детей понятия: «непосильный труд», «тяжелый физический труд»; формировать понятие о том, что непосильный труд может нанести вред здоровью. | Труд на экспериментально-опытном участке – огороде (посадка рассады, рыхление, полив). Беседа «Труд членов моей семьи», «Мой труд на благо семьи (страны)». С/р игры по теме «Разные профессии» |
май | «Мы тоже имеем право!» | Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах детей. Обобщить знания основных статей Конвенции. | Продуктивная деятельность «Мои права и обязанности», оформление выставки детского творчества. С/р игры «Семья», «Больница», «Детский сад» и пр. |
2. Работа с педагогами по повышению правовой культуры
Форма работы | Тема | Цель | Сроки | Ответственный |
Совещание с руководителем | Формирование единого представления о защите прав детей в ДОУ | сентябрь | заведующий, зам.зав. по ВМР | |
Семинары | «Конвенция ООН о правах ребенка. Её основные положения» | Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе. Ознакомление с НПБ. | октябрь декабрь февраль | зам.зав. по ВМР |
«Правовой статус ребенка» | Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах человека. | |||
«Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка» | Определение функциональных обязанностей ОУ, работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей. | |||
Педагогический совет | «Правовое воспитание дошкольников – миф или реальность» | Содержание, методы, технологии по правовому воспитанию детей, повышение правовой культуры педагогов | октябрь | заведующий, зам.зав. по ВМР |
Деловая игра | Справочное педагогическое бюро «Защита прав и правовое воспитание ребенка» | Закрепить знания педагогов по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка» | январь | ст. воспитатель |
Конкурс | «Слабое звено» | Уточнить, закрепить знания педагогов о правах человека | май | ст. воспитатель |
Заседание творческой группы | Планирование работы по содержанию и формам работы с детьми среднего, старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию. | В течение года | зам.зав. по ВМР -руководитель проекта | |
Тематический контроль | Состояние развивающей среды, способствующей правовому воспитанию дошкольников. | февраль | ст. воспитатель |
3. Работа с родителями (законными представителями) воспитанников по повышению правовой культуры
Форма работы | Тема | Цель | Сроки | Ответственный |
Информационное поле | Папки – ширмы «Нормативные основы прав детей» | Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей. | сентябрь | воспитатели |
стенд «Права ребенка» | ноябрь | заведующий МБДОУ | ||
Памятки, листовки «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Искусство быть родителем», «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Правовое воспитание в семье» | в течение года | педагог – психолог, воспитатели, старший воспитатель | ||
Родительские собрания | Встречи с представителями организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав детей | Повышение ответственности родителей за воспитание детей | По плану | Воспитатели |
Разработка общегрупповых традиций | Вовлечение в процесс воспитания и развития детей | в течение года | воспитатели | |
Досуговая деятельность | Тематические праздники, выставки детского рисунка, мероприятия ДОУ. | Вовлечение в процесс воспитания и развития детей | в течение года | воспитатели, муз. руководитель, инструктор по ФИЗО |
Анкетирование | «Как мы понимаем своих детей», «Я и мой ребенок», «Ребенок и игра» | Анализ детско-родительских отношений в семье | в течение года | воспитатели, педагог - психолог |
Лекторий | «Каждый ребенок имеет право», «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Общение между нами и детьми» | Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей. | в течение года | Заведующий МБДОУ, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель, воспитатели, педагог – психолог, |
4. План работы педагога – психолога по защите прав ребенка
Цель | Дети | Педагоги | Родители |
Изучение детско-родительских отношений | Методики: «Рисунок семьи», «Цветопись» Тесты: «Подставные лица», «День рождения» Интервьюирование детей «За что вас родители хвалят и наказывают?» (запись на магнитофон для родительского клуба) | Анкетирование: «Как мы понимаем своих детей», «Я и мой ребенок», «Ребенок и игра» Диагностика детско-родительских отношений (авт. Варга-Столин) | |
Профилактика пренебрежительного и жестокого отношения к детям | Тренинги для снятия психо-эмоционального напряжения (релаксация, игротерапия) | Тесты: «Направленность личности педагогов», «Самооценка затруднений в общении с родителями» | Индивидуальные консультации (по результатам диагностики детей и родителей) |
Расширение психологических и правовых знаний. | Формирование социально-коммуникативных навыков через социализирующие игры, тренинговые занятия. | Тренинги: «Особенности работы с тревожыми детьми», «Взаимодействие с агрессивными детьми». Консультация «Классификация нервных нарушений у детей и их проявления». Деловая игра: «Права ребенка. Что это такое?» | Родительский клуб: «Искусство хвалить», «Право на любовь». Совместные консультации специалистов и врача-психиатра по выбору ДОУ. |
Индивидуальные консультации об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на различных стадиях развития. | |||
Спектакли для родителей «О правах – играя», «Ты и твое имя», «Право на любовь» |
V. Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате работы по формированию правовой грамотности у ребенка-дошкольника ожидается:
1. вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков.
На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение во время организованной и совместной деятельности с педагогом (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);
2. развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
Данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей.
4. формирование у детей навыков организованного поведения, образовательной и трудовой деятельности в условиях семьи.
Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995.
- Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
- Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
- Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.
- Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.
- Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
- Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.; Академия, 2000 - 252с.
- Методика правового воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
- Мордовец А.С., Магометов А.А., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.
- Репина Е.А. Общение детей и детском саду и семье. - М.: Педагогика, 1990. -152с.
- Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). - М.: «Прогресс», 1989, - 400с
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
для самых маленьких" Ладошки множества детей сердца согреют всех людей"
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение.Игры с крупой полезны для мелкой моторики малыша. На мой взгляд, рисование на манки не только полезно, а еще и очень приятно....
Проект в средней группе по теме «Маленьким детям - большие права»
Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста....
Проект по приоритетному направлению «Большие права в маленькой ладошке»
Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое...
Мастер класс "Маленькие Ладошки"
Мастер класс "маленькие ладошки"...
Проект в старшей группе детского сада "Маленьким детям- большие права"
Проект "Маленьким детям - большие права"Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правильного поведен...
ПРОЕКТ «МАЛЕНЬКИМИ ЛАДОШКАМИ - ЦЕЛЫЙ МИР»
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....
Приоритетное направление по теме:"Маленькие патриоты". Беседа"Домашний адрес".
Цель:учить детей решать проблемные ситуации. ...